12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Бакланова Марина Рафаиловна104

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

«СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ШКОЛА №5 г. ИРКУТСКА»








Методическая разработка

« Музыкально - дидактические игры на уроках музыки »

















Выполнила: Бакланова М.Р.

учитель музыки ВК категория









Иркутск 2023г.

ВВЕДЕНИЕ


Среди многих видов искусства музыка по праву занимает особое место в эстетическом и художественном воспитании и во всей системе формирования всесторонне и гармонически развитого человека.

Важной задачей музыкального воспитания обучающихся с интеллектуальными нарушениями является развитие музыкальных способностей: мелодического слуха, чувства ритма, музыкальной восприимчивости. Большая роль в этом принадлежит музыкально - дидактическим играм.

Основное назначение музыкально - дидактических игр - формировать у обучающихся музыкальные способности, в доступной игровой форме помочь им разобраться в соотношении звуков по высоте, развить у них чувство ритма, тембровый и динамический слух, побуждать к самостоятельным действиям с применением знаний, полученных на уроках музыки.

Музыкально - дидактические игры обогащают обучающихся новыми впечатлениями, развивают у них инициативу, самостоятельность, способность к восприятию, различению основных свойств музыкального звука.

Педагогическая ценность музыкально - дидактических игр в том, что они открывают перед обучающимися путь применения полученных знаний в жизненной практике. В процессе игр обучающиеся не только приобретают специальные музыкальные знания. У них формируются необходимые черты личности, и в первую очередь чувство товарищества, ответственности.

Игры, применяемые на уроках музыки в коррекционной школе, могут быть самыми разнообразными по форме, характеру, содержанию. Некоторые из них представляют собой довольно простые игровые упражнения, другие имеют более сложные содержание и правила.

Музыкально - дидактические игры проводятся на различных видах деятельности урока. Игры, используемые в процессе пения, помогают научить обучающихся петь выразительно, непринужденно. Учат брать дыхание между музыкальными фразами, удерживать его до конца фразы.

В процессе слушания музыки обучающиеся знакомятся с инструментальными, вокальными произведениями разного характера. Они переживают, испытывают определенные чувства. Для того чтобы обучающиеся лучше понимали музыкальное произведение, могли сопоставить образы, мы опять обращаемся к музыкально – дидактическим играм, которые дают возможность несколько раз слушать одно и то же музыкальное произведение в ненавязчивой форме.

Цель музыкально – дидактической игры: овладение детьми музыкальной культурой, развитие музыкальности обучающихся.

Задачи образовательные:

совершенствовать певческие навыки;

развивать чувство ритма, речевую активность, звуковысотный слух, музыкальную память, эмоциональную отзывчивость и способность реагировать на музыку, музыкально-исполнительские навыки;

активизировать творческие способности;

формировать ориентировку в средствах музыкальной выразительности.

Задачи коррекционные: 

корригировать отклонения в интеллектуальном развитии;

- корригировать нарушения звукопроизносительной стороны речи;

содействовать приобретению навыков искреннего, глубокого и свободного общения с окружающими.

Задачи воспитательные:

повышать культурный уровень обучающихся;

развивать художественный вкус;

создавать атмосферу творчества;

воспитывать чувство товарищества, коллективизма, взаимопомощи.


РАЗРАБОТКИ МУЗЫКАЛЬНО - ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР


Игры на восприятие музыки

Цель: развитие ладового чувства, воображения, ассоциативного мышления, памяти.


Игра «Волшебный волчок»

Ход игры: Педагог исполняет любую фразу выученной песни на музыкальном инструменте. Обучающиеся отгадывают ее, указывают стрелкой на картинку на планшете и исполняют, называя композитора.


Игра «Найди свой цвет»

Ход игры: Вариант 1: Обучающиеся слушают музыку спокойного характера. В начале каждого музыкального построения учитель поднимает карточку какого-либо цвета и держит её до следующего построения (части, предложения, фразы). Ребята, у которых в одежде встречается данный цвет, встают и садятся, поднимая карточку другого цвета.

Вариант 2: Слушая музыку обучающиеся поднимают карточки, разного цвета, в связи с изменением характера, таким образом учатся определять построение музыкального произведения (2, 3-частную форму).


