Конспект урока: «Музыка дороги»

5
0
Материал опубликован 18 December 2015

Урок «Музыка дороги»

Цели урока: содействовать средствами музыки формированию устойчивого внимания на дороге, осознанию необходимости изучения правил дорожного движения.

Задачи: закрепление пройденного песенного материала, повторение средств музыкальной выразительности; развитие певческих навыков, творческих способностей, навыков аналитического восприятия музыкального произведения; воспитание чувства ответственности за ситуации, связанные с дорогой и дорожными путешествиями, серьезного отношения к правилам дорожного движения. Оборудование: наглядные пособия по правилам дорожного движения и дорожно-транспортным ситуациям;

Ход урока

Учитель: Дорога, дорога, ты знаешь так много о жизни моей непростой...

Автомобили, автомобили, буквально всё заполонили...

А дорога серою лентою вьётся...

Огромное количество песен написано композиторами о дорогах, всего урока не хватит, чтобы их все вспомнить. Ребята, почему же тема дороги так привлекает музыкантов?

 Учащиеся: Потому что дорога занимает важное место в нашей жизни.

Учитель: Правильно, дороги повсюду, трудно представить себе человека, который бы в наш скоростной век не путешествовал или не передвигался бы с помощью дорожно-транспортных средств. Дорога так плотно и привычно вошла в нашу жизнь, что мы порой не замечаем важности и опасности, которую она несёт. И сегодняшний наш урок поможет вам стать внимательнее на дороге, а точнее мы попробуем прислушаться к дороге, услышать её музыку. Итак, закроем глаза и вспомним, какие звуки сопровождают нас на дороге?

Учащиеся:  Стук колёс,  шум  моторов,  скрежет шин,  звуковые сигналы...

Учитель: Совершенно верно, все это своеобразная музыка дороги. Но откуда начинается обычно наше путешествие?

Учащиеся: С вокзала.

Учитель: Правильно, вспомните теперь музыку вокзала.

Учащиеся: Гул людей, крики, беспокойство, радостное волнение, смех...

Учитель: Я предлагаю вам побывать в роли композитора и написать музыку вокзала для людей, отправляющихся в путешествие. А на помощь  к  нам  придут  средства  музыкальной  выразительности.

Перечислите их, пожалуйста.

Учащиеся: Это лад, темп, динамика, регистр, тембр, мелодия.

Учитель: Молодцы, теперь, представляя образ вокзальной суеты и чувства людей, отправляющихся в дорогу, составим модель нашего музыкального произведения.  (Учитель    и учащиеся составляют

модель    музыки     путешествия,     комментируя выбор средств музыкальной выразительности характером создаваемого образа)

Лад - мажор;

Темп - очень быстрый;

Динамика - громкая;

Регистр - средний;

Мелодия - распевно-кружащаяся;

Тембр - фортепиано и голос.

Учитель: Итак, модель произведения готова и я узнаю по этой модели одно очень похожее произведение, его написал М. И. Глинка и называется оно «Попутная песня». Послушаем и сравним.

(Слушаем «Попутную песню» М. И. Глинки.)

Учитель: Согласитесь, что она очень похожа на ту, которую мы предположили. Но в средней части композитор пишет совсем другой образ. Попробуем разобраться, о чем он? (Пропеваем с учащимися

«..но тайная дума быстрее летит...»)

Учащиеся: Средняя часть песни полна раздумий, немного грустных, оттого, что иногда не знаешь, что ждет тебя в конце пути...

Учитель: Действительно, не всегда знаешь, чем закончится твое путешествие: кого ты встретишь на пути, как это изменит твою жизнь. А знаете ли вы, что жизнь иногда сравнивают с дорогой. Почему?

 Учащиеся:   Потому   что   и   дорога   и   жизнь   длинные,   полны неожиданностей, приключений, встреч, расставаний, радостей и слез...

Учитель: Совершенно верно, но самое главное, - это, наверное, не потерять ориентиры, не сбиться с пути. Ребята, что это значит?

