12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Ирошникова Ольга Александровна146
Россия, Пермский край, Пермь
1

Вчера и сегодня города Перми



Департамент образования и науки города Перми

МАОУ «Школа бизнеса и предпринимательства»





Вчера и сегодня города Перми.




Учитель начальных классов

МАОУ ”Школа бизнеса и предпринимательства”

Ирошникова Ольга Александровна




Пермь 2016




Занятие по краеведению во 2 классе.

Тема: Вчера и сегодня города Перми.
Тип: Урок открытия новых знаний.
Цели:
1. Углубление и расширение знаний об истории города Перми.
2. Воспитывать бережное отношение к историческому прошлому..
Задачи:
1. Знакомство с историей основания города Перми.
2. Воспитание любви к своему городу, интереса к истории родного края.
3. Развитие речи, памяти, мышления.
Оборудование и материалы:
1. Презентационное сопровождение, выполненное с помощью MS Power Point;
2. Мультимедиа оборудование (компьютер, мультимедийный проектор, экран)
3. Князева Н.А. «Маленький пермяк»; – Пермь, «Книжный мир», 2009.
(на каждого ребенка)
Методы обучения: Наглядные, словесные, игровые.
Педагогические технологии.
1. Технология игрового обучения.
2. Технология проблемного обучения.
3. Технология объяснительно-иллюстративного обучения.