Игра «Музыкальный телефон»

Ход игры: У ведущего музыкальный телефон, обучающийся заказывает любую знакомую песню. Ребята могут исполнять песню группой и индивидуально в микрофон в сопровождении инструмента и без него, под фонограмму.


Игра «Из какой мы песни?»

Ход игры: Педагог предлагает слайды из известных песен или героев песен, обучающиеся отгадывают. Исполняется песня в разных вариантах: по ролям, с солистами и т.д.


Игра « Брат Мажор и брат Минор»

Ход игры: Звучит музыка. Обучающиеся определяют характер произведения. Весело – хлопают, грустно – топают.



Игра «Три кита музыки»

Ход игры: Звучит произведение. Обучающиеся определяют виды музыкальных жанров (песня, танец, марш), поднимают соответствующую иллюстрацию или исполняют соответствующие движения.



Игра «Где бывали?»

Ход игры: Для проведения игры может быть использована народная, современная, классическая музыка в оркестровом или вокальном исполнении. Прослушав музыкальное произведение, обучающиеся делятся на 2-4 подгруппы и расходятся, чтобы придумать рассказ в соответствии с жанром, стилем, характером музыки.



Игра «Клоуны»

Ход игры: Педагог исполняет произведение Д. Кабалевского «Клоуны». Обучающиеся, слушая музыку, должны определить, музыка какого клоуна звучит и выложить на фланелеграфе самого клоуна в определенном костюме. Если музыка мажорная, веселая, то клоун в ярком костюме и наоборот.



Игра «Музыкальный оркестр»

Ход игры: Обучающимся раздаются карточки с изображением музыкальных инструментов. Ребята самостоятельно делятся на группы (струнные, духовые, ударные, народные), потом называют название инструмента и почему они выбрали ту или иную группу.



Игра «Чей это марш?»


Ход игры: Обучающиеся слушают три разнохарактерные части марша, исполняемые поочерёдно (военный, спортивный, игрушечный). По характеру звучания, по выразительным особенностям ребята должны догадаться, чей это марш и закрыть фишкой соответствующую картинку.


Игра «Музыкальная комната»

Ход игры: Педагог показывает слайд. Нужно запомнить расположение инструментов в первоначальном варианте, затем расставить все музыкальные инструменты на свои места.


Игра «Весёлый звукоряд»

Ход игры: Собрать 2 команды обучающихся по 6 человек, раздать карточки, на которых написаны названия нот. Под весёлую музыку ребята двигаются, с окончанием музыки необходимо быстро построится в свои команды. Главное встать по порядку: до –ре –ми –фа –соль –ля -си. Побеждает команда, которая построится быстрее.


   Игра « Весёлый и грустный»

Ход игры: Учитель показывает слайды и проигрывает пьесы соответствующие характеру. После прослушивания каждой пьесы определятся её звучание (быстрое, весёлое, громкое или медленное, печальное, тихое).



Игра «Свой оркестр»

Ход игры: Педагог демонстрирует слайды с изображением музыкальных инструментов, включает любую веселую музыку. Какой инструмент изображен на слайде, на таком инструменте «играют ребята». Для оживления игры иногда можно очень быстро менять слайды. Некоторые ребята не могут быстро сориентироваться, путаются. Это вносит нотки юмора, оживление в игру. 



Игра «Разведчики»

Ход игры: Педагог раздает карточки с «музыкальным кодом», в котором цифры обозначают определенную ступень лада. Каждый обучающийся должен уметь раскодировать мелодию: мысленно услышать мелодию по ступеням, узнать песню и спеть ее вслух. Обучающийся, который первым правильно спел закодированную мелодию становится «разведчиком». Перед «разведчиком» становится новая задача - запомнить «пароль», не записывая его (дается новая мелодия из 2-4тактов). Послать в «разведку» - это значит запомнить новый «пароль» и уметь его спеть. Для домашнего задания можно предложить сочинить свой «пароль» и включить его при повторном проведении игры.





Игры для развития чувства ритма.

Цель: развитие ритмического слуха, памяти, внимания.



Игра «Сложи песню по ритмическому рисунку»

Ход игры: Ведущий проигрывает мелодический рисунок. Обучающиеся используют фланелеграф и маленькие карточки с изображением долгих и коротких звуков. С помощью карточек выкладывают на специальных полосках ритмический рисунок прозвучавшей мелодии.