 Учащиеся: Это значит всегда идти верным путем, делать добрые дела, не обижать людей...

Учитель: Правильно, именно об этом песня, которую мы учили -«Дорога добра». Давайте её исполним. (Исполнение песни «Дорога добра»)

Учитель: Спасибо, вы прекрасно исполнили эту песню, но самое главное, что я увидела, это то, что вы пели очень искренне, принимая девиз этой песни - «Иди, мой друг, всегда иди дорогою добра». Важно, идя по жизни, пронести эту мысль, но при этом не менее важно помнить и об опасностях, которые ждут нас на дорогах. Учитель: К какому выводу мы можем прийти?

Учащиеся: Дорога опасна, если нарушаешь правила дорожного движения, если не видишь знаков и сигналов светофора...

Учитель: Совершенно верно, к ужасным последствиям приводит халатность на дороге, нарушение правил дорожного движения.

Песенка «Веселых путешественников» (музыка М. Старокадомского, слова С. Ми­халкова; припевы в песне переделаны).

Ребята разучивают, поют первый куплет и припев песни. Особое внимание учителя должно быть обращено на пунктирный ритм в припеве песни.

1-й куплет, припев, (см. приложение).

Учитель: Стоп, машина, остановка. (Поднимает вверх знак «Пешеходный переход»).

Учитель: Ребята, почему остановилась наша машина? Ребята: Потому что там, где стоит этот знак, люди переходят улицу! Учитель: А если знака не будет, как узнать то место, где переход разрешается?

Ученики: По полоскам, которые нарисованы на мостовой.

Учитель: Правильно. Полосатый переход называют «зеброй». А зачем нужны полоски?

Ученики: Чтобы люди сразу заметили, где переходить улицу. И чтобы водитель увидел издалека: здесь может появиться пешеход.

Учитель: Поехали дальше.

Разучивание    и    исполнение    2-го    куплета    песни    «Веселые путешественники». 2-й куплет, припев,

Учитель: Вынужденная остановка. Почему? (Учитель показывает несколько иллюстраций «Игра на мостовой»). Ученики отвечают на вопрос.

Учитель: Да, вы правы, ребята - это игра на мостовой. Водитель должен быть здоровым и крепким. И обязательно с хорошим зрением, чтобы издалека заметить выбоину на дороге, встречную машину или зазевавшегося прохожего, а также ребят, играющих на проезжей части дороги. А успеет ли он вовремя затормозить или объехать играющих

на мостовой?

Ученики отвечают.

Учитель:   Правильно,   ребята,   не   всегда.   А   как   называются зазевавшиеся прохожие и дети, играющие на мостовой?

Ученики: Нарушителями правил дорожного движения.

Учитель: Молодцы, но что же мы стоим, скорее в путь, поехали.

Разучивание    и    исполнение    3-го    куплета    песни    «Веселые путешественники». 3-й куплет, припев,

Учитель: Внимание, остановка. (Поднимает вверх руку со знаком «Перекресток»).   Почему   водитель   и   пешеход   должны   быть внимательны, увидев этот знак, что он обозначает?

Ученики: Этот знак обозначает «Перекресток». Это самое опасное место и для пешеходов, и для водителей.

Учитель:   Правильно.   Переходить  перекресток  надо  только  по пешеходным переходам и только при зеленом сигнале светофора. Мало того, прежде чем переходить дорогу, нужно посмотреть налево и идти только тогда, когда проезжая часть свободна. На середине дороги нужно остановиться и, если началось движение транспорта, переждать его на островке безопасности или на осевой линии. Потом нужно посмотреть направо и переходить дорогу дальше.

Учитель: А теперь еще один вопрос. С помощью каких длительностей нужно переходить улицу - «четвертных-   » или «восьмых-   ».

Ученики: С помощью «четвертных-   », т.к. «четвертные» означают:

               

шаг     шаг     шаг;     бег,

а бегать по проезжей части нельзя.

