Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Музыкальная мозаика»
ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ПЕТРОВСКОГО РАЙОНА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ИЗБЕРДЕЕВСКАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА – ДЕТСКИЙ САД»
Рассмотрена на педагогическом совете протокол №______от______2021 года | Утверждаю ДиректорМБОУ«Избердеевская НШДС» ___________/Е.Н.Припадчева/ Приказ №_______от_____2021года |
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
художественной направленности
«Музыкальная мозаика»
(базовый уровень)
Возраст учащихся:6-11 лет
Срок реализации: 2 года
Автор-составитель:
Арцыбашева Юлия Геннадьевна,
учитель музыки
с. Петровское, 2021 год
ИНФОРМАЦИОНАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ
1. Учреждение | Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Избердеевская начальная школа-детский сад» |
2. Полное название программы | Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Музыкальная мозаика» |
3. Сведения об авторах: | |
3.1. Ф.И.О., должность | Арцыбашева Юлия Геннадьевна, учитель музыки |
4. Сведения о программе: | |
4.1. Нормативная база | • Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации (с изменениями на 30 апреля 2021 года)(редакция, действующая с 1 июня 2021 года); • Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г.№1726-р); • Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным • общеобразовательным программам (утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 09 ноября 2018 г. N 196; • Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (разработанные Минобрнауки России совместно с ГАОУ ВО «Московский государственный педагогический университет», ФГАУ «Федеральный институт развития образования», АНО ДПО «Открытое образование», 2015г.); • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. N 28 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» |
4.2. Область применения | дополнительное образование |
4.3. Направленность | художественная |
4.4. Уровень освоения программы | базовый |
4.5. Вид программы | общеразвивающая |
4.6. Возраст учащихся по программе | 6-11 лет |
4.7. Продолжительность обучения | 2 года |
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Музыкальная мозаика» имеет художественную направленность и призвана приобщать детей младшего школьного возраста, в том числе детей с ОВЗ к певческому искусству, решать проблему возрождения у детей интереса к русской национальной культуре, развивать творческое самовыражение личности.
Уровень освоения - базовый.
Актуальность программы
Голос - это особое богатство, природный дар, который дан человеку от бога. Пользоваться певческим голосом человек начинает с детства по мере развития музыкального слуха и голосового аппарата. С раннего возраста дети чувствуют потребность в эмоциональном общении, испытывают тягу к творчеству.
Именно в период детства важно реализовать творческий потенциал ребенка, сформировать певческие навыки, приобщить детей к певческому искусству, которое способствует развитию творческой фантазии. Каждый ребенок находит возможность для творческого самовыражения личности через сольное и ансамблевое пение, пение народных и современных песен с музыкальным сопровождением.
Именно для того, чтобы любой желающий ребенок мог овладеть умениями и навыками вокального искусства, самореализоваться в творчестве, научиться голосом передавать внутреннее эмоциональное состояние, разработана программа «Музыкальная мозаика», направленная на духовно-нравственное, личностное развитие обучающихся.
Новизна программы состоит в личностно ориентированном подходе к обучению. Задача педагога дополнительного образования состоит не в максимальном ускорении творческих способностей ребенка, не в формировании сроков и темпов, а прежде всего в том, чтобы создать каждому ребенку, в том числе и ребенку с ОВЗ все условия для наиболее полного раскрытия и реализации способностей.
Педагогическая целесообразность
Занимаясь по программе «Музыкальная мозаика», учащиеся имеют возможность не только овладеть исполнительскими умениями и навыками, развивают музыкальные (музыкальный слух и память, чувство ритма), творческие и интеллектуальные способности, но и обогащают свои представления о музыкальном искусстве в целом, в полной мере реализуется их творческий потенциал, формируется музыкально-эстетический вкус. Ещё один положительный момент – это то, что занятия по программе благотворно влияют на детский организм, помогают развитию артикуляционного и голосового аппарата, дыхания.
Программа отличается тем, что:
- позволяет в условиях начальной школы через дополнительное образование у детей с разными образовательными возможностями расширить уровень образовательной области «Искусство»;
- она ориентирована на развитие творческого потенциала и музыкальных способностей младших школьников;
- содержание программы «Музыкальная мозаика» может быть основой для организации учебно-воспитательного процесса по индивидуальной образовательной траектории, развития вокальных умений и навыков как групп обучающихся, так и отдельно взятых учеников;
- программа дополнительного образования имеет четкую содержательную структуру на основе постепенной (от простого к сложному) реализации задач тематического блока.
Адресат программы
Программа «Музыкальная мозаика» охватывает возрастной диапазон детей младшего школьного возраста (6-11лет).
Условия набора в учебные группы
В группы первой ступени обучения принимаются по желанию все дети младшего школьного возраста, в том числе и с ОВЗ. Результаты обязательной входной диагностики, включающей проверку музыкального слуха, голоса, чувства ритма, не влияют на зачисление в коллектив, но важны для выстраивания дальнейшей индивидуальной образовательной траектории развития учащегося.
В группы второй ступени обучения могут поступать вновь прибывающие дети при наличии определенного уровня музыкальных способностей и интереса к данной деятельности. С ними проводится входная диагностика, определяются проблемы, существующее отставание в освоении программы ликвидируется на индивидуальных занятиях. При комплектовании групп допускается совместная работа в одной группе учащихся без ограничения по возрастному признаку, так как специфика большинства музыкальных жанров и форм предусматривает участие разновозрастных групп детей.
Основной формой организации обучения пению являются групповые занятия, которые базируются на программных требованиях, составленных с учетом возрастных особенностей; разучивание песен, репетиции, репетиционные занятия. Имеют место занятия с небольшой группой или индивидуальные занятия с солистами.
Количество учащихся
Наполняемость учебных групп: 12-15 человек.
Объём и срок освоения программы
Программа «Музыкальная мозаика» рассчитана на 2 года обучения (204 ч.), 72 рабочих недели.
1 год обучения – 102часа
2 год обучения– 102 часа
Режим занятий
На 1-2году обучения занятия проводятся три раза в неделю по одному учебному часу. Длительность учебного часа для учащихся младшего школьного возраста – 45 минут.
Календарный учебный график
Начало занятий групп первого года обучения – с 15сентября, окончание занятий – 31 мая. Начало занятий групп второго года обучения – с 1 сентября, окончание занятий – 31 мая.
Продолжительность каникул – с 1 июня по 31 августа.
Особенности организации образовательного процесса
Программа «Музыкальная мозаика» легко интегрируется, имеет блочно-модульную структуру, адаптируема для возрастных групп младшего школьного возраста.