Игра «Узнай и повтори»

Ход игры: Ведущий исполняет ритмический рисунок на любом инструменте, обучающиеся узнают инструмент и передают ритмический рисунок.


Игра « Игра с бубном»

Ход игры: Учитель или обучающийся – ведущий играет в бубен разный ритмический рисунок. Ребята соответственно ритму маршируют, подпрыгивают или замирают.


Игра «Прогулка»

Ход игры: Педагог говорит: «Сейчас мы пойдём гулять, а помогать нам будут музыкальные молоточки. Вот мы с вами спускаемся по лестнице (медленно ударяет молоточком), обучающиеся повторяют ритмический рисунок. А теперь мы вышли на улицу и стали бегать (быстро ударяет молоточком), ребята повторяют. Девочки стали играть в мяч (медленные удары). Но вот загремел гром и начался частый дождик (частые удары). Дети испугались и убежали (очень частые удары).


Игра «Вопросы и ответы» (ритм в стихах)

Ход игры: Педагог задает вопрос, одновременно отхлопывая любой ритмический рисунок, обучающиеся отвечают и повторяют этот ритм. Педагог задает второй вопрос и отхлопывает другой ритмический рисунок, обучающиеся отвечают и повторяют новый ритм и т.д.


Игра «Поехали»

Ход игры: В вагончики вставляются карточки с ритмическими формулами, где есть ноты со штилями и паузы. Ребята делятся на две команды. Первая команда проговаривает, прохлопывает, проигрывает на своих музыкальных инструментах ритмическую формулу первых двух вагонов. Вторая команда проговаривает, прохлопывает, проигрывает на своих музыкальных инструментах ритмическую формулу третьего и четвертого вагонов.


Игра «Повтори ритм»

Ход игры: Под музыку «Гопака» М.П.Мусоргского из оперы «Сорочинская ярмарка» педагог ногами показывает ритмический рисунок, притопывает на одном месте первую фразу. На вторую фразу ребята повторяют движения в нужном ритме. Освоив ритм, можно передавать его хлопками, шлепками, на ударных музыкальных инструментах.


Игра «Фотограф»

Ход игры: Педагог выбирает одного обучающегося - «фотографа». «Фотовспышка» - «фотограф» показывает и быстро убирает карточку с ритмом. Обучающиеся должны запомнить ритм и прохлопать его. Получилась или нет «фотография» - решает «фотограф».


Игра «Весёлый поезд»

Ход игры: Педагог исполняет музыкальную пьесу, передавая движение паровоза: сначала он двигается медленно, затем быстрее и совсем быстро, к концу пьесы музыка замедляется и останавливается. При повторном исполнении пьесы педагог предлагает обучающимся представить себя паровозом и вагонами и двигаться в соответствии с музыкой.



Игры для развития звуковысотного слуха.

Цель: определение звучания звука (высокий, средний, низкий)


Игра «Угадай колокольчик»

Ход игры: Ведущий - обучающийся поочередно звенит колокольчиком (большой, средний, маленький). Ребята располагают кружки на соответствующей линейке: красный кружок на нижней, если звенит большой колокольчик; желтый – на средней, если звенит средний колокольчик; зеленый – на верхней, если звучит маленький колокольчик.

Игра «Ступеньки»

Ход игры: Обучающийся – ведущий исполняет на любом инструменте мелодию, остальные ребята определяют движения мелодии вверх, вниз или на одном звуке и соответственно передвигают предмет по ступенькам лесенки.


Игра «Три медведя»

Ход игры: Звучит музыка в разных регистрах. Последовательность регистровых звучаний варьируется. Ребята работают с карточками. Когда произведение звучит в высоком регистре – выходят гулять медвежата, когда в среднем – медведи средние, а когда в низком – большие.



Игра «Отгадай, по какому предмету стучу?»

Ход игры: На столе за ширмой лежат предметы. Обучающиеся слушают и запоминают на слух звуки, издаваемые за ширмой, затем слушают музыкальные произведения: «Смелый наездник» Р. Шуман, «Сарабанда» А.Корелли, «Галоп» Ж. Оффенбаха из оперетты «Орфей в аду».

При повторном слушании музыкальных пьес они сопровождают их звучание ритмичным постукиванием палочек, встряхиванием гороха, ударами в треугольник. Шумовое озвучивание соответствует характеру произведений.