Ход урока

I. Организационный момент.
1.- В какой стране мы живем? (Россия)
- На какие части делится Россия? (Республики, края, области, округа)
2. Уточнение и обобщение имеющихся знаний у детей о городе Перми.
- Где мы с вами живем? (Урал, Прикамье, Пермский край, Уральское Прикамье)
- Что вы знаете о Пермском крае? (Это часть России, большой и богатый край)
- Назовите главный город Пермского края. (Пермь)
Слайд № 5
- Что вы знаете о Перми? (Крупный, промышленный административный центр)
- А что знаете об истории Перми?
II. Актуализация опорных знаний.
1.- Кто знает, сколько лет нашему городу?
- А кто был основателем нашего города?
- А что обозначает слово «Пермь»?
III. Целеполагание.
1. - А что бы вы хотели еще узнать о истории Перми?
- На уроке мы узнаем историю основания нашего города, как развивалась Пермь и какова она сейчас.
Слайд № 6
- Кто же был основателем города Перми?
IV. Объяснение нового материала.
1.Когда-то давным-давно на том месте, где сейчас раскинулась Пермь, шумела вековая тайга. По тайге текла маленькая речка Егошиха, торопилась повстречаться с большой рекой Камой. В Егошихе рыба водилась, в лесах зверь гулял. Особенно много в этих местах было медведей. Недаром слово «Егошиха» с коми-пермяцкого языка переводится как «медвежий лог» (ег - лог, ош - медведь).
Много лет тому назад
Найден был природный клад,
Не алмазы, не рубины,
И не злато-серебро,
И не птицы-жар перо.
Облюбовал место при впадении Егошихи в Каму крестьянин Брюханов. Поставил избу.
Потом пришли на эту землю другие крестьяне. Построили свои избы, и получилась деревня. Назвали её Брюхановкой в честь первого поселенца. И оставалась бы Брюхановка деревней, но в мае 1723 года начали здесь строить медеплавильный завод. Медь была нужна России. Вырос вокруг завода посёлок - Егошихинский горный городок.
Слайд № 7
Выбирал место для завода и посёлка, составлял планы застройки капитан артиллерии Василий Никитич Татищев. Василий Никитич Татищев был невысок, худощав, в решениях тверд, нравом горяч, смел и неподкупен был Василий Никитич Татищев. Семнадцатилетним юношей поступил он простым солдатом в драгунский полк. Воевал со шведами, за храбрость произведен был в офицеры.
Слайд № 8
Это был сподвижник царя Петра I. Он любил Урал, изучал его и много сделал для
его развития.
Укрепляя своё царство,
Пётр I тоже знал,
Как богат рудой Урал.
В новоявленной столице
Собрались большие лица
Из ученых. Среди них –
Капитан-артиллерист
По фамилии Татищев.
Предстояло больше тыщи
Верст тогда ему пройти
До Урала. Там найти
Рудоносную породу.
На построенных заводах
Выпускать чугун и медь.
А Татищев был как раз
Любопытный по натуре,
Он суровый этот край
Полюбил, как божий рай.
Край, немыслимо богатый,
Где деревья в два обхвата,
Где немало светлых рек,
Устремляющих свой бег,
Край, охотников лихих,
Край, где много мест глухих.
Егошихинский посёлок стоял на перекрёстке многих дорог. Останавливались здесь купцы и проезжие люди. Городок богател и разрастался.
На заводе выплавляли медь. Бойко шла торговля. Открылись школа и госпиталь.
Сначала в посёлке было три улицы и пять проулков. Улицы шли вдоль Камы и назывались Нижняя, Средняя и Верхняя.
Со временем проулки превращались в большие улицы.
У них тоже появились свои имена. Назывались улицы в честь городов Пермской губернии: Чердынская, Соликамская, Оханская, Осинская и другие. Кстати, ты задумывался, откуда произошло слово «улица»? Улица - это та сторона, куда лица домов смотрят.
Один из путешественников писал о Егошихе тех времён, что это «приятный горный городок... Имеет 400 домов, все, за исключением церкви, деревянные».
Слайд № 9
В 1780 году царица Екатерина II своим высочайшим указом предписала город «назначить в сем месте, наименовав оный город Пермь».
Слайд № 10
Маленькому заводскому посёлку суждено было превратиться в центр огромной
губернии.
Егошихинский завод
В этом месте не случайно
Стали ставить. Ведь начальник,
Сам Татищев, весь Урал
Самолично объезжал.
И решил, что здесь, у Камы
Выбор наилучший самый.
«Речка здесь и медны руды,
Лес и глина под рукой.
Всё, что надо, только строй.
Созывай мастеровых
Самых разных, деловых
Для строительства завода».
А завод тот с каждым днем
Расширял свои владенья.
Как по щучьему веленью
За короткий очень срок
Вырос целый городок.
2. - Кто был первым поселенцем Перми?
- Какой ты представляешь себе избу крестьянина Брюханова? Нарисуй её.
- Кого можно считать основателем Перми?
3. - А кто знает, что обозначает слово «Пермь»?
А город мой - в полукольце лесов,
Тенистых, и прохладных, и душистых.
Они мне дышат хвоею в лицо,
Ложатся под ноги тропою мшистой.
И часто от заводов громовых
Да от стального огненного гула
Иду под своды сосен вековых,
Чтобы тайга мне силушку вдохнула.
(Б. Бурылов)
- В давние времена вокруг Перми были большие богатые леса. Настоящая тайга! Она дарила свежий воздух, свои грибные и ягодные богатства, тишину.
Слайд № 11
4. - Давным-давно Пермь была невелика, и улиц в ней было мало. Обычно их называли так. Ведет улица в сторону Сибири, быть ей Сибирской. Стоит на улице Петропавловский собор – значит и улица Петропавловская.
Слайд № 12
- В Разгуляе, где начиналась Пермь, сейчас стоит памятник Татищеву.
Слайд № 13
5. - Прошло много-много лет, и маленький посёлок Егошиха вырос в прекрасный большой город Пермь.
Слайд № 14
В 2013 году городу исполнится 290 лет.
Слайд № 15
В нём живет больше миллиона человек.
Слайд № 16
6. - Герб Перми
Не забыт Прикамский край.
Через годы из столицы,
От самой императрицы
На посёлок заводской
Поступил указ такой:
«… Егошихинский поселок
Предписать в губернский город.
Называть отныне Пермь,
И ему дарован герб».
