12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
мария39
Россия, Кемеровская обл., Гурьевский муниципальный округ

Управление образования

Администрации Гурьевского муниципального района


Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Дом детского творчества» города Салаира


Принята на заседании

педагогического совета

от «____» ______________ 20____г.

Протокол № _____


Утверждаю:

Директор МБУ ДО «ДДТ» г. Салаира

_____________ Козлова Е.В..

от «____» _____________ 20____г.




Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности

«Музыкальное созвездие»

(Срок реализации: 2 года 3 месяца, возраст детей: с 6 до 18 лет)




Автор-составитель:

Исайкина Мария Игоревна


педагог дополнительного образования











г. Салаир 2018



Автор-составитель: Исайкина М.И – педагог дополнительного образования МБУДО «Дом детского творчества» города Салаира.







Исайкина, М. И. Музыкальное созвездие [Текст]: Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа / М. И. Исайкина. - Гурьевский муниципальный район: МБУДО «ДДТ» города Салаира, 2018. – 42с.












Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Музыкальное созвездие» направлена на овладение учащимися основ музыкального и вокального творчества. На эстетическое и музыкальное развитие учащихся.

Программа Адресована педагогам дополнительного образования, реализующим занятия программы по вокалу.










Содержание


Раздел I. Комплекс основных характеристик программы

1.1. Пояснительная записка ……………………………………………………...4

1.2. Цель и задачи программы ………………………………………………….8

1.3. Содержание программы ……………………………………………………9

1.4. Планируемые результаты ………………………………………………….24


Раздел II. Комплекс организационно-педагогических условий

2.1. Календарный учебный график..……………………………...…………….26

2.2. Условия реализации программы …………………………..........................31

2.3. Формы аттестации ……………………………………..……………….....30

2.4. Оценочные материалы ..………….………………………………………...31

2.5. Методические материалы ………………………………..………………...32

2.6. Список литературы для детей..……………………..……………………..33

2.7. Список литература для педагога......……………………………………....33

Приложения

Приложение 1. ………………………………………………………………...…35

Приложение 2. ………………………………………….………………………..39



Раздел I. Комплекс основных характеристик программы

1.1 Пояснительная записка

Дополнительная общеразвивающая программа «Музыкальное Созвездие» имеет социально-педагогическую направленность и предназначена для музыкально-эстетического развития детей дошкольного и школьного возраста и их творческой самореализации. Очень актуально звучат слова «Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности. Чувство красоты музыкальной мелодии открывает перед ребенком собственную красоту – маленький человек осознает свое достоинство…». В.А. Сухомлинский.

Данная программа разработана в соответствии с нормативно- правовыми документами:

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»;

Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р);

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. № 1008 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ (Министерство образования и науки России Федеральное государственное автономное учреждение «Федеральный институт развития образования») легли в основу разработки дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Музыкальное созвездие»

Положение о структуре, порядке разработки и утверждения дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ МБУДО «Дом детского творчества» г. Салаира, утвержденным приказом директора № 60 от 09.09.2016

Содержание данной программы структурируется на основе синтеза различных видов музыкальной деятельности (музыкальная грамота, творческая исполнительская деятельность, слушание музыки). Именно этот комплекс наиболее доступен детям и открывает широкие возможности в плане развития их художественной культуры.

Актуальность разработки и внедрения дополнительной общеразвивающей программы «Музыкальное Созвездие» в содействии социальной адаптации школьников. В процессе музыкальной деятельности формируется музыкально-эстетическое сознание, что чрезвычайно важно для последующего развития ребенка, его общего духовного становления и дальнейшего овладения музыкальной культурой.

Данная программа педагогически целесообразна, так как она позволяет удовлетворить повышенные образовательные запросы творчески одаренных детей, пробуждая интерес новой деятельности, когда более полно учитываются интересы и способности учащихся, создаются условия для образования в соответствии с их предпочтениями. Программа соответствует социальному заказу общества и современным тенденциям российского образования, а также решению спектра психолого-педагогических задач для детей дошкольного возраста.

Новизна дополнительной общеразвивающей программы «Музыкальное Созвездие» - в активном использовании игрового метода обучения, самобытности тематики учебных занятий, расширении знаний, умений и навыков обучающихся. Учитывая интерес дошкольников и школьников к игровой деятельности, как к их естественному творческому проявлению, ведущее место в «технологическом» оснащении программы отводится детской игре. Это инсценирование, сценические этюды, имитационные игры и упражнения. Использование игровых форм работы вносит в занятие моменты занимательности, способствует осмыслению образа и закреплению изученного материала.

Возраст детей, участвующих в реализации программы варьируется о 6 по 18 лет.

