Мультимедийные интернет-ресурсы для изучения школьной программы по географии
Пояснительная записка к презентации
В связи с переходом к компетентностному подходу в современной образовательной практике все большее распространение получают и используются в преподавании интернет-ресурсы и сервисы Web 2.0, которые позволяют развивать у обучаемых многие умения и навыки, необходимые в современном информационном обществе. Применение интерактивных технологий в учебном процессе позволяют мне существенно повысить качество обучения, спроектировать урок на ином уровне: сделать его более интересным, интерактивным, личностно ориентированным, результативным, позволяет вовлечь учащихся в творческую познавательную деятельность. Адаптация различных сервисов сети Интернет для организации и проведения интересных занятий со школьниками - вот основная задача, которую я решаю в свой педагогической профессиональной деятельности. Необходимо отметить, что разнообразие сервисов позволяет использовать их не только на уроках, но и во внеурочной деятельности. Использование во внеурочной деятельности способствует развитию познавательного интереса у обучающихся к предмету «География». Приведу несколько примеров использования интернет ресурсов и сервисов Web 2.0:
1. Calendarum.ru – сервис для использования в учебной и внеурочной деятельности
Современная школа и федеральные государственные образовательные стандарты предъявляют новые требования к преподаванию, к владению педагогами современными технологиями и в умелом их использовании в образовательном процессе (в учебной и внеурочной деятельности).
Calendarum.ru — удобный, быстрый, бесплатный сервис для создания визиток, календарей (определить тематику ученик вправе самостоятельно, творчески подходить к этому процессу), поздравительных конвертов. Для пользования сервисом не требуется регистрация, поэтому можно сразу начать работу. Здесь и с годом будущего календаря будет удобнее определиться.
Возможности сервиса Календарум.ру:
• удобный редактор макетов;
• поддержка форматов JPG и PNG;
• публикация в один клик;
• готовые бесплатные шаблоны;
• коллекция векторных клипартов;
• красивые современные шрифты;
• возможность для учащихся загрузить со своего компьютера фотографии, картинки.
Инструкция по работе с инструментарием сервиса:
Идеи по использованию сервиса в образовательном процессе:
- Для использования в урочной (визитки экскурсовода, тематические календари и т.д.) и внеурочной деятельности (кружки, факультативные курсы);
- Для изучения сервисов.
Примером создания творческой работы, как обобщение темы: «Великие географические открытия» - календарь ученицы 6 класса: "Календарь юного путешественника"
Готовый продукт можно распечатать и порадовать своих одноклассников и, безусловно педагога.
2. Интерактивные плакаты с использованием сервиса Genial.ly
Genial.ly - онлайн-сервис для создания красивого интерактивного контента. Интерактивный плакат – способ визуализации информации на основе одного изображения, к которому в виде меток ("горячих точек") прикрепляются ссылки на веб-ресурсы и интернет-документы, мультимедийные объекты: видео, аудио, презентации, слайд-шоу, игры, опросы и т.д. Количество создаваемых работ не ограничено. Создание интерактивных контентов - бесплатное. Готовую работу можно встроить на страницу сайта или блога.
Главное достоинство такого плаката - его интерактивность. Для индивидуальной работы обучающийся сможет познакомиться с информацией в любом удобном для себя порядке и открывать только интересующие его материалы. Ресурс можно использовать как в урочной (в режиме обучения или для проверки знаний учащихся), так и во внеурочной деятельности.
Примеры:
Познакомиться с инструкцией по работе с сервисом можно <<< ЗДЕСЬ
Создание интерактивных плакатов - бесплатное. Единственный минус сервиса в том, что он англоязычный.
3.Сервис «Мои карты в Google»
Сервис "Мои карты" через Google Карты позволяет создавать и изменять собственные карты, а также предоставлять к ним доступ другим пользователям, публиковать карты в Интернете.
