12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Сумбайкина Татьяна Дмитриевна60
Учитель истории и обществознания. ВКК. Стаж работы в школе 18 лет.
Россия, Воронежская обл., Воронеж













Моё расследование темы репрессий.





























Нельзя забыть, что было и как было,
Чтобы не повторилось это вновь.











«Если опыт XX века не послужит человечеству должным уроком, то в будущем кровавый смерч рискует повториться с новой силой».

Александр Солженицын

Люди плохо понимают необходимость обсуждать прошлое, а зря. Ведь именно процесс расследования той или иной исторической темы, бывает, помогает в решении трудных политических ситуаций в наше время.

Начиная своё расследование темы репрессий в СССР, хочу акцентировать внимание на то, что эта тема является и сейчас крайне актуальной. Знание правдивой истории служит важным фактором развития и укрепления демократических процессов, происходящих в современном российском обществе, ибо помогает нам предотвратить повторение горьких уроков прошлого, понять, от чего следует отказаться навсегда и что нужно взять с собой в завтрашний день.

В 2017-2018 гг. мы встретили 80-летнюю годовщину «Большого террора» – периода самых масштабных и кровавых репрессий за всю историю России. Эта трагическая страница прошлого страны – одна из тех, значение и влияние которых на нашу судьбу мы не до конца осознали. Общество до сих пор не может прийти к согласию по поводу исторической оценки этих событий, которая продолжает варьироваться от исключительно «прагматической», объявляющей человеческие жертвы вынужденными и оправдывающей их грандиозными целями, до резко и однозначно негативной, представляющей весь этот период как сплошную «черную страницу» в истории СССР. Прийти к единому мнению по этому вопросу не удалось даже после рассекречивания страшных архивных документов в начале 1990-х годов, принятия закона о реабилитации репрессированных, открытия в разных регионах страны мемориалов жертвам террора и двух десятилетий широкого «мемориального» движения…

В общественном сознании 1937 год справедливо ассоциируется с пиком политических репрессий, широко применявшихся коммунистическим режимом после захвата власти в 1917 году. Это была высшая точка репрессивной политики. Однако и до, и после 1937 года были периоды в истории Советской России и СССР, когда политические репрессии приводили к неменьшим жертвам, имели глобальные трагические последствия. Я имею в виду Октябрьскую революцию и гражданскую войну, коллективизацию и ликвидацию кулачества, голод 1932-1933 годов, депортации народов 1930-1950-х годов, послевоенные репрессивные акции и многое другое.

Политические репрессии были порождены как объективными,  так и субъективными причинами. Среди объективных причин можно назвать следующие:

- процесс изъятия и передела собственности, как необходимого условия революции, происходивший в течение 20 лет и неизбежно вызывавший противодействие социальных сил;

- накопившийся потенциал жестокости за годы мировой,  гражданской войны, интервенции и мятежей;

- сохранившаяся и постоянно нарастающая международная  напряженность, которая проявлялась в подготовке к войне, провокациях,  диверсиях,  вооруженных  конфликтах,  экономической   блокаде,  сохранении  вооруженных  зарубежных  антисоветских   формирований;

- форсированный  характер  крупных  социально-экономических преобразований, сопровождавшийся  изменением образа жизни многих миллионов людей,  усилением бытовых трудностей, переселением   на  новые  плохо обустроенные места.

Большое влияние  на обстановку в стране,  развертывание   политических репрессий оказывали субъективные причины, в том   числе:

- острая  политическая борьба внутри компартии и в ее руководстве по вопросам выбора путей и методов строительства нового общества и за лидирующие позиции в партии  и  государстве;

- сформировавшиеся за годы подпольной политической борьбы   у большевиков качества непримиримости и беспощадности к врагам;

- складывающийся культ личности И.В.Сталина, рост его непререкаемости и авторитета вплоть до поклонения на фоне выдающихся  достижений  в  области экономического,  социального,   культурного и военного развития страны.

Следует сказать,  что в большинстве стран в этот период   широко применялись политические репрессии,  военно-полицейские методы,  ограничение демократии, в том числе в странах с   давними демократическими традициями. Кризис  международного   сообщества,  выразившийся  в мировой войне и крупных политических потрясениях,  еще долго проявлялся и активно влиял на   жизнь всех стран мира.

В советской России первый этап репрессий прошел по самой партии большевиков. После Гражданской войны, когда действовала политика военного коммунизма, пришла новая экономическая политика, которая и стала одной из причин развития оппозиции в РКП(б). В эти годы, еще при жизни В.И.Ленина, в партии развертывались жаркие дискуссии по вопросам о путях развития страны.

Выступая на Х съезде РКП(б) в 1921 году Ленин говорил, что для партии, окруженной врагами, объединяющими весь капиталистический мир, неслыханная роскошь вести дискуссии. На съезде была принята резолюция «О единстве партии», и все, кто имел отличительную от партийного руководства точку зрения, являлись враждебной для партии фракцией или группой.

После смерти Ленина главная борьба развернулась между двумя лидерами – Л. Д. Троцким и И. В. Сталиным. Последний, искусно манипулируя ситуацией в стране, сумел выиграть ее. Со временем формируется культ личности Сталина.

