Статья «Можно ли найти выход из сложившихся современных проблем дошкольного образования?»
«Можно ли найти выход из сложившихся современных проблем дошкольного образования?»
Работая в разных дошкольных учреждениях более 17 лет, могу выделить и сформулировать общие проблемные точки в дошкольном образовании, как первой ступени общего образования.
Согласно Федеральному закону "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012, образование подразделяется на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение.
Так как дошкольное образование является первой ступенью общего образования, то недостаточная подготовленность выпускников детского сада, значительно снижает и затормаживает процесс обучения в начальной школе.
Почему же так происходит? Причин несколько. Одна из причин –это недостаточное финансирование дошкольных образовательных учреждений. Во многих детских садах нет необходимого количества современной техники (компьютеров, принтеров и т.д.) а также доступа к интернету, которые в наше время просто необходимы для эффективной работы с детьми. Так же недостаточное финансирование сказывается на возможности руководства финансово мотивировать и поощрять педагогов в их профессиональном росте и развитии. Вследствие чего, профессия педагога становится не востребованной и малопривлекательной. Молодые специалисты, а также педагоги с опытом работы не рвутся устраиваться в детский сад, так как детей в группах много, родители относятся к работникам ДОУ как к обслуживающему персоналу, регулярно необходимо заполнять большой объём документации, а зарплата очень низкая. Вследствие чего в детских садах наблюдается дефицит кадров. Опытных педагогов в ДОУ становиться всё меньше и меньше, а случайных людей, хоть и с образованием, пытающихся пересидеть неспокойное время в бюджетной сфере, становиться всё больше. Да и подготовка молодых кадров оставляет желать лучшего. Молодые специалисты в лучшем случае теоретически подготовлены, но применить знания на практике, они не могут, а системы наставничества в наше время практически не существует.
Дефицит кадров и небольшая заработная плата приводят к тому, что педагоги зачастую работают в две смены или подрабатывают на других группах, что в свою очередь приводит к физическому и эмоциональному выгоранию, что негативно сказывается на качестве воспитательно-образовательного процесса.
Еще одной немаловажной деталью в снижении качества дошкольного образования –это отсутствие единой программы воспитания и обучения. Особенно это касается узких специалистов (логопедов, психологов, музыкальных руководителей). Не все педагоги, даже с большим опытом работы, могут грамотно и правильно написать рабочую программу и воплотить ее в жизнь, что же говорить про молодых специалистов, у которых за спиной нет грамотных наставников, которые могли бы помочь. Вследствие чего качество образования, безусловно, снижается.
Не все педагоги умеют и хотят использовать в своей работе современные образовательные технологии. Возрастные педагоги зачастую не могут приспособиться к электронному документообороту и проводят занятия по старинке. Но новое поколение детей требует к себе особого подхода и зачастую, педагогам, просто необходимо использовать для работы с воспитанниками разнообразные нетрадиционные формы и методы работы, в том числе и компьютерные.
Что же может помочь современному дошкольному образованию стать лучше и эффективнее?
В первую очередь, это существенное повышение финансирования образовательных учреждений.
Обязательным условием реанимирования дошкольного образования - это развитие системы наставничества.
Также необходимым условием, является поднятие престижа профессии педагога, причем в первую очередь это должно идти от государства.
Немаловажную роль может сыграть уменьшение бумажной волокиты, которая отбирает у педагогов драгоценное время для работы с детьми.
Огромное значение в улучшении качества всего образования должна стать разработка единых программ обучения для детских садов, школ и других учебных заведений, в которых прослеживалась бы преемственность, как одно из условий непрерывного образования ребенка.
Используемые источники:
Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция)
ФГОС Дошкольное образование. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 (ред. от 21.01.2019)