Статья на тему «Участие в профессиональных конкурсах — как ресурс профессионального развития педагога»
Симонцева Дарья Александровна,
Учитель – дефектолог МБДОУ №14
«Детский сад «Солнышко»
Участие в профессиональных конкурсах – как ресурс профессионального развития педагога.
На сегодняшний день, важнейшей задачей системы российского образования является подготовка педагогов новой формации. Педагога, который не только владеет профессиональной компетентностью, но и способен выйти со своим опытом за пределы образовательной организации. Существуют разные возможные варианты достичь этого. Но на мой взгляд, ничто так эффективно не работает по данному направлению, как конкурсы педагогического мастерства.
Профессиональные конкурсы направлены на выявление и изучение новых направлений теории и практики в области образования, поддержку уникальных методик, подходов к процессу обучения и воспитания.
Ответим на вопрос: так что же дает педагогу участие в конкурсе профессионального мастерства?
Во-первых, участие в конкурсе такого масштаба способствует систематизации, актуализации и презентации педагогами своих наработок, поиску эффективных способов работы и внедрения в практику инновационных технологий. Из своего опыта могу сказать, что на этом этапе мне понадобилось проанализировать все свои методические материалы, выделить из них авторские и творческие наработки, а также выбрать наиболее перспективное направление своей педагогической деятельности. Так постепенно выстроилась структура материала для самопрезентации.
Во-вторых, конкурс позволяет реализовать свой творческий потенциал. Творчество в работе педагога – это особый вид деятельности, направленный на создание нового продукта. При подготовке к конкурсу я старалась найти ту «изюминку», которая помогла бы мне увлечь и заинтересовать не только детей, но и коллег, позволила бы шире, интересней и содержательней преподнести подготовленный материал. Создание видеовизитки, оформление презентаций, написание конспекта и сценария мероприятия с детьми, изготовление пособий и дидактических игр для педагогических мероприятий - все это мобилизует фантазию и интуицию педагога, побуждает его к творческой активности.
Третье: участие в конкурсе способствует развитию коммуникативных способностей, ведь публичные выступления требует от участников владения грамотной речью, умения правильно высказывать свои суждения и устанавливать эмоциональный контакт. Педагог планируя свое выступление перед аудиторией, не раз проговаривает написанную речь, ищет интересные речевые обороты, подбирает наиболее подходящие слова. Чтобы его доклад был понятен, интересен и отражал суть сказанного.
Во время участия я старалась структурировать свою речь, излагать последовательно свои мысли, выбирать правильный темп.
И последнее по счету, но не по значимости: после прохождения конкурсных мероприятий участник получает обратную связь от опытных экспертов-членов жюри, возможно, даже конструктивную критику. Полученные рекомендации в ходе прохождения конкурсных этапов помогают педагогу провести рефлексию свой работы и повысить ее качество
Пройдя все конкурсные испытания понимаешь "Я это сделал", "Я это могу" не смотря на все затруднения. У педагога повышается внутренняя самооценка, меняется внутренний мир педагога. Поднимается авторитет в коллективе. Особенно, мне кажется, это актуально для начинающих педагогов. Громко и красиво заявить о себе на весь муниципалитет.
Несомненно, конкурс становится для участников своеобразным испытанием на трудоспособность, выносливость, психологическую устойчивость, умение концентрировать и распределять физически и душевные силы.
Отсюда вытекает следующее. Бывает, как и в любом другом творческом процессе, У педагогов возникают трудности как при подготовке к конкурсным испытаниям, так и на этапах участия. Тут возникают серьезные проблемы- пассивность и сопротивление других, еще не участвующих педагогов, к участию в конкурсах.
Для более глубоко погружения в эту проблему мной было проведено анонимное анкетирование коллег на базе МБДОУ №14 "Детский сад "Солнышко" на тему: «Факторы, влияющие на решение педагога об участии (или отказе от участия) в конкурсах профессионального мастерства?». Проанализируем наиболее распространенные ответы – причины отказа. И я попробую дать свое виденье, как можно преломить эту тенденцию.
Итак, наиболее распространёнными причинами отказа является:
Недостаточная мотивация на участие в конкурсе.
Часто у педагогов возникают вопросы: зачем мне это нужно, смогу ли я, а что мне это даст? Появляются и профессионально значимые вопросы: какой я профессионал, насколько я успешен, отмечают ли коллеги мои достижения в работе?
