Программа внеурочной деятельности «Моё Оренбуржье»
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №16»
г. Оренбург
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу "Моё Оренбуржье"
(1-4 классы)
Составила:
Миронова И.Н.,
учитель начальных классов,
1 квалификационная категория
Содержание
Пояснительная записка
Результаты освоения курса
Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации деятельности
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на усвоение каждой темы
1.Пояснительная записка
Рабочая программа предмета » для 1-4 классов разработана на основе нижеперечисленных нормативных документов:
1.Федеральный закон Российской Федерации №273 от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального или основного общего образования №273 от 06.10.2009г.
3.Приказ МО и науки Российской Федерации от 31.12.2015 № 1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 г. № 273»
4.Примерная образовательная программа начального общего (или основного общего) образования от 08.04.2015г.
5.Положение о рабочей программе, разработанное в МОАУ «СОШ № 16» г. Оренбурга, Пр. №1 от 29.08.2016
6. Положение об организации внеурочной деятельности
Цель программы: расширять представление и интерес школьников в процессе ознакомления с историческим и культурным наследием жителей города Оренбурга и Оренбургского края.
Задачи:
- формировать интерес к истории Оренбургской области, его культуре и природе;
- расширять кругозор детей по средствам преемственности поколений;
- развивать интерес к ознакомлению с Оренбургской области / флорой и фауной/, через проектную и познавательно -исследовательскую деятельность;
- обогащать представления детей о достопримечательностях Оренбургской области, г. Оренбурга.
- воспитывать интерес к культурному наследию Оренбуржья и толерантное отношение к традициям народов, населяющих Оренбургскую область.
Место предмета (курса)
Реализуется на часах общения. Данная программа рассчитана на 8 часов в год.
2. Результаты освоения программы
Освоение курса вносит существенный вклад в достижение личностных результатов, а именно:
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Изучение курса играет значительную роль в достижении метапредметных результатов, таких как:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи деятельности, поиска средств её осуществления;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
- использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
- овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием курса;
- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
При изучении курса достигаются следующие предметные результаты:
- понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
-сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
- осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
- освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
- развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего – речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- задавать вопросы;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Выпускник получит возможность научиться:
- учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
- понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
- аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
- адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
3. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации деятельности
1 класс
№ |
Тема занятия |
Содержание и форма занятия |
|
1 |
Введение в предмет |
Беседа «Что изучает наука история» Конкурс рисунков на тему «История» |
|
2 |
Наша школа |
Беседа «История возникновения школы» Экскурсия по школе Беседа «Школьные классы – зачем они нужны» Конкурс рисунков о школе Проект «Наша школа – дом родной» |
|
3 |
Наша школа |
Беседа «Школьные классы – зачем они нужны» Конкурс рисунков о школе |
|
4 |
В какие игры играют дети нашей школы |
Беседа «Зачем играют дети» Подвижные игры «Игровой калейдоскоп. Народные игры Оренбуржья» |
|
5 |
Улицы нашего города |
Беседа «Улицы Промышленного района» Экскурсия по улице Пролетарская района |
|
6 |
Обычаи и традиции Оренбурга |
Беседа «Что такое обычаи и традиции» Исследовательская работа «Обычаи населения Оренбуржья» |
|
7 |
Музеи города Оренбурга |
Беседа «Зачем нужны музеи?» Экскурсия в краеведческий музей |
|
8 |
Подведение итогов работы за год |
Творческая работа «Фотоколлаж «Наш город» Презентация фотовыставки |
|
Всего 8ч |
2 класс
№ |
Тема занятия |
Содержание и форма занятия |
|
1 |
История моей страны начинается с меня |
Вводное занятие. Беседа «История моей страны начинается с меня» |
|
2 |
Известные люди, учившиеся в моей школе |
Беседа «Каких людей можно считать известными?» |
|
3 |
Исторические места Оренбурга |
