Программа внеурочной деятельности «Моё Оренбуржье»

3
0
Материал опубликован 25 December 2018

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №16»

г. Оренбург

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по курсу "Моё Оренбуржье"

(1-4 классы)

Составила:

Миронова И.Н.,

учитель начальных классов,

1 квалификационная категория

Содержание

Пояснительная записка

Результаты освоения курса

Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации деятельности

Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на усвоение каждой темы

1.Пояснительная записка

Рабочая программа предмета » для 1-4 классов разработана на основе нижеперечисленных нормативных документов:

1.Федеральный закон Российской Федерации №273 от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального или основного общего образования №273 от 06.10.2009г.

3.Приказ МО и науки Российской Федерации от 31.12.2015 № 1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 г. № 273»

4.Примерная образовательная программа начального общего (или основного общего) образования от 08.04.2015г.

5.Положение о рабочей программе, разработанное в МОАУ «СОШ № 16» г. Оренбурга, Пр. №1 от 29.08.2016

6. Положение об организации внеурочной деятельности

Цель программы: расширять представление и интерес школьников в процессе ознакомления с историческим и культурным наследием жителей города Оренбурга и Оренбургского края.

Задачи:

- формировать интерес к истории Оренбургской области, его культуре и природе;

- расширять кругозор детей по средствам преемственности поколений;

- развивать интерес к ознакомлению с Оренбургской области / флорой и фауной/, через проектную и познавательно -исследовательскую деятельность;

- обогащать представления детей о достопримечательностях Оренбургской области, г. Оренбурга.

- воспитывать интерес к культурному наследию Оренбуржья и толерантное отношение к традициям народов, населяющих Оренбургскую область.

Место предмета (курса)

Реализуется на часах общения. Данная программа рассчитана на 8 часов в год.

 

2. Результаты освоения программы

Освоение курса вносит существенный вклад в достижение личностных результатов, а именно:

- формирование основ российской гражданской иден­тичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориен­тации;

- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии при­роды, народов, культур и религий;

- формирование уважительного отношения к иному мне­нию, истории и культуре других народов;

- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование лич­ностного смысла учения;

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

- развитие этических чувств, доброжелательности и эмо­ционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопере­живания чувствам других людей;

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и свер­стниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

- формирование установки на безопасный, здоровый об­раз жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Изучение курса играет значительную роль в достижении метапредметных результатов, таких как:

- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи деятельности, поиска средств её осуществления;

- освоение способов решения проблем творческого и по­искового характера;

- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эф­фективные способы достижения результата;

- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

- активное использование речевых средств и средств ин­формационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

- использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном простран­стве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации;

- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

- готовность слушать собеседника и вести диалог; готов­ность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

- определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

- овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием курса;

- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

При изучении курса достигаются следующие предметные результаты:

- понимание особой роли России в мировой истории, вос­питание чувства гордости за национальные свершения, откры­тия, победы;

-сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

- осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

- освоение доступных способов изучения природы и обще­ства (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, клас­сификация и др. с получением информации из семейных ар­хивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

- развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего – речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

- задавать вопросы;

- использовать речь для регуляции своего действия;

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Выпускник получит возможность научиться:

- учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;

- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

- понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

- аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

- адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

3. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации деятельности

1 класс

Тема занятия

Содержание и форма занятия

1

Введение в предмет

Беседа «Что изучает наука история»

Конкурс рисунков на тему «История»

2

Наша школа

Беседа «История возникновения школы»

Экскурсия по школе

Беседа «Школьные классы – зачем они нужны»

Конкурс рисунков о школе

Проект «Наша школа – дом родной»

3

Наша школа

Беседа «Школьные классы – зачем они нужны»

Конкурс рисунков о школе

4

В какие игры играют дети нашей школы

Беседа «Зачем играют дети»

Подвижные игры «Игровой калейдоскоп. Народные игры Оренбуржья»

5

Улицы нашего города

Беседа «Улицы Промышленного района»

Экскурсия по улице Пролетарская района

6

Обычаи и традиции Оренбурга

Беседа «Что такое обычаи и традиции»

Исследовательская работа «Обычаи населения Оренбуржья»

7

Музеи города Оренбурга

Беседа «Зачем нужны музеи?»