Как привило, в коллектив приходят дети с разным уровнем подготовки. Темп освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Музыкальная мозаика» различный, поэтому программа включает 2 ступени освоения:
I ступень обучения 6-7 лет;
II ступень обучения 7–11 лет;
Каждая ступень образовательной программы рассчитана на 1 год обучения, имеет законченный цикл, но вместе с тем последующая ступень является логическим продолжением предыдущей, что позволяет решать проблему преемственности обучения по данной программе.
Программа имеет несколько основных разделов: «Развитие певческого голоса», «Формирование вокальных навыков», «Освоение пения в народном стиле», «Музыкальная грамота», «Формирование сценической культуры», «Основные жанры фольклора», «Элементы хореографии», «Двухголосное пение».
Формы организации деятельности учащихся:
групповые занятия;
работа по подгруппам;
индивидуальные занятия (с наиболее одаренными детьми, солистами, а также занятия с целью ликвидации отставания в освоении программы);
занятия в разновозрастных группах (создание разновозрастного ансамбля).
Цель программы – формирование у обучающихся устойчивого интереса к пению и исполнительских вокальных навыков, приобщение их к сокровищнице отечественного вокально-песенного искусства.
Содержание программы
1 год обучения
Задачи:
Образовательные:
- расширить знания обучающихся об искусстве вокала;
- обучить вокально-хоровому пению;
- обучить основам музыкальной грамоты (звукоряд, длительность нот, интервалы, лад и тональность);
- овладеть практическими умениями и навыками в вокальной деятельности.
Развивающие:
- развивать творческие способности и вокальные данные;
- способствовать развитию музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти и восприимчивости;
- Вызывать у детей с ОВЗ проявления эмоциональной отзывчивости, развивать музыкальные способности, мышление (осознание эмоционального содержания музыки, музыкальной формы, жанра).
Воспитательные:
- воспитывать чувство патриотизма;
- способствовать воспитанию интереса к вокальному искусству;
- воспитывать стремление к знаниям, расширению кругозора о музыке;
- воспитывать у детей с разными образовательными возможностями чувство сопричастности к прекрасному.
Учебный план
№ п/п | Название разделы, темы | Количество часов | Формы аттестации/ контроля | ||
Всего | В том числе: | ||||
Теория | Практика | ||||
| Вводное занятие | 1 ч | 1 | 1 | Начальная диагностика, анкетирование |
1. | Раздел «Развитие певческого голоса» | 22 | 8 | 14 | |
1.1 | Диагностика. Прослушивание детских голосов. | 4 | 2 | 2 | Наблюдение, исполнение попевок |
1.2 | Певческие голоса, их разновидности. | 6 | 2 | 4 | Наблюдение, опрос, исполнение произведение |
1.3 | «Программность»и «изобразительность» музыки. | 6 | 2 | 4 | Опрос, игра-конкурс |
1.4. | Длительность, высота, динамика, пауза, интонация, акцент. | 6 | 2 | 4 | Опрос, исполнение муз.упражнений, скороговорок |
2. | Раздел «формирование вокальных навыков» | 21 | 5 | 16 | |
2.1 | Навыки певческой установки. | 3 | 1 | 2 | Наблюдение, исполнение вокалиных упражнений |
2.2 | Певческое дыхание. | 5 | 1 | 4 | Исполнение упражнений |
2.3 | Дикция и артикуляция. | 5 | 1 | 4 | Исполнение упражнений и скороговорок |
2.4 | Артикуляционная гимнастика по системе В. Емельянова. | 5 | 1 | 4 | Опрос, исполнение вокальных упражнений |
2.5 | Чистоговорки. | 3 | 1 | 2 | Исполнение потешек, закличек, скороговорок |
3. | Раздел «Освоение пения в народном стиле» | 25 | 10 | 15 | |
3.1. | Виды народных песен. | 4 | 2 | 2 | Исполнение упражнений и скороговорок |
3.2. | Народные игры-хороводы | 6 | 2 | 4 | Опрос, исполнение произведения |
3.3. | Обрядовые игры | 6 | 2 | 4 | Опрос, исполнение произведения |
3.4 | Народные календарные праздники | 6 | 2 | 4 | Опрос, мини-концерт |
3.5 | Русские народные духовые инструменты | 3 | 2 | 1 | Опрос |
4 | Музыкальная грамота | 10 | 5 | 5 | |
4.1 | Ноты и нотоносец. | 2 | 1 | 1 | Опрос |
4.2 | Мажор и минор | 4 | 2 | 2 | Опрос, викторина |
4.3 | Элементы музыкальной речи (мелодия, ритм, тембр, гармония). | 4 | 2 | 2 | Опрос, игра-конкурс |
5 | Формирование сценической культуры | 21 | 6 | 16 | |
5.1 | Элементы творческого самочувствия | 9 | 2 | 7 | Опрос, исполнение произведения |
5.2 | Работа над сценическим образом | 5 | 2 | 3 | Опрос, исполнение произведения |
5.3 | Актерское мастерство | 8 | 2 | 6 | Опрос, исполнение произведения |
6. | Итоговое занятие | 1 | - | 1 | Концерт |
Итого: | 102 | 31 | 71 | |
Содержание учебного плана
Введение
Круглый стол «Давайте познакомимся».
Экскурс в историю вокального исполнительства. Формы предстоящей работы: учеба, практика, концертная деятельность.
Многообразие звуков.
Понятийный материал: звук музыкальный (колебание звучащего тела, имеющего основные свойства: высоту, динамику, длительность, тембр).
Знакомство с режимом работы детского объединения. Правила личной гигиены вокалиста.
Практика:
Начальная диагностика – прослушивание (музыкальный слух, память, ритм), пение с сопровождением, без сопровождения. Пение под аккомпанемент знакомых песен.
1 Развитие певческого голоса
1.1Диагностика. Прослушивание детских голосов.
Теория: певческие голоса их разновидности и характеристики; строение голосового аппарата, дыхательный аппарат.
Практика: Диагностика, прослушивание детских голосов.
1.2 Певческие голоса, их разновидности.
Теория: Музыкально-образовательная беседа на тему: «Основные хоровые партии - сопрано, альт, тенор, бас»; слушание исполнения хоровых коллективов.
Практика: Определение певческих голосов. Распределение по голосам. Дыхательная гимнастика (включение в занятия упражнений дыхательной гимнастики по методике А.Н. Стрельниковой); применение речевых игр и упражнений, разработанных по принципу педагогической концепции Карла Орфа.
1.3 «Программность»и «изобразительность» музыки.
Теория: Знакомство с понятиями «программность» и «изобразительность» музыки. Слушание «Петя и волк» С.Прокофьева.
Практика: Исполнение песенок-бусинок Т.Тютюнниковой (трихохорд, тетрахорд и др.). Игра-конкурс: выполнение заданий на тему: «рисование» образа на основе прослушивания, «услышать» то, что нарисовано, умение ощутить, пережить то, что услышано или изображено.