Геосервис Googlemaps (карты) – это принципиально новый интерактивный и масштабируемый инструмент, способный одновременно и придать новое качество изучению географии, и ознакомить учащихся с технологиями онлайнового получения и обработки космических данных. Этот браузер превосходное средство для исследований, презентаций и работы с информацией, имеющей географическую привязку. Возможно создание виртуальных экскурсий (https://www.google.com/maps/d/viewer?mid=1Cg1lbPCxFS71pXWF9NZb5_PZOUY&ll=-12.080815390946062%2C-75.11019905&z=6), копирование фотографий, запись видео. Платформа «Google карты» позволяет заниматься изучением архитектуры городов, выполнить быстрый географический анализ, проектировать. Перемещение в нужное место обеспечивает мгновенное понимание рельефа территории, размеров участка Земли и его удаленности. Приведу несколько примеров из опыта своей работы с использованием данной программы на уроках географии:
1.нанесение на изображение градусной сетки (Меню Вид, команда – Сетка) для определения географических координат не только в градусах, но и минутах;
2.использование кнопки Метка для определения точки на поверхности, которая пополняется текстовой информацией и изображением с последующим сохранением на фотоснимке (на примере реки Дон);
3. для формирования представлений о географических понятиях: Норвегия – фьорды с использованием 3Д функции для объемного показа скалистых берегов страны, частей реки – исток, устье на примере реки Дон и т.д.;
4. для решения практических учебных задач, например, на снимке Атлантического океана подписать названия островов, образовавшихся в результате поднятия Северо – Атлантического хребта, используя инструмент Линейка, определить кратчайшее расстояние между своим населенным пунктом и любым другим объектом.
Как работать с сервисом – Необходимо войти в аккаунт Google (если у вас нет аккаунта, тогда необходимо зарегистрироваться в Google).
Инструкция для новичков:
Создаём Гугл карты
PPTX / 6.61 Мб
4. Сервис LearningApps для создания интерактивных учебно-методических пособий
LearningApps.org является приложением Web 2.0 для поддержки обучения и процесса преподавания с помощью интерактивных модулей. Существующие модули могут быть непосредственно включены в содержание обучения, а также их можно изменять или создавать в оперативном режиме.
Такие блоки (так называемые приложения или упражнения) не включены по этой причине ни в какие программы или конкретные сценарии. Они имеют свою ценность, а именно Интерактивность. Сервис поддерживает несколько языков (русский язык поддерживается на отдельных шаблонах при заполнении контента). Для начала работы необходимо зарегистрироваться.
Идеи по использованию сервиса в образовательном процессе:
1.Для создания различных дидактических материалов для уроков
2.Для использования в играх, конкурсах и др.
Предлагаю познакомиться как создать свой интерактивный продукт на LearningApps -
Learningapps – конструктор интерактивных заданий разных типов:
-выбор (викторины (https://learningapps.org/display?v=py44i3ptv18), тесты (https://learningapps.org/display?v=p6i7mkfy317), выделение нужных слов, составление слов из букв); - распределение (найти пару(https://learningapps.org/display?v=pgbzm4pra17), классифицировать(https://learningapps.org/display?v=ph6jpnisj17), собрать пазл (https://learningapps.org/display?v=p651swdi517), привести в соответствие (https://learningapps.org/display?v=p7mmsiebk16), сортировать по группам, найти на карте) Пользоваться им довольно легко, все выполненные задания сразу проверяются, можно получить html-код любого упражнения и встроить его в свою web-страницу, а можно создать аккаунты для учеников и сформировать списки классов для организации домашних работ. Упражнения, созданные в этом сервисе, удобно использовать на этапе закрепления, учащимся нравится то, что проверка знаний напоминает игру, а также разнообразие предлагаемых заданий. Преимущества сервиса Learningapps - в разнообразии видов упражнений, которые, как мне кажется, и составляют суть деятельностного подхода и формируют все виды УУД, как того требуют новые ФГОС.
