"Мотивационные технологии в профессиональном развитии педагогов".
УДК 330.
Мотивационные технологии в профессиональном развитии педагогов.
Ширинкина О.А.
УрГПУ г. Екатеринбург, МАОУ «Гимназия №25» г. Ревда, e-mail: shirinkina.olg@ya.ru
Цель исследования определение и обоснование сущности, содержания и структуры мотивационных технологий в управлении педагогическим коллективом образовательного учреждения.
Аннотация.
Для системы российского образования определены стратегические приоритеты, реализация которых предполагает поэтапные системные инновационные изменения.
Цель исследования: определение и обоснование сущности, содержания и структуры мотивационных технологий в управлении педагогическим коллективом образовательного учреждения.
Программа исследования была реализована при использовании следующих материалов и методов:
теоретические: анализ психолого-педагогической и управленческой литературы, изучение и анализ исследований, выполненных в области педагогики и управления образовательным учреждением;
эмпирические: диагностирование уровня смотивированности педагогического коллектива образовательного учреждения; анкетирование, самооценка, эксперимент, наблюдение, анализ собственных исследований, математические расчеты.
Результаты и их обсуждение: заключается в том, что:
установлено несоответствие между системой мотивации педагогического коллектива, традиционно сложившейся в образовательном учреждении и методами деятельности руководителей в управлении педагогическим коллективом, не адекватным современной образовательной ситуации;
апробированы методы и формы реализации мотивационных технологий в управлении педагогическим коллективом образовательного учреждения.
Опытно-поисковую базу исследования составили образовательные учреждения г. Екатеринбурга (МОУ Гимназия № 13, 37); г. Ревда (МОУ Гимназия № 25); г. Сургут (МОУ Лицей № 2, МОУ Гимназия № 10, г. Краснотурьинск Свердловской области (МДОУ № 34).
Заключение. Для достижения эффективных мотивационных технологий в управлении педагогическим коллективом в образовательном учреждении необходимо обладать определенными мотивационными ресурсами. Практическая значимость исследования заключается в том, что:
установлено несоответствие между системой мотивации педагогического коллектива, традиционно сложившейся в образовательном учреждении и методами деятельности руководителей в управлении педагогическим коллективом, не адекватным современной образовательной ситуации;
апробированы методы и формы реализации мотивационных технологий в управлении педагогическим коллективом образовательного учреждения.
Материалы исследования могут быть использованы в процессе повышения квалификации руководителей и педагогов образовательного учреждения и практике управления образованием.
Ключевые слова: компетенция, педагоги, педагогическая деятельность, педагогический процесс, мотивация.
Motivation technologies in the professional development of teachers.
Shirinkina O.A.
The Urals State Pedagogical University, gymnasium №25, Revda, e-mail: shirinkina.olg@ya.ru
Abstract.
This study investigates the significance of professional development and teacher motivation in the effective utilization of mobile technology in language instruction. It explores how these variables have a significant impact on the adoption and utilization of technological tools in language teaching. The study investigates the relationship between teachers’ motivation and the importance of comprehensive professional development programs that encompass pedagogical approaches and proficiency in mobile technology.
The purpose of this work is to study the motivational characteristics of preschool teachers with different levels of digital literacy.
Methodology and discussion:1. Motivational characteristics of teachers with different levels of digital literacy may have statistically significant differences. 2. There is a significant difference in the level of readiness for creative and innovative activities among teachers with different levels of digital literacy. 3. There is a relationship between the readiness for professional and pedagogical self-development and motivation for success.
Results. By emphasizing the crucial role of teacher motivation in integrating mobile technology in educational settings, this study significantly contributes to the existing body of literature. The current findings not only offer new insights into the relationship between teacher motivation and technical proficiency but also corroborate earlier studies by demonstrating a significant positive correlation between the two.
Conclusions. Thus, the comparative analysis made it possible to determine significant differences in the level of readiness for professional self-development, achievement motivation, orientation towards success or avoidance of failure among teachers who have different attitudes towards the use of digital technologies and resources in work
Keywords: competence, teachers, pedagogical activity, pedagogical process, motivation.