Срок реализации программы составляет два года и три месяца. Программа разработана с учетом основных принципов, требований к организации и содержанию различных видов музыкальной деятельности в ДО, возрастных особенностях детей дошкольного и школьного возраста от 6 до 18 лет.

В программе 1-го года обучения главенствующим является формирование системы умений и навыков, необходимых детям для осуществления творческого процесса в различных видах музыкальной деятельности. На этом этапе у детей формируется представление о том, что искусство отражает различные эмоциональные состояния природы и человека.

Программа 2-го года обучения базируется на программе 1-го года и направлена на получение детьми системы опорных знаний, умений и навыков музыкальной деятельности, обеспечивающих базу для последующего самостоятельного знакомства с музыкой.

Программа 3-го года обучения предполагает углубленное изучение содержания программы, творческую самореализацию ребенка.

Музыка и движение формируют эмоциональную сферу ребенка и основы исполнительского мастерства, развивают координацию движений, ловкость, музыкальность и артистичность, способствуют развитию слуховой, зрительной, музыкальной памяти. Занятия снимают напряжение, активизируют внимание, усиливают эмоциональную реакцию, что в целом повышает жизненный тонус. Развиваются фантазия и творческие способности. Ребёнок учится сам создавать музыкально-пластические образы.

Программа направлена на реализацию образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» раздела «Музыкальная деятельность» ДО посредством создания условий развития ребёнка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности и обеспечивают социализацию и индивидуализацию детей.




1.2 Цель и задачи дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы « Музыкальное созвездие»

Цель реализации программы: Создание условий для музыкально-эстетического развития детей и их творческих способностей, формирования системы базовых ценностей средствами музыкально-игровой деятельности

Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих задач:

Формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности

Формировать у учащихся умения и навыки по различным видам музыкальной деятельности (вокально-хоровые навыки, навыки пения по нотам);

Воспитывать художественно-эстетический вкус и общую культуру учащихся;

Приобщить учащихся к миру музыкального искусства;

Способствовать развитию чувства ритма, памяти и музыкальности;

Развивать коммуникативные умения и навыки, обеспечивающие совместную деятельность в группе.




1.3 Содержание дополнительной общеобразовательной

общеразвивающей программы «Музыкальное Созвездие»




УЧЕБНЫЙ ПЛАН

Дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

«Музыкальное созвездие»

Срок реализации программы: 3 года

Наименование модуля

1 год обучения

Всего часов по программе

1 полугодие

2 полугодие

Всего недель /часов

Всего недель

Всего часов

Атт.

Всего недель

Всего часов

Атт.

1.Раздел

«В мире загадочных звуков»

6

11

1




6/12

12

2. Раздел

Вокально-хоровые навыки

12

23

1




12/24

24

3. Раздел музыкальный мир




18

35

1

18/36

36

Всего по программе

Всего часов /недель за первый год обучения по программе (с учетом часов на прохождение аттестации)

36/72

72






Учебно - тематический план дополнительной общеобразовательной

общеразвивающей программы «Музыкальное Созвездие»

1 год обучения


п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации/контроля

Всего

Теория

практика

Раздел 1. В мире загадочных звуков

12

3

9


1.1

Введение. В мире загадочных звуков

2

1

1

Опрос

1.2

Направление движения мелодии

5

1

4


1.3

Поем по нотам

5

1

4

Викторина

Раздел 2. Вокально-хоровые навыки

24

4

20


2.1

Певческая установка

4

1

3


2.2

Знакомство с песней

6

1

5


2.3

Музыкальный оркестр

7

1

6

Музыкальная игра

2.4

Музыкальные инструменты

7

1

6


Раздел 3.Музыкальный мир

36

6

30


3.1

Музыкальный мир

6

1

5


3.2

Музыка рассказывает о животных и птицах

6

1

5

Практическая работа

3.3

Природа и музыка

6

1

5


3.4

Сказка в музыке

6

1

5


3.5

Песня, танец, марш

6

1

5

Творческие задания

3.6

Промежуточная аттестация

6

1

5

зачет


Итого

72

13

59




Содержание дополнительной общеобразовательной общеразвивающей

Программы «Музыкальное созвездие»

1 год обучения

Раздел 1. В мире загадочных звуков

Углубленный уровень


Тема 1. Введение. В мире загадочных звуков.

Теория. Знакомство учащихся с понятием «звук», звуками музыкальными и шумовыми, высокими и низкими, громкими и тихими, динамикой, звуками короткими и длинными.

Практика. Игры «Тихие и громкие колокольчики». Чтение ритмического рисунка (игры «Угадай-ка», «Дирижер оркестра»). Тембр (игры «Узнай по голосу», «Музыкальные загадки»).


