Музыкальная гостиная «Листая "Детский альбом" П.И. Чайковского» (1–5 классы)

2
0
Материал опубликован 28 February 2022

Музыкальная гостиная

«Листая «Детский альбом»


Цель: Создание ситуации успеха для робких, застенчивых учащихся, повышение их самооценки в процессе подготовки мероприятия и исполнения музыки великого композитора.


Ведущая. Сегодня, ребята, наша музыкальная гостиная будет посвящена музыке великого русского композитора П. И. Чайковского.

  Творчество этого композитора занимает особое место в русской музыке. Его можно назвать самым русским композитором,потому что его музыка пронизана народными напевами, его мелодии очень лиричны и задушевны, как простая русская народная песня. В одном из писем Пётр Ильич писал: «Я страстно люблю русского человека, русскую речь, русскую красоту лиц, русские обычаи. Одним словом, я русский, в полном смысле этого слова.»

   А вы знаете, ребята, ведь Пётр Ильич – наш с вами земляк. Он родился на Урале, в городе Воткинске, 7 мая 1837 года. Его отец был горным инженером и вскоре после рождения маленького Пети, отца переводят на горное производство в город Алапаевск, совсем близко от Екатеринбурга.

   В этом небольшом уютном городке семья Чайковского прожиланесколько лет. Здесь, на фоне красивой уральской природы под песни и сказки крестьянок, прошло детство великого композитора.

  Семья была небольшая, но у них всегда жило много родственников. После ужина все собирались в большой столовой и устраивали музыкальные вечера. Папа хоть и был горным инженером, но он очень любил петь и всегда на этих домашних вечерах звучал его бархатный баритон.

Воспитанием детей занималась мама. Она прекрасно играла на рояле, а маленький Петя мог часами слушать её, сидя под роялем. Ему хотелось и самому прикоснуться к клавишам, но мама говорила строго, что он ещё слишком мал, чтобы учиться музыке.

  Однажды ночью Петя проснулся от того, что в его голове звучала музыка. Ему страстно захотелось её сыграть и он побежал в столовую к роялю. Но крышка рояля была закрыта, он не смог её открыть и горько заплакал. Прибежали мама и папа, стали спрашивать, что случилось. А он плакал, указывая ручками на голову, и твердил: «Эта музыка! Она у меня здесь! Здесь!»

  После этого случая мама начала учить его музыке. Именно мама первая ввела его в прекрасный мир музыки. На всю жизнь он сохранил в сердце самые нежные чувства к своей маме. Когда он уехал учиться в Петербург, он писал ей очень тёплые письма, которые были улиты его слезами – так он тосковал по маме.

  А сейчас мы поговорим о пьесах, которые обязательно играют все маленькие музыканты. Цикл этих пьес так и называется «Детский альбом». Как он появился?

 Став уже известным композитором, Пётр Ильич очень любил отдыхать в имении своей сестры, в Каменке. Дом окружала удивительной красоты природа, созерцание которой помогало ему сочинять музыку.

   Но больше всего ему нравилось возиться с маленькими племянниками: играть в их шумные игры, рассказывать им страшные сказки, играть для них на рояле.

  Когда его любимый племянник Володя начал учиться игре на рояле, Пётр Ильич решил сочинить для него несколько пьес. Мальчик их очень быстро выучил. Тогда Пётр Ильич ещё сочинил несколько пьес и ещё, и ещё. И так появился цикл пьес Детский альбом, который автор посвятил своему племяннику Володе Давыдову.

Давайте перелистаем страницы этого альбома.

Пьесы в нём расположены таким образом, как будто перед нами проходит один день из жизни ребёнка.

1. Вот ребёнок просыпается, сладко потягивается, не торопится выскакивать из-под одеяла. «Утреннее размышление»– так называется первая пьеса. Но ему не терпится узнать – что там за  окном. А там зима, выпал снег. Его ждут зимние забавы и он с радостью встречает новый день. «Зимнее утро» называется вторая пьеса. Её исполнит Маша Н.

2.Представьте себе: ребёнок сильно расшалился, поднял страшный шум - и тут появляется мама. Слышно в музыке, как мама ласково разговаривает с ребёнком, терпеливо уговаривая его: темп музыки спокойный, ритм размеренный. Иногда появляются и «строгие» нотки в низком регистре. Пьеса «Мама» написана Петром Ильичом под впечатлением воспоминаний о своей маме.

Солнце встаёт – это мама идёт

«С добрым утром!»-сказать,

День улыбкой начать.

Машет ангел крылами,

Радуясь маме…

Прочь все тревоги

От маленькой крохи.

Пьесу исполнит Вика П.

3.Всё. Мама ушла. Можно продолжить игру. Но носиться по дому лошадкой уже нельзя. Чем же заняться?  Да у меня же есть маленькие деревянные солдатики. Их целая коробка! Сейчас я их построю и проведу парад. Под какую музыку идут солдаты на параде? Конечно, это марш. И мы услышим ,как в аккомпанементе чётко отбивают ритм маленькие барабанчики.

Ать-два! Солдатушки.

Ать-два! Бравы ребятушки.

Ать-два! Барабаны вряд!

Трам- та-ра-та-та

Трам-та-та-та. « Марш деревянных солдатиков.»

Исполняет Лёва К. Ребята, сейчас случится чудо и солдатики оживут. Это чудо нам подарят учащиеся 2А класса.

