«Можно ли родителям учить ребенка читать?» В этой статье я хочу ответить на один из часто задаваемых родителями вопросов: « - А, можно - ли нам самим учить ребенка читать?» Отвечаю: « - Можно, если вы владеете методикой обучения чтению». Вопрос об умении ребенка читать очень актуален в наши дни, так как это во многом облегчает ему обучение в школе. Ребенок, владеющий чтением, быстрее и легче адаптируется к школе, самому процессу обучения. Однако, научить ребенка читать, не навредив ему, может только грамотный в этом вопросе человек. В детском саду педагоги используют, в основном, аналитико - синтетический метод обучения чтению. Что же это такое? На начальном этапе обучения дошкольникам преподносят букву, как звук: педагог учит ребенка выделять отдельный конкретный звук (анализ), а затем сливать отдельные звуки в слоги (синтез). Это важно знать. Многие родители часто допускают классическую ошибку, называя букву ее именем: -ЭМ, -КА и т.д. В дальнейшем ребенок пытается слить согласные звуки, привязывая к ним «лишние» гласные из названия буквы. Это выглядит примерно так: ЭМОХ /мох/, или МЭАМЭА /мама/, БЭАБЭА /баба/. Сливая звуки таким образом и вслушиваясь в произносимое, ребенок не может понять смысл слова. А, представьте, что вы уже изучили всю азбуку! Каждый понимает, что лучше что-то сразу сделать правильно, чем исправлять ошибки. В детском саду изучение алфавита, то есть знакомство с названиями букв, происходит на заключительном этапе, когда ребенок уже понял принцип слияния звуков. Значит, можно выучить уже и их настоящие имена: БЭ, ВЭ, ГЭ и так далее. Также, в работе по обучению дошкольников чтению используется широко известный метод Зайцева. Работа с кубиками. Метод научно обоснованный и достаточно эффективный. В работе с детьми младшего дошкольного возраста рекомендуется именно он, так как основывается на онтогенезе ребенка: ведь, «лепетная» речь у ребенка проявляется именно в слоге. Данный метод имеет свои нюансы, поэтому, также рекомендуется использовать в работе людям подготовленным, обученным. Отмечу еще один вопрос: использование в работе по обучению дошкольников чтению игр и пособий фабричного производства. В настоящее время в магазинах наблюдается обилие таковых, но приобрести полезное тоже надо уметь. Например, «Говорящая азбука». Хочу предостеречь родителей от ошибочного приобретения данного пособия. Вообще, это пособие помогает решить разные задачи в обучении детей чтению: оно яркое, привлекательное, занимательное. Однако, его содержание необходимо проанализировать. Рассмотрите его внимательно: случается, что на нем изображен алфавит в неверном порядке. Далее, как было указано раньше, если ваш ребенок еще не умеет сливать звуки в слоги, то лучше приобрести азбуку, которая «произносит» буквы как звуки: М, а не ЭМ. Для этого можно просто ее прослушать. Если – же ваш ребенок уже читает, и вам необходимо выучить или закрепить с ним алфавит, смело берите пособие с называнием имен букв: ЭЛЬ, ЭМ…. В данном случае родители должны осознавать цель, с которой приобретается пособие. Если вы приобрели пособие, где называются буквы (как звуки) и их имена, то используйте сначала функцию называния букв (как звуков). Успехов вам и вашим детям!!! Учитель – логопед Лазарева В. Н. |
Потамошнева Наталья Алексеевна