Тема 2. Направление движений мелодии (вверх, вниз, на одном месте).

Теория. Движение звуков мелодии: поступенное и скачкообразное. Знакомство обучающихся с музыкальной лесенкой из 5-ти ступеней, названием нот (до, ре, ми, фа, соль). Устойчивые и неустойчивые звуки.

Практика. Пение на 5-ти ступенях с показом рукой упражнений, попевок, знакомых мелодий.


Тема 3. Поем по нотам

Теория. Ознакомление учащихся с нотным станом, скрипичным ключом, звукорядом, написанием нот.

Практика. Чтение с листа упражнений, попевок, знакомых мелодий.


Раздел 2. Вокально-хоровые навыки

Тема 4. Знакомство учащихся с певческой установкой (посадка при пении).

Теория. Певческое дыхание. Музыкальная фраза. Звукообразование.

Практика. Упражнения «Зонтик», «Цветок». Упражнения на дыхание. Дикция (упражнения и скороговорки). Работа над формированием гласных звуков.


Тема 5. Знакомство с песней.

Теория. Исполнение песни с педагогом.

Практика. Усвоение литературного текста. Разучивание мелодии. Работа над выразительностью текста, характером песни.


Тема 6. Музыкальный оркестр.

Теория. Знакомство с музыкальными инструментами. Знакомство учащихся с ударными инструментами (деревянные палочки, бубны, погремушки, треугольник).

Практика. Игра в оркестре. Игра «Дирижер оркестра».


Тема 7. Музыкальные инструменты и игрушки.

Теория. Знакомство с произведениями, имитирующими подражание звучаниям музыкальных инструментов, а так же с произведениями, знакомящими детей с музыкальными инструментами.

Практика. Слушание музыки и определение средств музыкальной выразительности, создающих образ.


Раздел 3. Музыкальный мир

Тема 8. Музыкальный мир

Теория. Знакомство с произведениями, названия которых отражает настроение, переданное в музыке.

Практика. Передача характера музыки в пластическом интонировании.


Тема 9. Музыка рассказывает о животных и птицах.

Теория. Знакомство с изобразительностью музыки, средствами музыкальной выразительности.

Практика. Передача характера движений разных персонажей в творческих импровизациях.


Тема 10. Природа и музыка

Теория. Знакомство с произведениями, в которых выражены настроения, созвучные той или иной картине природы, времени года, дня.

Практика. Слушание музыки и определение средств ее музыкальной выразительности.


Тема 11. Сказка в музыке

Теория. Сопоставление различных сказочных образов.

Практика. Определение средств музыкальной выразительности, создающих образ.


Тема 12. Песня, танец, марш

Теория. Знакомство с различными по характеру песнями, танцами, маршами. Практика. Освоение музыкально – ритмических движений, передающих настроение музыки, применение творческих заданий.


Тема 13. Промежуточная аттестация Оценка качества освоения содержания дополнительной общеразвивающей программы. Проводится в форме праздничной программы.



УЧЕБНЫЙ ПЛАН

Дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

«Музыкальное созвездие»



Наименование модуля

2 год обучения

Всего часов по программе

1 полугодие

2 полугодие

Всего недель /часов

Всего недель

Всего часов

Атт.

Всего недель

Всего часов

Атт.

1 раздел. «В мире загадочных звуков»

5

19

1

-

-

-

5/10

19

2 раздел. Вокально- хоровые певческие навыки

12

23

1

-

-

-

10/24

24

3 раздел «Музыкальный мир»

1

2

-

18

35

1

19/38

38

Всего по программе

Всего часов /недель за первый год обучения по программе (с учетом часов на прохождение аттестации)

36/72

72





Учебно-тематический план дополнительной общеобразовательной

Общеразвивающей программы «Музыкальное Созвездие»

2-ой год обучения


п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации/контроля

Всего

Теория

практика

Раздел 1. В мире музыкальных звуков

10

1

9


1.1

В мире музыкальных звуков ( повторение)

3

1

2

викторина

1.2

Поем по нотам (повторение)

4

1

3


1.3

Поем по нотам (продолжение)

3


3

Творческое задание

Раздел 2. Вокально-хоровые певческие навыки

24

4

20


2.1

Вокально-хоровые певческие навыки

6

1

5

Творческое задание

2.2

Разучивание песни на слух

6

1

5


2.3

Работа с техническими средствами

6

1

5


2.4

Подготовка и участие в концертах

6

1

5

Практическая работа

Раздел 3.Музыкальный мир

38

4

34


3.1

Музыка выражает настроение, чувства и характер людей

9

1

8


3.2

Музыка рассказывает о животных и птицах

7

1

6


3.3

Природа и музыка

7

1

6


3.4

Сказка в музыке

8

-

8


3.5

Промежуточная аттестация

8

1

8

Самостоятельная работа


Итого

72

10

62



Содержание дополнительной общеобразовательной общеразвивающей

Программы «Музыкальное созвездие»

2 год обучения

Раздел 1. В мире загадочных звуков


Тема 1.В мире загадочных звуков (повторение) Высокие и низкие звуки. Короткие и длинные звуки. Длительности. Чтение ритмического рисунка. Тембр.