Игра «Звездное небо»

Ход игры: Педагог выбирает 5-7 учащихся и раздает им музыкальные инструменты (бубен,  металлофон, треугольник, колокольчики, маракасы). Обучающимся предлагается выполнить следующее задание: с помощью полученных инструментов изобразить «звучащее звездное небо».

Далее на фоне звучания музыки концерта С.В.Рахманинова «Второй концерт для фортепьяно с оркестром» (вступление) ребята «зажигают» большие и малые звезды («мерцающий свет» изображается на треугольниках, «падающие звезды» - глиссандо на металлофоне).



Игры для развития памяти и слуха.

Цель: развивать музыкальную память и слух


Игра «Сколько нас поет?»

Ход: Ведущий играет на одном из инструментов один, два или три разных звука. Ребята определяют количество звуков и показывают соответствующие карточки.


Игра «Угадай-ка»

Ход игры:1 вариант. Две команды детей сидят перед учителем. В руках у первой команды-круги белого цвета, у второй – черного. Предлагается при исполнении долгих звуков поднять большие круги белого цвета, при исполнении коротких – маленькие круги черного цвета. Учитель многократно без остановок изменяет звучание и следит за правильной реакцией обучающихся. В конце игры отмечает команду – победителя, исполняет желание победившей команды.

2 вариант. Обучающиеся делятся на две команды и располагаются в шеренгах у противоположных стен кабинета. Первой команде предлагается в соответствии с долгим звучанием ходить в разных направлениях. При исполнении звуков, противоположных заданным, обучающиеся каждой из команд остаются на тех местах, где их застала смена звучания. По окончании звучания каждая из команд должна построиться в шеренгу. Побеждает та, которая быстрее построится.

3 вариант.  Обучающиеся стоят в двух кругах, взявшись за руки. При звучании долгих звуков ходят ребята, стоящие в первом круге. При звучании коротких звуков ребята второго круга легко бегут. Исполнение звуков идет в разной последовательности. Педагог следит за правильной реакцией обучающихся. По окончании победители поощряются и под музыку марша или пение проходят круг почета.



Игра «Кто подошёл к теремку

Ход игры: Педагог начинает сказку: «Стоит в поле терёмок-теремок, он не низок, не высок, не высок». Обращаясь к обучающемуся, просит послушать мелодию и угадать, кто подбежит к теремку и попросится в него войти.


  


Игра « Кто в домике живёт?»

Ход игры: Педагог показывает домик-теремок. Говорит, что в нём живут кошка с котёнком, птица с птенчиком, собачка со щенком. Объясняет, что на первом этаже живут мамы, а на втором – дети. Однажды, все пошли гулять, а когда вернулись, перепутали, кто, где живёт. Предлагает помочь найти свои комнаты (раздаёт детям картинки). Проигрывает песни в различных регистрах. Ребята слушают, определяют, чья музыка звучит, и вставляют карточку.


  Игра «Укрась музыку»

Ход игры: Обучающиеся слушают музыкальное произведение, определяют настроение в музыке и выбирает музыкальный инструмент, подходящий по своему тембру к характеру произведения. Подыгрывают на выбранном инструменте, украшая звучание.

         


    Игра « Тише, громче в бубен бей»

Ход игры: Познакомить с песней «Тише, громче в бубен бей». Педагог исполняет песню с ребятами. Обучающиеся, чьё имя пропели ударяют в бубен громко или тихо.  

        

Игра «Нарисуй песню»

Ход игры: Предложить обучающимся передать содержание любимой песни при помощи рисунка. Во время рисования, звучит эта песня.


Игра «Музыкальный квадрат»

Ход игры: Игра проводится под любую мелодию. На «раз» - хлопнуть двумя руками по коленям, на «два» - хлопнуть в ладоши, на «три» - повернуть руки ладонями вверх, на «четыре» - повернуть руки ладонями вниз.



Игра «Сложи песенку»

Ход игры: Педагог проигрывает песню, затем предлагает определить, есть ли в песне запев, припев и сколько в ней куплетов. Объясняет, что любую песню можно выкладывать. Например, с помощью геометрических фигур: кружки – запевы, прямоугольники – припевы. После вторичного прослушивания предлагает обучающимся выложить структуру песни.



