Методическая разработка тематического праздника «Моя Родина»
Конкурсная работа
Методическая разработка тематического праздника с анализом в соответствии с ФГОС ДО
Тема: «Моя Родина»
(от 5 до 6 лет)
МАДОУ « Детский сад №9»
«Красная шапочка»
Г. Зарайск
Московской области
Музыкальный руководитель
Васильева Татьяна Васильевна
Декабрь 2020г.
1. Сценарий тематического праздника: «Моя Родина» для детей старшей группы ДОУ.
Цель:
Расширять знания детей об истории названия Зарайских деревень, о предметах быта.
Вызвать интерес к культурному прошлому нашего города.
Помочь детям ближе узнать народное творчество сельской детворы.
Воспитать любовь и уважение к родному краю, его истории. Доставить детям радость.
Предварительная работа:
Экскурсия в краеведческий музей, в Зарайский кремль, рассматривание иллюстраций о древнем Зарайске с детьми старшей группы.
Разучивание песен «Во поле береза стояла» - русская народная мелодия, «К нам праздник пришел» - русская народная мелодия (подготовила музыкальный руководитель).
Разучивание хоровода «Зарайский хоровод» - русская народная мелодия (подготовила музыкальный руководитель).
Разучивание с оркестром детских музыкальных инструментов «Маленькие виртуозы» русских народных мелодий: «Во поле береза стояла», « Из-под дуба» (подготовила музыкальный руководитель).
Работа с родителями:
Участие в экскурсиях, помощь в подготовке костюмов.
На центральной стене висит изображение Зарайского кремля, слева маршрут путешествия по деревням: Зарайск – Радушино – Вельяминово – Городской лес – Зарайск. Справа – изображение русской избы. Ход праздника:
Воспитатель. Дети, посмотрите сюда и скажите, что вы видите на центральной стене?
Дети. На центральной стене изображение нашего кремля.
Воспитатель. В каком городе мы с вами живём?
Дети. Мы живем в городе Зарайске.
Воспитатель. Зарайск – старый русский город, он отсчитывает свое рождение с 1146 года, и вокруг города стали образовываться маленькие поселения людей, которые назывались деревнями. Сегодня мы с вами совершим путешествие от стен древнего Зарайского кремля по нашим деревням, познакомимся с бытом зарайских деревень, почему они получили такие названия. Ну а теперь отправляемся в путь.
Дети под русскую народную мелодию «Калинка» идут по залу змейкой, останавливаются у названия деревни «Радушино».
Воспитатель. Давайте произнесем название деревни, в которую мы пришли.
Дети произносят. «Ра – ду – ши – но».
Воспитатель. А знаете почему эта деревня так называется?
Царь Иван IV, проплывая по Осетру, остановился на ночлег на высоком берегу. Утром, когда он проснулся и вышел из шатра, воскликнул: «Как вокруг радушно!»
С тех пор эта деревня и называется «Радушино». «Радушно» в старые времена означало красиво.
Воспитатель. Красоту и неповторимость Зарайска и его окрестностей во все времена года отмечали многие писатели: Достоевский, Куприн; поэты: Мей, Радимов, Нефедова и другие. И мы сейчас прочитаем стихи зарайского поэта Константина Букринского:
Я край родной люблю до боли,
Мой город с башнями кремля,
Люблю Зарайские раздолья:
Леса, озера и поля.
Закатов грусть, упавших в воду,
Алмазов россыпи в ночи,
Как сено в дождик пахнет медом,
И как весной звенят ручьи.
Как старые в оборках хаты,
Поют есенинскую Русь,
Ту Русь, где прадед жил когда-то,
Куда и я с душой стремлюсь.
Мне дорог каждый перелесок,
Проселков ширь, простор полей
Как звезды гаснут под- над лесом,
И пахнет осенью пырей.
Я край родной люблю до боли,
Люблю привольные ветра,
Люблю Зарайские раздолья,
Хрусталь осенний Осетра!