Практика. Упражнения «Эхо», «Определим инструмент», «Укрась музыку».


Тема 2. Поем по нотам (повторение)

Практика. Пение по руке. Написание нот. Пение по нотам (на 5-ти ступенях).


Тема 3. Поем по нотам (продолжение)

Теория. Знакомство с понятиями «лад», «мажор», «минор», «тоника», «тоническое трезвучие». Ознакомление с написанием нот «ля», «си».

Практика. Пение по нотам упражнений, знакомых мелодий.


Раздел 2. Вокально-хоровые певческие навыки


Тема 4. Вокально-хоровые певческие навыки

Теория. Упражнения на певческую установку. Комплексные упражнения по системе Д. Огороднова (песенки «Филин», «Ворон», «Жук», «Кукушка»). Практика. Упражнения на дикцию, дыхание. Пение легато и стакатто. Исполнение песен без помощи взрослого.


Тема 5. Разучивание песни на слух.

Теория. Ознакомление с песней. Беседа об исполненной песне (характер песни, средства музыкальной выразительности).

Практика. Усвоение литературного текста. Разучивание мелодии и работа над выразительностью текста, характером песни. Исполнение песни соло и небольшой вокальной группой.


Тема 6. Работа с техническими средствами.

Теория. Основные правила исполнения песни в сопровождении инструментальной фонограммы.

Практика. Пение с микрофоном. Запись в студии.


Тема 7. Подготовка и участие в концертах

Теория. Эмоциональный и психологический настрой перед концертом. Правила поведения и техника безопасности на сценической площадке.

Практика. Работа над концертными номерами. Работа с солистами. Отработка движений во время пения.

Раздел 3. Музыкальный мир


Тема 8. Музыка выражает настроение, чувства и характер людей

Практика. Слушание произведений с одинаковыми названиями, где дети учатся различать оттенки настроений в музыке. Сравнение произведений одного жанра, в разной степени контрастных по настроениям.


Тема 9. Музыка рассказывает о животных и птицах

Теория. Развитие образной речи детей.

Практика. Определить характеристики музыкального образа того или иного персонажа, опираясь на различные средства выразительности музыки.


Тема 10. Природа и музыка

Теория. Различие выразительных средств музыки и других видов искусства (поэзии, живописи), черты сходства и различия настроений.

Практика. Передача образов природы в рисунке, движении, оркестровке.


Тема 11. Сказка в музыке

Практика. Сопоставление музыкальных образов различных сказочных произведений. Сравнение пьес с одинаковыми названиями.


Тема 12. Промежуточная аттестация Оценка качества освоения содержания дополнительной общеразвивающей программы. Проводится в форме праздничной программы.



УЧЕБНЫЙ ПЛАН

Дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

«Музыкальное созвездие»

3-го года обучения


Наименование модуля

3 год обучения

Всего часов по программе

1 полугодие

2 полугодие

Всего недель /часов

Всего недель

Всего часов

Атт.

Всего недель

Всего часов

Атт.



1.Пение как вид музыкальной деятельности

8

16





8/16

16

2.Формирование детского голоса

9

17

1

3

6


12/23

23

3.Слушание музыкальных произведений. Разучивание и исполнение песен.




10

20


10/20


20



4.Расширение музыкального кругозора и формирование музыкальной культуры




6

11

1

6/12

12

Всего по программе

Всего часов /недель за первый год обучения по программе (с учетом часов на прохождение аттестации)

36/72

72




Учебно-тематический план дополнительной общеобразовательной

Общеразвивающей программы «Музыкальное Созвездие»

3-го года обучения


п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации/контроля

Всего

Теория

практика

1.Пение как вид музыкальной деятельности

16

4

12


1.1

Диагностика. Проверка детских голосов.

1

-

1

Практическая работа

1.2

Проверка вокальных данных

2

-

2


1.3

Певческое дыхание

3

1

2

Практическая работа

1.4

Вокально-певческая установка

2

1

1



1.5

Музыкальная грамота

8

2

6

Беседа, опрос.