Итог урока. Чтобы избежать дорожно-транспортного происшествия, водителям и пешеходам надо дружить, понимать и уважать друг друга. Потому что водитель иногда становится пешеходом, а пешеход может стать водителем. И только от их совместных действий зависит благополучная ситуация на улицах и дорогах.

Учитель: А закончу урок я шуточным стихотворением, которое и будет вашим домашним заданием.


Мальчишки и девчонки,

Скажите вашим папам

И бабушкам, и дедушкам,

И мамам, наконец,

Что правила движения -

Дорожного, конечно! -

Они должны запомнить,

Конечно,наизусть.

А если не запомнят,

То им придется туго.

Тогда они рискуют

Под поезд угодить,

А если не под поезд,

То значит, под троллейбус

Иль, может, под какой-нибудь

Огромный грузовик.

Вот так им и скажите!

Ну, разве им не жалко

Сиротками оставить

И внуков, и детей?

 А кто тогда их будет

Ругать и ставить в угол,

Кто будет их воспитывать

И за уши трепать?

А чтобы впредь такого

Вовеки не случилось,

Пусть правила движения

 Запомнят поскорей.

Тогда все будет здорово,

Тогда все будет славно,

Тогда все будет классно,

Прекрасно и о'кей!

 

Песенка «Веселые путешественники»    

1-й куплет:

Мы едем, едем, едем                                          Нам весело живется.

В далекие края,                                                 Мы песенку поем,

Хорошие соседи,                                               А в песне той поется

Счастливые друзья.                                           О том, как мы живем.

Припев:

Красный свет - стоп езда                             Он не для прохода.

Для водителя тогда!                                           Светофор стоит мигая,

И для пешехода.                                                Всем в движенье помогая.

2-й куплет:

Когда живется дружно,                                      А если нас увидит

Что может лучше быть?                                     Иль встретит кто-нибудь,

И ссориться не нужно,                                       Друзей он не обидит,

И можно всех любить.                                       Он скажет: «В добрый путь!»

Припев:

Свет зеленый - тра-та-та!                             Он для перехода.

Для водителя езда.                                             Светофор стоит мигая,

И для пешехода.                                                Всем в движенье помогая.

3-й куплет

Мы ехали, мы пели,                                           Нам солнышко светило,

И с песенкой смешной                                        Нас ветер обвевал,

Все вместе, как сумели,                                      В пути нескучно было

Приехали домой.                                               И каждый подпевал:

Припев:

Желтый свет - тра-та-та!                              Людям помогает.

Всем внимание тогда!                                        Знайте правила движенья

Светофор мигает,                                              Как таблицу умноженья!


Песенка «Веселые путешественники»

1-й куплет:

Мы едем, едем, едем                                          Нам весело живется.

В далекие края,                                                 Мы песенку поем,

Хорошие соседи,                                               А в песне той поется

Счастливые друзья.                                           О том, как мы живем.

Припев:

Красный свет - стоп езда                             Он не для прохода.

Для водителя тогда!                                           Светофор стоит мигая,

И для пешехода.                                                Всем в движенье помогая.

2-й куплет:

Когда живется дружно,                                      А если нас увидит

Что может лучше быть?                                     Иль встретит кто-нибудь,

И ссориться не нужно,                                       Друзей он не обидит,

И можно всех любить.                                       Он скажет: «В добрый путь!»

Припев:

Свет зеленый - тра-та-та!                             Он для перехода.

Для водителя езда.                                             Светофор стоит мигая,

И для пешехода.                                                Всем в движенье помогая.

3-й куплет

Мы ехали, мы пели,                                           Нам солнышко светило,

И с песенкой смешной                                        Нас ветер обвевал,

Все вместе, как сумели,                                      В пути нескучно было

Приехали домой.                                               И каждый подпевал:

Припев:

Желтый свет - тра-та-та!                              Людям помогает.

Всем внимание тогда!                                        Знайте правила движенья

Светофор мигает,                                              Как таблицу умноженья!

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.