Конспект коррекционно-развивающего занятия с учащимися 2 класса «Мягкий знак»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 132» имени Н.М. Малахова
г.Барнаул индустриальный район
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ
По теме: «Мягкий знак»
Носова Ксения Михайловна
учитель - логопед
IV квартал, 2019 г.
Конспект коррекционно-развивающего занятия с учащимися 2 класса
Тема: Мягкий знак.
Вид занятия: Групповое занятие, 2 класс.
Цель:Научить дифференцировать мягкий знак в функции смягчения и в функции разделения.
Задачи:
* Дидактические (образовательные):
- познакомить с мягким знаком как одним из способов обозначения мягкости согласных на письме;
- учить дифференцировать слова с мягким знаком на конце и слова с мягким знаком в середине;
- познакомить с разделительным мягким знаком;
- учить соотносить слова с мягким знаком со схемой.
* Коррекционные:
- развивать чёткость артикуляции;
- развивать слуховое и зрительное внимание;
- развивать фонематический слух и восприятие;
- развивать логическое мышление;
- развивать и активизировать словарный запас.
* Воспитательные:
- воспитывать желание говорить правильно и красиво;
- воспитывать интерес к учёбе;
- воспитывать чувство товарищества и сотрудничества.
Планируемые результаты:
Коммуникативные:
- самостоятельно различать мягкий знак в функции смягчения и в функции разделения;
- осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;
- самостоятельно или при помощи педагога формулировать свою точку зрения.
Личностные:
- положительно относиться к коррекционным занятиям, понимая их необходимость для того, чтобы стать более успешным в учебной деятельности;
- фонетически и интонационно правильно оформлять своё высказывание.
Регулятивные:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- планировать свои действия для выполнения задания.
Познавательные:
- самостоятельное выделение и формулирование целей занятия;
- поиск и выделение необходимой информации;
- расширение и актуализация словарного запаса.
Методы организации работы:
— Наглядный (пособие, картинки);
— Словесный (совместная речевая деятельность);
— Игровой (физ. минутка);
— Практический (выполнение заданий, упражнений);
— Стимулирование и мотивация (создание ситуации успеха);
— Беседа, самооценка, формирование рефлексивности, организация самопроверки.
Оборудование и материалы: буквы е о н ь с, сказка о мягком знаке, правило о мягком знаке, рабочая тетрадь на печатной основе, простая тетрадь.
Ход занятия
Организационный момент
Ребята, звонок прозвенел! Давайте встанем поприветствуем друг друга. Здравствуйте! Садитесь. Напоминаю Вам наше правило: когда вы хотите ответить на вопрос или что-то спросить поднимаем руку, не выкрикиваем с места, договорились?
Итак, кто скажет какое сегодня число и месяц?
II. Изучение нового учебного материала
1.Ребята, у вас на столах лежат буквы. Составьте слово из этих букв. Кто составит, поднимите руку, я посмотрю.
е о н ь с – осень
Какое слово вы получили? Скажите сколько букв в этом слове, а звуков? Почему звуков меньше, чем букв? (мягкий знак не имеет звука) Кто догадался, какая сегодня тема нашего занятия? Давайте мы вместе поставим цель, которую к концу занятия должны достичь. Вы молодцы, очень близко. Сегодня мы узнаем, что мягкий знак бывает смягчающим, а бывает разделительным. А кто может дать характеристику мягкого знака? (Мягкий знак - это вспомогательная буква, он не гласный и не согласный, он указывает на мягкость предшествующей согласной букве. Что значит предшествующей? Значит той букве, которая стоит перед мягким знаком).
Ребята, а какие вы знаете признаки осени? (листья желтеют, опадают, реже светит солнце, чаще идут дожди, появляются первые заморозки, птицы улетают, животные готовятся к спячке)
2. А сейчас послушайте сказку и ответьте: для чего же нам нужен мягкий знак?
Сказка о мягком знаке
Жили-были буквы - гласные и согласные. Жили они дружно и весело: ходили друг к другу в гости, играли и пели. Но больше всего буквы любили составлять слова и слоги. Например: вставали друг за другом буквы: С, А, Н, И - и можно было прочесть слово - САНИ, а становились в ряд буквы К, О, Н, И - и сразу появлялись КОНИ. И были в этом городе только две буквы, которых никуда не приглашали, все смеялись над ними и подшучивали.
