Статья «Воспитание детей с ОВЗ в условиях детского сада»
Воспитание детей с ОВЗ в условиях детского сада.
В последнее время увеличивается число детей с ОВЗ, в том числе и детей-инвалидов.
Еще в недавнем прошлом большинство из них вынуждены были сидеть дома.
Федеральный Государственный Образовательный Стандарт ДОУ предоставляет большую возможность для перехода к совместному обучению здоровых и детей с ограниченными возможностями здоровья. Введение ФГОС направлено на то, чтобы обеспечить детей с ОВЗ компетенциями, необходимыми им для успешной социализации в современном обществе.
Сегодня в нашем детском саду создаются условия для воспитания и развития детей с ОВЗ совместно с нормально развивающимися детьми. Ведь, чем раньше будет вовлечен такой ребенок в интегрированное воспитание и обучение, тем быстрее и легче он адаптируется к той жизни, в которой живут здоровые дети.
Опыт показывает, что совместное воспитание и обучение помогает развивать у здоровых детей терпимость к психическим недостаткам сверстников, чувство взаимопомощи и стремление к сотрудничеству. Инклюзия способствует формированию у детей с особыми образовательными потребностями положительного отношения к сверстникам и адекватного социального поведения, а также более полной реализации потенциала развития в обучении и воспитании.
Итогом работы по воспитанию детей с ОВЗ мы планируем следующий результат:
- успешная социализация детей с ОВЗ в детском саду, группе сверстников;
- самостоятельность;
- коммуникабельность;
- инициативность;
- уменьшение «изоляции» детей;
- самоконтроль;
-повышение самооценки;
- активизация речи, когнитивных процессов.
Для достижения планируемого результата в нашем ДОУ созданы следующие условия:
- создание соответствующего образовательного пространства;
- создание программно-методического обеспечения;
- создание предметно-пространственной развивающей среды;
Обязательная зона коррекции
Уголки уединения
Развивающая среда с учетом «зоны ближайшего развития»
- создание дидактического обеспечения;
- работает комиссия ПМПК, которая оказывает консультационное, диагностическое и методическое обеспечение;
- налажено сетевое взаимодействие с социальными партнерами: ЦДО, СЮТ, Детская художественная школа, Детско-юношеская спортивная школа: организация участия воспитанников в городских конкурсах детского творчества, спортивных мероприятий, посещение выставок, концертов;
- реализуются индивидуальные АОП;
- функциональные помещения для обеспечения коррекции (кабинеты врача, учителя-логопеда, физкультурный зал, кабинет педагога-психолога);
- система сетевого взаимодействия на договорной основе с другими организациями, где имеются специалисты, которых нет в нашем штате (например, дефектолог, психиатр);
- индивидуальное сопровождение разными специалистами детей, которые требуют «особого внимания».
Также в своей работе, все специалисты ДОУ руководствуются следующими принципами:
Принцип индивидуального подхода предполагает выбор форм, методов и средств обучения и воспитания с учетом индивидуальных образовательных потребностей каждого из детей группы. Индивидуальные программы развития ребенка построены на диагностике функционального состояния ребенка и предполагают выработку индивидуальной стратегии развития конкретного ребенка.
Принцип поддержки самостоятельной активности ребенка.
Важным условием успешности инклюзивного образования является обеспечение условий для самостоятельной активности ребенка.
Принцип активного включения в образовательный процесс
всех его участников предполагает создание условий для понимания и принятия друг друга с целью достижения плодотворного взаимодействия на гуманистической основе. Это активное включение детей, родителей и специалистов в области образования в совместную деятельность: совместное планирование, проведение общих мероприятий.
Принцип вариативности в организации процессов обучения и воспитания.
Включение в инклюзивную группу детей с различными особенностями в развитии предполагает наличие вариативной развивающей среды, т.е. необходимых развивающих и дидактических пособий, средств обучения, без барьерной среды, вариативной методической базы обучения и воспитания и способность использования педагогом разнообразных методов и средств работы, как по общей, так и специальной педагогики.
Принцип партнерского взаимодействия с семьей.
Усилия педагогов будут эффективными, только если они поддержаны родителями, понятны им и соответствуют потребностям семьи. Задача специалиста – установить доверительные партнерские отношения с родителями или близкими ребенка, внимательно относиться к запросу родителей, к тому, что, на их взгляд, важно и нужно в данный момент для их ребенка, договориться о совместных действиях, направленных на поддержку ребенка.