Раздел 2. Формирование детского голоса

24

4

20



2.1

Дикция артикуляция

6

1

5


2.2

Речевые игры и упражнения

6

1

5

Практическая работа

2.3

Исполнение унисон

3

1

2


2.4

Отработка навыков ансамблевого пения

3

1

2


2.5

Работа с солистами

6

-

6


3.Слушание музыкальных произведений. Разучивание и исполнение песен

20

5

15


3.1

Работа с народной песней

4

1

3

Практическая работа

3.2

Работа с произведениями русских композиторов и классиков

4

1

3


3.3

Работа с произведением современных отечественных композиторов

2

1

1


3.4

Работа с солистами

4

1

3


3.5

Игровая деятельность, театрализация

6

1

5

Практическая работа

4.Расширение музыкального кругозора и формирование музыкальной культуры

12

2

10


4.1

Прослушивание аудио и видео записей

2

-

2


4.2

Посещение концертов

2

-

2


4.3

Концертно-исполнительская деятельность

2

-

2


4.4

Репетиции

2

1

1


4.5

выступления

4

1

3





Содержание дополнительной общеобразовательной общеразвивающей

Программы «Музыкальное созвездие»

3 год обучения

Раздел 1. Пение как вид музыкальной деятельности.


Тема 1. Диагностика. Проверка детских голосов.

Теория: знакомство с детьми. Знакомство детей с понятием голосообразование.

Практика: Упражнение « Скороговорки».


Тема 2. Проверка вокальных данных

Практика : распевание «Реченька- быстрая», «Е-е-е, я-я-я»


Тема 3. Певческое дыхание

Теория: Элементы дыхательной гимнастики. Закрепление навыков правильного положения рта.

Практика: упражнения на дыхание по системе Емельянова.


Тема 4. Вокально-певческая установка

Теория: понятие о певческой установке. Работа над точным звучанием унисона.

Практика: отработка навыков дыхания, упражнения для развития артикуляционного аппарата и артикуляции.


Тема 5. Музыкальная грамота

Теория: знакомство детей с гаммами без знаков в ключе. Развитие внутреннего слуха.

Практика: упражнения « Музыкальные ступеньки», «угадай мелодию», «музыкальный микрофон».


Раздел 2. Формирование детского голоса


Тема 1. Дикция артикуляция

Теория: понятие о дикции, артикуляции, артикуляционного аппарата

Практика : упражнения для развития артикуляционного аппарата. Скороговорки.


Тема 2. Речевые игры и упражнения.

Теория : правила вдоха, выдоха. Понятие «Зевок» ,опора на дыхании.

Практика : упражнения « Брит Клим»


Тема 3. Исполнение унисон

Теория: понятие унисон, как петь в унисон.

Практика: пение на повторяющихся нотах.


Тема 4. Отработка навыков ансамблевого пения

Теория: понятие одноголосье и многоголосье

Практика: пение в унисон, терция.


Тема 5. Работа с солистами



Раздел 3. Слушание музыкальных произведений. Разучивание и исполнение песен


Тема1. Работа с народной песней

Теория: знакомство с народной песней. Разбор народных текстов. Отличия народных песен.

Практика : разучивание народных попевок


Тема 2 . Работа с произведениями русских композиторов и классиков

Теория: знакомство с русскими композиторами и классиками.

Практика: слушание музыкальных произведений. Изучение биографии.


Тема 3 . Работа с произведением современных отечественных композиторов

Практика: слушание музыкальных произведений. Музыкальные викторины.


Тема 4. Работа с солистами

Практика: пение в позиции. Разучивание концертных номеров. Учимся петь в микрофон.


Тема 5. Игровая деятельность, театрализация

Теория: понятие «Театр»

Практика: сценические игры, ролевые игры. Применение актерского мастерства на сцене.


Раздел 4.Расширение музыкального кругозора и формирование музыкальной культуры


Тема 1. Прослушивание аудио и видеозаписей

Теория: разбор ошибок на сцене.

Практика: просмотр выступлений. Наглядный пример допускаемых ошибок. Знакомство с творчеством знаменитых детских ансамблей.


Тема 2. Посещение концертов

Практика: посещение концертов.


Тема3. Концертно-исполнительская деятельность

Практика: выступления на концерте


Тема 4. Репетиции

Теория: понятия сценического движения

Практика: проверка практических знаний и умений детей


Тема 5. Выступления





1.4 Планируемые результаты освоения дополнительной общеобразовательной программы «Музыкальное созвездие»

В итоге освоения программы на» Продвинутом уровне» учащиеся знают/понимают:


Обучающиеся 1-ого года обучения должны знать:

понятия «звук», «ритм», «тембр»;

правила безопасности на занятиях по музыке;

названия и характеристики группы ударных детских музыкальных инструментов;

основные элементы певческой установки и певческого дыхания;

названия нот «до», «ре», «ми», «фа», «соль».