Я считаю, что советская пропаганда на этой почве сплачивала общество перед угрозой внутреннего и внешнего врага. Ясно было, что реализация этой программы потребует напряжения внутренних ресурсов. А общество не всегда безотчетно подчинялось верхушке власти. Я думаю, что нередко по стране возникали отдельные очаги недовольств. Чтобы удержать общество в повиновении, власти проводили политику устрашения – репрессии. Жертвами репрессий становились не только активные политические противники большевиков, но и люди, просто выражавшие несогласие с их политикой, или обычные заложники. Начался период Сталинских репрессий.

Для начала я рассмотрю определение репрессий того времени и причины Сталинских репрессий в частности. Сталинские репрессии носили характер массовых политических репрессий, являвшихся целенаправленной и продолжительной политикой Сталина и его окружения. Несмотря на разную степень интенсивности, количество жертв (лица, приговоренные к смертной казни, сосланные и депортированные) превышает миллионы. Также понятно, что такого рода репрессии имели крайне негативное влияние и ужасные последствия для всего общества в целом. Я считаю, что репрессии, имеющие широкое распространение по территории СССР, были главными методами управления государством в сталинское время.

Из указанного мною выше следует, что сталинские репрессии – это продолжение политических действий со стороны большевиков в Советской России, которые начались после революции 1917 года. Далее последовало укрепление личной власти Сталина, что привело к особенному размаху репрессий. В период с 1937 по 1938 год к расстрелу было приговорено около 682 тыс. человек. «Враги народа» выявлялись и в массовом порядке арестовывались, члены их семей высылались в окраинные районы страны, одна за другой разоблачались «антисоветские», «террористические» организации, которые по сути таковыми не являлись. Все это подкрепляло политический психоз и негодование народа. В некоторых источниках указано, будто бы правительство нарочно вызывало истерику в обществе, словно этот трагичный сюжет заранее был тщательно спланирован.

А Сталин тем временем, «спрятавшись» за спины бывших кулаков и уголовников, намеревался продолжать данную политику и вознамерился уничтожить всех своих оппонентов. Все репрессируемые по мерам наказания разбивались на две группы. К первой относились все наиболее враждебные «антисоветские элементы». Они подлежали немедленному аресту и по рассмотрении их дел на тройках – расстрелу. Ко второй группе относились «все остальные менее активные, но все же враждебные элементы». Стоит отметить, что гениальность это плана и простота его – это что-то невероятное! В итоге данная деятельность приводила к тому, что толпы людей, добрую половину которых составляли ни в чем не повинные мирные жители, оказывались либо приговорены к казни, либо сосланы в особые лагеря или тюрьмы. В любом случае, репрессируемого ожидала смерть, но в первом это была неминуемая и скорая, во втором же – долгая и мучительная. Был даже определен длинный перечень контингентов, подлежащих репрессиям.

Активные действия правительства и их меры против бывших кулаков, уголовников и других антисоветских элементов должны были начаться во всех республиках, краях и областях СССР с 5 августа 1937 года. Предполагалось сворачивание репрессий через четыре месяца после начала. В приказе было утверждено конкретное количество подлежавших репрессиям по первой и второй категории около 268.950 человек.

Я думаю, что Сталин лично принимал участие в выносе приговора некоторым лицам, ведь в некоторых источниках указано, что, по его мнению данные цифры являются «ориентировочными», но без его ведома наркомы республиканских НКВД и начальники краевых и областных Управлений не имели право «самостоятельно их превышать». Разрешалось лишь уменьшать количество репрессируемых, либо переводить лицо, подлежащее наказанию, из первой категории во вторую и, наоборот. В случае надобности увеличения числа репрессируемых, необходимо было в срочном порядке подать ходатайство народному комиссару с указанием мотиваций.

При рассмотрении таблиц жертв репрессий и статистических данных, хочу отметить, что наркомы НКВД республик и начальники УНКВД краев и областей воспользовались своим правом на ходатайства об увеличении «плановых заданий» в отношении лиц, подлежавших репрессиям, а вот правом на «уменьшение цифр» - нет. Обычным делом того времени считалось прошение к народным комиссарам об увеличении цифр, однако последний, по видимому, отправлял ходатайство прямиком к И. В. Сталину, и тот уже в свою очередь подтверждал его. В очередной раз хочу заметить, что «лимит» осужденных и подлежащих казни и ссылкам в окраинные населенные пункты был расширен, давая право осудить ещё около 100.000 человек по всей территории СССР. Но это лишь официальные данные. Я думаю, на деле же эта цифра превышалась ещё в несколько раз. Время шло, и на репрессирование Политбюро ЦК ВКП утвердило лимит еще в 150 тысяч человек.

К концу 1937 года были подведены первые итоги операции по репрессированию антисоветских элементов. Менее чем за месяц активной политики Сталина было арестовано около 54,37 % от общего числа изначально подлежавших репрессиям. Из них «тройками» было приговорено – к расстрелу около 31.530 и к заключению в лагеря и тюрьмы 13.669 человек. Ссылаясь на то, что большинство приговоров было вынесено «тройками», я полагаю, что вышеуказанные были главным инструментом массовых репрессий в 1937 – 1938 годах.

