Урок музыки в 3 классе на тему «Музыкальные образы С.С. Прокофьева»

4
2
Материал опубликован 23 August 2019 в группе

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя школа №3 городской округ город Выкса,

Нижегородская область





Тема урока: «Музыкальные образы С.С. Прокофьева»

Тип урока: урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков.

3 класс 1 четверть

Программа: Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С



Выполнен:

Королевой Светланой Васильевной

2019 г.





Урок музыки в 3 класс

по программе «Музыка» Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной

Раздел: «Россия – Родина моя»

Цель:

Познакомить учащихся с фортепианным циклом « Детская музыка» С.С. Прокофьева, с героями симфонической сказки « Петя и волк» и другими музыкальными произведениями для детей, с живописью И.И.Левитана и поэзией А. Фета, развивать умение слушать, анализировать и исполнять музыкальные произведения, воспитывать любовь и уважение к русскому музыкальной культуре.

Задачи:

- учить детей рассказывать о композиторе, различать музыкальные жанры, анализировать музыкальное произведение, играть на музыкальных инструментах ( фортепиано);

- развивать умение слушать и исполнять музыкальное произведение, выражать свои чувства и переживания в словах, в песне, в игре на музыкальном инструменте ( фортепиано), в изобразительном творчестве.

- прививать хороший музыкальный вкус и любовь к русской музыкальной культуре.

Планируемые результаты

Предметные:

Умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;

Развитие художественного вкуса и интереса к музыке композитора С. С. Прокофьева

Умение оценивать музыкальное произведения;

Использование элементарных умений и навыков при воплощении художественно- образного содержания музыки в различных видах музыкальной деятельности (пении, слове, пластике, игре на фортепиано)

Метапредметные:

Размышление о творчестве С.С. Прокофьева;

Овладение способностью к реализации собственных творческих замыслов через понимание целей, выбор способов решения проблем поискового характера;

Применение знаково-символических и речевых средств, для решения коммуникативных и познавательных задач;

Участие в совместной деятельности на основе сотрудничества.

Личностные:

Проявление эмоциональной отзывчивости, личностного отношения при восприятии и исполнении музыкальных произведений;

Продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении творческих музыкальных задач;

Развитие мотивов музыкально- учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного ( или индивидуального) музицирования;

Воспитание духовно- нравственных качеств, эмоциональной отзывчивости; уважения к классической и к современной музыке.

Тип урока: урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков.

Вид урока: урок- экскурсия

Дидактическое обеспечение урока: мультимедийная презентация, , выставка рисунков учащихся к произведениям С.С. Прокофьева, буклет.

Техническое обеспечение урока: фортепиано, ПК (ноутбук), экран и проектор

Методы: проблемно-деятельностный подход, метод широких ассоциаций, метод поэтапных открытий, художественного уподобления, сравнения.

Виды деятельности учащихся:

Слушание музыки

Размышления

Пение

Инструментальное музицирование

Музыкально –пластическое движение

Музыкальный материал:

    Ноты С. Прокофьев « Детская музыка» 12 легких пьес

    Пьеса « Утро» С.С. Прокофьев ( исполняет учитель музыки Королева С.В.)

    « Прогулка» С. С. Прокофьев - видеоклип ( монтаж Ольги Бейгул г. Антрацит)

    Аудиозапись: « Шествие кузнечиков», « Утро», «Вальс»,

    « Пятнашки», «Сказочка» - аудио запись.

    Ильичева Екатерина исполняет «Марш» С. Прокофьева

    Песня «Осень в лесу » слова и музыка Е.В Скрипкиной, ( -) песни

    Видео фрагмент из симфонической сказки « Петя и волк»)

Образовательные ресурсы:

Стихи Надежды Шемякиной « Пятнашки и черепашки»

Репродукция картины И.И. Левитана « Вечер. Золотой Плёс»





Ход урока: Слайд 1.

1.Организационный этап

Слай 2 ( вход под музыку С. Прокофьева из фортепианного цикла « Детская музыка» - « Шествие кузнечиков» )1.13 мин.

У.: Музыкальное приветствие

-Здравствуйте ребята!

-Здравствуйте учитель!

- Молодцы! Садитесь!

