Занятие «Музыкальный барабан»
Музыкальный работник МДОУ №194
г. Макеевка, Донецкая область
Шендерова Елена Ростиславовна
Всероссийский педагогический конкурс на лучшую методическую разработку занятия с использованием музыкально-дидактических игр
«МУЗЫКАЛЬНЫЙ БАРАБАН»
06.12.2018
Применение наглядных моделей и дидактических развивающих пособий
на музыкальных занятиях и в повседневной жизни.
В предметно – схематической модели существенные признаки и связи выражены с помощью предметов – заместителей, графических знаков, абстракций. Примером такой модели может быть дидактическая игра «Поиграй – ка в Запевайку».
ОПИСАНИЕ НАГЛЯДНОЙ МОДЕЛИ «МУЗЫКАЛЬНЫЙ БАРАБАН» В ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЕ «ПОИГРАЙ-КА В ЗАПЕВАЙКУ»
ЦЕЛЬ:
Научить детей правильному, качественному исполнению песен, осмысливать их музыкальное содержание. Приобщать все большее количество детей к сольному исполнению песен.
Формировать у детей основы музыкальной певческой культуры, развивать в ребенке личность, интерес к окружающему миру.
ЗАДАЧИ:
Развивать музыкальные способности (эмоциональную отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма).
Формировать представления о музыкальном звуке и его свойствах, звуковысотных и ритмических соотношениях.
Формировать певческие умения и навыки, необходимые для выразительного пения, учить петь в соответствии с характером музыки, выразительными средствами, передающими художественный образ, содержание песни.
Развивать творчество, прививать умение качественно исполнять сольные, хоровые, ансамблевые произведения.
Воспитывать желание детей исполнять знакомые песни в играх, развлечениях, театрализованной деятельности.
Прививать музыкальный вкус.
Методы и приёмы, применяемые в процессе игры
«ПОИГРАЙ-КА В ЗАПЕВАЙКУ»
двигательное моделирования (показ рукой относительной высоты звуков мелодии)
наглядно – зрительное моделирование (осознание звуковысотного движения мелодии)
вокальное уподобление ( мелодия песни разучивается и запоминается
с голоса взрослого)
использование распеваний, специальных упражнений на развитие
слуха и голоса
транспонирование мелодии, пение в удобном для ребенка диапазоне, чтобы он мог уловить мелодический рисунок и воспроизвести его.
ОПИСАНИЕ
Музыкальный барабан предназначен для ускоренного разучивания песни, как для младшего, так и для старшего дошкольного возраста. Поэтапная и системная работа разучивания песни. Он разделен на 8 секторов и несколько подсекторов (для старшего дошкольного возраста)
1 ЭТАП РАБОТЫ
Предлагаю для прослушивания песню « Осень в лесу (Л. Хисматуллина). Внимательно слушаем содержание песни, ее характер, стараемся запомнить.
1 СЕКТОР. СОДЕРЖАНИЕ. «РАССКАЖИ»
Идет работа над раскрытием, закреплением, содержанием.
МЕТОД:
- ЗРИТЕЛЬНОЙ НАГЛЯДНОСТИ.
По предложенным картинкам пересказываем содержание песни следующим образом: предлагаю вопрос - «Какие встречаются персонажи в песни?»
В кармашках (предложенные варианты для выбора) выбираем нужные. Отправляем в вагончик на табло.
2 СЕКТОР. ХАРАКТЕР. «ОПИШИ»
Работаем над определением и закреплением характера.
МЕТОД:
- Зрительная наглядность
- Проблемно-поискового характера
Определяем:
Настроение
Динамику (темп, жанр мелодии)
Выбираем нужный вариант из предложенных картинок соответствующих настроению песни.
Определяем время года – связь с жизненной сезонностью примерных явлений (подсектор настроение)
Отправляем выбранные картинки в вагончик на табло.
3 СЕКТОР. ИНТОНИРОВАНИЕ. «ПОИЩИ»
МЕТОД:
- Двигательно-наглядно-зрительное моделирование
Предлагаю наглядность: паровозик со звукорядом снизу-вверх. С помощью птички на палочке двигаемся по звукоряду в соответствие с мелодией песни. Кто-то работает с птичкой, остальные с помощью жеста руки показывают высоту изменения в движении.
Выбранные картинки отправляем в вагончик на табло.
4 СЕКТОР. РИТМ. «ОПРЕДЕЛИ»
МЕТОД:
- Наглядно-зрительное моделирование
Выкладываем ритмический рисунок с помощью маленьких и больших листочков (короткие и долгие длительности).
Воспроизводим ритмический рисунок мелодии хлопками.
5 СЕКТОР. ЗАПЕВАЙКИНЫ ПОМОЩНИКИ. «НАЙДИ»
МЕТОД:
- Наглядно-слуховой
- Проблемно-поискового характера
Работаем над звукоизвлечением .
Дети из предложенных вариантов (картинок) находят 3 основных помощника (отдельные части лица), которые готовят голосовой аппарат к пению.
Называют очередность схемы отдельных частей лица, приводящие в движение мышцы, нижнюю челюсть, губы, рот.
Собранную схему отправляем в вагончик на табло.
6 СЕКТОР. ДЫХАНИЕ. «ПОДЫШИ»
МЕТОД:
- Наглядно-слуховой
Работаем над дыханием.
С помощью картинок выбираем правильный прием вдоха соответствующий темпу песни (медленно - прием вдоха «Цветок», подвижно – «Ежик»). Коллективно воспроизводим нужный прием – это активный быстрый вдох в приеме «Ежик».
Отправляем нужный вариант в вагончик на табло.
7 СЕКТОР. ЗВУКООБРАЗОВАНИЕ. ДИКЦИЯ. «ПОКАЖИ»
МЕТОД:
- Практический
- Проблемно-поискового характера
- Наглядно-зрительного моделирование
-Наглядно-слуховой
Работаем над дикцией и звукообразованием.
Озвучить гласными звуками картинки с предметами (самолет У-У-У, балалайка ТИЛИ-ТИЛИ, курочка КО-КО), согласные (упражнение «Жабка»).
Выбираем правильную форму звука «Домик» - О.
Округляем рот и губы в форме «Домика», не растягивая губы в стороны, тем самым добиваемся красоты и округлости звука. Корректирую, поясняю – «Домик» открыт – птичка вылетела, закрыт – птичка в «Домике», что бы в пении не оставалось растянутых окончаний.
Среди картинок – картинка «Жабка». В припеве песни: парам-пам-пам – согласный П произносится, прижимая крепко губы, коротко.
Выбранные варианты ответов отправляем в вагончик на табло.
8 СЕКТОР. ВОКАЛЬНОЕ УПОДОБЛЕНИЕ.
МЕТОД:
- Наглядно-слуховой
Основан на подражательной способности детей взрослому.
Выбираем картинку правильного пения (эстрада-опера).
Исполнение песни.
К музыкальному барабану прилагается наглядное приложение – табло «Паровозик с вагончиками». Выбранные варианты ответов опускаем в вагончики. Получаем схему подготовки разучивания любой песни.
Результативность идеи:
Обучение дошкольников правильному, качественному исполнению, быстрому запоминанию песен.
Приобщение всех детей без исключения к пению (соло, дуэты, трио, группы, ансамбли, хор).
Всевозможными разнообразными методами и приемами вызываю интерес детей к пению.
Идет работа по расширению границ познания и воображения.
Происходит становление уверенной и интересной личности.
Артеменко Елена Николаевна
Ватолина Светлана Анатольевна
Смоленцева Татьяна Григорьевна
Шендерова Е.Р.
Ватолина Светлана Анатольевна