12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Надежда Алексеевна Паршукова43843
Паршукова Надежда Алексеевна, учитель биологии, географии и экологии в МОУ Тимшерской СОШ, Усть-Куломского района, Республики Коми,по совместительству педагог дополнительного образования МУ ДО «Районный Дом детского творчества» с.Усть-Кулом.
Россия, Коми респ., Тимшер
Материал размещён в группе «Биологи и экологи»

Мотивация учеников к развитию.

Мотивация - это сообщение, почему и для чего учащимся нужно знать данный раздел про­граммы, какова основная учебная задача данной работы.

Существует богатый выбор форм и методов стимулирования и мотивации познавательной дея­тельности. Условно можно выделить 4 блока основ­ных методов мотивации, которые стараюсь использовать в своей педагогической деятельности.

I. Эмоциональные: поощрение, порицание, учебно-познавательная игра, создание ярких наглядно-образных представ­лений, создание ситуаций успеха, стимулирующее оценивание, свободный выбор задания, удовлетворение желания быть значимой лич­ностью.

II. Познавательные: опора на жизненный опыт, познавательный интерес, создание проблемной ситуации, побуждение к поиску альтернативных реше­ний, выполнение творческих заданий, «мозговая атака», развивающая кооперация (парная и группо­вая работа, проектный метод).

III. Волевые: предъявление учебных требований, информирование об обязательных результа­тах обучения, формирование ответственного отношения к учению, познавательные затруднения, самооценка деятельности и коррекции, рефлексия поведения, прогнозирование будущей деятельности.

IV. Социальные: развитие желания быть полезным обществу, побуждение подражать сильной личности, создание ситуации взаимопомощи, поиск контактов и сотрудничества, заинтересованность в результатах коллектив­ной работы, взаимопроверка, рецензирование

Каждый метод мотивации применяю согласно ситуации. Для этого делаю следующее:

Выработала такой стиль общения, чтобы дети видели свои достижения и недостатки, знали, что задачи, поставленные перед ними выполнимы, могли высказать свое мнение, с удовольствием работали в группе, общались с товарищами, умели прислушиваться к друг другу, оказывали помощь.

Организую учебную деятельность таким образом, чтобы сформировать положительные мотивы учения.

Применяю различные виды стимулирования познавательной активности.

Формирование критического мышления - это процесс обучения и воспитания, в результате которого актуализируются и развиваются такие природные качества личности как любознательность, самостоятельность, коммуникабельность, смелость в высказывании идей.

Древняя мудрость гласит: можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя.

«Психологический закон» гласит: прежде чем призвать ребенка к какой-либо деятельнос­ти, заинтересуй его ею, позаботься о том, чтобы обнаружить, что он готов к этой деятельности, что у него напряжены все силы, необходимые для нее», -писал Л.С. Выготский.

Научить какому либо предмету всех детей практически невозможно, но научить, не бояться определенного предмета, научить любить его - это цель, которую можно реализовать.

В работе учителя главное осторожно пользоваться таким тонким инструментарием, как оценка. Оценка является одним из структурных компонентов педагогической деятельности. Оценка практически всегда носит субъективный характер, следовательно, очень важны профессиональные умения учителя, при этом необходимо при наличии отрицательных результатов находить успехи в чем-то и уметь их показать и всему классу, и ученику в том числе.

Все виды оценочного воздействия будут наиболее эффективными только при соблюдении ряда условий:

эмоциональная уравновешенность учителя - в гневе учитель часто бывает несправедлив;

доброжелательный тон в момент оглашения оценки любого уровня (положительной или отрицательной);

перевес положительной оценки над отрицательной оценкой;

понимание душевного состояния ребенка;

не наказание оценкой, а побуждение к действию;

хорошие знания своего предмета и требований к оценке знаний по данному предмету.

Одним из эффективных мотивационных механизмов повышения мыслительной активности обучаемого является игровой характер учебно-познавательной деятельности.

Обучающая игра имеет важную закономерность: первоначальная заинтересованность внешней стороной явлений постепенно перерастает в интерес к их внутренней сути. Познавательный интерес стимулирует волю и внимание, помогает более легкому и прочному запоминанию.

Познавательный интерес является связывающим звеном для решения традиционной задачи обучения, умственного развития и воспитания личности.

Познавательный интерес связан не только с интеллектуальной, только с волевой или только с эмоциональной сферой личности: это их сложное сплетение.

Можно выделить следующие виды стимулирования познавательной активности учащихся:

Дидактические игры (сюжетные, ролевые и т.д.) – ученики хорошо включаются в данный вид деятельности и с интересом выполняют задания (кодирование и передача информации: один ученик при помощи жестов должен передать информацию классу, первый кто догадается, должен поднять руку и только после этого сказать ответ. Необходимо строго выполнять правила)

Наглядность – также является эффективным методом.

Участие в предметных олимпиадах – предоставить информацию по олимпиадам таким образом, чтобы дети сами выявили желание участвовать в олимпиадах.

Индивидуализация. (Учёт не только способностей, но и интересов. Дети любят задания, которые предоставляются специально, направленно для определенного ученика).

Дифференциация (разноуровневые задания. Учитывая, что классе есть как «сильные» ученики, так и «слабые»).

Использование различных педагогических технологий: игровые, личностно- ориентированные, развивающие, проблемное обучение, компьютерные.

Создание ситуации успеха:

«Сбывшаяся радость» (типично для детей с хорошими способностями, стабильной успеваемостью, болезненно переживающих неудачи;

«Неожиданная радость». Использовать на определенном этапе обучения более дифференцированную систему оценок: поощрительная оценка за старание, за усилия, за неожиданный, хотя и слабый ответ слабоуспевающего ученика, и оценки за качество результата;

«Мнимый успех»: удовлетворенность учащихся невысокими достижениями при объективной возможности иметь более высокие успехи;

Снятие страха – помогает преодолеть неуверенность в собственных силах, робость, боязнь самого дела и оценки окружающих.

Внесение мотива – показывает ребенку ради чего, ради кого совершается эта деятельность, кому будет хорошо после выполнения: «Без твоей помощи твоим товарищам не справиться».

Возможные варианты (способы) сказать ученику:

Ты молодец! Отлично!

Продолжай также хорошо работать.

Я ценю то, что ты сделал!

Это великолепно!

Ты сегодня сделал лучше, чем вчера!

Вы меня порадовали!

Уже намного лучше!

Вы превзошли мои ожидания!

У вас сегодня всё получилось!

Я поражен вашими знаниями!

Вот видишь, ты сам сделал, а говорил, что боишься и не знаешь.

Опубликовано в группе «Биологи и экологи»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.