«Какие же вы буквы, если не можете обозначать никаких звуков и услышать вас невозможно?!» - смеялись одни.
«Для чего вы нужны, ведь вас невозможно услышать!» - кричали другие.
Особенно важничали йотированные гласные - ведь они могли обозначать сразу по два звука!
«Мы смягчаем согласные, отделяем согласные от гласных!» - пытались защищаться Ь и Ъ. «Подумаешь, какая важность! Для смягчения согласных у нас есть йотированные гласные», - кричали звуки. «Уходите прочь!» - хором завопили все буквы. Делать нечего. Ушли Ь и Ъ в лес, построили себе избушку и стали жить в одиночестве.
Шло время, и вот однажды к буквам пришел лось и попросил выложить из букв его имя. Буквы бойковзялись задело, построились по порядку: Л, О, С... что же делать дальше? Звук С звучит мягко и требует смягчения на письме.
Пригласили букву И - получилось ... ЛОСИ! Что-то здесь нетак: ведь животное пришло одно! Попробовали заменить на Я - ЛОСЯ, Ю - ЛОСЮ, Е - ЛОСЕ, Ё - ЛОСЁ! Все не так! Что
же делать! Совсем выбились буквы из сил, и расстроенные уселись на лужайке.
И тут кто-то вспомнил о Ь: побежали буквы в лес, разыскали Ь и Ъ, извинились перед ними и позвали обратно. Оказалось, что в алфавите все буквы важны и нужны! Буквы Ь и Ъ
забыли обиду, вернулись в город букв и звуков и помогли составить слово ЛОСЬ.
С тех пор все буквы жили мирно, никогда друг друга не обижали и не ссорились!
3. Так для чего нам нужен мягкий знак? (на доску вешается правило о мягком знаке). Откройте пожалуйста тетрадь на стр. 12, упражнение № 2, № 5 (Мазанова Е.В. «Учусь не путать звуки, альбом 1»)
4. Давайте выполним упражнение из тетради стр. 12, № 3.
III. этап Динамическая пауза
5.А сейчас мы немножко поиграем, отдохнем. Давайте встанем, если в слове есть мягкий знак нужно присесть, если его нет – подпрыгнуть.
Слова: соль, лодка, фонарь, туфли, пень, моряк, улитка, крыльцо.
IV. Закрепление нового материала
6. Индивидуальное задание на карточках
Карточка 1
Отгадайте кроссворд, впишите слова и укажите в них место и роль мягкого знака.
Снежная буря.
Домики для пчел.
Мама, папа, я – дружная … .
Животное, которое имеет восемь ног.
Ягоды, сваренные с сахаром
Карточка 2
Отгадайте ребусы, запишите слова через запятую. Укажите роль мягкого знака в словах (цветными карандашами).
__________________________________________________________________
7. Открываем тетради, записываем число.
Я загадываю загадки, Вам необходимо угадать последнее слово в загадках и записать это слово в тетрадь. В конце я включу картинки и мы проверим, угадали ли вы.
Без ключа, ты мне поверь,
Не откроешь эту (дверь).
На столе у тёти Анны
В вазе красные (тюльпаны).
От зубастых щук таясь
Стороной проплыл (карась).
Ко дню рожденья Кате
Мама сшила (платье).
Съел сластёна в воскресенье
Все вишнёвое (варенье).
Какое слово состоит из одного слога? (дверь)
Назовите слова, в которых мягкий знак является разделительным? (варенье, платье)
А в каких словах мягкий знак показатель мягкости? (дверь, тюльпан, карась) Молодцы!
8. Ребята, наш урок подходит к концу. Давайте вспомним цель занятия? Для чего нам нужен мягкий знак? (мягкий знак нам нужен, чтобы смягчать предшествующий согласный и разделять согласный от гласных я, е, ю, ё, и).
Ребята, оцените себя, как вы думаете, как вы работали на занятии. У кого все получилось сегодня? Поднимите руки! У кого были небольшие трудности? поднимите руки! Кому было совсем сложно? Поднимите руки? Не расстраивайтесь, если что-то не получилось. Вы молодцы! На следующем занятии мы продолжим изучать эту тему.
9. Отмечаем в тетради домашнее задание: стр.12 упр. 2.
До свидания, ребята!