1.4 Длительность, высота, динамика, пауза, интонация, акцент.
Теория: Интонация и выразительность исполнения: определение пауз, фраз, выделение важных слов во фразе и наиболее важных звуков в мелодии.
Понятийный материал: длительность, высота, динамика, пауза, кульминация, интонация, акцент.
Практика: Разучивание упражнений на развитие дыхания. Артикуляция. Роль гласных и согласных звуков в пении. Пение нефорсированным звуком.
2.Формирование вокальных навыков
2.1 Навыки певческой установки.
Теория: Формирование навыков певческой установки, развитие слуха, музыкальной памяти, певческой эмоциональности, выразительности, вокальной артикуляции, певческого дыхания.
Практика: Определение диапазона голоса и работа над его расширением.
Формирование навыков певческой эмоциональности, выразительности.
2.2 Певческое дыхание.
Теория: Певческое дыхание – его роль в звукообразовании; приемы голосоведения, их краткая характеристика.
Практика: Фразировка. Динамические оттенки. Особенности драматургического развития, художественный образ. Упражнения на артикуляцию, арт-терапевтические упражнения на развитие певческого дыхания: «Эхо», «Лесенка» и др.
2.3Дикция и артикуляция.
Теория: Изучение механизма первичного звукообразования. Музыкально-образовательная беседа на тему: «Роль дикции, артикуляции в формировании вокальных навыков у младших школьников»
Практика: Выполнение упражнений на развитие дикции, артикуляции: «Высоко в горах», «Ручеек» и др. Исполнение скороговорок, потешек, закличек.
2.4 .Артикуляционная гимнастика по системе В. Емельянова.
Теория: Подготовка голосового аппарата к дыхательным, звуковым играм, пению. Способствовать правильному звукообразованию, охране и укреплению здоровья детей.
Практика: Упражнения:«Обезьянки»,«Весёлый язычок», «Стрекоза и рыбка».
2.5 Чистоговорки.
Теория: Проговаривать с разной интонацией (удивление, повествование, вопрос, восклицание), темпом (с ускорением и замедлением, не повышая голоса), интонацией (обыгрывать образ и показывать действия).
Практика:Петь на одном звуке, в терцию, кварту, квинту - «Няня мылом мыла Милу…», «Сорок сорок ели сырок…», «Шла Саша…»
3.Освоение пения в народном стиле
3.1 Виды народных песен.
Теория: Народная песня. Раскрытие ее значения как выразительницы исторического прошлого народа, его труда, быта и т.д.
Общая характеристика, виды народной песни – хороводная, плясовая, частушечная, былинная, сказания, обрядовая и т.д. Слушание в записи народного говора.
Практика: Исполнение русских народных песен: «Пошла млада за водой», «Варенька», «А мы просо сеяли» и др. Разбор их содержания. Разучивание материала с сопровождением и без сопровождения.
3.2 Народные игры-хороводы
Теория: Общая характеристика понятий «игры-хороводы», «загадки», «сказки», обзорное знакомство с народными инструментами. Музыкально-образовательная беседа на тему: «Народные гуляния».
Практика: Освоение навыка пения хороводов: «На горе-то мак», «Ходит царь», «Селезень» - шуточный хоровод, «Царевич-королевич», «На горе то калина», « Как-то раз в лесу гуляла» с движением, хороводом, пляской, воспитание активности, сноровки, сообразительности в игре.
3.3 Обрядовые игры
Теория: Музыкально-образовательная беседа на тему: «Мелодика и
ритмика народной песни». Слушание обрядовых народных песен в записи П.Лещенко, Ф.Шаляпина, М.Мордасовой и др.
Практика: Разучивание обрядовых песен игр,освоение навыка обыгрывания песен (песенный репертуар «А мы просо сеяли» - весенний хоровод; «Шла утка лугом» - круговой хоровод; «Гори, гори ясно» - хоровод; «Заинька во садочке» - хоровод; «И шел козел дорогою» - шуточная; «Виноград в саду цветет», «Землюшка-чернозем»). Разбор их содержания. Включение в ритмико-жестикуляционную творческую деятельность во время исполнения несложных напевов и мелодий.
3.4 Народные календарные праздники
Теория: Музыкально-образовательная беседа на тему: «Календарные
праздники ». Цикл бесед «История происхождения музыкальных инструментов».
Практика: Разучивание скороговорок и специальных упражнений для артикуляции и дикции, песен, которые исполняли на Масленицу, Троицу, и др. праздники. Овладение народной лексикой, развитие музыкальной памяти, освоение навыка пения песен в ансамбле.
3.5 Русские народные духовые инструменты
Теория: Познакомить учащихся с русскими народными духовыми инструментами, историей их создания, тембровой окраской.
Практика: Учить определять и различать русские народные духовые инструменты;
- развивать тембровый и ритмический слух учащихся;
- способствовать формированию умения самостоятельного получения информации.
4.Музыкальная грамота
4.1 Ноты и нотоносец.
Теория: Изучение основ музыкальной грамоты - понятий о ноте, ключе и нотоносце; звуках и клавишах; размере и такте.
Практика: Пение звукоряда. Выполнение творческих заданий с использованием импровизации («Перекличка», «Ау, где ты? и др.)
4.2Мажор и минор
Теория: Понятие лад. Переменный лад. Слушание мажорной, минорной музыки.
Практика: Определение лада на основе прослушанных музыкальных произведений. Исполнение попевок «Игра в слова», «Гром» разного лада.
4.3Элементы музыкальной речи (мелодия, ритм, тембр, гармония).
Теория: Сформировать понятие о элементах музыкальной речи (регистр, тембр, мелодия, гармония, ритм, динамика).
Практика: Пение звукоряда, попевок «Мы перебегали берега», «Мы ребята лучше всех», «Солнышко» и др. в разном темпе, динамике. Прохлопывание ритмического рисунка известных русских народных песен.
Формирование сценической культуры.
5.1 Элементы творческого самочувствия
Теория:Понятие пластика, внутренняя энергия, зажимы. Формирование сценических движений. Умения действовать на сцене, устранение внутренних и внешних зажимов.
Мимика. Выражение лица, улыбка
Владение собой, устранение волнения на сцене.
Песенный образ: своеобразие и неповторимость, манера движения, костюм исполнителя. Роль.«Репетиция вдохновения»: необходимость, суть и назначение.
Практика: Мимический тренинг (по методике И.О.Исаевой);
-Психологический тренинг;
- Упражнение «Пластика» (по методике А.Е. Стрельниковой);
- Цикл упражнений на координацию движений.
