Эссе «Моё педагогическое кредо: Живи, танцуя!»
Управление образования города Калуги
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Центр развития творчества детей и юношества «Созвездие» г. Калуги
Эссе
«Моё педагогическое кредо
«Живи, танцуя»
Автор: Гончарова Алина Сергеевна
Должность: педагог дополнительного образования, хореограф
Калуга, 2022
«Я танцую, потому что счастлива. Я счастлива, потому что танцую…» - это была первая посетившая меня мысль, когда я узнала, что мне предстоит написать эссе. Где же связь между моим личным счастьем и моей педагогической профессией? «Живи, танцуя!» - мой девиз, моя педагогическая философия, мое мироощущение. Вот уже четырнадцать с половиной лет я вхожу в танцевальный класс и учу детей «Жить, танцуя!». И когда я вижу радостные детские глаза, то становлюсь счастливой. Именно поэтому я и стала педагогом-хореографом. Именно поэтому я и остаюсь в этой профессии до сегодняшнего дня. Именно поэтому мне никогда не приходила в голову мысль уйти из профессии, поменять ее.
«Если профессия становится образом жизни, то ремесло превращается в искусство». Шевелев И.
Мотивов выбора профессии было несколько. Во-первых, мне всегда нравилось танцевать, я не могла существовать без танца, любовь к которому мне привила мама. Во-вторых, на выбор профессии повлияли мои педагоги. С самого детства изо дня в день, из урока в урок, вдохновляя меня своим примером, они «Жили, танцуя». Педагоги учили меня не только умению правильно и красиво выполнять танцевальные движения, но и умению дарить радость людям, излучать позитивную энергию при исполнении танца. Моим путеводителем в мир танца стал замечательный педагог - заслуженная артистка Украины Елена Зельдина – педагог с большой буквы и невероятный человек, который вложил в меня душу, свой педагогический опыт и дал мне огромный шаг в мир моей будущей профессии. Выбор профессии – это очень важное и трудное дело, потому что от этого зависит вся твоя будущая жизнь. В профессию надо влюбиться. И я влюбилась. Мне повезло.
Мои ученики… самое дорогое и самое ценное, что есть у меня в жизни. Какие они разные! У каждого своя идея, свой особый мир. И моя задача, как педагога, бережно сохранить индивидуальность и неповторимость моих подопечных. Я люблю их и принимаю такими, какие они есть. И неважно, какой профессии они посвятят свою жизнь. Будут ли они хореографами, как я. Главное, чтобы мои дети оставались людьми в любой жизненной ситуации, умели помогать друг другу, поддерживали словом и делом. И мы учимся этому ежедневно на моих занятиях, проходя все трудности при постановке танца. Мне приходится иметь дело с детской душой, а не просто с телом, которое может ритмично и красиво двигаться. И поэтому я все время повторяю своим ученикам слова Вивиан Грин: «Смысл жизни не в том, чтобы ждать, когда закончится гроза, а в том, чтобы учится танцевать под дождем». Я говорю своим будущим танцорам: «Чтобы не случилось в жизни - танцуйте, при любых погодных условиях – танцуйте. И своим танцем доставляйте радость другим… И только тогда вы будете счастливы! Живите, танцуя!».
Невероятное счастье для меня – это передавать детям свой опыт, танцевальный и жизненный. И нет большей радости, чем видеть, как танцуют на сцене твои ученики и как ловят твой взгляд и подсказки, и как они радуются наградам, и как ждут мою оценку за кулисами. И это все дает мне силы и вдохновляет меня.
В. Ключевский говорил: «Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаёшь, и любить тех, кому преподаёшь».
Мне повезло. Я очень люблю и танец, и своих учеников. Работать с детьми - значит ежечасно, ежедневно, из года в год отдавать ребенку свой жизненный и душевный опыт, формируя его личность, личность неординарную и творчески мыслящую. А в моей профессии, все это мы делаем средствами хореографии, вкладывая в каждое движение смысл, образ и душу. Живём танцуя. Ведь станцевать можно все, настроение, эмоцию, ситуацию, праздник и любое событие, рассказать зрителю и друг другу все, что есть в душе, свой секрет, без слов, только пластикой.