Введение. В современных условиях число проблем и порожденных ими новых задач, работать над решением которых приходится образовательным учреждениям, неуклонно возрастает [1, c.190]. Многие из них принципиально новы и не могут быть решены на основе сложившегося опыта педагогического коллектива образовательного учреждения, что усложняет педагогическую и управленческую деятельность.
В основе управленческой и образовательной деятельностей лежат инновационные процессы, поэтому руководителям и педагогам необходимо обладать определенными умениями и навыками в области механизмов создания и внедрения инноваций (управленческих, содержательных, технологических) [2, с. 75]. Цель исследования: определение и обоснование сущности, содержания и структуры мотивационных технологий в управлении педагогическим коллективом образовательного учреждения.
Программа исследования была реализована при использовании методов:
теоретические: анализ психолого-педагогической и управленческой литературы, изучение и анализ исследований, выполненных в области педагогики и управления образовательным учреждением;
эмпирические: диагностирование уровня мотивации педагогического коллектива образовательного учреждения; анкетирование, самооценка, эксперимент, наблюдение, анализ собственных исследований, математические расчеты.
Научная новизна исследования заключается в том, что:
обоснована необходимость исследования мотивационных технологий в управлении педагогическим коллективом образовательного учреждения и методологических подходов к их реализации в условиях конкретного ОУ;
определены сущность, содержание и структура мотивационных технологий в управлении педагогическим коллективом образовательного учреждения;
благодаря системному подходу определены требования к управленческой деятельности руководителя ОУ и содержанию его подготовки по реализации мотивационных технологий в управлении педагогическим коллективом образовательного учреждения.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что оно вносит вклад в теорию и практику управления педагогическим коллективом образовательного учреждения[3, c. 164]:
научно обоснована необходимость реализации мотивационных технологий в управлении педагогическим коллективом образовательного учреждения;
определены методы и формы реализации мотивационных технологий в управлении педагогическим коллективом образовательного учреждения;
определены профессионально-функциональные знания, умения, навыки руководителя ОУ, позволяющие определить эффективность реализации мотивационных технологий в образовательном учреждении в управлении педагогическим коллективом[4].
Практические результаты исследования и их обсуждение заключается в том, что:
установлено несоответствие между системой мотивации педагогического коллектива, традиционно сложившейся в образовательном учреждении и методами деятельности руководителей в управлении педагогическим коллективом, не адекватным современной образовательной ситуации[5, 6];
апробированы методы и формы реализации мотивационных технологий в управлении педагогическим коллективом образовательного учреждения.
Материалы исследования могут быть использованы в процессе повышения квалификации руководителей и педагогов образовательного учреждения и практике управления образованием[7, с.158].
Опытно-поисковую базу исследования составили образовательные учреждения г. Екатеринбурга (МОУ Гимназия № 13, 37, 207, 210; МОУ СОШ № 11, 20, 52, 60, 62, 97, 106, 148, 167, 171, 201, 219); г. Ревда (МОУ Гимназия № 25, МОУ СОШ № 1, 2, 3, 4, 7, 8, 9, 10, 11, 13, 21, 28, 29); г. Сургут (МОУ ДОД центр детского творчества, МОУ Лицей № 2, МОУ Гимназия № 10, МОУ СОШ № 33, МДОУ № 1, 5, 19, 55); г. Ханты-Мансийск (МДОУ № 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 12, 14, 16, 20, 21); г. Краснотурьинск Свердловской области (МДОУ № 34, 42); г. Серов (МДОУ № 3, 9, 38); г. Асбест (МОУ СОШ № 1, 4, 16).
Основной базой является Уральский государственный педагогический университет, реализующий программы повышения квалификации заместителей руководителей и руководителей образовательных учреждений Свердловской области. За время проведения эксперимента (2014 – 2017 гг.) на разных этапах опытно-поисковой работы приняли участие 590 педагогов и специалистов образовательных учреждений, из которых 55 руководителей образовательных учреждений.
