12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Ситдикова Раиса Салимьяновна20
Россия, Башкирская респ., Белебей

Тема: М.Уметбаев как поэт и ученый. 8 класс .

Цель урока: 1. Раскрыть своеобразие личности и творчестваУметбаева..

2. Определить его роль и значение в развитии башкирской литературы.

3. Воспитывать у учащихся чувство исторической памяти, уважение к творчествуУметбаева, способствовать формированию духовно-нравственного воспитания у учащихся.

1.Организационный момент.

Повторение пройденного материала..М.Акмулла.

Ответив на вопросы мы с вами и повторим пройденную тему и узнаем о ком сегодня будем говорить.

1.Деревня, в которой родился Акмулла.(Миякинском районе это деревня)

2.Крупный татарский религиозный деятель и ученый, которому Акмулла посвятил первую книгу.(Ш.Марджани –он первым в Урало-Поволжье начал реформу школьн.образования)

3.Как звали его отца.(Камалетдин-он был человек отсталых,консервативных взглядов.)

4.Целых 4 года Акмулла проводит в заточении в городе (Троицк,за что он там сидел?По доносу И.Батыша он 1867-1871)

5.Казахский бай, по доносу которого Акмулла был сослан в тюрьму.

6.Город, на мусульманском кладбище которого находится могила поэта.

7.Кто такой Акмулла?

8.Настоящая фамилия Акмуллы.

 

 

т

у

к

с

а

н

б

а

Й

 

м

а

р

д

ж

а

н

и

 

к

а

м

а

л

е

т

д

и

н

 

 

т

р

о

и

ц

к

 

б

а

т

ы

Ш

 

 

м

и

а

с

С

 

 

п

р

о

с

в

е

т

и

т

е

л

ь

 

к

а

м

а

л

е

т

д

и

н

о

в

 

 

 

2.Сообщение темы и цели.

Мы с вами познакомимся с ученым краеведом,поэтом просветителем Мухаметсалимом Уметбаевым

Мухаметсалим Уметбаев родился 21 августа 1841 года в деревне Ибрагимово Уфимского уезда Оренбургской губернии Российской империи, ныне Кармаскалинского района РБ. Происходил из старинного дворянского рода Уметбаевых. Рос и воспитывался в семье кантонного начальника Ишмухамета Ишигуловича Уметбаева. Одним из его предков являлся Эмир Курган или Амир хан (Эмир хан), который 50 лет правил в Булгаре.

Получив начальное образование в медресе, в 1852 году Мухаметсалим поступил учиться в Оренбургский Неплюевский кадетский корпус. Именно там он в совершенстве овладел русским, французским, персидским и тюркскими языками, изучал географию, математику, историю, архитектуру, искусство, каллиграфию и, разумеется, военное дело. Но офицером не стал ‑ по воле отца после восьми лет обучения оставил кадетский корпус и поступил в Башкирское войсковое управление Юмран-Табынского кантона. В 1864 году стал писарем мирового посредника Кармаскалинской волости, а с 1869 года в течение почти 10 лет прослужил волостным старшиной.

Затем около двух лет (1879-80 годы) Мухаметсалим Уметбаев проработал учителем русского языка в Стерлитамакском медресе. В это время он завершил свое первое большое дело на ниве просвещения ‑ составил персидско-татарско-русский словарь. В 1880 году Уметбаев переехал в Уфу и начал работать переводчиком в Оренбургском магометанском Духовном собрании. С 1884 года он ‑ коллежский регистратор, с 1889 ‑ коллежский секретарь, а с 1892 ‑ титулярный советник. В Уфе он жил по улице Новомостовой, 12, недалеко от Соборной мечети.

Еще в 1883 году Мухаметсалим Уметбаев был избран членом Оренбургского отдела Русского географического общества.

В 1886 году он работал в составе комиссии по подготовке и проведению празднования 300-летия со дня основания Уфы. По возвращении из Крыма был избран членом комиссии по празднованию 100-летия со дня рождения А.С.Пушкина.

Мухаметсалима Уметбаев вошел в историю как первый переводчик произведений Александра Сергеевича Пушкина на башкирский язык. К столетию поэта он перевел и опубликовал поэму "Бахчисарайский фонтан".

Ученик:

Мухаметсалима Уметбаев вошел в историю как первый переводчик произведений Александра Сергеевича Пушкина на башкирский язык. К столетию поэта он перевел и опубликовал поэму "Бахчисарайский фонтан". В предисловии к своему переводу Уметбаев отмечал: " Творчество Пушкина - это прекрасные произведения, которые читают везде и любая нация. Творения его - достояние человечества. Этим велик Пушкин! Надо знать и читать такие произведения. Русский язык - богат с древности. Но именно Пушкин сделал его прекрасным, придав ему мощь и изящество. Он - самый великий гений русской земли. Как бы было хорошо, если перевести все его произведения на наш язык! Творения великих поэтов, ученых, оказавших услугу всему человечеству, переводятся на самые разные языки. Гомер древних греков, Фирдоуси и Хафиз иранцев, Мир-Али Шир (Навои) Средней Азии, Шекспир Англии переведены на многие языки. Если мы сумели написать хотя бы несколько строк в честь нашего великого учителя Александра Пушкина, будем рады тому от всей души".


Смелым и значительным шагом вперед в башкирской переводной литературе конца ХIX - начала ХX веков стали переводы Уметбаева таких произведений А.С. Пушкина,, как "Романс", "Наслажденье", "Делибаш".