Интересный факт, что, к примеру, только 20 ноября 1937 года «тройкой» УНКВД по Краснодарскому краю было рассмотрено 1.252 уголовных дела. Лица, проходившие по ним, якобы являлись активными участниками различного рода контрреволюционных организаций. Предположим, что «тройка» работала без перерыва все 24 часа в сутки, то выходит, что на одно дело было затрачено чуть больше одной минуты. Фактически – несколько секунд. Да это ведь просто смешно и нелепо!

Просматривая документы и хроники того времени, я заметила, что «тройками» было осуждено только около 60 % от общего числа репрессированных в те годы. Также вынесением приговоров были заняты и другие внесудебные органы, такие как Особое совещание при народном комиссариате внутренних дел СССР, военные трибуналы и суды. Только Военной коллегией Верховного Суда СССР и её выездными сессиями в 60 городах СССР с 1 октября 1936 по 30 сентября 1938 года было осуждено 36.157 человек, из них к расстрелу – 30.514 человек или 84,39 %. Рассмотрев списки жертв, я предположила, что особую жестокость Военной коллегии можно объяснить тем, что ей поручали дела в отношении известных и в прошлом авторитетных «врагов народа», которых оставлять в живых было никак нельзя.

Ясно, что помимо разоблачения и наказания собственно «врагов народа», страну накрыла волна преследования членов их семей. В отношении жен и детей осужденных были приняты такие же жестокие меры, что и к мужьям и отцам. Ссылаясь на определенные источники, хочу упомянуть о выпуске особого постановления под названием «Вопрос НКВД». В нем говорилось:

«1. Принять предложение Наркому внутренних дел о заключении в лагеря на 5-8 лет всех жен осужденных.

2. Организация для этого специальных лагерей в районе Казахстана.

3. Установить порядок, по которому все жены изобличенных изменников родины подлежат заключению в лагеря не менее, как на 5-8 лет.

4. Всех оставшихся после осуждения детей-сирот до 15-летнего возраста взять на государственное обеспечение, о детях старше 15-летнего возраста решать вопрос индивидуально.

5. Предложить разместить детей в существующей сети детских домов и закрытых интернатах…»

Этот короткий и очень страшный документ предрешил судьбы всех жен и детей «врагов народа». Абсолютно все семьи репрессированных по первой и второй категориям брали на учет и устанавливали за ними систематическое наблюдение. Сколько же было репрессировано жен и детей осужденных? В записках, обращенных лично к Сталину, говорится о 18.000 жен арестованных предателей, также известно, что было «изъято» 25.342 ребенка. Повторюсь, что эти данные всего лишь ориентировочные.

Рассмотрев ситуацию репрессий в период 1936-1938 годов, можно отметить, что это был едва ли не самый страшный период в развитии СССР. Действия И. Сталина и его политика террора породили в обществе атмосферу страха, безысходности, доносительства, шпиономании, двойной морали. Всюду шел поиск «врагов народа», «шпионов иностранных разведок», что крайне подорвало психику населения. Самые масштабные репрессивные акции «большого террора», проведенные в 1937-1938 годах, привели к огромным жертвам и необратимым последствиям.

Сохранились многочисленные документальные и эмоциональные свидетельства о разыгравшейся в те годы трагедии. Уже через несколько десятков лет открылась правда, осветившая, к кому были проведены данные репрессивные операции в первую очередь. Преследованию подверглись, прежде всего, представители национальностей, чья историческая родина представляла для СССР особую опасность и угрозу. Лично я не считаю, что это был единственный правильный путь решения данной проблемы, ведь можно быть более лояльным к эмигрантам, которые проживали в то время на территории СССР.

Как видно из приведенных фактов, волна репрессий захлестнула всю страну в целом, и никто не был застрахован от последствий. Масштабы репрессии очень велики: было осуждено 3.080.574 человека, из них около 50 % было приговорено к высшей мере наказания.

Исходя из всего вышеуказанного, можно выделить две основные причины, по которым был развязан крупнейший политический террор в 1937-1938 годах. Во-первых, террор был направлен против лиц, отдельных категорий и групп граждан, которые могли представлять гипотетическую угрозу для Сталина или его строя. Во-вторых, массовые политические репрессии образца 1937-1938 года завершили формирование жестокого тоталитарного режима в СССР.

С помощью террора большевики решали сложные политические проблемы, экономические, социальные, национальные и даже культурные. Он стал инструментом нагнетания в обществе страха, который держал людей в повиновении, полностью исключив возможность сопротивления. Репрессии имели для общества крайне негативные последствия. Террор нанес огромный вред всем сферам жизни общества, произволу подверглись сотни тысяч ни в чем не повинных людей. Беззаконие, страх и произвол – то, что определяло атмосферу общества 1937-1938 годов. Последствия тоталитаризма были настолько велики, что мы можем наблюдать их и в наши дни.




Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.