12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовал
Коновалова Галина Владимировна58

Конспект урока по теме "Мощность".

Цель урока:

Ввести понятие мощности.

Задачи урока:

Научить учащихся рассчитывать мощность.

Формировать умение применять знания на практике.

Развивать логическое мышление, внимание, память.

Проверить степень усвоения полученных знаний.

 

Тип урока: комбинированный урок с элементами игровой деятельности.

Оборудование и программное обеспечение к уроку:

АРМ учителя, мультимедийный проектор, 8-9 АРМ ученика

Презентация «Мощность».

Тест МР в Excel.

Карточки для самостоятельной работы учащихся.

Лента измерительная, динамометр, трибометр, набор грузов.

Формы работы на уроке: фронтальная, работа в парах.

 

План урока

Оргмомент (0,5 мин).

Проверка и контроль домашнего задания (6 мин).

Изучение нового материала (18 мин).

Закрепление нового материала (14 мин).

Домашнее задание (1 мин).

Подведение итогов. Рефлексия (0,5 мин).

 

Ход урока

1. Организационный момент (1 мин).

2. Проверка и контроль домашнего задания (6 мин).

Фронтальная проверка выполнения домашнего задания консультантом до урока и отметка о выполнении в тетради «Результаты выполнения домашних заданий» (выявление учащихся плохо справившихся или не выполнивших домашнее задание).

На уроке:

Объявление результатов проверки домашнего задания и назначение слабоуспевающим ученикам времени для дополнительного занятия.

8-9 учащихся в режиме интерактивного контроля выполняют тест за компьютерами (см. файл тест МР).

Рис. 1

Остальные учащиеся выполняют работу на карточках (по образцу) в тетрадях для самостоятельных работ. Образец выполнения работы представлен на доске.

Карточка образец выполнения самостоятельной работы. Слайд 1.

Карточка №1

Ситуация. Буксирный катер тянет баржу с одного причала на другой, расстояние между которыми 1000 м, действуя с силой 5000 Н. Найдите значение механической работы, совершаемой катером.

Способ выполнения

Решение ситуации

1. Выделите тело, механическую работу которого требуется найти

Требуется найти механическую работу, совершаемую катером при буксировке баржи.

2. Установите, на какое тело воздействует выделенной тело.

Катер действует на баржу силой тяги.

3. Выделите участок движения, на котором производится воздействие.

Совершается работа по перемещению баржи от одного причала к другому.

4. Найдите значение силы (F).

Сила тяги катера F=5000 H

5. Найдите значение угла между направлением движения и направлением силы и выберите формулу для расчёта механической работы.

Сила тяги направлена вдоль траектории,

α =0, A=FS

6. Найдите пройденный путь S.

Пройденный между причалами путь

S=1000 м

7. Рассчитайте произведение A=FS

А= 50001000 Дж= 5∙106Дж

8. Сформулируйте ответ.

Механическая работа катера (силы тяги) по перемещению баржи между причалами равна 5 МДж.

Самостоятельная работа (раздаётся ученикам)

Общий вопрос. Найдите значение механической работы, совершаемой телом.

Задание №1. Хоккеист ударил по шайбе, и она по инерции прокатилась по льду 20 м. Сила удара по шайбе 100 Н.

Задание № 2. Автомобиль весом 20 кН после выключения двигателя останавливается под действием силы трения 4кН, пройдя путь 20 м (СО Земля, дорога).

Задание № 3 Штангист держит штангу весом 2 кН на высоте 2,5 м.

Задание № 6. Подъёмное устройство подняло пианино массой 300 кг в окно 5 этажа, расположенное на высоте 16 м над тротуаром.

Фамилия, Имя______________________________________________

№ задания_____________

Способ выполнения

Решение ситуации

1. Выделите тело, механическую работу которого требуется найти

 

2. Установите, на какое тело воздействует выделенной тело.

 

3. Выделите участок движения, на котором производится воздействие.

 

4. Найдите значение силы (F).

 

5. Найдите значение угла между направлением движения и направлением силы и выберите формулу для расчёта механической работы.

 

6. Найдите пройденный путь S.

 

7. Рассчитайте произведение A=FS

 

8. Сформулируйте ответ.

 

3. Изучение нового материала (18 мин).

Актуализация темы урока. Слайд 2 и 3

Учитель: «И вечный бой! Покой нам только снится.
Сквозь кровь и пыль…
Летит, летит степная кобылица
И мнет ковыль…
И нет конца! Мелькают вёрсты, кручи…
Останови! …Покоя нет! Степная кобылица несется вскачь!»
А.Блок «На поле Куликовом» (июнь 1908 г).

Вопрос: 1.Как вы думаете, имеет ли какое-то отношение лошадь к автомобилю и к физике? Какое?

Ожидаемый ответ: Мощность автомобиля измеряется в лошадиных силах.

