Конспект урока биологии «Мутационная изменчивость» с образовательным кроссвордом (9 класс)
Закономерности изменчивости: мутационная изменчивость
9 класс
Шевченко Надежда Ивановна, учитель биологии
Цель: узнать основные закономерности мутационной изменчивости.
Задачи:
- образовательные: дать характеристику мутационной изменчивости;
- раскрыть причины мутаций;
- воспитательные: воспитать дисциплинированность, организованность, самостоятельность, активность, внимательность;
- развивающие: развивать интерес к предмету, умение работать на уроке, работать с наглядным материалом;
- развивать умение логически мыслить, делать собственные выводы.
Планируемые результаты:
предметные:
- давать определения понятий «мутации», «генные мутации», «хромосомные мутации», «геномные мутации», «мутагены»;
метапредметные:
- познавательные: формулировать понятия; устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы;
- регулятивные: самостоятельно контролировать свою деятельности для достижения результата;
- коммуникативные: умение осознанно использовать речевые средства;
- личностные: умение анализировать и оценивать целевые установки в своих действиях и поступках по отношению к своему здоровью.
Тип урока: получение новых знаний.
Оборудование: инструктивные карточки с заданиями, карточки с рисунками мутаций.
Литература:
- https://www.google.com/search?q=%D0%B3%D0%B5%D0%BD%D0%BE%D0%BC&source=lnms&tbm=isch&sa=X&ved=2ahUKEwjh-ou4q4D9AhVSyoKHYTeAD4Q_AUoAnoECAEQBA&biw=1440&bih=
- 775&dpr=1#imgrc=Tj5bBZkvYGftcM
- https://www.google.com/search?q=%D0%B3%D1%83%D1%81%D1%8C&source=lnms&tbm=isch&sa=X&ved=2ahUKEwju7-7pvID9AhXM_CoKHUoGBDAQ_AUoAXoECAEQAw&biw=1440&bih= 775&dpr=1
- Биология. Введение в общую биологию. 9 кл.: учебник/ В.В. Пасечник, А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, Г.Г. Швецов. – М.: Дрофа, 2019.
Этап урока |
Время |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
УУД |
||||||||||||
Организационный момент |
1 мин. |
Здравствуйте, ребята! Сегодня мы будем работать в парах. |
|
|
||||||||||||
Актуализация знаний |
10 минут |
На столах у вас лежат карточки с заданиями (см. приложение) |
Выполняют задания (см. приложение).
|
Познавательные: поиск и выделение информации. Коммуникативные: умение планировать совместную работу. Регулятивные: определение последовательности целей с учётом конечного результата. |
||||||||||||
Оценивание |
4 минуты |
11 – 11,5б – «5» 8 – 10б – «4» 5 - 7б – «3» |
Оценивают свою работу. |
Личностные: умение оценивать свою работу по критериям. |
||||||||||||
Изучение нового материала |
15 минут |
Мутации проявляются редко, но приводят к внезапным скачкообразным изменениям признаков, которые передаются из поколения в поколение.
Перед вами расположены рисунки. Попробуем выяснить, чем мутации отличаются друг от друга (см. приложение).
В результате в деятельности гена происходят изменения, синтезируется белок с измененной последовательностью аминокислот и, следовательно, с измененными свойствами, а в итоге какой-то признак организма будет изменён или утрачен. Например, благодаря генным мутациям бактерии могут приобрести устойчивость к антибиотикам или другим лекарствам, изменить форму тела, цвет колонии и т.д.
При утрате в 21-й хромосоме у человека приводит к развитию острого лейкоза – белокровия, приводящего к смерти.
Последствия делеции могут быть различными: от смерти или тяжёлого наследственного заболевания (если потеряна та часть хромосомы, которая содержала важные гены) до отсутствия каких-либо нарушений (если утеряна та часть ДНК, в которой нет генов, определяющих свойства организма).