Беседа «Театры и кинотеатры Оренбурга» Фотовыставка «По историческим местам Новокузнецка» |
|
4 |
Герои Великой Отечественной войны, жители Оренбуржья |
Беседа «Непобедимая и легендарная» Экскурсия Мемориальный комплекс-музей «Салют, Победа!» Проект «Мои родственники – участники ВОВ» |
|
5 |
Герои Великой Отечественной войны, жители Оренбуржья |
Беседа «В тылу, как на фронте» |
|
6 |
Памятники Оренбурга |
Беседы «Известные памятники Оренбурга», «Кому и за что ставят памятники» |
|
7 |
Поэты и писатели Оренбуржья |
Беседа «Творчество оренбургских литераторов – детям» Чтение стихотворений |
|
8 |
Мы – жители Оренбурга |
КВН «Мы – жители Оренбурга» |
|
Всего 8ч |
3 класс
№ |
Тема занятия |
Содержание и форма занятия |
|
1 |
Времена года. Погода в нашем крае. |
Беседа «Погода в нашем крае» |
|
2 |
Природа моего края |
Вводное занятие. Беседа «Природа моего края» |
|
3 |
Растительный мир степной зоны |
Беседа «Что такое степь» Заочное путешествие по степям Оренбургской области |
|
4 |
Животный мир степной зоны |
Экскурсия в краеведческий музей |
|
5 |
Животный мир степной зоны |
Фотоохота и выставка фотографий «Птицы нашей местности» |
|
6 |
Национальный парк «Бузулукский бор» |
Беседа «Что такое Бузулукский бор» Заочное путешествие в Бузулукский бор |
|
7 |
Заповедные места Оренбургской области |
Беседа «Какие заповедники есть в Оренбургской области» |
|
8 |
Сохраним природу – значит, сохраним Родину |
Праздник «Сохраним природу – значит, сохраним Родину» |
|
Всего 8ч |
4 класс
№ |
Тема занятия |
Содержание и форма занятия |
|
1 |
Вводное занятие |
Информационная беседа «Известные предприятия Оренбуржья» |
|
2 |
Беседа «Крупнейший газохимический комплекс РФ» |
||
3 |
Предприятия пищевой промышленности Оренбургский молочный комбинат (ОМК) |
Беседа «Польза молочных продуктов» Встреча с родителями |
|
4 |
Предприятия пищевой промышленности ОАО «Оренбургский хлебокомбинат» |
Беседа «Полезные и вредные продукты» Экскурсия на предприятие пищевой промышленности |
|
5 |
Сельское хозяйство области. |
Беседа «Сельское хозяйство – это…» |
|
6 |
Театры Оренбурга |
Беседа «Какие бывают театры?» Культпоход в драмтеатр |
|
7 |
Спортивные сооружения Оренбурга |
Беседа «Какие виды спорта развиты в Ореенбурге» Проект «Мой любимый вид спорта» |
|
8 |
Все работы хороши – выбирай на вкус |
Праздник «Все работы хороши – выбирай на вкус» |
|
Всего 8ч |
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на усвоение каждой темы
1 класс
№ |
Реализуемое содержание |
Характеристика основных видов деятельности |
Количество часов |
Дата |
1 |
Введение в предмет |
-Определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу. Строить предположения, прогнозировать круг возможных действий. -Оформлять свои мысли в устной и письменной речи: составлять монологические высказывания и небольшие повествовательные тексты с элементами рассуждения |
1 |
|
2 |
Наша школа |
- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); - кооперация с учителем и сверстниками ; - установление причинно-следственных связей; - участие в творческом, созидательном процессе |
1 |
|
3 |
Наша школа |
анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); - кооперация с учителем и сверстниками ; - установление причинно-следственных связей; - участие в творческом, созидательном процессе |
1 |
|
4 |
В какие игры играют дети нашей школы |
- ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи; - интерес и уважение к другим народам |
1 |
|
5 |
Улицы нашего города |
- основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание своей этнической принадлежности; - осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе; - концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий; - определять цели, функции участников, способы взаимодействия; |
1 |
|
6 |
Обычаи и традиции Оренбурга |
- поиск и выделение необходимой информации; - нравственно-этическая ориентация |
1 |
|
7 |
Музеи города Оренбурга |
- поиск и выделение необходимой информации; - нравственно-этическая ориентация - оформлять свои мысли в устной и письменной речи: составлять монологические высказывания и небольшие повествовательные тексты с элементами рассуждения |
1 |
|
8 |
Подведение итогов работы за год |
Определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу. Строить предположения, прогнозировать круг возможных действий. |
1 |
2 класс
№ |
Реализуемое содержание |
Характеристика основных видов деятельности |
Количество часов |
Дата |
1 |
История моей страны начинается с меня |
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; |
1 |
|
2 |
Известные люди, учившиеся в моей школе |
- составление плана и последовательности действий; - освоение новых видов деятельности, участие в творческом, созидательном процессе; - самоанализ и самоконтроль результата; - формирование выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации |
1 |
|
3 |
Исторические места Оренбурга |
освоение новых видов деятельности, участие в творческом, созидательном процессе; - формирование основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности |
1 |
|
4 |
Герои Великой Отечественной войны, жители Оренбуржья |
- составление плана и последовательности действий - осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе; - различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком; -находить место изученных событий на «ленте времени»; - оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников, этнос); - использование различных справочных изданий (словари, энциклопедии, включая компьютерные) и детской литературы о человеке и обществе с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний. |
1 |
|
5 |
Герои Великой Отечественной войны, жители Оренбуржья |
- использование различных справочных изданий (словари, энциклопедии, включая компьютерные) и детской литературы о человеке и обществе с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний. |
1 |
|
6 |
Памятники Оренбурга |
составление плана и последовательности действий - осознание себя как гражданина - узнавать государственную символику своего региона; описывать достопримечательности родного края; находить на карте, свой регион и его главный город |
1 |
|
7 |
Поэты и писатели Оренбуржья |
осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе; - составление плана и последовательности действий |
1 |
|
8 |
Мы – жители Оренбурга |
- определять цели, функции участников, способы взаимодействия |
1 |
3 класс
№ |
Реализуемое содержание |
Характеристика основных видов деятельности |
Количество часов |
Дата |
1 |
Времена года. Погода в нашем крае. |
- формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения |
1 |
|
2 |
Природа моего края |
установление причинно-следственных связей; -осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера |
1 |
|
3 |
Растительный мир степной зоны |
установление причинно-следственных связей; -осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера |
1 |
|
4 |
Животный мир степной зоны |
-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета |
1 |
|
5 |
Животный мир степной зоны |
-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета |
1 |
|
6 |
Национальный парк «Бузулукский бор» |
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы как по ходу его реализации, так и в конце действия |
1 |
|
7 |
Заповедные места Оренбургской области |
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве - формулировать собственное мнение и позицию; - предлагать помощь и сотрудничество |
1 |
|
8 |
Сохраним природу – значит, сохраним Родину |
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия; - самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни |
1 |
4 класс
№ |
Реализуемое содержание |
Характеристика основных видов деятельности |
Количество часов |
Дата |
1 |
Вводное занятие |
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; - проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; - самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы как по ходу его реализации, так и в конце действия |
1 |
|
2 |
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы как по ходу его реализации, так и в конце действия; - поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета |
1 |
||
3 |
Предприятия пищевой промышленности Оренбургский молочный комбинат (ОМК) |
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы как по ходу его реализации, так и в конце действия; - поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета |
1 |
|
4 |
Предприятия пищевой промышленности ОАО «Оренбургский хлебокомбинат» |
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы как по ходу его реализации, так и в конце действия; - поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета |
1 |
|
5 |
Сельское хозяйство области. |
- осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ; - ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения |
1 |
|
6 |
Театры Оренбурга |
- строить сообщения, проекты в устной и письменной форме; - проводить сравнение и классификацию по заданным критериям; - устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; - строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях |
1 |
|
7 |
Спортивные сооружения Оренбурга |
- поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета |
1 |
|
8 |
Все работы хороши – выбирай на вкус |
- строить сообщения, проекты в устной и письменной форме; - проводить сравнение и классификацию по заданным критериям; - устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; - строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях |
1 |