4.Дальше идут три пьесы о любимой кукле. Наверно, они посвящены девочке, сестрёнке Володи. У неё была любимая кукла, она была очень хрупкая, фарфоровая. Совсем случайно её уронили. Она, конечно, разбилась. Девочке сказали, что кукла заболела. Девочка долго переживала о своей утрате. Прошёл год. Ура! Приезжает дядя Петя и на день рождения дарит девочке новую куклу. Радости нет предела. Она прыгает с куклой по дому, всем её показывает, подбрасывает вверх – девочка счастлива!  Музыка устремляется то вверх, то вниз, звучит то плавно, то скачками. Вот он восторг!

С восторгом новый день встречаю:

Радость в сердце у меня!

Я куклу новую качаю.

Кукле Ане уж два дня!

Эту пьесу исполнят в ансамбле Тася Д. и Катя Д.

5.Ребята. А сейчас прозвучит произведение, которое называется «Сладкая грёза». Кто из вас знает, что такое «грёза»? Видение. То ли спит человек, то ли дремлет и видит то ли сон, толи видение... А сладкая грёза потому, что к человеку в его видениях приходят его мечты и кажется ему, что они сбываются. Сейчас мы будем слушать «Сладкую грёзу» в исполнении Лизы Н. и каждый может увидеть свои грёзы, свои мечты.

6.В этом альбоме есть несколько танцев. Сначала прозвучит Вальс. Но это не обычный плавный вальс. Пётр Ильич написал его под впечатлением того, как его встречают дети. Они обнимаются, радуются и от счастья возбуждённо танцуют. Вот и музыка вальса получилась радостная, восторженная, а в средней части немного тяжеловата, как будто взрослые пытаются попасть в такт музыки с детьми, но никак не могут. И всем от этого весело.

Этот вальс в ранний час нас кружил,

Мы смеялись и резвились.

Пусть метель за окном,

Весел дом. Всё вверх дном.

Сыпал снег звонкий смех,

Вальс дарил час потех.

Исполняет на ф-но Мария Ш. Танцуют девочки 4 класса.

7. А теперь мы вспомним, что Пётр Ильич Чайковский – это русский композитор и более всего на свете он любил русскую музыку. Поэтому сейчас прозвучит знаменитая русская «Камаринская». Удалая плясовая, в которой с помощью акцентов, стаккато, яркой динамики композитор изобразил как мужик в лаптях притопывает и лихо отплясывает «Камаринскую».

Шёл по лесу летним утром мужичок,

Он свой путь держал ни близок, ни далёк.

На жалейке ловко он игра

И Камаринскую весело плясал.

Исполняет Анастасия А.

8.Пётр Ильич очень любил путешествовать. Особенно ему нравилась Италия – самая музыкальная страна. Там ото всюду льётся музыка, там все поют. И когда Пётр Ильич рассказывал Володе об Италии, он несколько пьес на итальянские темы поместил и в «Детский альбом». Сейчас прозвучит очень милая,танцевального характера «Итальянская песенка» в исполнении Лизы С.

9.А из Польши Пётр Ильич привёз Мазурку-польский народный танец. Он родился в местечке Мазовия, где проживают народности мазуры, отсюда и название Мазурка. Танец исполнялся в деревянных башмаках с подскоками, поэтому в музыке мы слышим острый пунктирный и синкопированный ритм.  Исполняет Полина Т.

10.Судя по пьесам, Пётр Ильич проехал всю Европу. Полька попала в «Детский альбом» из Чехии. Слово «полька» переводится полшага. Полька исполняется в подвижном темпе, с лёгкими подскоками, которые передаются в музыке штрихом стаккато. Благодаря использованию высокого и низкого регистров, Пётр Ильич шутливо изобразил, как легко танцуют дети и как тяжело, неуклюже получается этот танец у взрослых.

Исполняют: на ф-но Ангелина А., а танцуют учащиеся 3 класса.

11.Вот и вечер. День подошёл к завершению. Он принёс детям столько радости, столько впечатлений. Но строгий мамин голос говорит: «Дети, пора спать.» Володя подбегает к нянюшке и шепчет: «Нянюшка, расскажи сказку, стра-а-ашную!» Нянюшка тихо начинает: В шуме дубрав среди сонных трав

Баба Яга – Костяная нога.

Сто лет живёт, путников ждёт,

Путников кружит по лесу Яга…

  Володя и не заметил, как уснул и продолжение сказки увидел уже во сне. А Пётр Ильич вспомнил своё детство и этот сон пересказал музыкой. Пьесу «Баба Яга» исполнит Виктория Т.

Ведущая:Вот такой альбом пьес подарил Пётр Ильич не только своему племяннику Володе Давыдову, но и всем нам, всем детям будущих поколений, которые будут учиться играть на фортепиано. А теперь давайте посмотрим, насколько вы были внимательны.​​​​​​​

Ответьте на вопросы небольшой викторины:

1.Где родился П.И.Чайковский?

2.Кому посвятил он Детский альбом?

3.Кто был первым учителем музыки у Петра Ильича?

4.Назовите пьесы, которые рассказывают, в какие игры играл маленький Володя?

5.Какие пьесы рассказали нам о переживаниях его сестрёнки?

6.Назовите три танца, которые мы услышали.

Надеюсь, когда вы вырастите, вы услышите много чудной музыки П.И.Чайковского. Это балеты «Щелкунчик», «Спящая красавица», «Лебединое озеро» и др.Оперы «Евгений Онегин», «Пиковая дама»,

Его симфонии и романсы. Я от души желаю вам, чтобы музыка этого великого композитора стала вашей любимой.





в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.