5. Онлайн сервис Wordart для создания облака слов из предложенного текста
При помощи сервиса Wordart.com можно визуализировать текст. Применение интернет-ресурса имеет ряд преимуществ: тренировка образной памяти, проведение мозгового штурма, анализ основных идей текста, активация предварительных знаний, «облако» слов может выступать и в качестве опорного конспекта урока. Сервисом можно воспользоваться для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ по географии, запоминание ключевых слов (терминов, понятий). Не исключено использование онлайн сервиса для проведения внеклассных мероприятий по географии. Для начала работы необходимо зарегистрироваться или использовать аккаунт социальных сетей. Кириллицу поддерживает.
Созданной работой можно поделиться с использованием ссылки. Можно получить код для встраивания облака на страницы сайтов, блогов. Можно сохранить работу в формате PNG или просто распечатать на бумаге.
Примеры:
Инструкция для новичка:
6. Сервис Glosters – сервис мультимедийных плакатов 3D
Сервис Glosters (glogster.com) имеет две версии: простое создание плакатов и edu– это сервис для создания web-постеров, которая позволяет учащимся создавать изображения - глоги, включающие в себя изображения, анимацию, аудиозаписи, и. т.д. Также сервис позволяет опубликовать постеры для других учащихся, комментировать их и обмениваться своими творениями в группе, классе. Регистрация требуется для оценивания и комментирования других постеров.
Инструкция по работе с сервисом:
Ресурс удобен для использования на уроке при составлении планов, тематических схем при групповой работе, приемах «Обучения в сотрудничестве», презентации проектной деятельности, для развития критического мышления. Созданный обучающимися на уроке кластер, дает возможность учителю отследить понимание темы; обобщить и структурировать основной учебный материал, позволяет увидеть связи между понятиями, законами и закономерностями.
Таким образом сервис позволяет учащимся:
- создавать, применять и преобразовывать модели и схемы с использованием различных типов визуализации;
- самостоятельно планировать пути достижения целей на основе анализа условий и средств их достижения;
- проводить сравнение на основе самостоятельно выбранных признаков, оснований и критериев;
- учиться приемам самоорганизации;
- осуществлять самоконтроль своих знаний и умений;
- планировать и организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителями и одноклассниками;
- овладевать способами ИКТ как инструментальной основой развития УУД;
- получать навыки самопрезентации.
Все перечисленное подтверждает эффективность использования существующих возможностей сервиса для формирования метапредметных компетенций учащихся.
7. Образовательная платформа «LECTA»
Образовательная платформа lecta - мощный инструмент реального контроля эффективности процесса обучения.
https://drofa-ventana.ru/vpr-po-geografii/ использую для самоподготовки к Всероссийской проверочной работе (ВПР) по географии. Ресурс включает интерактивные задания в тестовой форме на отработку упражнений всех разделов: источники географической информации; население мира; мировое хозяйство; природопользование и геоэкология; регионы и страны мира; география России. Проверка осуществляется автоматически. Ученик получает возможность попробовать свои силы в режиме онлайн, родители видят уровень подготовки ребенка, учитель экономит время на просмотр работ.
Ученики, использующие платформу LECTA, получат новые цифровые интерактивные учебники, атласы и другие электронные образовательные ресурсы, не только облегчающие их портфель, но и формирующие интерес к обучению.
Регистрация требуется, но можно использовать аккаунт социальных сетей.
Бесплатные сервисы LECTA для учителя:
Классная работа (Готовые рабочие программы, тематическое планирование и презентации к урокам)
Контрольная работа (Тренировочные и проверочные задания разных уровней сложности)
Плюсы образовательной платформы:
-экономит время на составление планирования, подготовку к урокам и ВПР;
- повышает учебную мотивацию;
- ускоряет подготовку к занятиям и проверку заданий;
- расширяет потенциал для творчества на уроке;
- даёт возможности для профессионального развития.
8. JigsawPlanet - онлайн сервис для генерации пазлов из исходных графических изображений
JigsawPlanet - ресурс, которым можно воспользоваться и без регистрации (в этом случае, необходимо скопировать ссылку пазла, вставить её в свой блог). Если преподаватель или ученик зарегистрировался, можно создать альбом (мы) и загружать тематические изображения, из которого сервис предлагает создать различные по сложности и форме пазлов игры. Созданные работы можно сохранять на страничках сайтов в виде альбомов и как отдельные работы. Можно поделиться работами в социальных сервисах и посредством электронной почты. Работы можно создавать публичными, для тех, кто имеет ссылку и приватными.