Апробация и внедрение в практику исследования результатов исследования осуществлялись в процессе опытно-поисковой работы в образовательном учреждении, а также обсуждались на заседаниях кафедры теории и практики управления организацией в образовании Уральского государственного педагогического университета. Материалы исследования представлялись на семинарах руководителей образовательных учреждений г. Ревды и г. Екатеринбурга.
Основные идеи и опыт разработки указанной проблемы был представлен на конференциях и материалы опубликованы в сборниках: 2015г. - V Международной Сибирской школы молодого ученого (Томск); всероссийской научно-практической конференции "Психолого-педагогические исследования в системе образования" (Челябинск); международной научно-практической конференции «Модернизация отечественного педагогического образования: проблемы, подходы, решения» (Таганрог); международной научно-практической конференции «Личностно развивающее профессиональное образование» (Екатеринбург); 2016г. - VII Всероссийской научно-практической конференции «Интеграция методической (научно-методической) работы и системы повышения квалификации кадров» (Челябинск); 2017г. - всероссийской научно-практической конференции «Инновационные образовательные технологии в системе непрерывного образования» (Екатеринбург); международной научной конференции «Современное образовательное пространство: проблемы и перспективы» (Екатеринбург).
Заключение
Проблема изучения мотивационных технологий выступает как одна из актуальных в системе педагогического и управленческого знания.
Мотивационные технологии могут быть подразделены на ряд групп. Каждая группа основывается на определенном подходе к работе с педагогами, основанном на специфической системе взглядов на человека. В рамках каждой группы существует довольно большой набор мотивационных технологий, позволяющих решить разнообразные управленческие проблемы, так как ориентированы на личностно-профессиональное развитие педагогического коллектива .
– Группа административных и экономических мотивационных технологий:
а) технология учета всех составляющих индивидуального вклада педагогов в оценку его труда и, в частности, в оплату труда;
б) технология представления возможности участия в инновационной деятельности всем группам педагогов;
в) технология развития всех групп педагогов, в том числе использование всех их потенциальных способностей для наращивания трудового, в том числе и творческого потенциала;
г) технология реализации принципа обучающегося образовательного учреждения посредством участия в этих процессах каждого учителя;
д) технология участия образовательного учреждения в жизнеобеспечении педагогического персонала на всех этапах жизненного пути;
е) технология сохранения педагога в образовательном учреждении при различного рода модернизациях и участие в устройстве его судьбы в случае экономических потерь или другого рода форс-мажорных обстоятельств.
– Группа организационные мотивационные технологии:
а) технология вовлеченности в управление образовательным учреждением большей части педагогического персонала или даже всего педагогического коллектива и тем самым обеспечить благоприятные условия для своего рода творческого тренинга, т.е. обеспечить творческое видение всего происходящего в образовательном учреждении с любого уровня иерархии педагогического персонала;
б) технология укрепления связи с общественностью (перейти к диалогу в области маркетинга образовательных услуг);
в) технология формирования экспертных групп, ориентированных на оценку и разработку управленческих решений на всех иерархических уровнях образовательного учреждения;
г) технология создания различного рода структуры для повышения квалификации и общего развития педагогического персонала;
д) технология формирования проектных команд из специалистов, находящихся на различных иерархических уровнях управления (вертикальные проектные группы);
е) синергетические технологии участия в управлении (такие как мозговая атака, игры, конкурентные отношения между образовательными учреждениями и т.д.).
– Группа социально-психологических и духовно-нравственных мотивационных технологий:
а) технология важной стимулирующей основы становления потребности в доверии со стороны образовательного учреждения (авторитетных) структур;
б) технология потребности в признании;
в) технология защищенности и самоутверждения педагогов;
г) технология самореализации педагогического коллектива;
д) технология толерантного отношения друг к другу в педагогическом коллективе.
– Группа информационно-коммуникативных мотивационных технологий:
а) технология автоматизированных обучающих систем для мотивации педагогического коллектива;
б) технология интерактивных программ для повышения квалификации педагогов образовательного учреждения;
в) технологии мультимедиа и гипертекстовые технологии;
г) телекоммуникационные проекты.
