12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Евгения Борисова1026
Россия, Карелия респ., Петрозаводск

Тема урока: Музыкальные инструменты

Продолжительность урока: 45 мин.

Целевая аудитория: обучающиеся 1  класса

Тип урока:актуализация ранее усвоенных знаний и формирование новых

Вид урока: урок-игра

Цель урока:обогатить представление учащихся о музыкальных инструментах

Задачи урока:

  • повторить понятия – музыкант, исполнитель, композитор, дирижёр;
  • выделить основные группы музыкальных инструментов (струнные, духовые, клавишные, ударные);
  • познакомить с изображением различных инструментов;
  • развивать умение классифицировать музыкальные инструменты  по группам;
  • углубить знания детей о происхождении духовых инструментов (дудочки, свирели, свистульки), научить узнавать их по звучанию;
  • развитие певческих умений и навыков, выразительное исполнение песни «Дудочка» - М. Парцхаладзе;
  • формирование навыков выражения своего отношения к музыке в слове, жесте, мимике.

 

Планируемые результаты:

Предметные: научатся  узнавать музыкальные инструменты и по внешним признакам распределять их по группам; рассказывать о происхождении духовых музыкальных инструментах и их роли в жизни людей.

 

Метапредметные:

Регулятивные:формулировать и удерживать учебную задачу, выполнять учебные действия в качестве слушателя, исполнителя;

Познавательные: участвовать в обсуждении проблемных вопросов, предлагать творческие варианты решения поставленной задачи;

Коммуникативные:продуктивно сотрудничать со сверстниками при решении творческих музыкальных задач

 

Личностные:проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии и исполнении музыкальных произведений

Методы и приёмы: словесные (стихи, диалог, вопросы к детям, ответы детей, уточнения, пояснения и др.); наглядные (демонстрация презентации, видео фрагмента о группах музыкальных инструментов; картинки с изображением музыкальных инструментов; трубочки - соломинки для проведения дыхательной гимнастики, музыкальные инструменты–дудочка и свирель; сундучок; выразительное исполнение песни, артикуляция отдельных звуков и др.); практические (исполнение песни, двигательная импровизация, слушание музыки и др.);методы контроля и самоконтроля.

Дидактическое обеспечение урока: мультимедийная презентация

Техническое обеспечение урока: фортепиано, ПК (ноутбук), интерактивная доска, диапроектор.

Дополнительное оборудование:

  • Картинки с изображением музыкальных инструментов
  • Комплект карточек с  изображением музыкальных инструментов – Приложение №1
  • Сундучок
  • Маленькие игрушки: корова и овечка
  • Трубочки-соломинки по количеству детей в классе
  • Музыкальные инструменты: деревянная дудочка и свирельЭ.Смеловой, свистулька
  • Наклейки с изображением музыкальных инструментов

 

Музыкальный материал:

  1. Музыкальное приветствие
  2. автор неизв. «Мы теперь ученики»
  3. Видео-фрагмент – «Группы музыкальных инструментов»
  4. Звуки: стук в дверь, звучание дудочки
  5. Русская народная прибаутка «Ай, ду-ду»
  6. М.Парцхаладзе - «Дудочка»
  7. Рус.нар.наигрыш – «Полянка» (свирель)

Ход урока:

Слайд 1. Организационный момент

Со звонком ученики встают и поют музыкальное приветствие.

Музыкальное приветствие.

 

Слайд №2

Учитель: С добрым утром первый класс.

Дети: Здравствуйте, учитель наш.

 

Эмоциональный настрой

Учитель:

- Здравствуйте, ребята.

Сегодня к нам на урок музыки пришли гости – это воспитатели  детских садов района Перевалки. Пришли они посмотреть, как вы повзрослели, чему вы научились.

Давайте поприветствуем их, вот так:

 

- Здравствуйте, гости! (учитель проговаривает слова и хлопает в ладоши ритм)

- Рады мы встрече.

Не судите нас вы строго,(шлепки по коленочкам)

Ведь учились мы немного.

 

Да, всего 3 месяца ребята ходят в школу, но статус – «ученика» им очень нравится.

Слайд 3

Звучит 3-ий куплет песни «Мы теперь ученики» в исполнении учеников

 

Учитель:

Хорошо вы дружно пели,

А теперь тихонько сели.

 

 

Актуализация знаний

Слайд 4

- Дорогие мои первоклассники, посмотрите на слайд, здесь представлены 4 картинки и высказывание «Без них, как без рук». О чем идет речь?

Дети: об инструментах.

 

Учитель: Инструменты – это незаменимые помощники людей дома и на работе. Распределите инструменты по их назначению.

- Нитки, ножницы нужны, кому?

Слайд 5

Учитель вызывает ребёнка к доске.

 

Швея или портной – ножницы, нитки.