По мнению исследователей творчества Мухаметсалима Уметбаева, все переводы произведений Пушкина отвечают духу оригинала.

Теперь многие произведения А.С.Пушкина башкиры читают на своем родном языке. Среди переводчиков - народные поэты Башкирии С.Кудаш, и Р.Нигмати, известные поэты Г.Салям, М.Марат, X.Карим, Г.Амири.

Ученик :

В 1880-90 годы Мухаметсалим Уметбаев написал, составил или перевел следующие книги, которые увидели свет в начале ХХ века:

«Краткое мусульманское законоведение» (перевод с русского, Уфа, 1990);

«Памятки» («Ядкар», Казань, 1897);

«Бахчисарайский фонтан» А.С.Пушкина (перевод с русского, Казань, 1901); «Краткая татарская грамматика» (Казань, 1901);

«Оренбургское духовное собрание» (на русском и татарском языках, Уфа, 1903).

Остались неопубликованными его большие работы «Книга о вселенной», «Юмран-Табынская волость», «Персидская грамматика», «Путешествие в хадж». К сожалению, до наших дней сохранилась только рукопись «Персидской грамматики».

Ученик:

Основное произведение Уметбаева ‑ «Ядкар» («Памятки»), сюда вошли стихи, рассказы, публицистика, исторические очерки, труды по лингвистике,путевые заметки, фольклору, этнографии. Из 38 стихотворений, вошедших в «Ядкар», большинство посвящено показу явлений реальной жизни, историческому прошлому. Основной лирический герой его произведений ‑ это гуманная личность. В своих стихотворениях автор обычно предстает поэтом-историком, поэтом-этнографом. Многие его произведения не столько будят в читателе образную мысль, сколько несут ему знания («Прошедшая жизнь», «Путешествие в Крым», «Лесник»).

Ядкар -это единственная книга просветителя ,увидевшая свет при жизни автора.

Ученик:

А в стихотворениях «Страна Юмран», «Жалоба» описательность уступает место образности. Автор здесь сумел передать радость и годость,описывая красоты Юмран –Табынской земли.

Чтение стихотворения

В «Жалобе» он с глубокой душевной болью писал о расхищении башкирских земель и истреблении лесов.

Чтение стихотворения

В произведении «Ремень и лыко» Уметбаев мастерски использовал форму басни для аллегорического показа классового антагонизма в обществе. В отличие от религиозных поэтов, он как и другие башкирские просветители-демократы ‑ Мифтахетдин Акмулла, Мажит Гафури, Шайхзада Бабич, Даут Юлтый ‑ старался обнажить остроту социальных проблем, для него был неприемлем путь сглаживания противоречий.

Стихотворения Мухаметсалима Уметбаева составляют неотъемлемую часть его научно-литературного наследия, они ценны тем, что отражают жизнь, быт и светлые идеалы народа. В своей просветительской и творческой деятельности Уметбаев ориентировался на русскую культуру и науку, освоил лучшие традиции культуры и литературы Востока, писал статьи о литературе Востока, истории башкирской литературы, опубликовал образцы башкирского устного творчества.

Ученик:

Как современник Льва Толстого Мухаметсалим Уметбаев в своих педагогических, философских и этнографических сочинениях не раз обращался к наследию великого гуманиста. В работах «О философии», «Обучение детей счету на башкирском языке», «Просвещение» и других он не только опирался на философские и педагогические воззрения Толстого, но иногда и спорил с ним, в частности, по вопросам нравственности и воспитания, женитьбы и брака.

Мухаметсалим Уметбаев был одним из самых крупных представителей просветительства в Башкортостане, наряду с Ризаитдином Фахретдиновым и Мифтахетдином Акмуллой, которые также старались за распространение образования, культуры, знаний среди башкир.

За свои заслуги Мухаметсалим Уметбаев награждался орденом Святого Станислава 3-й степени, двумя серебряными и бронзовой медалью.

Умер Мухаметсалим Уметбаев на 66-м году жизни, 28 июня 1907 года, в своей родной деревне Ибрагимово. Похоронен там же. Ныне в Ибрагимово находится мемориальный музей выдающегося башкирского просветителя, ученого и писателя. В его честь там названа улица. Учреждена литературная премия имени М.Уметбаева.

Премия была учреждена Администрацией Кармаскалинского района РБ и вручается за достижения в гуманитарной области.

Заключение.Тест

1.Каком году родился М.Уметбаев

а)21 августа 1842года

б)21 августа 1841 года

в)25 июля 1852 года

2. Где родился М.Уметбаев.

а) д.Ибрагимова Кармаскалинского района

б) д.Ибрай Гафурийского района

в) г Уфа

3.В каком году поступил в Оренбургский кадетский корпус?

а)1852

б)1855

в)1866

4.В какой семье он воспитывался?

а)крестьянина

б)кантонного начальника

в)старшины

5.Какую поэму Пушкина он переводил на башкирский язык?

а)Медный всадник

б)Бахчисарайский фонтан.

в)Кавказский пленник

6. Единственная книга просветителя ,увидевшая свет при жизни автора.

а) Книга о вселенной

б)Ядкарь

7.Кем он проработал в Стерлитамакском медресе.

а)учителем башкирского языка и литературы

б)учителем русского языка и литературы

8.Когда он работал в Стерлитамакском медресе что составил?

а) составил башкирский словарь

б) составил персидско-татарско-русский словарь

8.Когда умер М.Уметбаев

а) 28 июня 1907 года

б)28 июня 1910 года

Домашнее задание:составить кроссворд по творчеству и жизни М.Уметбаева.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.