Конспект урока: «Музыка дороги»
Урок «Музыка дороги»
Цели урока: содействовать средствами музыки формированию устойчивого внимания на дороге, осознанию необходимости изучения правил дорожного движения.
Задачи: закрепление пройденного песенного материала, повторение средств музыкальной выразительности; развитие певческих навыков, творческих способностей, навыков аналитического восприятия музыкального произведения; воспитание чувства ответственности за ситуации, связанные с дорогой и дорожными путешествиями, серьезного отношения к правилам дорожного движения. Оборудование: наглядные пособия по правилам дорожного движения и дорожно-транспортным ситуациям;
Ход урока
Учитель: Дорога, дорога, ты знаешь так много о жизни моей непростой...
Автомобили, автомобили, буквально всё заполонили...
А дорога серою лентою вьётся...
Огромное количество песен написано композиторами о дорогах, всего урока не хватит, чтобы их все вспомнить. Ребята, почему же тема дороги так привлекает музыкантов?
Учащиеся: Потому что дорога занимает важное место в нашей жизни.
Учитель: Правильно, дороги повсюду, трудно представить себе человека, который бы в наш скоростной век не путешествовал или не передвигался бы с помощью дорожно-транспортных средств. Дорога так плотно и привычно вошла в нашу жизнь, что мы порой не замечаем важности и опасности, которую она несёт. И сегодняшний наш урок поможет вам стать внимательнее на дороге, а точнее мы попробуем прислушаться к дороге, услышать её музыку. Итак, закроем глаза и вспомним, какие звуки сопровождают нас на дороге?
Учащиеся: Стук колёс, шум моторов, скрежет шин, звуковые сигналы...
Учитель: Совершенно верно, все это своеобразная музыка дороги. Но откуда начинается обычно наше путешествие?
Учащиеся: С вокзала.
Учитель: Правильно, вспомните теперь музыку вокзала.
Учащиеся: Гул людей, крики, беспокойство, радостное волнение, смех...
Учитель: Я предлагаю вам побывать в роли композитора и написать музыку вокзала для людей, отправляющихся в путешествие. А на помощь к нам придут средства музыкальной выразительности.
Перечислите их, пожалуйста.
Учащиеся: Это лад, темп, динамика, регистр, тембр, мелодия.
Учитель: Молодцы, теперь, представляя образ вокзальной суеты и чувства людей, отправляющихся в дорогу, составим модель нашего музыкального произведения. (Учитель и учащиеся составляют
модель музыки путешествия, комментируя выбор средств музыкальной выразительности характером создаваемого образа)
Лад - мажор;
Темп - очень быстрый;
Динамика - громкая;
Регистр - средний;
Мелодия - распевно-кружащаяся;
Тембр - фортепиано и голос.
Учитель: Итак, модель произведения готова и я узнаю по этой модели одно очень похожее произведение, его написал М. И. Глинка и называется оно «Попутная песня». Послушаем и сравним.
(Слушаем «Попутную песню» М. И. Глинки.)
Учитель: Согласитесь, что она очень похожа на ту, которую мы предположили. Но в средней части композитор пишет совсем другой образ. Попробуем разобраться, о чем он? (Пропеваем с учащимися
«..но тайная дума быстрее летит...»)
Учащиеся: Средняя часть песни полна раздумий, немного грустных, оттого, что иногда не знаешь, что ждет тебя в конце пути...
Учитель: Действительно, не всегда знаешь, чем закончится твое путешествие: кого ты встретишь на пути, как это изменит твою жизнь. А знаете ли вы, что жизнь иногда сравнивают с дорогой. Почему?
Учащиеся: Потому что и дорога и жизнь длинные, полны неожиданностей, приключений, встреч, расставаний, радостей и слез...
Учитель: Совершенно верно, но самое главное, - это, наверное, не потерять ориентиры, не сбиться с пути. Ребята, что это значит?
Учащиеся: Это значит всегда идти верным путем, делать добрые дела, не обижать людей...
Учитель: Правильно, именно об этом песня, которую мы учили -«Дорога добра». Давайте её исполним. (Исполнение песни «Дорога добра»)
Учитель: Спасибо, вы прекрасно исполнили эту песню, но самое главное, что я увидела, это то, что вы пели очень искренне, принимая девиз этой песни - «Иди, мой друг, всегда иди дорогою добра». Важно, идя по жизни, пронести эту мысль, но при этом не менее важно помнить и об опасностях, которые ждут нас на дорогах. Учитель: К какому выводу мы можем прийти?
Учащиеся: Дорога опасна, если нарушаешь правила дорожного движения, если не видишь знаков и сигналов светофора...
Учитель: Совершенно верно, к ужасным последствиям приводит халатность на дороге, нарушение правил дорожного движения.
Песенка «Веселых путешественников» (музыка М. Старокадомского, слова С. Михалкова; припевы в песне переделаны).
Ребята разучивают, поют первый куплет и припев песни. Особое внимание учителя должно быть обращено на пунктирный ритм в припеве песни.
1-й куплет, припев, (см. приложение).
Учитель: Стоп, машина, остановка. (Поднимает вверх знак «Пешеходный переход»).
Учитель: Ребята, почему остановилась наша машина? Ребята: Потому что там, где стоит этот знак, люди переходят улицу! Учитель: А если знака не будет, как узнать то место, где переход разрешается?
Ученики: По полоскам, которые нарисованы на мостовой.
Учитель: Правильно. Полосатый переход называют «зеброй». А зачем нужны полоски?
Ученики: Чтобы люди сразу заметили, где переходить улицу. И чтобы водитель увидел издалека: здесь может появиться пешеход.