Экскурсия в краеведческий музей

8

Подведение итогов работы за год

Творческая работа «Фотоколлаж «Наш город»

Презентация фотовыставки

Всего 8ч

 

2 класс

Тема занятия

Содержание и форма занятия

1

История моей страны начинается с меня

Вводное занятие. Беседа «История моей страны начинается с меня»

2

Известные люди, учившиеся в моей школе

Беседа «Каких людей можно считать известными?»

3

Исторические места Оренбурга

Беседа «Театры и кинотеатры Оренбурга»

Фотовыставка «По историческим местам Новокузнецка»

4

Герои Великой Отечественной войны, жители Оренбуржья

Беседа «Непобедимая и легендарная»

Экскурсия Мемориальный комплекс-музей «Салют, Победа!»

Проект «Мои родственники – участники ВОВ»

5

Герои Великой Отечественной войны, жители Оренбуржья

Беседа «В тылу, как на фронте»

6

Памятники Оренбурга

Беседы «Известные памятники Оренбурга», «Кому и за что ставят памятники»

7

Поэты и писатели Оренбуржья

Беседа «Творчество оренбургских литераторов – детям»

Чтение стихотворений

8

Мы – жители Оренбурга

КВН «Мы – жители Оренбурга»

Всего 8ч

 

3 класс

Тема занятия

Содержание и форма занятия

1

Времена года. Погода в нашем крае.

Беседа «Погода в нашем крае»

2

Природа моего края

Вводное занятие.

Беседа «Природа моего края»

3

Растительный мир степной зоны

Беседа «Что такое степь»

Заочное путешествие по степям Оренбургской области

4

Животный мир степной зоны

Экскурсия в краеведческий музей

5

Животный мир степной зоны

Фотоохота и выставка фотографий «Птицы нашей местности»

6

Национальный парк «Бузулукский бор»

Беседа «Что такое Бузулукский бор»

Заочное путешествие в Бузулукский бор

7

Заповедные места Оренбургской области

Беседа «Какие заповедники есть в Оренбургской области»

8

Сохраним природу – значит, сохраним Родину

Праздник «Сохраним природу – значит, сохраним Родину»

Всего 8ч

 

4 класс

Тема занятия

Содержание и форма занятия

1

Вводное занятие

Информационная беседа «Известные предприятия Оренбуржья»

2

ООО «Газпром добыча Оренбург»

Беседа «Крупнейший газохимический комплекс РФ»

3

Предприятия пищевой промышленности

Оренбургский молочный комбинат (ОМК)

Беседа «Польза молочных продуктов»

Встреча с родителями

4

Предприятия пищевой промышленности

ОАО «Оренбургский хлебокомбинат»

Беседа «Полезные и вредные продукты»

Экскурсия на предприятие пищевой промышленности

5

Сельское хозяйство области.

Беседа «Сельское хозяйство – это…»

6

Театры Оренбурга

Беседа «Какие бывают театры?»

Культпоход в драмтеатр

7

Спортивные сооружения Оренбурга

Беседа «Какие виды спорта развиты в Ореенбурге»

Проект «Мой любимый вид спорта»

8

Все работы хороши – выбирай на вкус

Праздник «Все работы хороши – выбирай на вкус»

Всего 8ч

 

Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на усвоение каждой темы

1 класс

Реализуемое содержание

Характеристика основных видов деятельности

Количество часов

Дата

1

Введение в предмет

-Определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу. Строить предположения, прогнозировать круг возможных действий.