5.2Работа над сценическим образом
Теория: Жесты вокалиста: движение рук, кистей, глаз, тела. Должная (правильная) осанка. Сочетание движений головы, шеи, плеч, корпуса, бедер и ног. Жестикуляция – как качество людей, работающих на сцене. Соответствие жестов и движений тексту песни и музыки. Назначение жестов – дополнительное удовольствие для зрителя. Требования к тренингу жестов.
Практика: - Пластическое интонирование с участием рук, корпуса, ног, наклонов головы;
-Упражнения, игры на координацию движений, имитация игры на музыкальных инструментах.
Практическая работа по формированию сценического образа.
5.3. Актерское мастерство
Теория: Методы «исключения» и «тотального» выражения» Е. Гротовского, которые помогают обнаружить и устранить внутренние препятствия и зажимы на пути к созданию и воплощению образа.
Практика: Раскрытие творческой индивидуальности воспитанника через освоение техники работы над собой; развитие психотехники через процесс работы над образом; освоение техники воплощения и переживания через художественный метод в искусстве.
Итоговое занятие
Проведение отчетного концерта. Составление программы. Выбор ведущих и отбор солистов. Оформление зала, приглашение гостей. Репетиции.
Предполагаемые результаты
После прохождения программы первого года обучения учащиеся должны
знать: | уметь: |
роль песенного искусства в общественной жизни; физиологические особенности голосового аппарата; особенности певческого голоса; приемы голосоведении; понятие правильной певческой установки; основы музыкальной грамоты | петь выразительно, естественным образом, без напряжения произносить отчетливо и правильно слова и согласные звуки в конце слов; одновременно начинать и заканчивать пение по знаку педагога; точно петь в унисон; исполнять зимние и весенние календарные песни выразительно и артистично передавать характер музыки и танца. |
Содержание программы
(2 год обучения)
Задачи
Образовательные:
- расширить знания обучающихся о различных жанрах и стилевом многообразии вокального искусства, выразительных средствах, особенностях музыкального языка;
- обучить двухголосному пению;
- обучить основам музыкальной грамоты ( интервалы, аккорды)
- овладеть элементами эстрадных ритмических движений.
Развивающие:
- развивать творческие способности и вокальные данные;
- способствовать развитию певческого голоса, чувства ритма, музыкальной памяти;
- развивать способность эмоционально реагировать на музыку, сопереживать.
Воспитательные:
- воспитывать уважение к певческим традициям, духовному наследию русского народа;
- способствовать воспитанию интереса к музыкальной культуре;
- воспитывать стремление к знаниям, расширению кругозора о музыке.
Учебный план
№ п/п | Название разделы, темы | Количество часов | Формы аттестации/ контроля | ||
Всего | В том числе: | ||||
Теория | Практика | ||||
| Вводное занятие | 1 ч | 1 | 1 | Начальная диагностика, анкетирование |
1. | Раздел «Певческий голос» | 16 | 4 | 12 | |
1.1 | Формирование правильного певческого звука. | 6 | 2 | 4 | Наблюдение, исполнение вокальных упражнений |
1.2 | Расширение звуковысотного диапазона. | 10 | 2 | 8 | Наблюдение, опрос, исполнение произведений |
2. | Раздел «Вокально-хоровые навыки» | 32 | 9 | 23 | |
2.1 | Культура речи и дикция в вокальном и хоровом пении. | 3 | 1 | 2 | Опрос, исполнение муз.упражнений, скороговорок |
2.2 | Правила произношения согласных. | 4 | 2 | 2 | Наблюдение, исполнение упражнений, потешек скороговорок |
2.3 | Упражнения на разные приемы звуковедения | 4 | 1 | 3 | Наблюдение, исполнение вокалиных упражнений |
2.4 | Отработка певческого дыхания | 4 | 1 | 3 | Исполнение упражнений |
2.5 | Упражнения на артикуляцию. | 4 | 1 | 3 | Исполнение потешек, закличек, скороговорок |
2.6 | Унисонное пение | 4 | 1 | 3 | Опрос, исполнение вокальных упражнений |
2.7 | Разучивание песен индивидуально и в составе вокальной группы. | 4 | 1 | 3 | Опрос, исполнение произведений |
2.8 | Пение фальцетом | 5 | 1 | 4 | Опрос, исполнение произведений |
3. | Раздел «Двухголосное пение» | 26 | 6 | 20 | |
3.1. | Виды двухголосного пения | 4 | 1 | 3 | Исполнение упражнений и скороговорок |
3.2. | Повторение и закрепление навыков дыхания, звукообразования, артикуляции и дикции. | 6 | 1 | 5 | Опрос, исполнение произведения |
3.3. | Выработка дыхания. | 6 | 1 | 5 | Опрос, исполнение произведения |
3.4 | Пение двухголосых упражнений и попевок. | 3 | 1 | 2 | Опрос, исполнение произведения |
3.5 | Распределение голосов по партиям (альт и сопрано). | 7 | 2 | 5 | Опрос, исполнение произведения, мини-концерт |
4 | Музыкальная грамота | 4 | 2 | 2 | |
4.1 | Интервалы | 2 | 1 | 1 | Опрос |
4.2 | Лад и тональность | 2 | 1 | 1 | Опрос, викторина |
5 | Раздел «Основные жанры фольклора Отработка навыков народного пения» | 22 | 6 | 16 | |
5.1 | Фольклор, как жанр устного музыкального народного творчества. | 4 | 1 | 3 | Опрос, исполнение произведения, скороговорок, закличек |
5.2 | Знакомство с народными инструментами. | 4 | 1 | 3 | Опрос, исполнение произведения |
5.3 | Исполнение в ансамбле. | 6 | 2 | 4 | Опрос, исполнение произведения |
5.4 | Элементы народного пения | 4 | 1 | 3 | Исполнение произведения |
5.5 | Упражнения на отработку навыков народного пения. | 4 | 1 | 3 | Исполнение произведения |
6. | Итоговое занятие | 1 | - | 1 | Мини-концерт |
Итого: | 102 | 25 | 77 | |
Содержание учебного плана
Введение
Цель и задачи второго года обучения.
Пение как проявление художественно-эстетического восприятия действительности.
Пение – одна из самых древних и богатых областей искусства. Историческое развитие песенного искусства на фоне общественной жизни. Повторение и закрепление умений и навыков.
Практика: упражнения на артикуляцию. Одновременное дыхание и атака звука. Работа над сглаживанием регистров.
Певческий голос
1.1 Формирование правильного певческого звука.
Теория: Повторение и закрепление главных принципов певческой установки.
Формирование правильного певческого звука – открытого, звонкого, полетного. Развитие чистого интонирования, специальная работа с неточно поющими детьми.
Практика: Специальные упражнения, направленные на правильную певческую установку. Отработка певческого дыхания на конкретных музыкальных произведениях.