Обучающиеся 1-ого года обучения должны уметь:

различать звуки по высоте, длительности, силе, тембру;

петь по нотам в пределах квинты простые мелодии;

исполнять в ансамбле при помощи взрослого выученную песенку, передавая ее характер;

уметь играть в оркестре детских музыкальных инструментов несложный ритмический рисунок (полочки, бубны) и простые мелодии и упражнения (металлофон);

различать разные настроения в музыке и средства музыкальной выразительности: темп, динамика, регистр;

Обучающиеся 2-ого года обучения должны знать:

понятия «лад», «мажор», «минор», «тоника», «трезвучие»;

правила безопасности на занятиях по музыке;

названия и характеристики основной группы музыкальных инструментов;

Обучающиеся 2-ого года обучения должны уметь:

различать ладовую окраску тональности, отличать мажор от минора;

петь по нотам в пределах октавы простые мелодии;

сольно исполнять выученную песенку, передавая ее характер;

петь под сопровождение инструментальной фонограммы с микрофоном;

различать характер музыкального произведения, высказываться об эмоционально-образном содержании музыки;

различать тембры знакомых музыкальных инструментов, узнавать звучание оркестре;


Обучающиеся 3-его года должны знать:

Инструменты народного оркестра

Правила безопасности на уроках музыки;

Творчество русских и зарубежных композиторов;

Обучающиеся 3-его года должны уметь:

Умеет придумывать движения, отражающие содержание песни

Может петь песни в удобном диапазоне, исполняет их выразительно, правильно передает мелодию

Может петь самостоятельно, индивидуально и коллективно, с музыкальным сопровождением и без него.

Работать в сценическом образе;

Принимать активное участие в творческой жизни хорового коллектива





Раздел II. Комплекс организационно – педагогических условий

2.1. Календарный учебный график


Продолжительность учебного года

216 дней

Даты начала и окончания учебных периодов

Первый год обучения

Второй год обучения

Третий год обучения



С 01.09.2017 по 30.05.2018

С 01.09.2018 по 30.05.2019

С 01.09.2019 по30.05.2020

Количество учебных дней, недель

Первый год обучения

Второй год обучения

Третий год обучения


36 недель

36 недель

36 недель

Режим работы

Первый год обучения

Второй год обучения

Третий год обучения

2 раза в неделю по 1 часу

Выходные и праздничные дни

Суббота, воскресенье

Установленные законодательством Российской Федерации

Продолжительность зимних каникул (даты начала и окончания каникулярного периода)

Первый год обучения

Второй год обучения

Третий год обучения


10 дней

Продолжительность летних каникул( даты начала и окончания каникулярного периода)

Первый год обучения

Второй год обучения

Третий год обучения

92 дня



01.06.2017- 31.08.2017

01.06.2018-31.08.2018

01.06.2019-31.08.2019





2.2. Условия реализации программы


Успешной реализации программы способствует наличие постоянного рабочего кабинета со всеми необходимыми материалами и оборудованием.

Помещение просторное, светлое, хорошо проветривается.

Данная программа разработана для учащихся 6-18 лет, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей данных возрастных категорий.

Срок освоения программы – три года, содержание программы в соответствии с учебным планом по годам обучения рассчитано на 432 часа.

- первый год обучения 72 часа (1 раз в неделю по 2 академических часа)

- второй год обучения 144 часа (2 раза в неделю по 2 часа)

- третий год обучения 216 (3 раза в неделю по 2 часа)

Занятия проходят в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.4.3172-14.

При организации занятий и комплектовании групп учитывается возраст детей. Набор учащихся в творческое объединение проводиться на основе свободного выбора.

Основная форма обучения- учебно-практическая деятельность.

Материально- техническое обеспечение программы:

* помещение в соответствии с санитарно- эпидемиологическими правилами и нормами СанПиН;

* соответствующая возрасту мебель

* настроенный инструмент (фортепиано)

* фланелеграф (магнитная доска);

* музыкальные инструменты;

* микрофон

* звукоусиливающая аппаратура

Информационное обеспечение программы:

* тематическая литература

* методические разработки занятий

* наглядные пособия

*музыкальное оборудование для чтения CD и флеш-носителей.

* аудио и СД материалы с фонограммами.













