12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Носова Ксения Михайловна36
Россия, Алтайский край, Барнаул
Материал размещён в группе «Моя профессия – учитель-логопед »


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 132» имени Н.М. Малахова

г.Барнаул индустриальный район








КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ


По теме: «Мягкий знак»







Носова Ксения Михайловна

учитель - логопед



















IV квартал, 2019 г.


Конспект коррекционно-развивающего занятия с учащимися 2 класса


Тема: Мягкий знак.

Вид занятия: Групповое занятие, 2 класс.

Цель:Научить дифференцировать мягкий знак в функции смягчения и в функции разделения.

Задачи:

* Дидактические (образовательные):

- познакомить с мягким знаком как одним из способов обозначения мягкости согласных на письме;

- учить дифференцировать слова с мягким знаком на конце и слова с мягким знаком в середине;

- познакомить с разделительным мягким знаком;

- учить соотносить слова с мягким знаком со схемой.

* Коррекционные:

- развивать чёткость артикуляции;

- развивать слуховое и зрительное внимание;

- развивать фонематический слух и восприятие;

- развивать логическое мышление;

- развивать и активизировать словарный запас.

* Воспитательные:

- воспитывать желание говорить правильно и красиво;

- воспитывать интерес к учёбе;

- воспитывать чувство товарищества и сотрудничества.


Планируемые результаты:

Коммуникативные:

- самостоятельно различать мягкий знак в функции смягчения и в функции разделения;

- осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;

- самостоятельно или при помощи педагога формулировать свою точку зрения.


Личностные:

- положительно относиться к коррекционным занятиям, понимая их необходимость для того, чтобы стать более успешным в учебной деятельности;

- фонетически и интонационно правильно оформлять своё высказывание.

Регулятивные:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- планировать свои действия для выполнения задания.

Познавательные:

- самостоятельное выделение и формулирование целей занятия;

- поиск и выделение необходимой информации;

- расширение и актуализация словарного запаса.


Методы организации работы:


Наглядный (пособие, картинки);

Словесный (совместная речевая деятельность);

Игровой (физ. минутка);

Практический (выполнение заданий, упражнений);

Стимулирование и мотивация (создание ситуации успеха);

Беседа, самооценка, формирование рефлексивности, организация самопроверки.


Оборудование и материалы: буквы е о н ь с, сказка о мягком знаке, правило о мягком знаке, рабочая тетрадь на печатной основе, простая тетрадь.


Ход занятия

Организационный момент

Ребята, звонок прозвенел! Давайте встанем поприветствуем друг друга. Здравствуйте! Садитесь. Напоминаю Вам наше правило: когда вы хотите ответить на вопрос или что-то спросить поднимаем руку, не выкрикиваем с места, договорились?

Итак, кто скажет какое сегодня число и месяц?

II. Изучение нового учебного материала

1.Ребята, у вас на столах лежат буквы. Составьте слово из этих букв. Кто составит, поднимите руку, я посмотрю.

е о н ь с – осень

Какое слово вы получили? Скажите сколько букв в этом слове, а звуков? Почему звуков меньше, чем букв? (мягкий знак не имеет звука) Кто догадался, какая сегодня тема нашего занятия? Давайте мы вместе поставим цель, которую к концу занятия должны достичь. Вы молодцы, очень близко. Сегодня мы узнаем, что мягкий знак бывает смягчающим, а бывает разделительным. А кто может дать характеристику мягкого знака? (Мягкий знак - это вспомогательная буква, он не гласный и не согласный, он указывает на мягкость предшествующей согласной букве. Что значит предшествующей? Значит той букве, которая стоит перед мягким знаком).

Ребята, а какие вы знаете признаки осени? (листья желтеют, опадают, реже светит солнце, чаще идут дожди, появляются первые заморозки, птицы улетают, животные готовятся к спячке)

2. А сейчас послушайте сказку и ответьте: для чего же нам нужен мягкий знак?

Сказка о мягком знаке

Жили-были буквы - гласные и согласные. Жили они дружно и весело: ходили друг к другу в гости, играли и пели. Но больше всего буквы любили составлять слова и слоги. Например: вставали друг за другом буквы: С, А, Н, И - и можно было прочесть слово - САНИ, а становились в ряд буквы К, О, Н, И - и сразу появлялись КОНИ. И были в этом городе только две буквы, которых никуда не приглашали, все смеялись над ними и подшучивали.

