Учебно-методический материал «Повышение мотивации учащихся к обучению в соответствии с требованиями ФГОС»

1
0
Материал опубликован 4 June 2017

Повышение мотивации учащихся к обучению в соответствии с требованиями ФГОС

Все наши замыслы превращаются в прах, если нет у ученика желания учиться

Сухомлинский В.А

Одна из основных проблем современной педагогики – отсутствие желания и интереса детей учиться, получать знания. У одних детей мотивация у к учебному процессу исчезает, не успев появиться, у других – по разным причинам утрачивается со временем. Устойчивый познавательный интерес школьников, их мотивация – один из критериев эффективности педагогического процесса. Определим мотивацию «как совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека… его направленность и активность» (Немов Р. Психология. М.: Просвещение, 2005). Мотивация – это некий циклический процесс непрерывного взаимного воздействия, преобразования, в котором субъект и ситуация взаимно влияют друг на друга, результатом чего осуществляется то или иное поведение. Как же создать на уроке такую обстановку, когда каждый ученик проявит интерес к изучаемой теме.

Мотивация учения - основное условие успешного обучения в условиях реализации ФГОС. На различных этапах урока необходимо применять доминирующие мотивы деятельности. Мотивацией может служить даже необычное название урока, как бы его девиз, который позволяет создать особый психологический климат, выйти за рамки отдельных тем учебника и решить познавательную задачу.

На этап организации начала урока нужно создать обстановку доброжелательности, доверия. Ученик должен осознавать, для чего ему необходимы предлагаемые к усвоению знания. Поэтому в обучении важно идти от мотивов — к целевым задачам, а от них — к содержанию. В начале урока учитель может учитывать несколько видов побуждений учащихся:

- актуализировать мотивы предыдущих достижений   ("мы хорошо поработали над предыдущей темой");

- вызывать мотивы относительной неудовлетворенности ("но не усвоили еще одну важную сторону этой темы");

- усилить мотивы ориентации на предстоящую работу ("а между тем для вашей будущей жизни это будет необходимо: например в таких-то ситуациях");

- усилить непроизвольные мотивы удивления, любознательности.

Все эти приемы, несомненно, послужат включению учащихся в познавательную деятельность.

На этапе подготовки к активной учебно-педагогической деятельности, усвоения новых знаний доминируют мотивы сотрудничества учителя и учащегося, включения школьников в активную познавательную деятельность и привлечение их к оценочной деятельности. Сохраненная атмосфера доброжелательности, эмоциональное изложение материала позволит педагогу раскрыть значимость новых знаний.

На этапе первичной проверки понимания учащимися нового учебного материала и закрепления знаний доминирующим является мотив доверия, умения дать вовремя совет и оказать помощь ученику. Интерактивное тестирование, работа на тренажере решает задачу осмысления каждым учеником причин собственных затруднений и их устранение.

На этапе обобщения и систематизации знаний атмосфера творчества, сотрудничества, доверия позволит включить учащихся в активную познавательную деятельность.

На этапе обобщения информации о домашнем задании преобладают мотивы помощи учителя в виде советов.

Трудности овладения громадной современной культурой требуют использования в учебном процессе специальных средств и мер, и, конечно, стимулирования учеников на интенсивное обучение.

Как справедливо отмечал   германский педагог А. Дистервег, ум ребенка нельзя наполнить знаниями, он сам должен схватить и усвоить их; человеку нельзя сообщить знания, их можно ему предложить, но овладеть ими он должен в результате собственной деятельности.

В условиях реализации ФГОС возможно обеспечить не только желание школьников учиться, но и развить их постоянную и активную познавательную деятельность. Организовать деятельность учеников таким образом, чтобы у детей возникло желание решать проблемы урока, - главная задача учителя, реализующего ФГОС.

Карпухина Лариса Алексеевна, учитель русского языка и литературы МОБУ Гимназии № 44 города Сочи, 2017 г.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.