Цель: создание условий для развития.
Задачи:
Образовательные: продолжать знакомить с музыкой изобразительного характера.
Воспитательные: воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость на музыку; воспитывать любовь к музыкальному искусству.
Развивающие: формировать певческие навыки, начинать пение после вступления, петь слаженно в ансамбле, четко пропевать слова песен.
Ход занятия:
Под музыку дети заходят в музыкальный зал.
Приветствие.
Музыкальный руководитель: Доброе утро! Сегодня вас ждет сюрприз.
Музыкальный руководитель: Вы любите сказки? Очень хорошо! Я расскажу вам сказку "Аленушка и лиса". Она не простая, а музыкальная. Слушать ее нужно внимательно: для каждого героя сказки звучит своя музыка, а какого она характера, вы расскажите сами.
Рассказывает сказку "Аленушка и лиса" с музыкальным сопровождением и пением. По ходу предлагает определить, кого из зверей (медведь, волк, лиса) изображает музыка, сказать, почему они так думают.
Музыкальный руководитель: Вы все очень хорошо слушали сказку "Алёнушка и лиса". Расскажите, а что с Аленушкой случилось?
Дети: Она заблудилась в лесу. Отстала от подружек.
Музыкальный руководитель: Кто ее хотел спасти?
Дети: Медведь, волк, лиса.
Музыкальный руководитель: Как вы думаете, зачем в сказке нужна музыка?
Дети: Чтобы было интереснее.
Музыкальный руководитель: Да, музыка делает образы сказки интереснее, живее, ярче, полнее. А кто больше всех вам понравился в сказке? (Дети обычно называют Лису.) Почему? (Подводит к ответу: музыка, когда появляется лиса, ласковая, нежная, добрая, воздушная, похожая на вальс) А вы песенку про Лисичку знаете? Нет? Тогда слушайте.
Слушание:
Исполняет русскую народную попевку "Лиса по лесу ходила". Объясняет смысл слов «лапотки», «лычки». Исполняет попевку еще раз.
Театрализованная игра.
Музыкальный руководитель: А теперь давайте покажем, как Лисичка бегает по лесу.
Музыкальный руководитель предлагает детям одеть маски или шапочки "Лисы".
У лисицы острый нос,
У лисицы пышный хвост.
Шубка рыжая лисы
Несказанной красоты.
Лиса павою похаживает,
Шубку рыжую поглаживает.
Дети бегают по ковру и под музыку "Лиса" Ю. Слонова изображают лису.
Музыкальный руководитель: В конце сказки ее герои хоровод завели. И мы сейчас заведем.
Воспитатель с детьми исполняют хоровод "По малину в сад пойдем" (русская народная песня)(его дети разучили в группе).
Музыкальный руководитель: Вы молодцы, ребята! Хорошо песню в группе разучили.
Музыкальный руководитель: Мы с вами знаем еще одну сказку - "Курочка Ряба". Давайте ее расскажем. Только нам для этого нужно фортепиано. Подходите поближе к фортепиано. (В зале, подзывает детей к фортепиано). Я буду рассказывать, и играть на фортепиано, а вы мимикой показывать их настроение. Дед и баба огорчены - брови нахмурены; радуются - улыбка во все лицо.
Воспитатель и дети под музыку и рассказ музыкального руководителя мимикой иллюстрируют сказку ''Курочка Ряба", музыка М. Магиденко// Коза-дереза. М. 1969
Слушание.
Музыкальный руководитель: Очень хорошо вы изображали, как плачут дед и баба, как им обидно, что яичко упало и разбилось. И музыка была плачущей, жалобной. Послушаем пьесу "Обидели". Послушайте ее. (Исполняет пьесу "Обидели", музыка В. Агафонникова //Музыка в детском саду. Выпуск 3. Вот так можно изобразить настроение человека. (Играет пьесу еще раз, дети определяют ее характер). Дед с бабой больше не грустят. Как дружно дед и баба работали! Наверно, урожай собирали. Помните песню про урожай? Давайте споем ее весело, радостно. (Дети хором исполняют известную им песню "Урожай собирай" музыка А. Филиппенко, слова Т. Волгиной) А какую-нибудь еще веселую и шутливую песенку вы знаете?
Дети: Про дождик. Про Мишу.
Музыкальный руководитель: Давайте и ее споем с солистами.
Дети поют песню с запевалами. Педагог учит их петь естественным голосом, без напряжения, выразительно.
Музыкальный руководитель: А теперь давайте попляшем.
Дети исполняют "Пляску парами" на русскую народную песню «Во саду ли, в огороде».