1.2Расширение звуковысотного диапазона.
Теория: Расширение звуковысотного диапазона: от 2-3 примарных тонов к звучанию в пределах октавы (ре первой октавы – до второй октавы). Развитие подвижности голоса от среднего темпа к более медленному, затем к более подвижному
Процесс саморегуляции, выстраивание, соединение и сглаживание регистров.
Певческая установка при правильном певческом дыхании.
Практика: Дыхательная гимнастика. Диагностика на определение певческих голосов у воспитанников вокальной студии.
Подбор репертуара.
Вокально-хоровые навыки
2.1 Культура речи и дикция в вокальном и хоровом пении.
Теория: заучивание песен индивидуально и в составе вокальной группы.
Культура речи и дикция в вокальном и хоровом пении.
Практика: Приемы коллективного пения: запевала и хор, «цепочкой», «соревнование», «высотный дом», «свет и тень». Исполнение распевок, попевок, канонов в игровой форме.
2.2Правила произношения согласных.
Теория: Правила произношения согласных в пении. Звонкие согласные в конце слов.
Правильная позиция рта при пении. Характеристика певческой дикции.
Практика: Скороговорки и специальные упражнения, направленные на отработку певческой дикции, произношения согласных в пении. Исполнение распевок, попевок, канонов в игровой форме.
2.3Упражнения на разные приемы звуковедения.
Теория: Звукообразование и его влияние на приемы звуковедения. Темп как динамика звука в мелодической фактуре произведения. Приемы голосоведения «Legato», « hoh Legato» и « stakato».пении. у студийцев.произведенияхьный аппараты.
0000000000000000000000000000000000000000000000000000000
Практика: Упражнения на разные приемы звуковедения.
Скороговорки и специальные упражнения, направленные на отработку певческой дикции, произношения согласных в пении. Разучивание песен индивидуально и в составе вокальной группы
2.4Отработка певческого дыхания.
Теория: Правила правильного дыхания. Культура речи и дикция в вокальном и хоровом пении. Правильная позиция рта при пении.
Практика: Задания на активизацию певческого дыхания. Отработка певческого дыхания на конкретных музыкальных произведениях. Голосовые игры, рдыхательные упражнения Емельянова, Т.Тютюнниковой.
2.5Упражнения на артикуляцию.
Теория: Музыкально-образовательная беседа на тему: «Культура речи и дикция в вокальном и хоровом пении».
Практика: Специальные упражнения для поддержания правильной позиции рта при пении. Применение приемов активизации артикуляционного аппарата, используя образные сравнения: «Откройте рот так, как будто у вас там горячая картофелина», «разогреть горлышко», «горло сделало зарядку» и др.
2.6Унисонное пение
Теория: Унисонное пение. Пение аккордов. Пение различных ступеней гаммы.
Ансамбль голосов как элемент вокальной звучности. Разновидности ансамблевого звучания. Унисонный ансамбль. Необходимые условия для достижения ансамблевого звучания.
Понятие о певческом регистре и его возможностях. Возможности звучания регистров.
Практика: Специальные упражнения, направленные на сглаживание регистров при пении.
Работа над репертуаром с учетом теоретического материала. Разучивание песен советских композиторов индивидуально и в составе вокальной группы. Исполнение вокальных произведений, анализ.
Пение фальцетом
Теория: Понятие, определение фальцета, речитатива.
Практика: Постановка голоса.Пение разными манерами. Фальцет – головное звучание. Уметь использовать в нужные моменты пения. Речитатив как выразительный момент.
Двухголосное пение
3.1 Виды двухголосного пения.
Теория: Музыкально-образовательная беседа: «Виды двухголосного пения». Слушание музыкальных произведений.
Практика: Анализ одноголосных музыкальных произведений,знакомство со звучанием двух, трех и четырехголосных хоров разных составов и отдельных хоровых партий.
3.2 Повторение и закрепление навыков дыхания, звукообразования, артикуляции и дикции.
Теория: Музыкально-образовательная беседа «Роль голосоведения в обучении двухголосному пению».
Практика: Пение по нотам с различными динамическими оттенками и с использованием импровизационных форм, например, с новыми вариантами верхнего голоса, ферматой – на всех образующихся в двухголосии интервалах делать остановки, работа над дикциией, артикуляцией, звукообразованием.
3.3 Выработка дыхания.
Теория: Правильное дыхание, уровень развития музыкального слуха, способность к чистому интонированию, сила голоса.
Практика: Исполнение упражнений, попевок на выработку правильного дыхания. Разучивание песен, в которых возникает косвенное и противоположное двухголосное движение.
3.4Пение двухголосых упражнений и попевок.
Теория: Пение в унисон, канон, понятие музыкальная высотность.
Практика: Пение двухголосых упражнений и попевок. Пение аккордов. Элементы двухголосия. Работа над двухголосием. Пение звукоряда в параллельном, мелодическом движении, каноном на два голоса. Слуховой анализ аккорда на ступенях тонического трезвучия.
3.5Распределение голосов по партиям (альт и сопрано);
Теория: Музыкально-образовательная беседа «Мужские и женские голоса в хоре (бас, тенор, альт, сопрано)».
Практика: Выработка интонационно устойчивого унисона всего хора при самых разнообразных условиях, особенно при пении без сопровождения или с сопровождением. Распределение голосов по партиям (альт и сопрано).
3.6Разучивание индивидуально или с малыми группами своих партий.
Теория: Музыкально-образовательная беседа «Виды многоголосия».
Практика: Исполнение двухголосных песен дуэтом, в котором верхний голос поют педагог или небольшая часть хора, а нижний – все участники хора или его большинство.
Музыкальная грамота
4.1 Ноты и нотоносец
Теория: Знакомство с интервалами, характером их звучания (консонансы, диссонансы). Понятие о диезных, бемольных тональностях, буквенных обозначениях звуков и тональностей.
Практика: Исполнение гамм разных тональностей; определение интервалов.
4.2Мажор и минор
Теория: Музыкально-образовательная беседа «Каков же музыкальный язык, с помощью которого создается музыкальное произведение?»
Практика: Слушание, определение, исполнение разноладовых песен детских композиторов В.Шаинского, А.Пахмутовой и др.
4.3Элементы музыкальной речи (мелодия, ритм, тембр, гармония).
Теория: Определение понятий: мелодия, ритм, динамика, темп, тембр, гармония. Слушание музыки отечественных, зарубежных композиторов.
Практика: Определение элементов музыкальной речи по прослушанным произведениям.
5.Основные жанры фольклора
Отработка навыков народного пения
5.1 Фольклор, как жанр устного музыкального народного творчества.
Теория: Рассказы о фольклоре, жанрах устного музыкального народного творчества.
