Методическая разработка тематического праздника «Моя Родина»

1
0
Материал опубликован 9 December 2020 в группе


Конкурсная работа





Методическая разработка тематического праздника с анализом в соответствии с ФГОС ДО






Тема: «Моя Родина»


(от 5 до 6 лет)



МАДОУ « Детский сад №9»

«Красная шапочка»

Г. Зарайск

Московской области

Музыкальный руководитель

Васильева Татьяна Васильевна












Декабрь 2020г.



1. Сценарий тематического праздника: «Моя Родина» для детей старшей группы ДОУ.

Цель:

Расширять знания детей об истории названия Зарайских деревень, о предметах быта.

Вызвать интерес к культурному прошлому нашего города.

Помочь детям ближе узнать народное творчество сельской детворы.

Воспитать любовь и уважение к родному краю, его истории. Доставить детям радость.

Предварительная работа:

Экскурсия в краеведческий музей, в Зарайский кремль, рассматривание иллюстраций о древнем Зарайске с детьми старшей группы.

Разучивание песен «Во поле береза стояла» - русская народная мелодия, «К нам праздник пришел» - русская народная мелодия (подготовила музыкальный руководитель).

Разучивание хоровода «Зарайский хоровод» - русская народная мелодия (подготовила музыкальный руководитель).

Разучивание с оркестром детских музыкальных инструментов «Маленькие виртуозы» русских народных мелодий: «Во поле береза стояла», « Из-под дуба» (подготовила музыкальный руководитель).

Работа с родителями:

Участие в экскурсиях, помощь в подготовке костюмов.

На центральной стене висит изображение Зарайского кремля, слева маршрут путешествия по деревням: Зарайск – Радушино – Вельяминово – Городской лес – Зарайск. Справа – изображение русской избы. Ход праздника:

Воспитатель. Дети, посмотрите сюда и скажите, что вы видите на центральной стене?

Дети. На центральной стене изображение нашего кремля.

Воспитатель. В каком городе мы с вами живём?

Дети. Мы живем в городе Зарайске.

Воспитатель. Зарайск – старый русский город, он отсчитывает свое рождение с 1146 года, и вокруг города стали образовываться маленькие поселения людей, которые назывались деревнями. Сегодня мы с вами совершим путешествие от стен древнего Зарайского кремля по нашим деревням, познакомимся с бытом зарайских деревень, почему они получили такие названия. Ну а теперь отправляемся в путь.

Дети под русскую народную мелодию «Калинка» идут по залу змейкой, останавливаются у названия деревни «Радушино».

Воспитатель. Давайте произнесем название деревни, в которую мы пришли.

Дети произносят. «Ра – ду – ши – но».

Воспитатель. А знаете почему эта деревня так называется?

Царь Иван IV, проплывая по Осетру, остановился на ночлег на высоком берегу. Утром, когда он проснулся и вышел из шатра, воскликнул: «Как вокруг радушно!»

С тех пор эта деревня и называется «Радушино». «Радушно» в старые времена означало красиво.

Воспитатель. Красоту и неповторимость Зарайска и его окрестностей во все времена года отмечали многие писатели: Достоевский, Куприн; поэты: Мей, Радимов, Нефедова и другие. И мы сейчас прочитаем стихи зарайского поэта Константина Букринского:

Я край родной люблю до боли,

Мой город с башнями кремля,

Люблю Зарайские раздолья:

Леса, озера и поля.

Закатов грусть, упавших в воду,

Алмазов россыпи в ночи,

Как сено в дождик пахнет медом,

И как весной звенят ручьи.

Как старые в оборках хаты,

Поют есенинскую Русь,

Ту Русь, где прадед жил когда-то,

Куда и я с душой стремлюсь.

Мне дорог каждый перелесок,

Проселков ширь, простор полей

Как звезды гаснут под- над лесом,

И пахнет осенью пырей.