Дупликация менее опасна для организма, чем утрата или делеция. Например, у дрозофилы в одной их хромосом нашли восьмикратно повторяющийся ген. |
После выполнения проверяют правильность выполнения заданий и делают краткие записи в тетрадях. Основная причина возникновения новых признаков и свойств у живых организмов – это проявление мутаций – мутационная изменчивость. Мутации – это изменения генотипа, происходящие под влиянием факторов внешней или внутренней среды. Впервые термин «мутация» был предложен в 1901 году голландским учёным Гуго де Фризом, описавшим самопроизвольные мутации у растений.
Мутации могут затрагивать генотип в различной степени, и поэтому их делят на генные, хромосомные и геномные.
Генные, или точечные, мутации встречаются наиболее часто. Они возникают при замене одного или нескольких нуклеотидов в пределах одного гена на другие.
Хромосомными мутациями называются значительные изменения в структуре хромосом, затрагивающие несколько генов. Утрата – это когда отрывается концевая часть хромосомы и происходит потеря части генов.
Делеция – из хромосомы «выстригается» и разрушается средняя её часть.
Дупликация – удвоение какого-нибудь её участка. При этом часть генов будет встречаться в хромосоме несколько раз.
Инверсия – хромосома разрывается в двух местах, и получившийся фрагмент, повернувшись на 180°, снова встраивается в место разрыва. Транслокация – происходит перенос участка хромосомы на негомологичную хромосому. |
Познавательные: установление причинно-следственных связей. |
||||||||||||
Физминутка |
2 минуты |
|
Выполняют массаж активных точек ушных раковин. |
|
||||||||||||
Изучение нового материала |
5 минут |
Что относят к геномным мутациям?
Что такое полиплоидия?
При геномной мутации меняется количество хромосом. При полиплоидии происходит кратное увеличения числа хромосом в клетках в результате нарушения их расхождения в митозе или мейозе. Соматические клетки таких организмов содержать 3n, 4n, 8n и т.д. Полиплоидия чаще всего встречается у растений и бактерий. Как правило, растения -полиплоиды имеют повышенные жизнеспособность, размеры, плодовитость и т.п.
Мутации возникают, если при образовании гамет в мейозе хромосомы какой-либо пары расходятся и обе попадают в одну гамету, а в другой гамете одной хромосомы не будет хватать. Как наличие лишней хромосомы, так и её отсутствие чаще всего приводит к неблагоприятным изменениям в фенотипе. Например, при нерасхождении хромосом у женщин могут образовываться яйцеклетки, содержащие две 21-е хромосомы. Если такая яйцеклетка будет оплодотворена, то на свет появится ребёнок с синдромом Дауна. Эти дети имеют очень характерную внешность, патологию внутренних органов, тяжёлые умственные расстройства. К сожалению, дети с синдромом Дауна рождаются довольно часто.
Пользуясь учебником, найдите, что такое мутагенные факторы.
Что может являться мутагенными факторами? |
Полиплоидия, синдром Дауна, синдром Шерешевского-Тёрнера.
Полиплоидия – кратное увеличение числа хромосом.
Факторы, вызывающие мутации, получили название мутагенных.
Мутагенными факторами являются: - ионизирующее излучение; - мутагенные вещества, которые действуют на ДНК, разрывая цепочку нуклеотидов. Примером может служить вещество колхицин, которое приводит к полиплоидии. -физические воздействия, например повышение температуры окружающей среды. |
Познавательные: выдвижение гипотез и их обоснование. |
||||||||||||
Закрепление материала |
2 минуты |
Как мы может охарактеризовать мутационную изменчивость? |
1.Мутационные изменения возникают внезапно, и в результате у организма появляются новые свойства. 2.Мутации наследуются и передаются из поколения в поколение. 3.Мутации не имеют направленного характера, то есть нельзя с достоверностью предсказать, какой именно ген мутирует под действием мутагенного фактора. 4.Мутации могут быть полезными, нейтральными или вредными для организма, доминантными или рецессивными. |
Познавательные: умение обобщать материал. |
||||||||||||
Домашнее задание |
4 минуты |
Параграф 33. Выучить записи в тетрадях. Заполнить таблицу.