Практика: Сочетание различных способов народного пения. Подбор репертуара. Показ - исполнение или показ произведения в записи. Раскрытие сущности художественного образа (музыкального и поэтического).
5.2 Знакомство с народными инструментами.
Теория: Обзорное знакомство с народными инструментами. История русских народных инструментов.
Практика: Пение учебно-тренировочного материала. Игра в ансамбле (шумовые инструменты).
5.3 Исполнение в ансамбле.
Теория: Музыкально-образовательная беседа: «Русские народные инструменты»
Практика: . Игра в ансамбле (шумовые инструменты). Импровизации на заданную тему.
5.4 Элементы народного пения.
Теория: Музыкально-образовательная беседа «Знакомство с элементами народного пения», понятие «аккомпанемент».
Практика: Упражнения на отработку навыков народного пения.
6.Элементы хореографии
6.1 Костюм и танцевальная культура народа.
Теория: Костюм и танцевальная культура народа. Влияние костюма на стилистические особенности хореографии. Особенности ритмов исполняемой музыки.
Практика: Отработка навыков танцевальных движений. Проведение воспитанниками танцевального тренинга.
6.2 Основные позиции эстрадных движений.
Теория: Основные позиции эстрадных движений. Постановка руки с микрофоном.
Практика: Проведение воспитанниками танцевального тренинга. Постижение основ сценического движения.
6.3 Работа над подтанцовкой к своему исполнению.
Теория: Воспитание свободной манеры поведения на сцене. Воспитание умения справиться со сценическим волнением. Точное выполнение и понимание движений в такт музыке.
Практика: Отработка навыков постановки танца. Проведение воспитанниками танцевального тренинга. Постижение основ сценического движения. Самостоятельная работа над подтанцевкой к своему исполнению.
Итоговое занятие
Подбор программы Отчетный концерт. Коллективное обсуждение результатов работы.
Поощрение лучших воспитанников коллектива.
Предполагаемые результаты
После прохождения программы второго года обучения учащиеся должны
знать: | уметь: |
правильную позицию рта при пении; характеристику певческой дикции; правила произношения согласных в пении; разновидности ансамблевого звучания; принципы подбора репертуара; понятие интервала, лада, тональностей; двухголосное пение, его виды; | исполнять упражнения на развитие диапазона голоса и на формирование правильного певческого дыхания; подбирать и выполнять тренажные упражнения по хореографии; выразительно и артистично передавать характер музыки и танцевальных движений; выразительно исполнять вокальные произведения. |
По итогам обучения у учащихся сформируются учебные универсальные действия: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.
Личностные УУД:
сформированы умения:
оценивать собственную учебную деятельность и свои достижения;
проявлять самостоятельность, инициативу;
уважение к культуре и истории своего народа, родной страны.
Регулятивные УУД:
сформированы умения:
целеполагания, способность ставить перед собой новые учебные задачи и осуществлять их реализацию;
контролировать и оценивать свои действия по результатам работы;
желание принимать участие в концертных выступлениях и других коллективных мероприятиях.
Познавательные УУД:
умение поставить учебную задачу, выбрать способы и найти информацию для её решения, уметь работать с информацией, анализировать и структурировать полученные знания;
Коммуникативные УУД:
сформированы умения:
сотрудничества с педагогом и сверстниками;
групповой деятельности.
Методические материалы общеобразовательной общеразвивающей программы
«Музыкальная мозаика»
1 год обучения
№ п/п | Название раздела | Формы занятий | Методы, приемы, дидактический материал, техническое оснащение | Формы подведения итогов |
| Ввведение | Беседа, показ, практическое задание, диагностика | Словесные методы: рассказ, беседа, поэтическая страничка Наглядные методы: демонстрация иллюстративного материала альбома русских композиторов; Техническое оснащение: магнитофон, аудиозаписи, видеомагнитофон, телевизор; | Диагностика первоначальных ЗУН |
1 | Развитие певческого голоса | Учебное занятие в форме игры, творческое занятие, беседа, показ, игра, практическое занятие | Словесные методы: рассказ, беседа, поэтическая страничка Наглядные методы: демонстрация иллюстративного материала альбома русских композиторов; Техническое оснащение: магнитофон, аудиозаписи, музыкальный центр, мини-диски с фонограммами, пианино; Метод аналитической работы Вокально-хоровая работа | Слуховая контрольная, игра, тестирование, контрольное занятие |
2 | Формирование вокальных навыков | Учебное занятие в форме игры, творческое занятие, беседа, показ, игра, практическое занятие | Словесные методы: рассказ, беседа, поэтическая страничка Наглядные методы: демонстрация иллюстративного материала альбома русских композиторов; Техническое оснащение: магнитофон, аудиозаписи, музыкальный центр, мини-диски с фонограммами, пианино; Метод аналитической работы Вокально-хоровая работа | Слуховая контрольная, игра, тестирование класс-концерт, контрольное занятие, творческий показ |
3 | Освоение пения в народном стиле | Учебное занятие в форме игры, творческое занятие, беседа, показ, игра, практическое занятие, индивидуальная работа | Словесные методы: рассказ, беседа, поэтическая страничка Наглядные методы: демонстрация иллюстративного материала «Русские народные хоры» (Кубанский народный хор); Техническое оснащение: магнитофон, аудиозаписи, музыкальный центр, мини-диски с фонограммами, пианино, микрофон; Метод аналитической работы Вокально-хоровая работа Игровой метод Метод обучения в сотрудничестве | Народные игры, кроссворды, музыкальная контрольная «Русская народная песня». Творческий показ, мини-концерт |
4 | Музыкальная грамота | Учебное занятие в форме игры, творческое занятие, беседа, показ, игра, практическое занятие | Словесные методы: рассказ, беседа Наглядные методы: таблицы Техническое оснащение: магнитофон, аудиозаписи, музыкальный центр, мини-диски с фонограммами, пианино; Метод аналитической работы Вокально-хоровая работа | зачет |
5 | Формирование сценической культуры | творческое занятие, беседа, показ, игра, практическое занятие | Словесные методы: рассказ, беседа, музыкальная страничка Техническое оснащение: магнитофон, аудиозаписи, музыкальный центр, мини-диски с фонограммами, пианино; Метод аналитической работы | класс-концерт, контрольное занятие, творческий показ, |
Методические материалы общеобразовательной общеразвивающей программы
«Музыкальная мозаика»
2 год обучения