Я край родной люблю до боли,

Люблю привольные ветра,

Люблю Зарайские раздолья,

Хрусталь осенний Осетра!

У деревенской детворы всегда было много работы по хозяйству. Они помогали взрослым во всех домашних делах: пасли скот, гусей, помогали заготавливать сено и делали многие другие работы, но в выходные и праздничные дни могли играть в свои любимые игры.

И мы с вами сейчас поиграем в игру «Вот построили мы круг». Нужно выбрать водящего по считалке, кто знает считалку:

Коршун – Маршун,

Над двором кружил,

Свою жертву сторожил:

«Куд – куда, куд – куда!

Рассыпайся кто – куда!

Коршун, лети сюда!»

Водящий встает в круг, ему завязывают глаза. Дети идут по кругу и произносят слова:

«Вот построились мы в круг,

Повернулись разом вдруг,

Потом скажем: « Ок – ок – ок,

Отгадай, чей голосок?»

На кого воспитатель укажет, тот подает голос. Играют 2 раза.

Поиграли мы с вами в деревне Радушино, и пора нам с вами отправляться в путь в другую деревню.

Дети идут под русскую народную мелодию «Калинка» по залу змейкой.

Воспитатель. Мы пришли с вами в деревню, произнесите ее название.

Дети. Вельяминово.

Воспитатель. А знаете почему она так называется?

В 1378 году татары шли войной на Москву. Русские полки расположились недалеко от Зарайска, на берегу реки Вожи, чтобы встретить врага. Одним из полков командовал Тимофей Вельяминов. Русские воины победили. В благодарность, князь наградил командира полка деревней. С тех пор эта деревня и носит название Вельяминово.

Посмотрите, на окраине деревни стоит дом, давайте постучим в него. Выходит бабушка.

Бабушка. Здравствуйте, гости дорогие!

Куда путь держите?

Дети. Мы знакомимся с названиями деревень, с их бытом.

Воспитатель. Бабушка, какие у вас интересные в доме вещи, о некоторых из них мы ничего не знаем.

Бабушка. Если хотите, я вам расскажу о них, но прежде отгадайте мои загадки:

- Что за чудо в доме нашем,

Ест дрова и кормит кашей? (Печь).

- Кто таков Иван Пятаков

Сел на конь, да поехал в огонь? (Печной горшок).

- Не бык, а бодает, не ест, а еду хватает.

Что схватит, отдает, сам в угол идет? (Ухват).

- Три братца пошли на реку купаться,

Двое купаются, третий на берегу валяется.

Искупались, вышли – на третьем повисли? (Ведра, коромысло).

- В полотняной стране, по реке – простыне

Плывет пароход то взад, то вперед

А за ним такая гладь – ни морщинки не видать? (Утюг).

Бабушка. Молодцы! Все мои загадки отгадали.

Раньше в деревнях по вечерам в избах собирались посиделки. На них играли на народных инструментах. А вы умеете играть на инструментах?

Дети. Да.

Звучат русские народные мелодии: «Во поле береза стояла», «Из -под дуба» (исполняет оркестр народных инструментов «Маленькие виртуозы»).

Бабушка. Пели различные народные песни о жизни людей и о природе.

Дети. Мы споем русскую народную песню «К нам праздник пришел».

К нам праздник пришел, пришла Троица.

Травой – муравой земля покроется, цветочками приукрасится.

Красны девки пришли ко березоньке, хоровод завели с песней звонкою.

Березонька, красавица, ты ко празднику снарядилася,

В белый сарафан нарядилася.

Бабушка. Деревня Вельяминово находится возле городского леса. В недавнем прошлом в этом лесу отмечали праздник русской березы – день святой Троицы. В этот день в лесу устраивались массовые гулянья: проводились различные соревнования, пели песни, играли в различные игры. Вот и мы сейчас у околицы деревни Вельяминово заведем «Зарайский хоровод».