Столяр – рубанок.

Врач – фонендоскоп.

Скрипач, музыкант – скрипка.

 

Игра «Профессии» проводится с использованием интерактивной доски.

(дети по одному вызываются к доске)

 

Скрипку мы вручили кому? Дети: музыканту.

- А кого, ребята, называют музыкантом?

Слайд 6

Музыкант - это человек, который исполняет музыку на различных инструментах, ещё его называют – исполнитель.

Исполнять музыку он может с помощью музыкального инструмента(музыкант)или голоса (певец).

 

- А какие профессии связанные с музыкой вы еще знаете?

Слайд 7

Композитор – это тот, кто сочиняет музыку

 

Дирижер – это руководитель коллектива: хора или оркестра.

Слайд 8

Он тонкой палочкой помашет,

Как играть оркестру скажет.

 

Объяснение нового материала

Учитель:В оркестре много музыкантов, они исполняют музыку под руководством дирижера на различных инструментах.

 

- А какие музыкальные инструменты вы знаете?Ответы детей

- Как  много вы знаете музыкальных инструментов …

 

Все музыкальные инструменты, ребята, делятся на группы, а вот какие вы мне расскажите после того как посмотрите небольшое видео.

Слайд 9

Просмотр видео «Группы музыкальных инструментов»

Выключить экран.

Учитель: Сколько групп музыкальных инструментов выделяют музыканты?Дети: 4-четыре.

Учитель: Назовите их.Дети: струнные, клавишные, ударные, духовые.

На доске  появляются карточки группы инструментов.

 

Учитель: У меня на доске представлены картинки с изображением инструментов.

Задание. Мы должны распределить их по группам.

 

Задача ребенка выйти к доске, выбрать карточку, назвать инструмент и определить к какой группе он будет относиться.

_________________________________________________________________________

Слайд 10

Учитель: Инструмент мы определяем в группы по способу извлечения звука или по наличию признаков (струны, клавиши и др.)

 

Музыкальная физ-минутка

Бам-бам, бам-бам, ударяем в – БАРАБАН

У-ууууу, у-уууууу, дуюя в – ТРУБУ

Ти-ли-ли, ти-ли-ли – на СКРИПОЧКАХ играем мы.

Ля-ля- ля, ля-ля-ля  по клавишам играю Я.

 

Практическая работа:

Учитель:А теперь задача усложняется.

У вас на партах лежат конвертики. В этих конвертиках картинки с изображением музыкальных инструментов. Задача каждой парты, распределить все инструменты по группам. Приложение №1.

Через пару минут мы узнаем, кто у нас самый внимательный.

 

Задание «Распредели музыкальные инструменты по группам»

Самопроверка.На слайд 11выводится картинка. Учитель хвалит детей, справившихся с заданием. Вдруг все слышат звук.

 

Слайд 12 – стук в дверь

Учитель подходит к двери, прислушивается:

Что это за странный звук,

Раздаётся тихий стук?

Тук да тук, тук да тук... (Находит сундук)

Посмотрю… а там сундук!

 

Вам интересно ребята узнать, что в этом сундучке? И мне.

Учитель:

Тук - тук - тук,                               ударяют кулачком по кулачку.

Чок - чок - чок,                              притопывают ногами.

Открывайся, сундучок!               хлопают в ладоши.

 

Может вы, мне поможете.Повторяют слова вместе.

Слайд 13

Видео заставка. Сундучок раскрывается и звучит музыкальный фрагмент - дудочка.

Выключит экран.

Учитель:Вы услышали необычный звук. Как вы думаете, что это?

Ответы детей.

Учитель достает из сундучка дудочку и демонстрирует инструмент

- Верно, это дудочка.

Учитель:Дудочка была одним из первых музыкальных инструментов и появилась она очень давно. А вы знаете, из чего изготавливались первые дудочки? (из тростника, камыша, а также их вырезали из дерева)

 

Учитель:Как вы думаете, почему этот инструмент называется дудочка?

Дети: от слова «дуть».

 

Учитель:Верно, чтобы извлечь звук из этого инструмента, надо подуть.

 

- К какой из 4-х групп мы отнесем этот инструмент?

Дети: к духовой группе.

 

Учитель:

Если хочешь поиграть,
Нужно в руки ее взять
И подуть в нее слегка-

Будет музыка слышна.

Учитель наигрывает на свирели Э.Смеловой мелодию русской народной прибаутки  «Ай, ду-ду»

 

Учитель:

К сожалению, в сундучке я нашла только одну  дудочку, но зато много ярких соломинок, которые помогут нам выполнить несколько  упражнений на дыхание.

 

Учитель раздает соломинки, затем показывает и поясняет, как выполнять упражнения.

Дыхательная гимнастика.

  1. Держим трубочку на расстоянии одного см. от губ.