У деревенской детворы всегда было много работы по хозяйству. Они помогали взрослым во всех домашних делах: пасли скот, гусей, помогали заготавливать сено и делали многие другие работы, но в выходные и праздничные дни могли играть в свои любимые игры.
И мы с вами сейчас поиграем в игру «Вот построили мы круг». Нужно выбрать водящего по считалке, кто знает считалку:
Коршун – Маршун,
Над двором кружил,
Свою жертву сторожил:
«Куд – куда, куд – куда!
Рассыпайся кто – куда!
Коршун, лети сюда!»
Водящий встает в круг, ему завязывают глаза. Дети идут по кругу и произносят слова:
«Вот построились мы в круг,
Повернулись разом вдруг,
Потом скажем: « Ок – ок – ок,
Отгадай, чей голосок?»
На кого воспитатель укажет, тот подает голос. Играют 2 раза.
Поиграли мы с вами в деревне Радушино, и пора нам с вами отправляться в путь в другую деревню.
Дети идут под русскую народную мелодию «Калинка» по залу змейкой.
Воспитатель. Мы пришли с вами в деревню, произнесите ее название.
Дети. Вельяминово.
Воспитатель. А знаете почему она так называется?
В 1378 году татары шли войной на Москву. Русские полки расположились недалеко от Зарайска, на берегу реки Вожи, чтобы встретить врага. Одним из полков командовал Тимофей Вельяминов. Русские воины победили. В благодарность, князь наградил командира полка деревней. С тех пор эта деревня и носит название Вельяминово.
Посмотрите, на окраине деревни стоит дом, давайте постучим в него. Выходит бабушка.
Бабушка. Здравствуйте, гости дорогие!
Куда путь держите?
Дети. Мы знакомимся с названиями деревень, с их бытом.
Воспитатель. Бабушка, какие у вас интересные в доме вещи, о некоторых из них мы ничего не знаем.
Бабушка. Если хотите, я вам расскажу о них, но прежде отгадайте мои загадки:
- Что за чудо в доме нашем,
Ест дрова и кормит кашей? (Печь).
- Кто таков Иван Пятаков
Сел на конь, да поехал в огонь? (Печной горшок).
- Не бык, а бодает, не ест, а еду хватает.
Что схватит, отдает, сам в угол идет? (Ухват).
- Три братца пошли на реку купаться,
Двое купаются, третий на берегу валяется.
Искупались, вышли – на третьем повисли? (Ведра, коромысло).
- В полотняной стране, по реке – простыне
Плывет пароход то взад, то вперед
А за ним такая гладь – ни морщинки не видать? (Утюг).
Бабушка. Молодцы! Все мои загадки отгадали.
Раньше в деревнях по вечерам в избах собирались посиделки. На них играли на народных инструментах. А вы умеете играть на инструментах?
Дети. Да.
Звучат русские народные мелодии: «Во поле береза стояла», «Из -под дуба» (исполняет оркестр народных инструментов «Маленькие виртуозы»).
Бабушка. Пели различные народные песни о жизни людей и о природе.
Дети. Мы споем русскую народную песню «К нам праздник пришел».
К нам праздник пришел, пришла Троица.
Травой – муравой земля покроется, цветочками приукрасится.
Красны девки пришли ко березоньке, хоровод завели с песней звонкою.
Березонька, красавица, ты ко празднику снарядилася,
В белый сарафан нарядилася.
Бабушка. Деревня Вельяминово находится возле городского леса. В недавнем прошлом в этом лесу отмечали праздник русской березы – день святой Троицы. В этот день в лесу устраивались массовые гулянья: проводились различные соревнования, пели песни, играли в различные игры. Вот и мы сейчас у околицы деревни Вельяминово заведем «Зарайский хоровод».
На лужку у ворот, где рябина растет,
Мы в тенечке, холодочке заведем хоровод.