На лужку у ворот, где рябина растет,

Мы в тенечке, холодочке заведем хоровод.

Про Зарайск мы споем, в гости вас позовем,

Землянику и малину собирать в лес пойдем.

Есть у нас и леса, и сады, и поля,

И Осетр под горой – дорогая земля.

Древний город родной, славен ты стариной,

И поют соловьи у кремлевской стены.

По лесам и лугам льются песни тут и там.

Как прекрасен ты весной, край Зарайский родной!

Воспитатель. В каких деревнях мы сегодня с вами побывали? Понравилось вам путешествовать по Зарайскому краю?

Ответы детей.

Бабушка угощает всех детей пирогами и приглашает к себе в гости еще раз.

2. Анализ тематического праздника с точки зрения ФГОС ДО:

Анализ праздника мы проведём в связи с пятью образовательными областями. Начнём с

социально –коммуникативного развития, которое направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе. Данный тематический праздник включает в себя ряд параметров, относящихся к области социально-коммуникативного развития: в процессе праздника дети сопереживали событиям, происходящим на празднике, у них формировалась гражданская принадлежность, патриотические чувства, когда на празднике они узнавали об истории названий Зарайских деревень, об историческом прошлом, связанным с Зарайским кремлём, о древнем Зарайске. Когда дошкольников знакомили на празднике с трудом деревенской детворы, у детей формировались позитивные установки к различным видам труда, положительное отношение к труду, возникало желание трудиться. Во время предварительной работы-на экскурсиях, в краеведческом музее, в Зарайском кремле,- у детей имело место взаимодействие со взрослыми (педагогами и родителями), а также со сверстниками. Шло формирование готовности к совместной деятельности, формирование основ безопасности – осторожное и осмотрительное отношение к правилам безопасности дорожного движения. У старших дошкольников расширилось представление о правилах поведения в общественных местах – в музее, на улице, на празднике. У детей углубилось представление о малой Родине, когда на празднике им рассказали о достопримечательностях, культуре, традициях родного края. Формировалось бережное отношение к тому, что сделано руками человека.

Образовательная область – «Познавательное развитие» проявилось на празднике довольно широко: дошкольники получили большой заряд для познавательной мотивации, когда, совместно с педагогами, родителями узнавали много нового о малой Родине и Отечестве, о социокультурных ценностях нашего края. На празднике формировалось первичное представление о социокультурных ценностях народа нашего края. Воспитанники учились подчиняться правилам в групповой игре «Вот построили мы круг». У них вырабатывался положительный отклик на игровое действие, обогатилось представление детей о мире предметов, облегчающих труд человека в быту в давние времена (печной горшок, ухват, вёдра, коромысло, утюг), произошло приобщение к социокультурным ценностям.

Образовательная область – «Речевое развитие» включает владение речью как средством общения и культуры. В процессе праздника происходило воспитание желания и умения слушать художественные произведения: дети сами читали и слушали стихи зарайского поэта К. Букринского. У них шло формирование словаря: они узнавали и произносили незнакомые им названия Зарайских деревень: «Радушино, «Вельяминово»; названия старинных предметов быта: печь, печной горшок, ухват, коромысло, утюг. Дети учились правильно произносить считалку в игре «Вот построили мы круг», учились свободному общению со взрослыми во время экскурсий в краеведческий музей и Зарайский кремль. На празднике и во время предварительной работы дошкольники вступали в диалоги с педагогами и родителями. У детей развивалось умение поддерживать беседу, рассказывать о предметах.