-Оформлять свои мысли в устной и письменной речи: составлять монологические высказывания и небольшие повествовательные тексты с элементами рассуждения

1

 

2

Наша школа

- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

- кооперация с учителем и сверстниками ;

- установление причинно-следственных связей;

- участие в творческом, созидательном процессе

1

 

3

Наша школа

анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

- кооперация с учителем и сверстниками ;

- установление причинно-следственных связей;

- участие в творческом, созидательном процессе

1

 

4

В какие игры играют дети нашей школы

- ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;

- интерес и уважение к другим народам

1

 

5

Улицы нашего города

- основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание своей этнической принадлежности;

- осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе;

- концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;

- определять цели, функции участников, способы взаимодействия;

1

 

6

Обычаи и традиции Оренбурга

- поиск и выделение необходимой информации;

- нравственно-этическая ориентация

1

 

7

Музеи города Оренбурга

- поиск и выделение необходимой информации;

- нравственно-этическая ориентация

- оформлять свои мысли в устной и письменной речи: составлять монологические высказывания и небольшие повествовательные тексты с элементами рассуждения

1

 

8

Подведение итогов работы за год

Определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу. Строить предположения, прогнозировать круг возможных действий.

1

 

2 класс

Реализуемое содержание

Характеристика основных видов деятельности

Количество часов

Дата

1

История моей страны начинается с меня

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

1

 

2

Известные люди, учившиеся в моей школе

- составление плана и последовательности действий;

- освоение новых видов деятельности, участие в творческом, созидательном процессе;

- самоанализ и самоконтроль результата;

- формирование выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации

1

 

3

Исторические места Оренбурга

освоение новых видов деятельности, участие в творческом, созидательном процессе;

- формирование основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности

1

 

4

Герои Великой Отечественной войны, жители Оренбуржья

- составление плана и последовательности действий

- осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе;

- различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком;

-находить место изученных событий на «ленте времени»;

- оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников, этнос);

- использование различных справочных изданий (словари, энциклопедии, включая компьютерные) и детской литературы о человеке и обществе с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.

1

 

5

Герои Великой Отечественной войны, жители Оренбуржья

- использование различных справочных изданий (словари, энциклопедии, включая компьютерные) и детской литературы о человеке и обществе с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.

1

 

6

Памятники Оренбурга

составление плана и последовательности действий

- осознание себя как гражданина

- узнавать государственную символику своего региона; описывать достопримечательности родного края; находить на карте, свой регион и его главный город

1

 

7

Поэты и писатели Оренбуржья

осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе;

- составление плана и последовательности действий

1

 

8

Мы – жители Оренбурга

- определять цели, функции участников, способы взаимодействия

1

 

3 класс

Реализуемое содержание

Характеристика основных видов деятельности

Количество часов

Дата

1

Времена года. Погода в нашем крае.

- формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения

1

 

2

Природа моего края

установление причинно-следственных связей;

-осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера

1

 

3

Растительный мир степной зоны

установление причинно-следственных связей;

-осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера

1

 

4

Животный мир степной зоны

-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета

1

 

5

Животный мир степной зоны

-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета

1

 

6

Национальный парк «Бузулукский бор»

- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы как по ходу его реализации, так и в конце действия

1

 

7

Заповедные места Оренбургской области

- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве

- формулировать собственное мнение и позицию;

- предлагать помощь и сотрудничество

1

 

8

Сохраним природу – значит, сохраним Родину

- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия;

- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни

1

 

4 класс

Реализуемое содержание

Характеристика основных видов деятельности

Количество часов

Дата

1

Вводное занятие

- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы как по ходу его реализации, так и в конце действия

1

 

2

ООО «Газпром добыча Оренбург»

- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы как по ходу его реализации, так и в конце действия;

- поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета

1

 

3

Предприятия пищевой промышленности

Оренбургский молочный комбинат (ОМК)

- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы как по ходу его реализации, так и в конце действия;

- поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета

1

 

4

Предприятия пищевой промышленности

ОАО «Оренбургский хлебокомбинат»

- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы как по ходу его реализации, так и в конце действия;

- поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета

1

 

5

Сельское хозяйство области.

- осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;

- ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения

1

 

6

Театры Оренбурга

- строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;

- проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;

- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях

1

 

7

Спортивные сооружения Оренбурга

- поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета

1

 

8

Все работы хороши – выбирай на вкус

- строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;

- проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;

- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях

1

 
в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.