Про Зарайск мы споем, в гости вас позовем,
Землянику и малину собирать в лес пойдем.
Есть у нас и леса, и сады, и поля,
И Осетр под горой – дорогая земля.
Древний город родной, славен ты стариной,
И поют соловьи у кремлевской стены.
По лесам и лугам льются песни тут и там.
Как прекрасен ты весной, край Зарайский родной!
Воспитатель. В каких деревнях мы сегодня с вами побывали? Понравилось вам путешествовать по Зарайскому краю?
Ответы детей.
Бабушка угощает всех детей пирогами и приглашает к себе в гости еще раз.
2. Анализ тематического праздника с точки зрения ФГОС ДО:
Анализ праздника мы проведём в связи с пятью образовательными областями. Начнём с
социально –коммуникативного развития, которое направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе. Данный тематический праздник включает в себя ряд параметров, относящихся к области социально-коммуникативного развития: в процессе праздника дети сопереживали событиям, происходящим на празднике, у них формировалась гражданская принадлежность, патриотические чувства, когда на празднике они узнавали об истории названий Зарайских деревень, об историческом прошлом, связанным с Зарайским кремлём, о древнем Зарайске. Когда дошкольников знакомили на празднике с трудом деревенской детворы, у детей формировались позитивные установки к различным видам труда, положительное отношение к труду, возникало желание трудиться. Во время предварительной работы-на экскурсиях, в краеведческом музее, в Зарайском кремле,- у детей имело место взаимодействие со взрослыми (педагогами и родителями), а также со сверстниками. Шло формирование готовности к совместной деятельности, формирование основ безопасности – осторожное и осмотрительное отношение к правилам безопасности дорожного движения. У старших дошкольников расширилось представление о правилах поведения в общественных местах – в музее, на улице, на празднике. У детей углубилось представление о малой Родине, когда на празднике им рассказали о достопримечательностях, культуре, традициях родного края. Формировалось бережное отношение к тому, что сделано руками человека.
Образовательная область – «Познавательное развитие» проявилось на празднике довольно широко: дошкольники получили большой заряд для познавательной мотивации, когда, совместно с педагогами, родителями узнавали много нового о малой Родине и Отечестве, о социокультурных ценностях нашего края. На празднике формировалось первичное представление о социокультурных ценностях народа нашего края. Воспитанники учились подчиняться правилам в групповой игре «Вот построили мы круг». У них вырабатывался положительный отклик на игровое действие, обогатилось представление детей о мире предметов, облегчающих труд человека в быту в давние времена (печной горшок, ухват, вёдра, коромысло, утюг), произошло приобщение к социокультурным ценностям.
Образовательная область – «Речевое развитие» включает владение речью как средством общения и культуры. В процессе праздника происходило воспитание желания и умения слушать художественные произведения: дети сами читали и слушали стихи зарайского поэта К. Букринского. У них шло формирование словаря: они узнавали и произносили незнакомые им названия Зарайских деревень: «Радушино, «Вельяминово»; названия старинных предметов быта: печь, печной горшок, ухват, коромысло, утюг. Дети учились правильно произносить считалку в игре «Вот построили мы круг», учились свободному общению со взрослыми во время экскурсий в краеведческий музей и Зарайский кремль. На празднике и во время предварительной работы дошкольники вступали в диалоги с педагогами и родителями. У детей развивалось умение поддерживать беседу, рассказывать о предметах.
