12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Лира Кимовна Цориева113
Я, Цориева Лира Кимовна, учитель Музыкального искусства высшей категории, отличник просвещения с 1991 года. Стаж работы - 35 лет.
Россия, Северная Осетия-Алания респ., Владикавказ

Технологическая карта урока 07.04.2016

Класс: 5б класс (27 чел)

Предмет: музыка, учитель: Цориева Лира Кимовна

Тема урока: Музыкальный портрет

Тип урока: комбинированный

Цели содержательные: Знакомство через выразительные и изобразительные возможности музыки с понятием «музыкальный портрет»

Задачи: Углубить представления обучающихся об изобразительных и выразительных свойствах музыки и многогранных связях музыки и живописи

Создать условия для развития умений сравнивать, анализировать, делать выводы;

Воспитывать уважительное отношение к русской культуре, осознанию национальной принадлежности через знакомство с шедеврами мировой классики.

Формируемые УУД:

Познавательные:- уметь ставить цель,

- уметь систематизировать, анализировать предлагаемую учебную ситуацию, нетрадиционно решать учебную ситуацию.

-

Коммуникативные:- уметь работать в команде, учиться совместно представлять результат работы,

- совершенствовать умение петь в ансамбле,

- научиться исполнять хореографические движения в группе.

Личностные:- умение соблюдать условия и правила работы;

- самооценка, взаимооценка,

- понимание предназначения элементарных музыкальных жанров,

- осмысление роли музыки в жизни людей.

Оборудование: Музыкальный центр, аккордеон, музыкальные произведения к уроку

Наглядность: репродукции: А.Венецианов «Автопортрет»; И.Репин «Протодьякон»; В.Тропинин «Голова девочки».

Раздаточный материал: текст «Песни о маленьком трубаче», текст «Песни Варлаама», памятка по составлению синквейна

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Формируемые УУД

1

Организацион-

ный момент

Настраивание учащихся на деятельность.

Распевание

Приветствуют учителя распевкой.

Личностные

Развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.

2

Актуализация знаний

Постановка проблемы.

Предлагаю детям спеть «Песню о маленьком трубаче» (разученную ранее)

Каким вы представляете маленького трубача?

Что вы сейчас словесно нарисовали?

Почему мы с вами все представили одного и того же человека, с одинаковыми чертами характера? Что нам помогло это сделать?

А существует ли музыкальный портрет?

Это нам с вами и предстоит выяснить на уроке.

Исполняют песню

ответы детей

портрет (если не смогут ответить, прочитать стих …)

музыка

ответы детей (могут быть не однозначными)

Коммуникативные

высказывать свою точку зрения, аргументация своего мнения, участвовать в коллективном обсуждении вопросов

Личностные:

Принятие на себя роли ученика, исполнителя и слушателя; проявление интереса к теме

3

Постановка цели и задач урока

О чем пойдет сегодня речь?

Какова цель урока?

Что мы должны сделать для достижения цели? (постановка задач)

Ответы детей. Выводят тему урока, цель и задачи.

Цель: узнать может ли музыка нарисовать портрет?

Задачи: - послушать

- сравнить произведение муз и живописное

- выяснить, с помощью чего можно нарисовать муз портрет

Познавательные:

- анализ, синтез, сравнение;

-формулирование познавательной цели;

-построение логической цепи рассуждений, доказательство

Анализ информации

Коммуникативные

высказывание точки зрения, участие в коллективном обсуждении вопросов

Регулятивные:

определять цели УД (направления своего познания). планировать деятельность с учётом поставленной цели

4

Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала Введение в тему урока

Предлагает прослушать фрагмент оперы М.П. Мусоргского «Борис Годунов» «Песня Варлаама»

( приготовились слушать) без текста

какой человек спрятался за этой песней? Подберите слова для его описания.

Для того, чтобы лучше проникнуться характером героя

исполнение фрагмента этой песни (для лучшего восприятия образа Варлаама).

(текст песни на столе)

есть что добавить об образе и характере этого героя, после исполнения?

Слушают.