2. Актуализация знаний

У. Ребята, вам понравилась музыка, под которую вы заходили в класс? Почему? ( она веселая, сказочная, радостная и загадочная, марш )

У. Это прозвучала музыка С.С. Прокофьева под сказочным названием:

« Шествие кузнечиков»

Слайд 3

3. Постановка цели и задач урока:

Учитель: Сегодня наша встреча посвящается 125-летнему юбилею творчества замечательного композитора С. С. Прокофьева.

Слайд 4 ( Портрет композитора)

Однажды известный композитор Д.Б. Кабалевский сказал:

«Дети особенно должны быть благодарны С. С. Прокофьеву, потому что никто из композиторов не посвятил столько прекрасных произведений для детей»

4. Первичное усвоение новых знаний.

Дети читают стихи собственного сочинения ( Д.з )

Чтец 1 Чтец 2

Жил в России замечательный композитор.

Много музыки он миру подарил.

Сочинял он произведения для взрослых,

Но детей не позабыл.

Слушаем мы симфоническую сказку про Петю и про Волка,

Любим мы про «Золушку» балет.

« Детская музыка» С. Прокофьева Существует уже много лет!

Учитель : Спасибо Вам ребята за Вашу стихотворную импровизацию.

С. Прокофьеву было бы приятно услышать о своей музыке такие слова.

А сейчас нас ждет путешествие в мир музыкальных образов С. Прокофьева.

Откроет наш урок пьеса « Утро» из фортепианного цикла « Детская музыка», в ней композитор создает выразительный музыкальный образ посредством ясных гармоний и светлой мелодики. Тишина, покой, радость от встречи пробудившегося после сна ребенка с новым днем – таково содержание этой прекрасной пьесы.

Есть замечательное высказывание – “Зорко одно лишь сердце”.

Послушайте музыку и посмотрите на портрет композитора. Расскажите, какие чувства, подскажет вам ваше сердце, по отношению к этому человеку?

Учитель: исполняет пьесу « Утро» ( фортепиано) ( 2.5 мин)

Дети, слушают, анализируют.

Ответ: (он добрый и ласковый, как и сама музыка, отзывчивый, талантливый музыкант, очень любит детей …)

Учитель: Спасибо ребята!

Его музыка опережала время” – так говорили о музыке С. Прокофьева.

Его талант рожден кипучим ритмом XX века. Дерзкий новатор, стиль которого шокировал и восстанавливал против себя всех, кто привык смотреть в прошлое, а таких всегда большинство. Он всю жизнь шел против течения, как добродушный великан, прокладывающий путь, по которому за ним, так или иначе, устремляются многие”.

Слайд 5 ( Фотографии композитора )

Учитель: А сейчас мы отправляемся в детство композитора.

Ведущий 1 ( рассказ) « Детство композитора»

На Украине, недалеко от города Донецка, есть скромное село Красное (бывшая Сонцовка), где родился и провёл своё детство композитор Сергей Сергеевич Прокофьев.

Он рос в атмосфере крепких традиций русской музыки. Его мать отлично играла на рояле и с четырёх-пяти лет приобщила талантливого мальчика к серьёзной музыке. Первые занятия композитора проходили под руководством матери, Марии Григорьевны. Однажды мама отвезла его в Москву смотреть оперу. Ему очень понравилось в оперном театре. Вернувшись домой он сочинил свою первую оперу, которую называл «Великан», в трех действиях с приключениями, поединками и прочим.

Вскоре его педагогом стал известный композитор Рейнгольда Морицевича Глиэра. Два лета подряд Глиэр провел в Сонцовке, заминаясь с Сережей, а также играя с ним в шахматы и в крокет — в роли уже не учителя, а старшего товарища.

Осенью 1904 года тринадцатилетний Сергей Прокофьев приехал в Петербург держать экзамен в консерваторию

В консерватории он подружился с Николаем Яковлевичем Мясковским, будущем известным композитором. Они показывали друг другу свои сочинения, обсуждали их — лично и в письмах.

На экзамене он исполнил свой первый концерт для фортепиано с оркестром, за который получил диплом с отличием и премию имени Антона Рубинштейна.

Слайд 6

Ведущий 2 ( рассказ) История появления инструментального цикла

« Детская музыка»

С.С. Прокофьев часто и с удовольствием вспоминал свое детство, игры в саду с друзьями.

В 1935 году композитор пишет оригинальный цикл из 12 пьес, объединяя их названием «Детская музыка».

В этом чудесном сборнике пьесы имеют программные заголовки, связанные с миром детских впечатлений, картинки природы «Утро» и «Вечер», фантастические картинки «Сказочка», сценки из детского быта «Прогулка», «Раскаяние», жанровые танцевальные пьесы «Вальс», «Тарантелла».