№ п/п | Название раздела | Формы занятий | Методы, приемы, дидактический материал, техническое оснащение | Формы подведения итогов |
| Ввведение | Беседа, показ, практическое задание, диагностика | Словесные методы: рассказ, беседа, поэтическая страничка Наглядные методы: демонстрация иллюстративного материала альбома русских композиторов; Техническое оснащение: магнитофон, аудиозаписи, видеомагнитофон, телевизор; | Диагностика первоначальных ЗУН |
1 | Певческий голос | Учебное занятие в форме игры, творческое занятие, беседа, показ, игра, практическое занятие, работа по подгруппам | Словесные методы: рассказ, беседа, поэтическая страничка Наглядные методы: демонстрация иллюстративного материала альбома русских композиторов; Техническое оснащение: магнитофон, аудиозаписи, музыкальный центр, мини-диски с фонограммами, пианино; Метод аналитической работы Вокально-хоровая работа | Слуховая контрольная, игра, тестирование |
2 | Вокально-хоровые навыки | Учебное занятие в форме игры, творческое занятие, беседа, показ, игра, практическое занятие | Словесные методы: рассказ, беседа, поэтическая страничка Наглядные методы: демонстрация иллюстративного материала альбома русских композиторов; Техническое оснащение: магнитофон, аудиозаписи, музыкальный центр, мини-диски с фонограммами, пианино; Метод аналитической работы Вокально-хоровая работа | Слуховая контрольная, игра, тестирование класс-концерт, контрольное занятие, творческий показ |
3 | Двухголосное пение | Учебное занятие в форме игры, творческое занятие, беседа, показ, игра, практическое занятие | Словесные методы: рассказ, беседа, поэтическая страничка Наглядные методы: демонстрация иллюстративного материала альбома русских композиторов; Техническое оснащение: магнитофон, аудиозаписи, музыкальный центр, мини-диски с фонограммами, пианино, микрофон; Метод аналитической работы | Слуховая контрольная, игра, тестирование класс-концерт, контрольное занятие, творческий показ, мини-концерты |
4 | Музыкальная грамота | Беседа, объяснение, показ, практическое занятие | Словесные методы: рассказ, беседа, объяснение Наглядные методы: схема интервалов, таблица гамм; Техническое оснащение: магнитофон, аудиозаписи, музыкальный центр, мини-диски с фонограммами, пианино, микрофон; Метод аналитической работы | Слуховая контрольная, игра, тестирован |
5 | Основные жанры фольклора Отработка навыков народного пения | учебное занятие в форме игры, творческое занятие, беседа, показ, игра, практическое занятие | Словесные методы: рассказ, беседа, поэтическая страничка Наглядные методы: демонстрация иллюстративного материала «Русские народные хоры» (Кубанский казачий народный хор, хор им.Пятницкого и т.д.); Техническое оснащение: магнитофон, аудиозаписи, музыкальный центр, мини-диски с фонограммами, пианино, микрофон; Метод аналитической работы Вокально-хоровая работа Игровой метод Метод обучения в сотрудничестве | Народные игры, кроссворды, музыкальная контрольная «Русская народная песня», Творческий показ, мини-концерт |
6 | Элементы хореографии | творческое занятие, беседа, показ, игра, практическое занятие | Словесные методы: рассказ, беседа, музыкальная страничка Техническое оснащение: магнитофон, аудиозаписи, музыкальный центр, мини-диски с фонограммами, пианино; Метод аналитической работы | класс-концерт, контрольное занятие, творческий показ, |
| Итоговое занятие | учебное занятие в форме игры | Словесные методы: рассказ, беседа, поэтическая страничка Техническое оснащение: магнитофон, аудиозаписи, музыкальный центр, мини-диски с фонограммами, пианино; Метод аналитической работы Вокально-хоровая работа Игровой метод | Творческий показ, мини-концерт |
Комплекс организационно-педагогических условий реализации дополнительной общеобразовательной программы»
Условия реализации программы
Перечень материально-технического обеспечения
(в расчете на 15 учащихся)
№ | Наименование | I ступень | II ступень | III ступень |
п/п | | | | |
1. | Ноутбук | 1 | 1 | 1 |
2. | Стол | 8 | 8 | 8 |
3. | Стул | 15 | 15 | 15 |
4. | Музыкальный центр | 1 | 1 | 1 |
5. | Микрофон | 2 | 2 | 3 |
6. | Стойка для микрофона | 1 | 1 | 1 |
7. | Видеофильмы | по тематике | по тематике | по тематике |
8. | Диски, аудиокассеты | по тематике | по тематике | по тематике |
9. | Сценические костюмы | по тематике | по тематике | по тематике |
10. | Сценическая обувь | 15 пар | 15 пар | 15 пар |
Информационное обеспечение
Подключение к сети Интернет.
Кадровое обеспечение
Педагог, работающий по данной программе, должен иметь высшее или среднее профессиональное образование в области, соответствующей профилю детского объединения без предъявления требований к стажу работы. Совместно с педагогом в реализации программы участвует концертмейстер или аккомпаниатор.
Санитарно-гигиенические требования
Занятия должны проводиться в просторном помещении, соответствующем требованиям техники безопасности, противопожарной безопасности, санитарным нормам. Кабинет должен хорошо освещаться и периодически проветриваться.
Формы аттестации
Исходя из поставленных цели и задач, прогнозируемых результатов обучения, разработаны следующие формы отслеживания результативности данной образовательной программы:
педагогические наблюдения;
использование методов специальной диагностики, тестирования;
беседы с детьми и их родителями;
открытые занятия;
концертные выступления;
конкурсы внутри коллектива;
мероприятия с участием родителей.
Формы контроля и подведения итогов реализации программы.
Формы аттестации:
участие в массовых, праздничных мероприятиях;
тематические концерты, мини-концерты с выездом в другие детские учреждения и организации;
класс – концерты;
контрольные занятия и слуховые контрольные по темам, обозначенным в программе;
музыкально- литературные композиции;
участие в районных, областных конкурсах, фестивалях эстрадной и народной песни;
отчетный концерт в конце года для родителей, детей и педагогов.
Оценочные материалы:Исполнение программы «Музыкальная мозаика»
оценивается по пятибалльной системе по следующим параметрам:
чистота интонации;
качество звучания (красота певческого тона);
активность и правильность работы дыхания и артикуляционных мышц;
дикция;
музыкальность (умение выстраивать музыкальную фразу и все мелодическое развитие в пределах данной музыкальной формы, гармоничность взаимодействия вокальной партии с аккомпанементом - ансамбль с концертмейстером);
соответствие стилю;
осмысленность и выразительность исполнения.
Эти параметры учитываются и при промежуточной аттестации, в соответствии с возможностями каждого этапа развития учащегося и его голоса.