2.3. Формы аттестации

Для определения результативности в соответствии с учебным планом и календарным учебным графиком разработаны формы аттестации, отражающие достижение цели и выполнения задач по освоению дополнительной образовательной общеразвивающей программы « Музыкальное созвездие»:

Контрольные занятия;

Выступления учащихся на открытых концертных мероприятиях;

Участие в тематических праздниках;

Отчетный концерт по итогам года;

Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов по дополнительной образовательной общеразвивающей программа « Музыкальное созвездие»: журнал посещаемости, мониторинг на основе критериев отслеживания результатов образовательной деятельности.

Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов по дополнительной образовательной общеразвивающей программе « Музыкальное созвездие»: аналитический материал по итогам проведения стартовой и итоговой диагностики, аналитическая справка, демонстрация вокальных номеров, участие в вокальных конкурсах и фестивалях.






2.4. оценочные материалы

Мониторинг результатов учащихся дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Музыкальное созвездие.

Разработаны тестовые материалы для проверки уровня освоения программного материала, материалы для проведения стартовой и итоговой диагностики, рейтинг участия в концертной деятельности.

Для выявления динамики качества усвоения программного материала каждым ребенком предусматриваются следующие формы контроля:

Стартовый – определение исходных знаний учащихся. Может проводится в виде собеседования, тестирования.

Текущий – контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения этапов работы. Осуществляется педагогом по результатам выполнения учащимися практических заданий.

- Итоговый – определение объема и качества полученных учащимися знаний. Может проводится в виде творческих номеров. На каждого из учащихся заводится индивидуальная карточка учета результатов обучения ( Приложение №2)

Самооценка и самоконтроль – определение учащимися границ своего «знания – незнания», «умения – неумения». Осуществляется учащимися самостоятельно по всем видам контроля.

Для оценки эффективности освоения программного материала (текущий контроль) используются следующие показатели:

самостоятельность при выполнении заданий: чем помощь педагога меньше, тем выше самостоятельность учащихся, и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;

активность учащихся на занятии: активное поведение учащихся на занятиях, заинтересованность, любопытство обеспечивают положительные результаты занятий;

практическое использование полученных результатов: в концертах, фестивалях и конкурсах.

Данные показатели определяются по уровням проявления:

Высокий уровень – показатель четко выражен;

Средний уровень – показатель неустойчивый, выражен не в полной мере;

Низкий уровень – показатель не выражен или выражен слабо.

Уровни проявления показателей определяются педагогом на основе наблюдений и самостоятельно учащимися. Затем вносятся в индивидуальный лист оценки эффективности освоения программного материала (Приложение 1).


2.5. Методические материалы

Методическое обеспечение дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Музыкальное созвездие»

Содержание занятий по данной программе включает в себя теоретическую и практическую части, причем большее количество времени занимает практическая часть. Форму занятий можно определись как занятия практикумы, дискуссии.

Важным условием придания обучению проблемного характера является подбор изучаемого материала. Каждый последующий этап должен включать в себя какие-то новые, более сложные задания, требующие теоретического осмысления. При всей важности освоения теоретических знаний следует учитывать, что они являются средством для достижения главной цели обучения, основой для практических занятий.

Методическое обеспечение образовательного процесса предполагает:

- подбор методических пособий по технологии выполнения исследовательской работы и научно-исследовательской литературы:

- использование средств компьютерной поддержки;

- планирование самостоятельной деятельности учащихся;

- планирование участия в конкурсах и концертах различного уровня;

- выступления.





2.6 Список литературы для детей


Занимательная книга для первоначального обучения детей игре на фортепиано под ред. Н. Колческий.- М.: Просвещение,2000

2.7 Список литературы для педагога

Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 11 декабря 2006г. №06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».

Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014г. №41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».

Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014г. №1726-р «Об утверждении Рас Концепция развитии дополнительного образования детей».

От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа образования./ Под ред. Вераксы, Комарова, Т.С., Васильева, М.: Мозаика-Синтез, 2014.

Арсенина Е.Н. Музыкальные занятия. 1 младшая, средняя, старшая, подготовительная группы. Волгоград.: Учитель, 2011.

Т.А. Лунева Музыкальные занятия. Разработки и тематическое планирование. 2 младшая группа Волгоград.: Учитель, 2011

Буренина А.И. Коммуникативные танцы-игры для детей. Спб., 2004

Буренина А.И. Ритмическая мозаика. Парциальная программа по развитию танцевального творчества Спб., 2000.

Концепция Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования / под ред. А.М Кондакова, А.А. Кузнецова.- М.: Просвещение,2013

Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа. Стандарты второго поколения.- М.: Просвещение,2013

Музыкальный словарь [ электронный ресурс].- режим доступа : http:// academic.ru/cjntents.nsf/dic_music000





Приложение 1


Мониторинг образовательной деятельности по программе

«Музыкальное созвездие»


Цель мониторинга:  диагностика обучения и развития учащихся, результаты которых позволяют сделать выводы о качестве усвоения образовательного материала, развитии музыкальных способностей, необходимости внесения изменений в организацию образовательного процесса.