Учитель: Вы когда-нибудь были в лесу? В настоящем лесу? С его запахами, звуками, картинами? Тогда отправляемся в осенний лес под волшебную музыку Сергея Сергеевича Прокофьева "Прогулка" ( 1.1 мин) , которая нарисовала чудесную картинку природы.

Посмотрите вокруг - какая красота! Невидимый художник взял в руки волшебную кисть, краски и украсил осенний лес. Палитра оттенков перемешалась от золотисто-жёлтого цвета до багряно-красного. Разноцветные листья с лёгким ветерком танцуют вальс, расстилаясь под ногами пёстрым ковром. Как огонёк мелькают красные гроздья рябины между ветвей деревьев. Не правда ли, прекрасная картина получилась?

Дети слушаю, затем размышляют о музыке, анализируют.

Учитель: Я предлагаю вам послушать и придумать название к музыкальному произведению из цикла « Детская музыка» С.С. Прокофьева, которое исполнит для вас Ильичева Екатерина (звучит « Марш» игра на фортепиано)

Дети слушают

Ответ: ( сказочный марш, лесной марш …)

Учитель: Правильно ребята! Музыка действительно называется « Марш»

Учитель: Какие вы знаете марши? Ответ: (военный, спортивный, цирковых артистов, сказочный, траурный.)

Учитель: Какой марш прозвучал? Ответ: (сказочный, яркий, энергичный, четкий)

Учитель: Как звучал марш? Ответ: (звонко, весело, в мажорном ладу, подвижно)

Учитель: Сколько частей в музыке марша? Ответ ( три )

Учитель: Какие части марша повторяются? Ответ ( первая и третья )

Слайд 7

Учитель: Ребята, посмотрите, к нам действительно пришли веселые сказочные друзья.

Давайте немного отдохнем и сделаем музыкальную паузу

Физ. Минутка « Осень»

Ученик читает стихи, показывая движения, класс повторяет.

Слайд 8

( инсценировка песни « Осень в лесу» слова и музыка Е.В Скрипкиной )

Слайд 9

Учитель: Спасибо ребята за прекрасное исполнение песни! Вы все наверно любите играть в разные игры? ( Да)

Учитель: А какая у вас самая любимая игра? ( Догонялки)

Учитель: А вот у Сергея Прокофьева игра « Пятнашки», напоминающая игру салки ( догонялки).

Ученик читает стихи ( Д.з)

« Пятнашки-черепашки» автор Надежда Шемякина

В «пятнашки-догоняшки»

Играли мы два дня.

Малышки-черепашки

Спасались от меня.

Мне всё не удавалось

Поймать черепашат,

Хотя ловил, казалось,

Всех по сто раз подряд.

Поймаю черепашку –

Она мне: «Не считается!»,

Сидит, втянув мордашку,

И хитро улыбается.

Глаза опустит скромненько

И говорит: «Я в домике!»

Давайте послушаем эту пьесу из фортепианного цикла « Детская музыка».

Звучит пьеса « Пятнашки» (1 мин)

Учитель: Какую картину вы представили, пока звучала музыка?

Ответ: ( дети бегают, резвятся, отдыхают на природе)

Учитель: Ребята, а вы любите загадки? Ответ: ( да!)

Разгадав эту загадку вы узнаете как С. Прокофьев назвал еще одну пьесу из фортепианного цикла « Детская музыка».

Слайд 10

Учитель:

Этот танец так прекрасен,

Времени он неподвластен.

Пары движутся, кружась,

А зовется танец… (Вальс.)

Учитель:

1.Что означает слово «Вальс»? ( кружение)

2. Какие бывают вальсы по характеру? ( плавные, задумчивые, грациозные, медленные, спокойные…)

3. Где можно услышать мелодию вальса? ( в театре, на концертах, по телевидению и радио)

А сейчас наши юные друзья представят вашему вниманию «Вальс» на

музыку С. С. Прокофьева 1.34 мин ( танцуют: Пчелкина Вероника и Махров Егор)

Учитель: Вам понравился вальс? Расскажите о нем?

Ответ: (романтичный, нежный, мечтательный, можно плавно кружиться и вертеться под музыку, бальный танец)

Слайд 11

Учитель: Одно из любимых детских увлечений композитора – слушать сказки. Как хорошо присесть рядом с бабушкой и унестись в мечтах в иной, волшебный мир, словно наяву переживать удивительные события, стать одним из сказочных героев!