В своей работе я стремлюсь приобщить учащихся к миру прекрасного. На занятиях мы смотрим фильмы о танцевальных коллективах и великих танцорах мира, хореографические спектакли и постановки. После просмотра обсуждаем их и ставим для себя новые цели и задачи. Мы учимся при помощи пластики передавать настроение, эмоции, рассказывать о событиях и душевных переживаниях, отличать бездушное повторение отточенных движений от зажигательного танца, в котором душа становится главной. Для меня, как для педагога, научить пониманию этого - очень сложная задача. Но я не боюсь трудностей. Ведь я учу прекрасному – искусству хореографии. Учу детей интерпретировать полученные знания и навыки по-своему. Мы импровизируем и делаем эту импровизацию частью постановки. Это дарит моим ученикам удовольствие и ощущение важности себя в коллективе. Дети выходят в своем танцевальном мастерстве на новый уровень, когда танцуют «своё».
«Вечно изобретать, пробовать, совершенствовать и совершенствоваться – вот единственный курс учительской жизни» К.Д.Ушинский.
В своей работе я не забываю и о классических педагогических принципах, следование которым помогает наилучшим образом достигать поставленных целей. Для меня, как для педагога, они являются своеобразными требованиями по отношению к себе и к своей педагогической деятельности. При создании танца мы постоянно с детьми обмениваемся какой-либо информацией, расширяем наш кругозор, спорим, при этом учимся уважительно говорить и разговаривать друг с другом, пробуем вести конструктивный диалог, что является очень важным и востребованным в современном «молчаливом» мире, в котором все чаще отдается предпочтение не живому человеческому общению. На мой взгляд, создание творческой атмосферы в детском коллективе неразрывно связано с развитием коммуникативного подхода в процессе обучения.
Меняются времена, меняются люди, меняются приоритеты, но миссия педагога, на мой взгляд, остается неизменной – передать накопленные знания, воспитать личность, помочь ребенку успешно адаптироваться в обществе, приобщить к общечеловеческим ценностям и культуре. Для этого педагогу нельзя довольствоваться только теми знаниями и умениями, которые он получил в начале профессионального пути. Я знаю, что нужно постоянно двигаться вперед, пополняя свою копилку знаний новыми открытиями и достижениями в области хореографического искусства, повышая свой профессиональный уровень. Фридрих Ницше говорил: «Мы должны считать потерянным каждый день, в который мы не танцевали хотя бы раз». А я бы немножко изменила бы его фразу для себя: «Я должна считать потерянным каждый день, если не научусь чему-нибудь новому в своей профессии педагога-хореографа».
На мой взгляд, современный педагог должен отдать предпочтение педагогике сотрудничества, где в совместной деятельности создаются позитивные условия для творческого самовыражения ребенка.
Мои дети вдохновляют меня на творчество…
Во имя чего я работаю? Все просто: я учу детей танцевать и проживать жизнь в танце. Когда я вижу счастливые лица своих учеников, то понимаю - вот оно, счастье! Ведь в каждой улыбке есть частичка моей души и сердца. А эти маленькие руки… руки моих учеников, которые обнимают меня, придают силы двигаться вперед несмотря ни на что.
И что бы в моей жизни не произошло, я спешу в танцевальный класс к своим ученикам, с которыми мы стали одной большой семьей. Я пишу этот текст, а передо мной лица моих воспитанников. Я знаю, что через час я встречусь с ними, мы обсудим все важное, что случились у них за время нашей разлуки и выплеснем все эти эмоции в танце, а в конце занятия меня ждут традиционные «обнимашки», так они благодарят меня за урок. И это здорово! Значит, все не зря… Значит моя миссия - учить детей «Жить, танцуя!».