Проблема профессионального выгорания педагога профессиональной образовательной организации

2
0
Материал опубликован 20 September 2022 в группе

ПРОБЛЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ.

Клочкова О.Е.

ГБПОУ «Курсавский региональный колледж «Интеграл»

с. Курсавка, Ставропольский край

Не очень новая, но весьма актуальная шутка: раньше на работе горели, сейчас выгорают.

Современный педагог должен идти «ногу со временем». На освоение нового содержания учебных дисциплин, инновационных форм и методов преподавания, поиски эффективных путей воспитания в условиях постоянных изменений, происходящих в обществе и информационном поле преподаваемого предмета способен только психологически здоровый, профессионально компетентный, творчески работающий преподаватель. По роду своей деятельности педагоги вынуждены длительное время интенсивно общаться с множеством различных людей. Это и коллеги по работе, и администрация образовательной организации, и обучающиеся, и представители родительской общественности. Что не может не отразится на здоровье педагога. Ни для кого не секрет, что успех обучающихся зависит во многом зависит от не только от профессиональных качеств преподавателя, но и от состояния его здоровья в том числе и психологического.

По мнению Всемирной организации здравоохранения, от «профессиональных стрессов» страдает около трети специалистов социономических профессий, но более всего – педагоги. Так, в странах Евросоюза до 60 % работников системы образования ежегодно обращаются к психологам и медикам с проблемами, связанными с профессиональным выгоранием. Поэтому проблема профессионального выгорания педагогических работников является очень актуальной в настоящее время.

Профессиональное выгорание - совокупность негативных переживаний, связанных с работой, коллективом и всей организацией в целом. Это состояние эмоционального истощения, связанного с высокой эмоциональной нагрузкой, которую человек не в состоянии выдержать. Выгорание часто называют болезнью отличников, когда люди желающих достичь максимума в той сфере, которой занимаются. Долгое профессиональное выгорание приводит к полному эмоциональному выгоранию, если вовремя не принять меры то можно скатиться в депрессию. 

Основная причина профессионального выгорания педагогов в наши дни — информационная перегрузка. В современной системе образования присутствуют огромные объемы информации, которых до этого никогда не было, колоссальная скорость поступления новых данных. Мозг — а точнее, нервная система в целом — перегружается, потому что человеческий когнитивный аппарат на это не рассчитан. Эволюционно человек умеет обращать внимание на ключевые моменты — скажем, быстро определить, есть ли в поле зрения тигр, который может напасть. А вот к скоростной обработке нынешних объемов достаточно абстрактной информации люди оказывается не приспособленными. Вторая причина выгорания — это потеря ощущения осмысленности работы, фрустрация. Труд педагога связан с непроизводительной деятельностью — тем, что называется «перекладывание бумажек», зачастую преподаватели, не имея возможности видеть результат своего труда ощущают, что их работа не имеет смысла. Не случайно выгорание куда реже случается у представителей рабочих специальностей, которые заняты в промышленной и производственной сфере — они чаще и буквальнее видят результаты своего труда.

В настоящее время психологи выделяют более ста симптомов, говорящих о профессиональном выгорании педагога. Наиболее яркими из которых являются: упадническое настроение и связанные с ним эмоции, злоупотребление табаком, кофе, пристрастие к алкоголю, наркотикам; негативное отношение к обучающимся.

По мнению специалистов в области стресс–менеджмента, выгорание «заразно», наблюдались целые «выгорающие» отделы и организации. Специалисты, подверженные процессу выгорания, демонстрируют такие проявления, как цинизм, негативизм, пессимизм. Все перечисленные проявления недопустимы при взаимодействии с детьми и молодежью.

Профессиональное выгорание преподавателя может привести к негативным последствиям, которые могут проявляться в межличностных профессиональных и семейных отношениях, в негативных установках по отношению к обучающимся, работе вообще, коллективу, к себе лично. Последствия выгорания имеют огромное влияние на психологический комфорт в образовательной среде, на эффективность учебно–воспитательного процесса, на общее состояние здоровья педагогов и обучающихся.

Последствий профессионального выгорания педагогов можно избежать путем планомерной профилактики.

Профилактику выгорания преподавателей необходимо проводить в двух направлениях:

оптимизация организационных условий труда педагога;

актуализация личностных ресурсов педагога.

Первое направление включает в себя следующие составляющие:

организация рабочего места педагога;

строгая определенность должностных инструкций и обязанностей;

конструктивная и «прозрачная» система поощрений и наказаний, принятая в коллективе;

оказание социальной поддержки и защита интересов сотрудников;

отлаженная система охраны труда сотрудников;

профессиональная и административная поддержка и т.д.

Второе направление связано с активацией и выработкой личных ресурсов педагогов и реализуется посредством информирования педагогов о причинах и признаках профессионального выгорания, а так же методах и приемах самопомощи для сохранения работоспособности, профессионального и психосоматического здоровья.

Чтобы избежать выгорания достаточно соблюдать следующие рекомендации:

Определите для себя главные жизненные цели и сосредоточьте усилия на их достижении.

Думайте о чем-то хорошем отбрасывайте плохие мысли. Позитивное мышление и     оптимизм – это залог здоровья и благополучия.

Каждое утро, поднимаясь из кровати, думайте о чем-то хорошем, улыбнитесь, напомните себе, что все будет хорошо, а вы обворожительны и прекрасны, у вас замечательное настроение.

Планируйте не только свое рабочее время, но и свой отдых.

Используйте на протяжении дня короткие паузы (минуты ожидания, вынужденной бездеятельности) для расслабления.

Не сгущайте тучи! Не делайте из мухи слона!

Не пренебрегайте общением! Обсуждайте с близкими вам людьми свои проблемы.

Улыбайтесь! Даже если не хочется!

По мнению экспертов, для профилактики профессионального выгорания полезно структурировать свое время, выделяя в своем графике время на себя — «часы» и даже «дни тишины». Эти часы и дни, проведенные без гаджетов, наедине с собой и своими мыслями, лучше всего на природе, помогают восстановить эмоциональные и интеллектуальные ресурсы для более плодотворной работы без выгорания.

Уделяйте надлежащее внимание собственному здоровью!

Прощайте и забывайте. Примите тот факт, что люди вокруг нас и мир, несовершенны.

Помните: работа - всего лишь часть жизни!

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.