Вздох носом, губки трубочкой и затем делаем три длинных выдоха.

Про себя можно проговаривать слово «шаг»

  1. Трубочку взяли в рот. Вдох носом и делаем три длинных выдоха.
  2. Снова возвращаем трубочку в позицию №1, т.е. держим её на расстоянии одного см. от губ, но теперь делаем вдох носом, а затем 6 коротких и 1 длинный выдох.

Про себя можно проговаривать слово «бе-гать, бе-гать, бе-гать шаг».

  1. Трубочку взяли в рот.  Вдох носом,  а затем 6 коротких и 1 длинный выдох.

Учитель хвалит детей.

- Молодцы, ребята. Трубочки положили на приготовленные для вас листы бумаги.

У меня к вам предложение. Давайте еще раз заглянемв наш сундучок и посмотрим, какие еще секреты он для нас приготовил.

 

Учитель вызывает ребенка.

Учитель:Полина, пойдешь мне помочь?

 

 

Учитель:

Сундучок, сундучок,
Разукрашенный бочок,
Открывайся, не скрипи,
Покажи нам, что внутри?

Открываем сундучок. Ребенок находит в нем домашних животных (корову и овцу).

 

Учитель:

-Как ты думаешь, почему в сундучке, оказались эти домашние животные?

- Ребята, а вы как думаете?

- Да, потому, что дудочка стала лучшим помощником кого в народе….

 

Кто пасёт коров и коз
Там, где луг травой зарос?Дети: пастух.

 

Включить экран. Слайд 14

Дудочка помогала пастушку созывать стадо.

- Утром, как только вставало солнце, выходил пастух,да как заиграет…

 

Учитель напевает:

Стал он в дудку играть. Их! Вох!

Стали все подпевать. Их! Вох!

Стали все подпевать! Их! Вох!

Да под дудку плясать. Их! Вох!

 

Звучит фонограмма

Исполняется припев песни «Дудочка» М.Парцхаладзе

 

- А кто еще, кроме нас пустился в пляс, услышав наигрыш дудочки пастуха?

Ответы детей.

Работа над выразительным исполнением песни по куплетам. Слайды 15-22

 

Слайд 23 - Исполнение песни «Дудочка»М.Парцхаладзе (с движениями)

 

Слайд 24

Учитель:Прошло время, и дудочка прижилась в народе. С дудочкой не только пасли овец, коров, но и её звучанием изображали пение птиц, настроение природы. В народе этот инструмент стали называть  – свирель.

- А почему? Может музыка нам поможет.

Звучит русский народный наигрыш «Полянка» в исполнении свирели.

 

Дети: звук у этого инструмента похож на свист.

Учитель:Верно, как и у свистульки (учитель демонстрирует инструмент)

Слайд 25

- А какой характер был у мелодии? Как звучал голос свирели?

- Верно: легко, радостно, бодро Слайд 26

 

 

Подведение знаний:

А теперь я попрошу всех встать

Будем мы сейчас играть

Я вопрос, а вы ответ

Вы согласны или нет?

 

Слайд 27

Условия игры: (можно использовать трубочку-соломинку)

Если согласны – ручки поднимайте вверх

Если не согласны – ручки опускаете вниз

 

Игра «Данетки»

 

  1. Музыкант – это человек, который сочиняет музыку?
  2. Музыкант – это исполнитель?
  3. Дирижер – это руководитель хора или оркестра?
  4. Сегодня мы узнали о 4-х группах музыкальных инструментов?
  5. Гусли, скрипка, балалайка – это ударные инструменты? Струнные?
  6. Помощниками пастуха являются инструменты: дудочка и рожок?
  7. Свистулька и свирель – это родственные инструменты?

Слайд 28

Рефлексия:

  • Кому сегодня все удалосьна уроке – садитесь
  • Кому сегодня не все удалось на уроке – садитесь
  • А у вас как я понимаю, ничего не получилось…- садитесь, не расстраивайтесь

 

Учитель:

Наш волшебный сундучок приготовил для вас еще один сюрприз, ребята. В нем для каждого из вас я нашла вот такие удивительные наклейки с изображением музыкальных инструментов. Будете их приклеивать, вспомните о нашей встрече, о чем мы говорили на уроке, а главное определите, к какой группе относится ваш инструмент.

 

Итог урока:

Спасибо вам ребята за урок, вы очень старались, молодцы. Очень надеюсь, что это увидела не только я, но и наши гости.

Прозвенит звонок с урока.

Поиграть придет пора.

Что узнали на уроке,

Помнить будете, друзья?

Слайд 29

Всего вам доброго. До свидания.


Презентация к уроку Музыкальные инструменты
RAR / 28.91 Мб

 

/data/files/g1525530439.rar (Презентация к уроку Музыкальные инструменты)


 

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.