Учитель: Учитывая, что мощность - это физическая величина, сегодня на уроке мы с вами узнаем всё об этой замечательной физической величине. Записываем число и тему урока в тетрадь.


Разбор примеров применения различных механизмов человеком, которые многократно усиливают его физические возможности. Слайд 4. (слайд анимированный)

Рис. 2.

Вывод: Для характеристики быстроты совершения работы в физике введена специальная величина – мощность.

Определение, формула, единица измерения величины. Слайд 5,6,7 (слайд 5 анимированный)

Рис. 3.

Разбор примеров разных мощностей у различных механизмов по таблице 9 стр. 160 учебника.

Вопросы:

Мощность какого двигателя, представленного в таблице, имеет наименьшее значение? Наибольшее значение?

Во сколько раз мощность двигателя танка больше мощности двигателя автомобиля «Москвич»?

Какова мощность, развиваемая мухой в полёте?

Вывод формулы для расчёта мощности равномерно движущегося автомобиля. Слайд 8,9,10. (слайды анимированные)

Рис. 4

Дополнительный материал к уроку.

Актуально показать учащимся пример заполнения техпаспорта автомобиля, т.к. очень важной характеристикой в нём является мощность мотора автомобиля (от мощности мотора зависит не только резвость вашей «лошадки», но взимаемый ежегодный налог за дорогу). Слайд 10.

Рис. 5

Вернёмся к началу урока и вспомним, что мощность также можно измерять и в несистемных единицах, т.е. в «лошадиных силах». Выясним историю появления этой единицы измерения мощности. Слайд 11.

Рис. 6.

Рассмотрим взаимосвязь между системной и несистемной единицами измерения мощность. Слайд 12.

Рис. 7.

Закрепление пройденного материала (14 мин).

Игра «Третий лишний»

Цель игры: активизировать внимание учащихся на умении находит отличия представляемых формул, единиц измерения, определений, понятий и т.д. (задание для игры подобрано в соответствии с изученными темами «Работа силы» и «Мощность»)

Карточки задания для игры: Слайды 13-17. см. рис.8

Рис. 8.

Слайды анимированы так, что при выборе учащимся карточки, она исчезает, а за ней высвечивается ответ выбора.

б. Решений заданий после § 27, стр. 161. Для решения каждого задания один ученик из класса вызывается к доске, а остальные выполняют задание в тетрадях. Слайды 18-20

Цель задания: отработать навык перевода единиц, научиться извлекать недостающие величины из таблиц, выполнять сравнения.

Рис. 9.

Домашнее задание.

Задачи в конце § 27 стр. 161 (1-4), в рабочей тетради задание № 67.

Опорный конспект «Механическая работа. Мощность». (раздаётся учащимся на карточках). См. рис 10.

Рис. 10.

6.Подведение итогов урока. Рефлексия. (0,5 мин).

Ребята у вас на партах лежат желтые, зелёные и красные флажки.

Красный – тема очень сложная и мне нужна дополнительная работа с учителем по этой теме.

Жёлтый – тема сложная, но мне достаточно ещё раз самому сесть и прочитать параграф учебника. Почитать конспекты. Выполнить вдумчиво домашнее задание.

Зелёный – тема несложная. Я легко справлюсь с домашним заданием.

Поднимите тот, который ближе всего отражает ваше настроение в конце урока.

Список литературы, использованный при составлении конспектов по теме «Мощность»

Физика: механика с основами общей астрономии: учеб. для 8класса общеобразоват. учреждений/ А.А. Фадеева, А.В.Засов, Д.Ф. Киселёв; под ред. А.А. Фадеевой; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, Изд-во «Просвещение»,2007.

Рабочая тетрадь по физике для 8 класса общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2007.

Буров В.А., Зворыкин Б.С., Покровский А.А., Румянцев И.М.Фронтальные лабораторные занятия по физике в средней школе. – М.: Просвещение, 1970.

Хорошавин С.А.Физический эксперимент в школе.– М.: Просвещение, 1988.

Сборник задач по физике для 7-9 классов общеобразовательных учреждений./ В.И. Лукашик, Е.В. Иванова. – 14-е изд. – М.: Просвещение, 2001.

Физика. Интенсивный курс. Для школьников и абитуриентов –СПб.: ООО «Виктория плюс», 2004.

И. Я. Ланина. Формирование познавательных интересов учащихся на уроках физики: Кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 1985.

Современный урок физики в средней школе /В.Г. Разумовский, Л.С. Хижнякова, А.И. Архипова и др.; Под ред. В.Г. Разумовского, Л.С. Хижняковой. – М.: Просвещение, 1983.

Методика преподавания физики в средней школе: Механика; пособие для учителя. Под ред. Э.Е. Эвенчик. Издание второе, переработанное. – М.: Просвещение, 1986.

А.Е. Марон. Опорные конспекты и дифференцированные задачи по физике 7-9 класс. Изд-во «Просвещение», 2008.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.