Музыка как средство патриотического воспитания дошкольников в условиях сотрудничества семьи и детского сада
МУЗЫКА КАК СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ СОТРУДНИЧЕСТВА СЕМЬИ И ДЕТСКОГО САДА
Как гимнастика выпрямляет тело,
так музыка выпрямляет душу человека.
В.И. Сухомлинский
Вопросы патриотического воспитания актуальны в любой отрезок времени. Современное образование выстраивает концепцию развития патриотического воспитания, ориентируясь на лучшие отечественные образы культурно-исторического наследия.
Детский сад – это особый мир ребенка, в котором ребенок перенимает опыт социального общения, овладевает системой знаний, умений и навыков, учится действовать разумно и осмысленно, в соответствии с нормами морали и гуманизма. Ведущие педагоги и психологи единодушны в том, что воспитание и обучение ребенка должно строиться на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций [1; 20].
Гибкость и пластичность периода дошкольного возраста ребенка позволяет считать этот возраст оптимальным для успешного формирования основ духовности. Музыка сопровождает ребенка с самого рождения. Первым учителем, наставником и нравственным образцом для ребенка становится мама. Колыбельная песня и звук голоса матери открывают ему новый мир чувственных переживаний. Малыш еще не умеет говорить, но реагирует на музыкальные звуки, пытается подражать, подтанцовывать. Эмоциональный отклик проявляется почти сразу, музыка вызывает живой интерес, она становится одним из любимых видов деятельности ребенка. Взаимодействие детского сада с семьей на любом возрастном этапе дошкольного воспитания благотворно влияет на результат.
Достаточно серьезной проблемой в работе с родителями является расхождение во мнении относительно музыкального репертуара. Зачастую родители не обращают должного внимания на то, какую музыку слушают дети дома в обычной обстановке досуга, на семейных праздниках. У многих современных исполнителей излишне откровенные наряды, смысловая нагрузка песен почти нулевая, на уровне инстинктов, дикция требует вмешательства логопеда, текст - помощи психолога. Неокрепшая душа ребенка попадает под влияние ложных морально-нравственных эталонов, подражая которым, ребенок не только не развивается, но и деградирует. Родители не всегда отдают себе отчет в том, что слушание - восприятие является ведущим видом детской музыкальной деятельности. Родителям важно отслеживать, что именно слушает ребенок дома и как он это воспринимает. Что же касается музыкального воспитания в дошкольных учреждениях, то все задачи выполняются в соответствии с соблюдением необходимых условий, с которыми мы знакомим и родителей:
Ребенок становится активным участником.
Ребенок понимает и принимает смысл деятельности.
Осуществляется учет возрастных особенностей и индивидуальных способностей ребенка.
Освоение культурных средств носит системный и развивающий характер.
Соблюдение единства подходов в семье и детском саду.
Мы считаем необходимым в работе с родителями активно сотрудничать, реализуя принцип открытости и доступности, регулярно информируя о планируемых мероприятиях. Работаем и над повышением педагогической компетентности родителей, приглашая их на мастер-классы, проводимые в рамках «Неформальных каникул» проекта « Иркутск - обучающий город», где знакомим родителей с технологией изготовления русских народных инструментов из подручных материалов.
Вместе с педагогами групп мы проводим опросы и анкетирование родителей, анализируем результаты и вносим коррективы в соответствии с пожеланиями и запросами родителей.
К сожалению, введение ограничительных карантинных мероприятий не позволяет реализовать в полной мере пожелания родителей, но мы вместе ищем альтернативные выходы из ситуаций. Мы отказались от практики выездных экскурсий в театры, музеи, но, опираясь на поддержку и помощь родителей, смогли подготовить виртуальные экскурсии.
Каждый год мы готовили акцию концерт – поздравление для медицинских работников детского сада и Детской поликлиники. Вместе с родителями и педагогами дети пели песни, читали стихи, разыгрывали шуточные музыкальные сценки. На данный момент, мы отказались от этой акции в ее первоначальном виде, мы изменили формат, воспользовавшись Инстаграмом. Свободный доступ на музыкальные праздники в настоящее время также ограничен, поэтому мы применяем практику дистанционных трансляций, съемки видеозарисовок, видеороликов с рассылкой по родительским чатам. Регулярно обновляем материалы на сайте детского сада, выкладываем видеоотчеты на страницах Инстаграма, там же размещаем информацию о предстоящих мероприятиях и конкурсах. Привлекаем родителей к обмену мнениями, к интернет - голосованиям.
Музыка обладает особым качеством - вдохновлять ребят на творчество. Много лет мы сотрудничаем с МБУК «Музеем истории города Иркутска им. А.М. Сибирякова» филиалом «Дома Ремесел», совместно с работниками которого мы проводили мастер-классы по русско-народному фольклору. А родители и дети принимали участие в выставках работ, подготовке к праздникам «Пасхальная Радость», «Широкая Масленица», «Шел по лесу Дед Мороз». Открытые мероприятия, тематически связанные с национальными культурными традициями вызывают живой интерес со стороны родителей, которые с готовностью сотрудничают с детским садом. Мы участвуем в городском фольклорном фестивале «Сибирские посиделки», проводимом в рамках Дней русской духовности и культуры «Сияние России».
Тема защитников Отечества близка каждой семье, поэтому подготовка и проведение к памятным датам проходят с большим эмоциональным настроем. Мероприятия, проводимые в рамках фестиваля инсценированной патриотической песни «Февральский ветер» объединяют и педагогов, и родителей, и детей. Подбирая материалы, мы отдаем предпочтения тем музыкальным произведениям, которые так или иначе связаны с нашим городом, с историческими событиями родного края. Так, в основу композиций прошлых выступлений мы брали сведения, которыми с нами поделились родители, работники корпорации ИРКУТ и работники заводского музея. Мы готовили выступления, посвященные партизанскому отряду «Буревестник», бойцы которого набирались из работников авиазавода.
Ряд выступлений был посвящен трудовому подвигу работников тыла, которые не жалели ни сил ни средств для Победы. Музыкально - поэтическая композиция основывалась на истории создания танка «Иркутский комсомолец». Не смогли мы обойти вниманием личной сопричастности каждого иркутянина к историческим событиям военных лет. Мы подготовили инсценировку «Защитники Отечества», где использовались материалы Акции «Бессмертный полк». Первыми зрителями становятся сами ребята, а потом ролики с номером рассылаются по родительским чатам, выкладываются на сайт детского сада.
Для таких значимых с точки зрения патриотического воспитания мероприятий мы тщательно подбираем репертуар, соединяя песни и музыкальные композиции современных авторов и песни и мелодии военных лет. Донести духовную ценность педагогам помогают родители, и здесь равнозначен вклад каждого. Кто-то рисует рисунки, кто-то готовит атрибуты для выступлений, кто-то вместе с родителями делает поделки, кто-то делится военными фотографиями и письмами, кто-то воспоминаниями.
Событийность не теряет актуальности, все, что происходит в мире, в стране, в городе, в семье, касается каждого и находит отражение в мероприятиях детского сада. В вопросах духовно-нравственной ценностной основы патриотизма нет места равнодушию. Безразличие и праздность способны загубить цивилизации, а значит, вместе с родителями мы должны стремиться к тому, чтобы ребята выросли достойными гражданами своей страны, чтобы душа горела, а сердце - пело.
Литература:
1. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Инновационная программа дошкольного образования./ Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой.- 5-е изд., испр. и доп.- М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019.-306 с.