Преодоление данной проблемы я вижу в организации сопровождения и поддержки педагогов-участников т.е. необходимо создать такую комфортную среду, благоприятный эмоциональный фон для педагога, чтобы оказать максимальное содействие в осознании и реализации потребности в профессиональном росте, через участие в конкурсе. Это должна быть слаженная продуктивная деятельность администрации, методической службы и педагогического коллектива, которые могли бы помочь повысить мотивацию к участию. Ведь когда ты знаешь, что за тобой стоит команда единомышленников, которые поддерживают твои стремления, это действительно вдохновляет и помогает решится к участию.
Молодые и малоопытные педагоги зачастую считают, что ещё не имеют достаточно богатого педагогического опыта, которым они могут поделиться.
Здесь, на мой взгляд, должны прийти на помощь педагоги -наставники, которые помогут направить усилия молодого коллеги на осмысление и структурирование уже имеющегося опыта, познакомят с технологией самоанализа, помогут развить умения по оценке своих педагогических находок и окажут психологическую поддержку – все это становится предпосылкой для принятия положительного решения об участии в конкурсе.
Есть предположение, что педагоги, уже имеющие авторитет в коллективе, напротив отказываются от участия, опасаясь не занять призового места.
Дабы снять этот пункт, на мой взгляд необходимо сместить акценты. Коллектив и администрация не должны «отправлять за победой». Во всяком случае не транслировать это напрямую. Необходимо к таким уважаемым, опытным педагогам подходить со стороны их значимости, веса в образовательной системе ковдорского муниципального округа. Провести беседу в таком ключе, что его бесценный опыт должен быть услышан.
Третье, на что ссылались коллеги, определяя свои внутренние причины отказа - это нехватка времени для качественной подготовки к конкурсным заданиям. По опыту участия в профессиональных конкурсах могу сказать, времени действительно требуется много.
Какие шаги на мой взгляд помогли бы решить этот вопрос :
- поэтапное планирование своих действий, которое позволяет эффективно организовать рабочий процесс, давая возможность сфокусироваться на постепенном выполнении задач;
-заблаговременное определение кандидатуры участника конкурса;
- освобождение участника конкурса от других текущих методических мероприятий;
-наличие творческой инициативной группы, функцией которой является техническая поддержка при подготовке к конкурсу;
Все это необходимо реализовать в стенах образовательного учреждения, но также важно сопровождение участников конкурсного движения на муниципальном уровне.
Мне импонирует идея организации встреч с участниками конкурса профессионального мастерства прошлых лет. Важна именно трансляция их позитивного опыта. На мой взгляд, это так же, способствует укреплению мотивации участников предстоящего конкурса.
Считаю, продуктивной идеей снимать все этапы конкурсных испытаний - это дает возможность впоследствии использовать видеоматериалы для трансляции лучших практик с методическими комментариями ведущих специалистов МКУ УПРАВЛЕНИЯ образования.
На мой взгляд, на первом этапе подготовки к конкурсу, полезно проводить для педагогов-участников круглые столы или мастер-классы, для знакомства с лучшими материалами предыдущего конкурса, их обсуждения совместного анализа.
Учитывая тенденцию участия молодых и малоопытных педагогов, данный шаг окажет им огромную помощь в подготовке.
Возвращаясь к результатам анкетирования, где большой процент составляет критерий психологической неготовность педагогов к самопрезентации, считаю актуальным проведение встреч с будущими конкурсантами, где их знакомили бы:
- с приемами снижения стрессового состояния;
- с секретами успешного публичного выступления, которые включали бы в себя целый ряд пунктов: это и внешний облик участника, и умение держаться перед аудиторией, перед камерой;
- с приемами ораторского искусства.
Можно по-разному относиться к конкурсам, принимать или не принимать их, поддерживать и игнорировать – но, думаю, сложно отрицать то, что ситуация конкурса – это мобилизация внутренних ресурсов, необходимость точного расчёта времени, огромное психологическое напряжение. Я неоднократно принимала участие в различных конкурсах на муниципальном и региональном уровнях.
Творчество постоянно ведет меня вперед, не дает успокоиться, остановиться. Не все бывает гладко, не все получается, но я не боюсь проигрывать и ошибаться. В такие моменты убеждаешься в справедливости мудрого изречения: «Не ошибается тот, кто ничего не делает». Зато успехи окрыляют, дарят радость свободу творческого полета.
Уважаемые коллеги! Подводя итог хотелось бы сказать: для меня конкурс педагог года– это мотивация к развитию и творчеству, школа профессионального роста, инструмент общественного признания и выход на другой уровень престижа среди коллег, родителей, общественности.
Хочу поблагодарить вас за вашу смелость. За то что вы участвуйте, творите, делитесь опытом, демонстрируете свой педагогический почерк, свою индивидуальность. Успехов всем нам!