По итогам исполнения программы на зачете, академическом концерте выставляется оценка по пятибалльной системе:
Оценка | Критерии оценки выступления |
5 («отлично») | Выразительное исполнение программы, соответствующей степени сложности, с учетом года обучения и индивидуальных возможностей. Отличное знание текста. Точность интонации, свободное владение певческим аппаратом, хорошая опора на дыхание, грамотное управление регистрами голоса, использование необходимых технических приемов для создания художественного образа. Соответствие стилям исполняемых произведений. |
4 («хорошо») | Соответствие исполняемых произведений программным требованиям и возможностям обучающегося. Грамотное исполнение с наличием некоторых технических недочетов (незначительные интонационные погрешности, недостатки дикции, артикуляции, недостаточная опора на дыхание и общая координация в работе. Недостаточно убедительное воплощение образов исполняемых произведений, стилистические неточности. |
3 («удовлетворительно») | Программа не соответствует году обучения (с учетом возможностей и предыдущей динамики развития обучающегося). Недостаточное знание текста. Значительные вокально-технические проблемы, недостаточно свободный певческий аппарат. Маловыразительное, формальное исполнение, характер произведений не выявлен. Низкий художественный уровень исполнения. |
2 («неудовлетворительно») | Исполнение с большим количеством ошибок. Комплекс существенных недостатков, являющихся следствием нерегулярного посещения аудиторных занятий и отсутствия самостоятельной работы. |
«зачет» (без отметки) | Достаточный уровень технической подготовки и художественной интерпретации текста при исполнении, соответствующий программным требованиям на данном этапе обучения. |
Алгоритм построения учебного занятия
Каждое занятие по программе содержит вводную часть, основную и заключительные части.
Вводная часть: приветствие, сообщение темы занятия.
Основная часть: Основная часть включает в себя теорию и практику.
Теория предполагает изучение:
строения голосового аппарата;
основных сведений в области музыкальной грамоты;
правил певческого дыхания;
правил артикуляции, дикции, звукоизвлечения;
народной манеры исполнения;
обрядов, игр, малых фольклорных форм;
хореографии фольклора;
шумовых и духовых музыкальных инструментов;
беседы об исполнителях народной песни;
аналитический разбор разучиваемого произведения.
Практика закрепляет изученный теоретический материал. Основное место на занятиях отводится практической работе:
вокально-интонационные упражнения;
дыхательные упражнения;
артикуляционные и дикционные упражнения;
ритмические упражнения;
разучивание обрядов, игр, малых фольклорных форм;
работа над пластикой и хореографией фольклора;
обучение навыкам игры на шумовых и духовых народных инструментах;
репетиционная работа над новым и ранее изученным материалом;
выполнение творческих заданий.
Технологии, формы и методы обучения.
В образовательном процессе используются технологии: информационно-коммуникативного обучения, проблемного обучения, разноуровневого обучения, развивающего обучения, дифференцированного обучения, игровые технологии, обучение в сотрудничестве, технология портфолио, здоровьесберегающие технологии.
Формы занятий, методы и приемы обучения и воспитания используются с учетом возрастных особенностей.
Программа предполагает использование различных форм занятий (занятие-игра, занятие-путешествие, занятие-концерт, занятие-репетиция, и др.) и методов обучения (объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный, частично-поисковый, исследовательский).
Список литературы
Литература для педагога:
1. Асафьев Б.В. О хоровом искусстве / Б.В. Асафьев. – Л.: Музыка, 2019. – 188с. 2. Алиев Ю.Б. Дидактические аспекты художественного образования / Ю.Б.Алиев // Современная дидактика: теория – практике. Под научн. ред. И.Я.Лернера, И.К.Журавлева. – М.: ИТП и МИО РАО, 2017. – С 231, 288. 3. Андреева М.П, Копорова Н.О. «Первые шаги в музыке», «Методическое пособие», 2017г 4. Букринская И.А., Голубева Л.Н. Язык русской деревни.-М.,2018 5. Ветлугина Н.А. Методика музыкального воспитания в детском саду. Москва. «Просвещение», 2017.6. Гладкая С.П. «О формировании певческих навыков на уроках музыки в начальных классах» в кн. «Музыкальное воспитание в школе». Выпуск №14. Москва.: 2017 г.
7. Гивенталь Музыкальная литература. Москва. «Музыка» 2018.
8. Дмитриева Л. Г., Черноиваненко Н. М. «Методика музыкального воспитания в школе». Москва «Просвещение». 2018 г.
9. Иноземцев Г. Народные танцы.-М.,2020г.
М.Котляревская-Крафт,И.Москалькова, Л.Батман.- Сольфеджио Л.,Музыка 2019.
10. Копорова Н.Л. «Музыкально-дидактические игры», 2018г.
11. Князева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры.- Спб.,2018
12. Михайлова М.Н. «Развитие музыкальных способностей детей» «Академия развития»2019г.
13. Орлова Т.М., Бекина С.И.«Учите детей петь». М., Просвещение, 2018.
14. Способин И.В. Элементарная теория музыки Москва, «Музыка» 2019.
15. Халабузарь П.В., Попов В.С. «Теория и методика музыкального воспитания». СПб, 2018г.
Литература для детей:
1. Аркадьев П. Работа над дикцией в хоре / К.П.Виноградов – М.: Музыка, 2018
2.Вайнкоп Ю., Гусин И. Краткий биографический словарь композиторов. – Л.: Музыка, 2019.
3. Венгрус Л.А. "Начальное интенсивное хоровое пение". С-П., Музыка, 2019.
4. Венгрус Л.А. "Пение и "фундамент музыкальности". Великий Новгород. 2018.
Галацкая В. Музыкальная литература зарубежных стран. Вып.1.– М.: Музыка 2019.
Михеева Л. Музыкальный словарь в рассказах. – М.: Сов.композитор, 2018
Сохор А. О массовой музыке. – Л., 2020.
Троицкий А. Феномен «диско». – 2019.
Фопель К. Сплоченность и толерантность в группе. – М., 2018.
Хейфец Б.Л. Сборник интеллектуальных игр. – М., 2019.
Черноиваненко Н. «Формирование творческих способностей младших школьников в певческой деятельности» в кн. «Музыкальное воспитание в школе». Москва «Просвещение»2019
Штейнпресс Б.С., Ямпольский И.М. Энциклопедический словарь. – М.: Советская. 2018
Интернет источники
https://www.youtube.com/watch?v=7hZ1Ufx3o8g
https://vk.com/video276094997_456239026?list=fce8822e..
https://vk.com/rodna7658pesnahttp://yunc.org/%D0%A4%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%BA%D0%BB%D0%BE%D1%80icey.net/free/12-analiz_proizvedenii_literatury_do_20_veka_dlya_sochinenii/53-neissyakaemyi_istochnik_ustnoe_narodnoe_tvorchestvo/stages/2530-folklor___ustnoe_narodnoe_tvorchestvo_osobennosti_folklora.html
http://moluch.ru/conf/ped/archive/66/3228/