Образовательная область – «Художественно-эстетическое развитие» предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы, восприятие фольклора. Эта образовательная область была представлена на празднике во всех своих проявлевлениях: приобщение к искусству формировалось у старших дошкольников и во время предварительной работы, когда дети побывали в краеведческом музее, в Зарайском кремле, где познакомились с лучшими образцами отечественного искусства. Это высокохудожественные предметы быта, представленные в краеведческом музее, старинные фотографии и иллюстрации о древнем Зарайске, это архитектурный памятник под открытым небом – Зарайский кремль. У дошкольников развивалась эмоциональная восприимчивость, отклик на произведения искусства, красоту окружающей природы. Приобщение детей к народному искусству (фольклорному, музыкальному, словесному, театральному) происходило также на празднике. Воспитанники получили большое удовлетворение, смогли самовыразиться, исполняя русские народные мелодии «Во поле берёза стояла», «Из-под дуба» в оркестре. Одновременно шло развитие музыкальных способностей: музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти. У детей происходило воспитание интереса к музыкально-художественной деятельности, совершенствовались умения в исполнительской деятельности на детских музыкальных инструментах. У воспитанников развивались навыки танцевального творчества: во время разучивания хороводов «К нам праздник пришёл» , «Зарайский хоровод»- русские народные мелодии, мы использовали деятельностный подход, т. е. дети сами пытались придумывать движения к хороводам, поэтому они чувствовали себя непосредственными авторами и исполнителями, что повысило их самооценку, удовлетворило потребность в самовыражении. У дошкольников формировалось умение выделять виды искусства, например, когда они на празднике пришли к дому, и вышла бабушка, то дети сами потом отметили, что это театральное действо: бабушка – персонаж театральной деятельности: она загадывала загадки о предметах деревенского быта, побуждала детей к различным видам исполнительской деятельности, рассказывала о деревне «Вельяминово», угостила детей пирогами. На празднике происходило развитие интереса к изобразительной деятельности, воспитание эмоциональной отзывчивости при восприятии изображений Зарайского кремля на центральной стене музыкального зала, красочно изображённого маршрута путешествия по деревням: Зарайск – Радушино – Вельяминово – Городской лес – Зарайск, высокохудожественное изображение русской избы.
Образовательная область «Физическое развитие» включает приобретение опыта в таких видах деятельности, как двигательная, при которой развиваются качества: координация и гибкость, развитие равновесия, координации движений; выполнение основных движений (ходьба), овладение подвижными играми. Данная область также имела своё развитие как во время предварительной работы – дети ходили на экскурсии в краеведческий музей и Зарайский кремль пешком, т. е. занимались развитием умения ходить легко, энергично отталкиваясь от опоры,- так и непосредственно на празднике: дошкольники во время праздника постоянно находились в движении, часто меняя один вид двигательной активности на другой, например, сначала идут к пункту назначения, затем останавливаются, располагаясь определённым образом (с правильной координацией, осанкой), потом двигаются к следующему пункту назначения, потом играют в подвижную игру «Вот построили мы круг», затем опять ходьба, игра на детских музыкальных инструментах, где присутствует двигательная активность кистей рук. Затем движения в хороводах, с ориентировкой в кругу, правильной осанкой, умением осознанно выполнять движения. Всё это развивает гибкость, выносливость, осанку, совершенствует двигательные умения и навыки детей.
Анализ можно закончить выводом, что все пять образовательных областей на празднике получили своё выражение приблизительно в равных долях, а главное – все они связаны между собой и дают результат именно во взаимодействии друг с другом. Благодаря выполнению поставленных задач, определённых образовательными областями, цели тематического праздника были достигнуты полностью.
Список литературы:
Бабаджан Т. С. Музыкальное развитие детей. – М., 1957.
Веракса Н. Е., Комарова Т. С., Васильева М. А. От рождения до школы. – М., 2014.
Ветлугина Н. А. Музыкальное развитие ребёнка. – М., 1968.
Зорина Г. Н. «Память». – Зарайск, 2005.
5.Лисина М. И. Формирование личности ребёнка в общении. – 6.Полянчев В. И. Зарайская энциклопедия. – М., 2003.
7.Радынова О. П., Комиссарова Л. Н. Теория и методика музыкального
воспитания детей дошкольного возраста. – Дубна, 2011.