|
Записывают домашнее задание. |
Личностные: умение самостоятельно работать |
||||||||||||
Рефлексия |
2 минуты |
Самым интересным сегодня на уроке было … Сегодня я понял …. Сегодня я научился … Сегодня я задумался … На будущее мне надо иметь в виду … |
|
|
Мутационная изменчивость
Задание 1. Решите кроссворд и впишите ключевое слово в предложение.
Мутации - это изменения __________________, происходящие под влиянием факторов внешней или внутренней среды.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1.Элементарная единица наследственности; участок ДНК хромосом.
2.Наука, изучающая закономерности наследственности и изменчивости живых организмов.
3.Свойство всех живых организмов передавать свои признаки и свойства из поколения в поколение.
4.Если организм содержит два одинаковых аллельных гена (например, оба гена зелёного цвета семян или, наоборот, оба гена желтизны семян), то такие организмы называют ….
5.Все хромосомы, кроме одной пары, у мужских и женских организмов одинаковы и называются …
6.Свойство всех живых организмов приобретать в процессе индивидуального развития новые признаки.
7.Совокупность всех внешних и внутренних признаков и свойств организма.
Задание 2. Решите ребус, в котором зашифровано имя учёного и впишите его в предложение.
Впервые термин «Мутация» был предложен в 1901 году голландским учёным ________ ____ _______, описавшим самопроизвольные мутации у растений.
, , ,,
, , ,, Бриз Б=Ф
Задание 3. Пользуясь рисунком, определите, на какие три группы делятся мутации.
Мутации
1
2 1 _______ные 2_________ные 3 ________ные
3
ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Мутационная изменчивость
Задание 1. Решите кроссворд и впишите ключевое слово в предложение. (7 баллов)
Мутации - это изменения ГЕНОТИПА, происходящие под влиянием факторов внешней или внутренней среды.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1Г |
е |
н |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2Г |
е |
н |
Е |
т |
и |
к |
а |
|
|
|
|
|
|
|
|
3Н |
а |
с |
л |
е |
д |
с |
т |
в |
е |
Н |
н |
о |
с |
т |
ь |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4Г |
о |
м |
О |
з |
и |
г |
о |
т |
н |
ы |
м |
и |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5А |
у |
Т |
о |
с |
о |
м |
ы |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6И |
з |
м |
е |
н |
ч |
И |
в |
о |
с |
т |
ь |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7Ф |
е |
н |
о |
т |
и |
П |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1.Элементарная единица наследственности; участок ДНК хромосом.
2.Наука, изучающая закономерности наследственности и изменчивости живых организмов.
3.Свойство всех живых организмов передавать свои признаки и свойства из поколения в поколение.
4.Если организм содержит два одинаковых аллельных гена (например, оба гена зелёного цвета семян или, наоборот, оба гена желтизны семян), то такие организмы называют ….
5.Все хромосомы, кроме одной пары, у мужских и женских организмов одинаковы и называются …
6.Свойство всех живых организмов приобретать в процессе индивидуального развития новые признаки.
7.Совокупность всех внешних и внутренних признаков и свойств организма.
З адание 2. Решите ребус, в котором зашифровано имя учёного и впишите его в предложение. (3 балла)
Впервые термин «Мутация» был предложен в 1901 году голландским учёным ГУГО ДЕ ФРИЗ, описавшим самопроизвольные мутации у растений.
, , ,,
, , ,, Бриз Б=Ф
Задание 3. Пользуясь рисунком, определите, на какие три группы делятся мутации. (1,5 балла)
Мутации
1
2 1Геномные 2Хромосомные 3Генные
3