Конспект открытого занятия по социально-личностному воспитанию «Моя Семья!»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ШКОЛА №129 СП «СОЛНЫШКО»
СОВЕТСКОГО РАЙОНА ВОЛГОГРАДА»
Конспект открытого занятия по социально-личностному
воспитанию в средней группе №2
Тема: «Моя семья»
Составила: воспитатель
средней группы №2
Абрамова Л.А
Цель: формировать у детей правильное представление о семье.
Задачи: 1.Образовательные: ввести понятие «семья», формирование правильного представления о семье: роли матери, отца, бабушки, дедушки, сестры, брата, сына, дочери; формирование представлений о трудовых обязанностях членов семьи.
2. Развивающие: развивать представление о семье, как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге; координировать речь с движением; развитие диалогической речи: умение участвовать в беседе, упражнять в употреблении уменьшительно – ласкательной формы существительных, расширить словарный запас; развивать внимание, память, мышление.
3. Воспитательные: воспитывать положительные взаимоотношения в семье, взаимовыручку; воспитывать сочувствие, любовь ко всем членам семьи.
Материал: конверт с письмом, рисунки «Лунтик», «Моя семья», мяч, детали для самостоятельной работы детей, клей.
Тип занятия: усвоение новых знаний.
Форма занятия: фронтальная.
Методы и приёмы: беседа, наблюдение, рассматривание рисунков, игры.
Предварительная работа: беседа с детьми о семье; разучивание пальчиковой гимнастики «Моя семья»; наблюдение и запоминание: «Кто как трудиться в нашей семье?»; чтение художественной литературы о семье: сказки: «Гуси-лебеди», «Красная шапочка», «Три поросёнка», «Волк и семеро козлят»; стихотворений: творчество А. Барто «Было у бабушек сорок внучат», «Младший брат», «Я расту», работа с родителями: рисование рисунков «Моя семья».
Итоговая работа с детьми «Изготовление открытки для семьи»
Ход занятия:
Дети вместе с воспитателем заходят в группу и встают в круг.
- Ребята, давайте поздороваемся друг с другом:
«Здравствуй, правая рука.
Здравствуй, левая рука.
Здравствуй, друг, здравствуй, друг.
Здравствуй, весь наш дружный круг».
- Молодцы! Проходим и садимся на стульчики.
Презентация «Моя семья».
- Друзья мои, утром в детский сад почтальон принёс письмо для нашей группы, хотите узнать что же в нём? Здесь фото. Узнаёте чьё? Послушайте, что пишет Лунтик:
-Что такое «друзья» я знаю. Ребята, а что такое «семья» подскажите мне, пожалуйста! (Индивидуальные ответы детей).
- Дети, на доске расположены ваши картинки. Лера покажи всем сою картинку и расскажи- кто здесь изображен. (Рассказ ребёнка по картинке)
-Захар, здесь и твоя картинка, познакомь нас с ней. (Рассказ ребёнка по картинке)
- И папу, маму, брата, сестру, дедушку, бабушку, а как можно их назвать одним словом?
(Ответы детей: семья).
Беседа о понятии «Семья».
- Правильно, мама и папа, их дети (сын или дочь), бабушки и дедушки – это члены семьи, все вместе они – это семья. В семье могут жить люди разного возраста, как от маленького ребёнка так до пожилого человека. Это самые дорогие и близкие люди. Все члены семьи любят, уважают, заботятся друг о друге.
- Ребята, но, послушайте меня внимательно, в семье жить дружно очень важно. Старших надо слушаться, помогать им, а младших надо защищать, заботиться о них, жалеть. Запомнили ? (Индивидуальные ответы детей).
- Друзья мои, а сейчас мы с Вами встанем возле своих стульчиков и поиграем с нашими пальчиками в игру, которая называется «Моя семья».
«Моя семья»: «Этот пальчик - дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папа,
Этот пальчик- мама,
Этот пальчик – я.
Вот и вся моя семья».
- Молодцы, присаживаемся на стульчики.
-Ребята, а теперь Вы расскажите мне о своей семье:
-Максим, подойди ко мне, пожалуйста, расскажи, с кем ты живёшь? Как зовут твоих членов семьи?
- Настя, а ты хочешь рассказать о своей семье, тогда подойди ко мне? С кем ты живёшь? Как зовут маму, папу?
(Индивидуальные ответы детей).
- Друзья мои, а у кого есть брат или сестра, поднимите руки?
Дети выполняют задания.
-Даша, как зовут твоего брата? Он старше или младше тебя?
-Соня, как зовут твою сестру? Она старше или младше тебя?
(Индивидуальные ответы детей).