Все группы административных и экономических, мотивационных, организационных, социально-психологических, духовно-нравственных и информационно-коммуникативных технологий проявляются в возможности достижения позитивных, а также избежания отрицательных с социальной и экономической точек зрения изменений в системе мотивации в образовательном учреждении. К числу позитивных мы можем отнести следующие изменения:
обеспечение педагогическому персоналу надлежащего уровня и качества жизни (благоприятные условия труда, достойная заработная плата, необходимые социальные услуги и пр.);
создание условия для реализации и развития индивидуальных способностей педагогов;
достижение степени свободы и самостоятельности (возможность принимать решения, определять методику выполнения заданий, устанавливать график и интенсивность работы и пр.);
создание благоприятного социально-психологического климата (возможности для коммуникации, информированность, относительная бесконфликтность отношений с руководством и коллегами и пр.).
К числу предотвращенных отрицательных изменений можно отнести:
ущерб, наносимый здоровью персонала неблагоприятными условиями труда (профессиональные заболевания, несчастные случаи на работе и пр.);
ущерб, наносимый личности педагога (интеллектуальные и физические перегрузки и недогрузки, стрессовые ситуации и пр.);
Характеристику всех мотивационных технологий представим в разрезе отдельных подсистем управления педагогическим персоналом образовательного учреждения.
Подсистема планирования и маркетинга педагогического персонала:
наиболее полное использование потенциала педагога в образовательном учреждении;
обеспечение соответствия содержания педагогического труда индивидуальным способностям и интересам педагогов;
снижение негативных последствий высвобождения педагогов;
обеспечение стабильности педагогического персонала;
формирование благоприятного имиджа образовательного учреждения.
Подсистема найма и учета педагогического персонала:
обеспечение найма педагогического персонала, способного быстро адаптироваться к образовательному учреждению;
использование персонала в соответствии с индивидуальными интересами, способностями и возможностями;
повышение обоснованности кадровых решений по перемещению педагогического коллектива.
Подсистема условий педагогического труда:
соблюдение требований психофизиологии, эргономики и технической эстетики;
реализация требований стандартов охраны и техники безопасности и санитарно-гигиенических требований;
повышение уровня гуманизации труда.
Подсистема трудовых отношений:
своевременное выявление проблем в групповых и индивидуальных взаимоотношениях;
соблюдение этических норм взаимоотношений;
формирование механизмов координации работ по решению проблем социально-трудовых отношений.
Подсистема развития педагогического коллектива:
всесторонняя адаптация педагогического персонала к условиям работы в образовательном учреждении;
повышение содержательности педагогической деятельности;
развитие индивидуальных способностей учителей;
Таким образом, основное назначение мотивационных технологий в управлении педагогическим коллективом образовательного учреждения состоит в том , что воздействие факторов внутренней среды оказывает большое влияние на вторичные, приобретенные потребности, а факторы внешней среды, большей частью прямого воздействия – на первичные мотивационные потребности, такие как материальные и потребности в безопасности.
Список литературы.
Бакурадзе А.Б. Мотивация труда педагогов. – М.: Сентябрь, 2015. – 192 с.
Национальный проект «Образование»: Нормативные правовые документы. – М.: ТЦ Сфера, 2021. – 80 с.
Ушаков К.М. Подготовка управленческих кадров образования. – М.: Сентябрь, 2019. – 176 с.
Ширинкина О.А. Конкурентоспособность педагогических кадров в образовательном учреждении// Модернизация российского образования: сб. ст. – Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2019. – Т. XVII. - С. 358-363.
Ширинкина О.А. Современные мотивационные технологии в сфере подготовки педагогического персонала// Современные технологии в российской системе образования: сборник статей IV Всероссийской научно-практической конференции. - Пенза: РИО ПГСХА, 2020. – С. 197-199.
Ширинкина О.А. Мотивационные технологии как условие повышения качества инновационного образования// Инновационные процессы в сфере высшего профессионального образования. Доклады Всероссийской научно-практической конференции/ УрГПУ; Екатеринбург, 2022.- С. 254-260.
Якобсон П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. М.: Просвещение, 2016.-164с.
9