Отвечают (грозный, сильный, разухабистый, разбойничий)

Слушают и повторяют за учителем

Дополняют сказанное ранее

Предметные:

воспроизводить знания

Регулятивные

анализировать информацию

Коммуникативные

высказывать свою точку зрения, участвовать в коллективном обсуждении вопросов

Личностные:

Принять на себя роли ученика и слушателя; проявлять интерес к теме. Эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить своё впечатление в пении

Познавательные:

замечать изменения, происходящие с объектом;

решать творческие задачи на уровне импровизаций; анализировать информацию.

5

Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения задач

Задание в группах.

Класс делится на три группы. Каждая группа получает задание: давайте попробуем составить полный образ этого человека.

Как этот человек выглядит?

Как он ходит?

Какой у него характер?

На столах лежат три портрета.

- Характер какого персонажа наиболее созвучен музыке? Свой ответ необходимо обосновать. (Каждая группа высказывает своё мнение. В результате обсуждения приходим к выводу, что это «Протодьякон» И.Репина.)

Репинский «Протодьякон» очень похож на Варлаама. Это признавал и сам композитор. Увидев однажды картину «Протодьякон», Мусоргский воскликнул: «Да это же мой Варлаамище!». Однако, своего Варлаама композитор писал не по картине «Протодьякон», а Репин своего «Протодьякона» - не по образу Варлаама. Почему же и Мусоргский своего Варлаама и Репин своего «Протодьякона» написали так похоже? (Образ выдуманный или взятый из жизни?)

(Потому что, и Мусоргский, и Репин, правдиво изображали жизнь во всём её многообразии, стремясь как можно точнее передать тот или иной образ.)


 

Ребята, Варлаам поёт песню про себя?

ВАРЛААМ – беглый монах, пожелавший свободной разгульной, веселой жизни. Дорога нашего героя из монастыря далека и по пути он не отказал себе в удовольствии зайти в корчму, чтобы сытно откушать. Испив вина, Варлаам запевает песню про осаду Казани войсками Ивана Грозного

Как же мы смогли определить его характер? Что нам в этом помогло?

Какими музыкальными красками композитор написал этот музыкальный портрет? Как манера исполнения выдаёт характер героя?

(Низкий голос певца, его густой бас, постоянно громкое звучание песни, грозные, звероподобные интонации в голосе, дикий выкрик Варлаама (Эй!) с радостной интонацией в голосе, поющем о гибели людей.)

Работают в группах.

Выступление

 обсуждение в группах

выступление

отвечают (нет)

= музыка, голос.

Коммуникативные

высказывать свою точку зрения, участвовать в коллективном обсуждении вопросов. Договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

Познавательные:

замечать изменения, происходящие с объектом;

решать творческие задачи на уровне импровизаций; анализировать информацию.

6

Обобщение усвоенного

Обладает ли эта музыка выразительностью или изобразительностью?

На прошлых уроках мы рассматривали с вами природу в музыке и хорошо знаем, что музыка может рисовать… пейзаж, тогда она изобразительная. Но как выяснили сегодня не только пейзаж, но и … портрет.

Можно ли "Песню Варлаама" назвать музыкальным портретом?

Так значит, существует «Музыкальный портрет»?

Задание: составить синквейн (используя алгоритм). Темы: «Маленький трубач», «Песня Варлаама»


 

Ответы детей ( и то и другое)

Индивидуальная работа детей

Зачитывают по желанию

Предметные:

воспроизводить знания

Познавательные:

анализировать информацию

Регулятивные:

действовать в соответствии с поставленной задачей, отслеживать понимание нового материала, осуществлять контроль.

7

Рефлексия

Просит поднять руку тех, кто понял для себя, что такое «музыкальный портрет», затем тех, кто сомневается.

Учащимся предлагается назвать моменты урока, которые вызвали затруднения  или наибольший интерес в процессе решения проблемы.                                                                                

Нацеливает детей на то, что на следующем уроке разговор на эту тему продолжится и у ребят будет возможность все для себя уяснить.

Оценивание детей.

Поднимают руки

Личностные :

вырабатывать собственное отношение к теме, осуществлять рефлексию собственной деятельности


 


 


 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.