Учитель: Поехали дальше.
Разучивание и исполнение 2-го куплета песни «Веселые путешественники». 2-й куплет, припев,
Учитель: Вынужденная остановка. Почему? (Учитель показывает несколько иллюстраций «Игра на мостовой»). Ученики отвечают на вопрос.
Учитель: Да, вы правы, ребята - это игра на мостовой. Водитель должен быть здоровым и крепким. И обязательно с хорошим зрением, чтобы издалека заметить выбоину на дороге, встречную машину или зазевавшегося прохожего, а также ребят, играющих на проезжей части дороги. А успеет ли он вовремя затормозить или объехать играющих
на мостовой?
Ученики отвечают.
Учитель: Правильно, ребята, не всегда. А как называются зазевавшиеся прохожие и дети, играющие на мостовой?
Ученики: Нарушителями правил дорожного движения.
Учитель: Молодцы, но что же мы стоим, скорее в путь, поехали.
Разучивание и исполнение 3-го куплета песни «Веселые путешественники». 3-й куплет, припев,
Учитель: Внимание, остановка. (Поднимает вверх руку со знаком «Перекресток»). Почему водитель и пешеход должны быть внимательны, увидев этот знак, что он обозначает?
Ученики: Этот знак обозначает «Перекресток». Это самое опасное место и для пешеходов, и для водителей.
Учитель: Правильно. Переходить перекресток надо только по пешеходным переходам и только при зеленом сигнале светофора. Мало того, прежде чем переходить дорогу, нужно посмотреть налево и идти только тогда, когда проезжая часть свободна. На середине дороги нужно остановиться и, если началось движение транспорта, переждать его на островке безопасности или на осевой линии. Потом нужно посмотреть направо и переходить дорогу дальше.
Учитель: А теперь еще один вопрос. С помощью каких длительностей нужно переходить улицу - «четвертных- » или «восьмых- ».
Ученики: С помощью «четвертных- », т.к. «четвертные» означают:
шаг шаг шаг; бег,
а бегать по проезжей части нельзя.
Итог урока. Чтобы избежать дорожно-транспортного происшествия, водителям и пешеходам надо дружить, понимать и уважать друг друга. Потому что водитель иногда становится пешеходом, а пешеход может стать водителем. И только от их совместных действий зависит благополучная ситуация на улицах и дорогах.
Учитель: А закончу урок я шуточным стихотворением, которое и будет вашим домашним заданием.
Мальчишки и девчонки,
Скажите вашим папам
И бабушкам, и дедушкам,
И мамам, наконец,
Что правила движения -
Дорожного, конечно! -
Они должны запомнить,
Конечно,наизусть.
А если не запомнят,
То им придется туго.
Тогда они рискуют
Под поезд угодить,
А если не под поезд,
То значит, под троллейбус
Иль, может, под какой-нибудь
Огромный грузовик.
Вот так им и скажите!
Ну, разве им не жалко
Сиротками оставить
И внуков, и детей?
А кто тогда их будет
Ругать и ставить в угол,
Кто будет их воспитывать
И за уши трепать?
А чтобы впредь такого
Вовеки не случилось,
Пусть правила движения
Запомнят поскорей.
Тогда все будет здорово,
Тогда все будет славно,
Тогда все будет классно,
Прекрасно и о'кей!
Песенка «Веселые путешественники»
1-й куплет:
Мы едем, едем, едем Нам весело живется.
В далекие края, Мы песенку поем,
Хорошие соседи, А в песне той поется
Счастливые друзья. О том, как мы живем.
Припев:
Красный свет - стоп езда Он не для прохода.
Для водителя тогда! Светофор стоит мигая,
И для пешехода. Всем в движенье помогая.
2-й куплет:
Когда живется дружно, А если нас увидит
Что может лучше быть? Иль встретит кто-нибудь,
И ссориться не нужно, Друзей он не обидит,
И можно всех любить. Он скажет: «В добрый путь!»
Припев:
Свет зеленый - тра-та-та! Он для перехода.
Для водителя езда. Светофор стоит мигая,
И для пешехода. Всем в движенье помогая.
3-й куплет
Мы ехали, мы пели, Нам солнышко светило,
И с песенкой смешной Нас ветер обвевал,
Все вместе, как сумели, В пути нескучно было
Приехали домой. И каждый подпевал:
Припев:
Желтый свет - тра-та-та! Людям помогает.
Всем внимание тогда! Знайте правила движенья
Светофор мигает, Как таблицу умноженья!
Песенка «Веселые путешественники»
1-й куплет:
Мы едем, едем, едем Нам весело живется.
В далекие края, Мы песенку поем,
Хорошие соседи, А в песне той поется
Счастливые друзья. О том, как мы живем.
Припев:
Красный свет - стоп езда Он не для прохода.
Для водителя тогда! Светофор стоит мигая,
И для пешехода. Всем в движенье помогая.
2-й куплет:
Когда живется дружно, А если нас увидит
Что может лучше быть? Иль встретит кто-нибудь,
И ссориться не нужно, Друзей он не обидит,
И можно всех любить. Он скажет: «В добрый путь!»
Припев:
Свет зеленый - тра-та-та! Он для перехода.
Для водителя езда. Светофор стоит мигая,
И для пешехода. Всем в движенье помогая.
3-й куплет
Мы ехали, мы пели, Нам солнышко светило,
И с песенкой смешной Нас ветер обвевал,
Все вместе, как сумели, В пути нескучно было
Приехали домой. И каждый подпевал:
Припев:
Желтый свет - тра-та-та! Людям помогает.
Всем внимание тогда! Знайте правила движенья
Светофор мигает, Как таблицу умноженья!