Образовательная область – «Художественно-эстетическое развитие» предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы, восприятие фольклора. Эта образовательная область была представлена на празднике во всех своих проявлевлениях: приобщение к искусству формировалось у старших дошкольников и во время предварительной работы, когда дети побывали в краеведческом музее, в Зарайском кремле, где познакомились с лучшими образцами отечественного искусства. Это высокохудожественные предметы быта, представленные в краеведческом музее, старинные фотографии и иллюстрации о древнем Зарайске, это архитектурный памятник под открытым небом – Зарайский кремль. У дошкольников развивалась эмоциональная восприимчивость, отклик на произведения искусства, красоту окружающей природы. Приобщение детей к народному искусству (фольклорному, музыкальному, словесному, театральному) происходило также на празднике. Воспитанники получили большое удовлетворение, смогли самовыразиться, исполняя русские народные мелодии «Во поле берёза стояла», «Из-под дуба» в оркестре. Одновременно шло развитие музыкальных способностей: музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти. У детей происходило воспитание интереса к музыкально-художественной деятельности, совершенствовались умения в исполнительской деятельности на детских музыкальных инструментах. У воспитанников развивались навыки танцевального творчества: во время разучивания хороводов «К нам праздник пришёл» , «Зарайский хоровод»- русские народные мелодии, мы использовали деятельностный подход, т. е. дети сами пытались придумывать движения к хороводам, поэтому они чувствовали себя непосредственными авторами и исполнителями, что повысило их самооценку, удовлетворило потребность в самовыражении. У дошкольников формировалось умение выделять виды искусства, например, когда они на празднике пришли к дому, и вышла бабушка, то дети сами потом отметили, что это театральное действо: бабушка – персонаж театральной деятельности: она загадывала загадки о предметах деревенского быта, побуждала детей к различным видам исполнительской деятельности, рассказывала о деревне «Вельяминово», угостила детей пирогами. На празднике происходило развитие интереса к изобразительной деятельности, воспитание эмоциональной отзывчивости при восприятии изображений Зарайского кремля на центральной стене музыкального зала, красочно изображённого маршрута путешествия по деревням: Зарайск – Радушино – Вельяминово – Городской лес – Зарайск, высокохудожественное изображение русской избы.

Образовательная область «Физическое развитие» включает приобретение опыта в таких видах деятельности, как двигательная, при которой развиваются качества: координация и гибкость, развитие равновесия, координации движений; выполнение основных движений (ходьба), овладение подвижными играми. Данная область также имела своё развитие как во время предварительной работы – дети ходили на экскурсии в краеведческий музей и Зарайский кремль пешком, т. е. занимались развитием умения ходить легко, энергично отталкиваясь от опоры,- так и непосредственно на празднике: дошкольники во время праздника постоянно находились в движении, часто меняя один вид двигательной активности на другой, например, сначала идут к пункту назначения, затем останавливаются, располагаясь определённым образом (с правильной координацией, осанкой), потом двигаются к следующему пункту назначения, потом играют в подвижную игру «Вот построили мы круг», затем опять ходьба, игра на детских музыкальных инструментах, где присутствует двигательная активность кистей рук. Затем движения в хороводах, с ориентировкой в кругу, правильной осанкой, умением осознанно выполнять движения. Всё это развивает гибкость, выносливость, осанку, совершенствует двигательные умения и навыки детей.

Анализ можно закончить выводом, что все пять образовательных областей на празднике получили своё выражение приблизительно в равных долях, а главное – все они связаны между собой и дают результат именно во взаимодействии друг с другом. Благодаря выполнению поставленных задач, определённых образовательными областями, цели тематического праздника были достигнуты полностью.

Список литературы:

Бабаджан Т. С. Музыкальное развитие детей. – М., 1957.

Веракса Н. Е., Комарова Т. С., Васильева М. А. От рождения до школы. – М., 2014.

Ветлугина Н. А. Музыкальное развитие ребёнка. – М., 1968.

Зорина Г. Н. «Память». – Зарайск, 2005.

5.Лисина М. И. Формирование личности ребёнка в общении. – 6.Полянчев В. И. Зарайская энциклопедия. – М., 2003.

7.Радынова О. П., Комиссарова Л. Н. Теория и методика музыкального

воспитания детей дошкольного возраста. – Дубна, 2011.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.