- Молодцы! Ребята, а теперь послушайте, пожалуйста, загадку:
Стеклянные колеса
Не едут дальше носа,
За уши цепляются,
На носу катаются. (Ответы детей: очки).
- А кто в семье всегда носит очки? (Ответы детей: бабушки, дедушки).
- Правильно, друзья мои. У кого есть бабушки и дедушки, поднимите руки?
Дети выполняют задания.
- Максим, скажи нам, пожалуйста, как зовут твоего дедушку?
- Костя, а как зовут твою бабушку?
(Индивидуальные ответы детей).
- Хорошо, когда есть бабушки и дедушки, они заботятся о Вас: и вкусно накормят, пожалеют и приласкают.
-Ребята, а теперь мы с Вами отдохнём немножко:
Физ. минутка: «В понедельник»
В понедельник я купался, (Изображаем плавание.)
А во вторник — рисовал. (Изображаем рисование.)
В среду долго умывался, (Умываемся.)
А в четверг в футбол играл. (Бег на месте.)
В пятницу я прыгал, бегал, (Прыгаем, бег на месте)
А в субботу, танцевал (показ танц. Движений)
воскресенье торт я кушал, ( изображаем)
а под вечер отдыхал (Сложить ладошки под щёку)
- Молодцы, присаживаемся на свои стульчики.
Дидактическая игра «Скажи ласково».
- Друзья мои, скажите мне, пожалуйста, как друг к другу обращаются в семье? (Индивидуальные ответы детей).
- Правильно, в семье друг друга называют ласково, нежно, потому что друг друга любят. А сейчас и мы с Вами поиграем в игру, которая называется «Скажи ласково», и назовём всех своих членов семьи ласково, нежно, любя. Послушайте меня внимательно, я буду называть вам слово, а Вы должны изменить это слово, но только ласково.
Например : «Мама – мамочка…(мамуля)»;
Папа – папочка, папенька, папуля;
Дочь-доченька, дочурка;
Сын – сынок, сыночек, сынуля;
Сестра – сестрёнка, сестричка;
Брат – братишка; братик;
Бабушка – бабуля;
Дед – дедушка, дедуля».
Дидактическая игра с мячом
«Кто как трудиться в нашей семье?»
- Молодцы какие, всё Вы знаете, а сейчас я узнаю, кто и как трудиться в вашей семье? Встанем возле своих стульчиков. Я буду бросать мяч каждому по очереди, а Вы должны будете поймать и сказать, кто же выполняет ту или иную обязанность у Вас в доме: папа, мама, бабушка, дедушка, сестра, брат или Вы.
Например : - Ходит на работу? Кто? (Ответы детей: мама, папа)
-Готовит пищу? (Мама, папа, бабушка)
- Ходит в магазин за продуктами? (мама, папа)
- Учит уроки? (брат, сестра)
- Вяжет носки, варежки? (бабушка)
- Наводит дома порядок: пылесосит, вытирает пыль, моет полы? (мама)
- Играет в игрушки? (я, братик, сестренка)
- Ребята, а Вы помогаете своим родителям по дому выполнять домашние обязанности?
(Индивидуальные ответы детей).
- Кто хочет рассказать, поднимите руки?
Дети выполняют задания.
- Настя, давай начнём с тебя, расскажи нам, пожалуйста, как ты помогаешь своей маме?
- Даша, а ты расскажешь , как помогаешь своей маме? Что ты для этого делаешь?
- А теперь давайте послушаем Стаса, что он нам расскажет, как он помогает своим родителям?
(Индивидуальные ответы детей).
- Молодцы, какие же растут помощники у нас!
- Ребята, посмотрите, какая у меня в руках красивая открытка. Какой цветочек Вы видите на открытке?
(Ответы детей: ромашка).
- Правильно, это ромашка. Ромашка – это символ семьи. Давайте и мы с вами сделаем такую же открытку только для Вашей семьи. Проходим к столу и садимся на стульчики. (Дети выполняют задания.)
Итог занятия:
- Друзья мои, а теперь подведём итог нашего занятия. О чём мы с Вами сегодня говорили? А что Вам больше всего понравилось или запомнилось?
(Индивидуальные ответы детей).
- Правильно, о семье: о маме, о папе, о бабушке с дедушкой, о брате с сестрой. Как хорошо, что у Вас есть семья! Вы самые счастливые дети на свете, потому что в ваших семьях любят друг друга, весело и дружно живут все вместе! Главное, чтобы в семье всегда был мир, дружба, уважение, любовь друг к другу.
Так и напишем в открытке с ромашкой Семья- это мама, папа, их дети, бабушка и дедушка, и отправим её Лунтику.
Кравченко Лариса Юрьевна
Дмитрий Александрович Кривошей
Мельникова Светлана Федоровна