Лэпбук к уроку русского языка в 4 классе «Имя существительное»
Лэпбук «Имя существительное»
В лэпбуке даются материалы к урокам русского языка в 4 классе по теме «Имя существительное».
Цель: обобщение и систематизация знаний по теме «Имя существительное».
1 страница
1. Правило «Что такое имя существительное» с указанием, что может называть имя существительное.
Название предметов и вещей (стол, потолок, подушка, ложка)
Названия живых существ (собака, человек, ребенок, учитель)
Названия действий и состояний (рождение, смех, грусть, сон)
Названия веществ (золото, вода, воздух, сахар)
Названия признаков и отвлёчённых свойств (белизна, свежесть, синева)
Название явлений природы и жизни (дождь, ветер, война, праздник)
2. Падежи (с указанием вопросов, предлогов, слов-помощников)
3. Как запомнить падежи (запоминалки)
Иван Родил Девчонку Велел Тащить Пеленку.
Ира Работящая Девушка Витя Тоже Прилежный.
Иван Рубил Дрова, Василиса Топила Печь.
Ирина Родила Девочку Верочку, Толстую, Пузатую.
Иван Рубил Дрова, Велел Тащить Пилу.
2 страница
1. Несклоняемые имена существительные.
Пони, радио, такси, пальто, какаду, жюри, кенгуру, интервью, пианино, пюре, кино, домино, кафе, шоссе, колибри.
2. Правило написания падежных окончаний имен существительных.
3. Тренажер «Падежные окончания имен существительных». Нужно вставить на карточке пропущенную букву в окончании существительного, используя буквы бегунка. При необходимости, можно воспользоваться таблицей-подсказкой внутри тренажера.
Упал с крыш…, недалеко от деревн…, без радост…, вышел из кухн…, купались в речк…, на стройк…, жил у тет…, ехал на лошад…, на мороз…, подошли к сторожк…, собирай по ягодк…, без медал…, отбежал от собак… о медвед…, из варежк…, хвоя на елк…, в спортзал…, о встреч…, рад встреч…, на тренажёр…, о рол…, бегали по площадк…, в коллектив…, в зоопарк…, шли по тропинк…, в лодк… , по памят…, гуляли по алле…, на майк…, к берез…
4. Имена существительные общего рода.
Валя, Женя, Саша, грязнуля, ябеда, тихоня, врач, неряха, задира, умница, соня, плакса, выскочка, подлиза, жадина, непоседа, судья, капризуля, зазнайка, сирота, сластена.
5. Игра «Волшебный круг».
В игре участвуют 2-4 ученика. Вынимая из конверта фишку со словом, они кладут ее в круг и определяют род, число, падеж, склонение имен существительных, использую стрелки на круге. Если отвечают правильно, берут фишку себе. Выигрывает тот, кто набрал большее количество фишек.
На ночь, за полями, к звездам, лопата, к кувшинам, по жизни, топорам, от старости, лета, великанам, о мечте, от машин, лень, коровы, без ведра, к картине, к котёнку, для мыши, из-за стебля, о Родине, нет совести, к счастью, гостям, портрета, югу, на неделе, в поле, из села, на горы, от квартиры.
6. Тренажер «Имена существительные одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные».
В игре участвуют 2-4 ученика. Вынимая из конверта фишку со словом, с помощью двух бегунков они определяют одушевленное или неодушевленное, собственное и нарицательное имя существительное. Выигрывает тот, кто набрал большее количество фишек.
3 страница.
1. 3 склонения имен существительных – таблица.
2. Имена существительные, которые употребляются только в единственном или только во множественном числе.
Сахар, мёд, чай, масло, вода, серебро, сталь, север, юг, запад, восток, январь, май, июль, дружба, уважение, печаль, горе, боль, радость, нежность, смелость, отвага, синева, красота, шум, детство, молоко.
Белила, румяна, консервы, сливки, щи, обои, опилки, пятнашки, прятки, городки, будни, сутки, сумерки, потёмки, заморозки, шорты, джинсы, сани, салазки, санки, перила, клещи, кусачки, носилки, брюки, ножницы, очки, грабли, шахматы, часы.
3. Игра «Крестики-нолики»
Принцип игры такой же, как в обычной игре. Но есть обязательное условие – фишку с картинкой можно класть лишь предварительно определив склонение существительного, изображенного на фишке и положить ее можно только в свое склонение.
Правила и таблицы, расположенные на страницах, помогут работать с тренажерами и в играх.
Используемые источники:
Устинова Валентина Ивановна