Идеи по использованию сервиса в образовании:
- Для создания пособий в игровой форме по тематике предмета;
- Для организации внеурочной деятельности.
Создание интерактивных пазлов – бесплатное.
Инструкция для новичка:
1 шаг.
2 шаг.
3 шаг.
4 шаг.
Возможности современных web технологий могут значительно помочь в работе учителя. Применение игр на уроке активизирует познавательную деятельность учащихся, развивает у них интерес к учебному материалу. Кроме того, предложенный мною онлайн-сервис, не потребует много времени от педагога (для создания пазла нужна лишь готовая картинка). Данные ресурсы хороши для этапов мотивации на уроке, также на этапе рефлексии (в качестве мостика для перехода к следующей теме для изучения). Считаю, что для учителей, которые работают в кабинетах с интернетом это отличная возможность привлечь и заинтересовать детей в игровой форме. Особенно эффективно можно использовать пазлы, с изображением различных территорий и регионов, что позволит более качественно и интересно донести для обучающихся картографические данные.
Примеры:
Интерактивный пазл для урока географии в 7 классе
Интерактивный пазл для урока географии в 5 классе
9. Сервис Сalameo для мгновенного создания интерактивных публикаций в Интернете.
Calaméo прост для использования, с весьма широкими возможностями. Из заранее подготовленного файла можно создавать журналы, брошюры, презентации и многое другое. Сервис позволяет загрузить документы разных форматов: (Microsoft Office, OpenOffice и другие). Сервис позволяет создавать виртуальные книжные полки с публикациями. Для начала работы необходимо зарегистрироваться. Сервис поддерживает кириллицу.
Инструкция для работы с ресурсом:
В школе это может быть отчет, исследовательская работа, школьные публикации (проза, стихи) и другое.
Пример:
Предложенные ресурсы можно использовать как на уроках географии, окружающего мира, так и во внеурочной деятельности.
10. Onlinetestpad.com - сервис для создания интерактивных учебных материалов
Оnlinetestpad - сервис Web 2.0, с помощью которого можно создать интерактивные тесты, ребусы, кроссворды и другие занимательные задания.
Конструктор тестов Online Test Pad предлагает совершенно бесплатно создать любой тест любой сложности с любой логикой подсчета результатов своими руками. От педагога не требуется каких-либо специальных знаний, т.к. конструктор тестов обладает интуитивно понятным интерфейсом и содержит подсказки по ходу создания тестов.
Для начала работы необходимо зарегистрироваться. Сервис бесплатный и поддерживает кириллицу.
Возможности ресурса – это визуализация результатов, сбор статистики по пройденным тестам.
Мною разработаны образовательные тесты, которые использую для проверки домашнего задания, для индивидуального контроля усвоения полученных знаний, для домашнего и дистанционного обучения, для подготовки к ОГЭ, ЕГЭ, ВПР. После прохождения теста, учащиеся смогут увидеть количество правильных ответов, оценку по результату теста.
Пример:
Эпоха великих географических открытий.
Тесты опубликованы в общий доступ на сайте.
Как создать онлайн тесты с помощью сервиса OnlineTestPad
Горбачёва Марина Юрьевна
Кушнарева Татьяна Николаевна
Горбачёва Марина Юрьевна
Кушнарева Татьяна Николаевна
Горбачёва Марина Юрьевна
Кушнарева Татьяна Николаевна
Кадырова Ольга Игоревна
Кушнарева Татьяна Николаевна
Перминова Елена Федоровна
Кушнарева Татьяна Николаевна
Ирина Львова
Кушнарева Татьяна Николаевна
Дементьева Ирина Михайловна
Кушнарева Татьяна Николаевна
Воробьева Оксана Павловна
Кушнарева Татьяна Николаевна
Ивлиева Наталия Алексеевна
Кушнарева Татьяна Николаевна
Буньков Андрей Владимирович