Ученик ( читает)

Всё в мире хочется познать,

Всё хочется увидеть в мире:

В стране мелодий погулять

И поиграть на струнной лире.

Цветок нас ждёт…

Нам музыка всего дороже

Фантазий сказочная нить

Не заблудиться нам поможет

В цикле « Детская музыка» С. Прокофьева есть пьеса, она так и называется

« Сказочка». Давайте послушаем её.

Дети: слушают музыку

Учитель : Что вы представили, когда звучала эта музыкальная сказочка?

Дети рассказывают о своих впечатлениях.

Слайд 12

Учитель

Упрятаны в нотных страницах

Поляны, луга и леса.

Для каждого зверя и птицы

У сказки свои голоса.

Пичугою флейта просвищет,

Закрякает уткой гобой,

А злого-презлого волчища

Валторны заменят собой.

Учитель: Послушайте фрагмент симфонической сказки С. Прокофьева .

Найди лишние картинки

Видео фрагмент симфонической сказки ( 5.34 мин)

Ответ: ( мышонок с тубой, рядом с уткой изображена труба, а должен быть гобой) Д.З Поразмышляйте, что дальше произошло с героями сказки ?

Слайд 13

Учитель: Все вы наверняка любовались красотой природы вечером, когда день угас, всё вокруг затихло, устало, замерло.

Многие поэты, художники, музыканты восторгались красотой вечерней или ночной природы. Перед вами картина замечательного русского художника Исаака Ильича Левитана « Вечер. Золотой плес». Русский поэт Афанасий Фет много стихотворений посвятил природе, воспевая её красоту. Вот одно из них:

Какая ночь! Как воздух чист,

Как серебристый дремлет лист,

Как тень черна прибрежных ив,

Как безмятежно спит залив,

Как не вздохнёт нигде волна,

Как тишиною грудь полна!

Учитель: А сейчас прозвучит пьеса « Вечер» С. Прокофьева. Какой у неё характер? Расскажите? ( исполняет пьесу.)

Ответ: Спокойная, нежная, задумчивая.

Учитель . Да, музыка задушевная, ласковая. Она звучит то, как протяжная русская песня (исполняет фрагмент), то затаённо, заворожённо, умиротворённо (исполняет среднюю часть), то снова задушевно, плавно, нежно (играет окончание фрагмента пьесы, затем весь фрагмент).

Учитель: Наше увлекательную экскурсию в мир музыкальных образов С. Прокофьева завершает 12 пьеса из фортепианного цикла « Детская музыка» С.С. Прокофьева - « Ходит месяц над лугами».

Мир музыкальных образов С.С. Прокофьева интересен и разнообразен.

Мы обязательно продолжим знакомство с его музыкальным творчеством.

Слайд 14 Рефлексия (подведение итогов урока)

Учитель: Что нового вы узнали на уроке?

Ответы: Познакомились творчеством композитора С.Прокофьева, слушали пьесы из его фортепианного цикла « Детская музыка», познакомились с героями симфонической сказки « Петя и волк», с картиной великого русского художника И.И. Левитана « Вечер». Золотой Плёс.»

Учитель: Чему научились?

Ответ: познакомились с творчеством композитора, слушали, исполняли музыку, размышляли о ней, импровизировали, читали стихи …

Самооценка учащихся. ( Работа с буклетом: викторина и « 5 открытий урока»)

Слайд 15 Д/з Нарисовать рисунок к музыкальному произведению С.Прокофьева. Спасибо за внимание! До новых встреч! Слайды 16-17

Список литературы:

1. Арановский М. Г. Мир открывающий заново… // Рассказы о музыке и музыкантах. — М.: Советский композитор, 1973.

2.Власова Е. С. 1948 год в советской музыке. — М.: Классика XXI, 2010. — 456 c.

3.Нестьев И. В. Жизнь Сергея Прокофьева. — М.: Советский композитор.

Открытые ресурсы Интернет о C.C. Прокофьеве:

4. http://belcanto.ru/prokofiev.html

5. http://music.e-publish.ru/p55aa1.html

6. http://www.sprkfv.net/indexin.html

15


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Отличная разработка урока, Светлана Васильевна!!! Хотелось бы увидеть презентацию и было бы хорошо приложить музыкальный материал!

23 August 2019

Добрый день! Попытаюсь загрузить.

23 August 2019