«Какие же вы буквы, если не можете обозначать никаких звуков и услышать вас невозможно?!» - смеялись одни.
«Для чего вы нужны, ведь вас невозможно услышать!» - кричали другие.

Особенно важничали йотированные гласные - ведь они могли обозначать сразу по два звука!

«Мы смягчаем согласные, отделяем согласные от гласных!» - пытались защищаться Ь и Ъ. «Подумаешь, какая важность! Для смягчения согласных у нас есть йотированные гласные», - кричали звуки. «Уходите прочь!» - хором завопили все буквы. Делать нечего. Ушли Ь и Ъ в лес, построили себе избушку и стали жить в одиночестве.

Шло время, и вот однажды к буквам пришел лось и попросил выложить из букв его имя. Буквы бойковзялись задело, построились по порядку: Л, О, С... что же делать дальше? Звук С звучит мягко и требует смягчения на письме.
Пригласили букву И - получилось ... ЛОСИ! Что-то здесь нетак: ведь животное пришло одно! Попробовали заменить на Я - ЛОСЯ, Ю - ЛОСЮ, Е - ЛОСЕ, Ё - ЛОСЁ! Все не так! Что
же делать! Совсем выбились буквы из сил, и расстроенные уселись на лужайке.

И тут кто-то вспомнил о Ь: побежали буквы в лес, разыскали Ь и Ъ, извинились перед ними и позвали обратно. Оказалось, что в алфавите все буквы важны и нужны! Буквы Ь и Ъ
забыли обиду, вернулись в город букв и звуков и помогли составить слово ЛОСЬ.

С тех пор все буквы жили мирно, никогда друг друга не обижали и не ссорились!


3. Так для чего нам нужен мягкий знак? (на доску вешается правило о мягком знаке). Откройте пожалуйста тетрадь на стр. 12, упражнение № 2, № 5 (Мазанова Е.В. «Учусь не путать звуки, альбом 1»)


4. Давайте выполним упражнение из тетради стр. 12, № 3.


III. этап Динамическая пауза

5.А сейчас мы немножко поиграем, отдохнем. Давайте встанем, если в слове есть мягкий знак нужно присесть, если его нет – подпрыгнуть.

Слова: соль, лодка, фонарь, туфли, пень, моряк, улитка, крыльцо.


IV. Закрепление нового материала

6. Индивидуальное задание на карточках

Карточка 1

Отгадайте кроссворд, впишите слова и укажите в них место и роль мягкого знака.

t1571971409aa.png

Снежная буря.

Домики для пчел.

Мама, папа, я – дружная … .

Животное, которое имеет восемь ног.

Ягоды, сваренные с сахаром





Карточка 2

Отгадайте ребусы, запишите слова через запятую. Укажите роль мягкого знака в словах (цветными карандашами).

t1571971409ab.pngt1571971409ac.pngt1571971409ad.png

__________________________________________________________________



7. Открываем тетради, записываем число.

Я загадываю загадки, Вам необходимо угадать последнее слово в загадках и записать это слово в тетрадь. В конце я включу картинки и мы проверим, угадали ли вы.

Без ключа, ты мне поверь,

Не откроешь эту (дверь).


На столе у тёти Анны

В вазе красные (тюльпаны).


От зубастых щук таясь

Стороной проплыл (карась).


Ко дню рожденья Кате

Мама сшила (платье).


Съел сластёна в воскресенье

Все вишнёвое (варенье).


Какое слово состоит из одного слога? (дверь)

Назовите слова, в которых мягкий знак является разделительным? (варенье, платье)

А в каких словах мягкий знак показатель мягкости? (дверь, тюльпан, карась) Молодцы!

8. Ребята, наш урок подходит к концу. Давайте вспомним цель занятия? Для чего нам нужен мягкий знак? (мягкий знак нам нужен, чтобы смягчать предшествующий согласный и разделять согласный от гласных я, е, ю, ё, и).


Ребята, оцените себя, как вы думаете, как вы работали на занятии. У кого все получилось сегодня? Поднимите руки! У кого были небольшие трудности? поднимите руки! Кому было совсем сложно? Поднимите руки? Не расстраивайтесь, если что-то не получилось. Вы молодцы! На следующем занятии мы продолжим изучать эту тему.


9. Отмечаем в тетради домашнее задание: стр.12 упр. 2.

До свидания, ребята!

Опубликовано в группе «Моя профессия – учитель-логопед »


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.