Игра «Цвет-настроение»

Карточки разные по цвету, соответствующие настроению в музыке:

Синий – спокойное, уверенное;

Зелёный – гордое, торжественное, сила;

Красный – бодрое, энергичное, жизнерадостное;

Жёлтый – лёгкое, светлое, тёплое, ласковое, нежное;

Фиолетовый – мечтательное, дружелюбное, чувственное;

Чёрный – отрицательное, мрачное, печальное, скорбное, тревожное;

Белый – надежда, вера.

Ход игры: Детям раздают карточки и предлагают послушать музыкальные фрагменты. Дети поочерёдно определяют настроение в музыке.



Игра «Море»

   Ход игры: Педагог предлагает послушать пьесу Римского-Корсакого «Море» и рассказывает, что композитор ярко выразил картины моря, какое оно бывает тихое, спокойное, взволнованное, бушующее. При повторном прослушивании предлагает обучающимся разложить картинки с соответствующим изображением моря в той последовательности, в которой они звучали. 



Игра «Что делают в домике?»
Ход игры: Педагог предлагает послушать музыку и угадать, что происходит в домике. Педагог играет на фортепиано (или звучит мелодия в ­записи). По музыке обучающиеся узнают, например, «Детскую польку» М. Глинки. Обучающийся говорит: «В домике танцуют». Для проверки ему разрешается открыть ставни домика, в окошке картинка с изображением танцующих детей. За правильный ответ он получает поощрительный значок. Выигрывает тот, кто получит большее число значков.


Игра «Назови композитора»
Ход игры: Педагог показывает портреты компо­зиторов П. Чайковского, М. Глинки, Д. Кабалевского, предлагает назвать знакомые произведения этих композиторов. За правиль­ный ответ обучающийся получает очко. Затем педагог проигрывает то или иное произведение. Обучающийся должен назвать это произведение и рассказать о нем. За полный ответ получает два очка. Выигрывает тот, кто получит большее число очков.

 

Игра «Загадочный инструмент» 

Ход игры: Обучающиеся выбирают водящего. Он выходит из класса. А все остальные загадывают какой-нибудь музыкальный инструмент (например, скрипка). Водящий возвращается в класс и подходит по очереди к каждому игроку. Каждый участник говорит какой-нибудь признак загадочного инструмента: деревянная основа, имеет струны, средних размеров, играть с помощью смычка, имеет певучие звучание и т.п. Скрипка, догадывается водящий. Ответ верный. Новым водящим становится игрок, назвавший последний признак. В данном случае: имеет певучее звучание. Можно добавить в игру картинки с изображением музыкальных инструментов и запись их звучания. 
 

Игра «Эхо».

Ход игры: Педагог громко, отчетливо поет отдельные ноты и соединения. А обучающиеся тихо повторяют данные звуки, как отголосок эха. 
Можно игру проводить несколько иначе. Педагог поёт звук громко. Обучающиеся 1-го ряда повторяют этот же звук не очень громко. За ними ребята 2-го ряда повторяют этот звук не очень тихо. А ученики с 3-го ряда повторяют очень тихо. Таким образом, ребята одновременно знакомятся с оттенками, знакомятся с их условными обозначениями. 



Вывод


Пособие является важным средством развития музыкальной деятельности детей с интеллектуальной недостаточностью.

Систематичность применения музыкально - дидактических игр на уроках музыки позволяет сделать вывод о том, что игры оказывают непосредственное влияние на развитие музыкальных способностей, творческого мышления, способности к самовыражению.

Музыка помогает устанавливать контакт между детьми и взрослыми, между сверстниками при проведении игры. Создавая предпосылки для дальнейших педагогических воздействий, музыка направляет слуховое внимание детей на выполнение условий и правил игры. Желание, порывы, чувство радости, оживление, приподнятое настроение активизируют ребенка в игре, способствуют созданию особой атмосферы, которая поможет избежать непонимания и неодобрения, не заглушит в ребёнке естественное желание задавать вопросы, поможет ощутить чувство радости в процессе творчества, научит понимать и уважать мнение других, открыто выражать свои чувства, не боятся проявлять собственную индивидуальность, оценить в себе творческую личность.









.



Составитель:

Бакланова М.Р.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.