Диагностика проводится 2-3 раза в год.  Оценки уровня обучаемости :

Высокий: ребенок освоил теоретическую и практическую сторону обучения на высоком уровне, может без помощи педагога  ответить на теоретические вопросы, выполнить вокальные упражнения, музыкальные способности ребенка и основы вокала развиваются заметно. Может самостоятельно разучить и проанализировать произведение.

Средний уровень: Ученик освоил теоретическую и практическую сторону обучения на среднем уровне, может ответить на некоторые вопросы, и самостоятельно и с помощью педагога, музыкальные и вокальные способности развиваются средне.  Может частично самостоятельно разучить произведения и проанализировать его.

И низкий уровень обучения: ученик слабо усвоил теорию и практику.  Может ответить на вопросы в основном  с помощью педагога. Музыкальные и вокальные способности развиваются слабо, самостоятельная работа с произведениями почти не проводиться.





Показатели



Критерии


Степень выраженности оцениваемого качества

Возможное количество баллов


Методы диагностики

1

2

3

4

5

1.Теоретическая подготовка:

1.1. Теоретические знания по музыке













1.2. Владение специальной терминологией










Соответствие теоретических знаний ребенка по программным требованиям












Осмысленность и правильность использования специальной терминологии

- минимальный уровень (овладение менее чем ½ объема знаний, предусмотренных программой);

- средний уровень (овладение 1\2 объема знаний);

- максимальный уровень (освоение практически всего объема знаний)



- минимальный уровень (ребенок избегает употреблять специальные термины);

- средний уровень (ребенок сочетает специальную терминологию с бытовой);

- максимальный уровень (специальные термины употребляет осознанно)

1







5



10





1





5





10












наблюдение,

тестирование, контрольный опрос и другое













Наблюдения, практика.


2. Практическая подготовка ребенка:

2.1. Практические умения и навыки, предусмотренные программой (музыке)


















2.2 Творческие навыки






Соответствие практических умений и навыков программным требованиям



















Креативность (творчество) в выполнении практических заданий



- минимальный уровень (овладение менее чем ½ умений и навыков предусмотренных программой);

- средний уровень (овладение более 1\2 умений и навыков);

- максимальный уровень (овладение практически всеми умениями и навыками, предусмотренными программой).





- начальный уровень развития креативности (ребенок в состоянии выполнить лишь простейшие практические задания);

- репродуктивный уровень (выполняет задание на основе образца);

- творческий уровень (выполняет практические задания с элементами творчества)

1







5




10












1









5





10










Контроль знаний и умений учащихся, собеседование




















Творческие работы, проекты, выступления.



3. Общеучебные умения и навыки:

3.1. Учебно-коммуникативные умения:

3.1.1. Умение слушать и слышать педагога



Адекватность восприятия информации идущей от педагога








- минимальный уровень (ребенок испытывает затруднение при работе с литературой, нуждается в помощи и контроле педагога);

- средний уровень (работает с литературой с помощью педагога или родителей);

- максимальный уровень (работает самостоятельно, не испытывает затруднений)






1










5





10

















3.1.2. Умение выступать перед аудиторией (на сцене)
























Свобода владения и подачи учащимися подготовленной информации.





















Уровни - по аналогии с п. 3.1.1































Приложение №2

Индивидуальная карточка учета результатов обучения

По общеобразовательной общеразвивающей программе художественной направленности « Музыкальное созвездие»


Фамилия, имя ребенка_________________________________________________

Возраст______________________________________________________________

Название детского объединения_________________________________________

ФИО педагога_______________________________________________________

Дата начала наблюдения______________________________________________



Показатели

Первый

год обучения

Второй

год обучения

Третий

год обучения

Конец I полугодия

Конец учебного года

Конец I полугодия

Конец учебного года

Конец I полугодия

Конец учебного года

I Теоретическая подготовка ребенка:

Теоретические знания:

а) История развития музыки.

б) Понятие музыкального движения.

в) Понятие нотной грамоты

г) Понятие об импровизации.

1.2 Владение специальной терминологией







II Практическая подготовка ребенка:

2.1Практические умения и навыки, предусмотренные программой:

А) основы музыкального …….

Б)

2.2.Творческие навыки







III Общие учебные умения и навыки:

3.1 учебно-коммуникативные умения:

А) умение слышать и слушать педагога

Б) умение выступать перед аудиторией (на сцене)














41


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.