Медведь - самый почитаемый зверь в сознании древнего народа коми, сложившего о нем много сказок и песен, легенд и преданий. Его клыки и когти охотники носили как амулеты, а лапы, прибитые к избе, по мнению хозяев, оберегали от всех бед и невзгод. В честь медведя совершались особые праздники. Образ могучего «хозяина тайги» украшал герб Перми.
Герб Перми был утвержден 17 июля 1783 года Указом императрицы Екатерины II практически одновременно с присвоением статуса губернского города и имени «Пермь». Герб был символом обладания городом прав самоуправления.
Описание герба Перми гласит: «В красном поле серебряный идущий медведь, несущий на спине золотую книгу (Евангелие), сопровождаемый во главе щита серебряным крестом». Красный цвет поля означает то, что герб принадлежит столичному городу.
Серебряный медведь – символ природных богатств, окружающих город: бескрайних земель, заключающих в себе много «металлов, соляных промыслов, разноцветных мраморов и других камней» и лесов, в которых «находится немалое количество диких зверей».
Золотой цвет книги подчеркивает величие, уважение и богатство.
Серебряный крест с расширяющимися концами. Крест такой формы означает защиту, победоносность. Серебро креста символизирует мудрость помыслов и целей.
Слайд № 17
7. Наш город - очень большой. Он протянулся вдоль камских берегов почти на 70 километров. Город разделён на семь частей - районов. Вот их названия:
Дзержинский,
Индустриальный,
Кировский,
Ленинский,
Мотовилихинский,
Орджоникидзевский,
Свердловский.
Из одного района в другой можно добраться на троллейбусе или автобусе, в трамвае или такси. А ещё в некоторые дальние концы города можно проехать на электричке или на речном трамвайчике.
Слайд № 18
8. Пермь сейчас, это:
Слайд № 19
Пермь - крупный промышленный центр. Здесь много фабрик и заводов. В Перми делают моторы для самолётов, оборудование для нефтяников, телефоны, велосипеды, станки и ещё огромное количество полезных и нужных вещей.
Слайд № 20
Пермь - огромный транспортный узел. Каждый день десятки поездов следуют через станции Пермь II и Пермь I.Они везут пассажиров и грузы.
На берегу Камы расположены два речных порта - пассажирский и грузовой. С ранней весны и до поздней осени воды реки бороздят разнообразные суда. На туристических теплоходах можно проплыть по Каме и Волге до Москвы, Петербурга, Астрахани, Ростова, Нижнего Новгорода, Казани.
Самолёты летают из пермского аэропорта в разные уголки не только нашей страны, но и мира.
Слайд № 21
Пермь - крупный торговый центр. Здесь много магазинов и рынков.
Слайд № 22
Пермь — крупный научный центр. В городе много институтов и университетов. В них готовят инженеров, учителей, врачей, агрономов и других специалистов. Открытия пермских учёных известны всему миру.
Пермь - крупный культурный центр, город театров, музеев, библиотек.
Слайд № 23
Театр юного зрителя.
Первые детские театры у нас в стране родились в двадцатые годы. В Перми такой театр открылся только в 1964 году. Сначала он находился в одном помещении с кукольным театром, а потом получил своё здание - бело-голубой дом на улице Большевистской, 68.
Театр юного зрителя — чаще его называют по первым буквам ТЮЗ - особенный. В нём работает как будто сразу три театра: для малышей, для юношества и для взрослых.
Слайд № 24
Театр оперы и балета.
В Перми, как и в любом другом городе, оперный театр - одно из самых больших и красивых зданий. Ты поднимаешься по широкой лестнице и невольно скосишь глаз на зеркальную стену: хорошо ли ты причёсан, красив ли? В этом театре всё так красиво, что и самому хочется выглядеть как в праздник.
Ты входишь в сверкающий огнями многоярусный зал, садишься в кресло. Меркнет свет, затихает шум. Огромный занавес ещё неподвижен, а зал уже наполняют звуки музыки. Это дирижер взмахнул палочкой, и заиграл оркестр в углублении перед сценой - оно так и называется оркестровая яма. Без оркестра не бывает музыкального спектакля - ни оперы, ни балета.
То, что оркестр играет перед закрытым занавесом, называется увертюрой, вступлением. Увертюра готовит нас к тому, что мы увидим и услышим.
Дрогнув, поплыл тяжёлый занавес, и началось волшебное действие музыкального спектакля. Оперные и балетные артисты играют роли так же, как актёры в драматическом театре, только они не произносят слов: одни только поют, а другие только танцуют. Герои оперы выражают свои чувства пением – в ариях, дуэтах, ансамблях. Им помогает хор. А в балете другой язык - язык движений, язык танца. И здесь солистам - тем, кто исполняет главные роли
(по театральному, партии), -помогает кордебалет. Это артисты, которые танцуют групповые, массовые танцы.
Театр оперы и балета - старейшина пермских театров. Первый музыкальный спектакль в городе состоялся в 1870 году. Здание театра поначалу было деревянное, и оно сгорело. Но в 1878 году закончилось строительство каменного здания. Деньги на него пожертвовали горожане, и не только именитые богатые купцы, но и заводские рабочие, служащие.
В годы Великой Отечественной войны на его сцене выступала труппа театра оперы и балета, эвакуированного из Ленинграда. Пермские артисты перенесли свои спектакли в города области, выезжали с концертами на фронт и в госпитали. И только в 1943 году вернулись на родную сцену.
Сегодня у нашего театра солидное звание - академический. Он славен и знаменит. Композиторы предлагают ему свои новые произведения, и только потом эти оперы или балеты ставят в других театрах. Пермских балерин и танцовщиков приглашают в труппы самых известных театров страны и всего мира.
Пермский театр носит имя великого русского композитора П.И.Чайковского. За что удостоен он такой чести? В России это единственный театр, где шли все сценические произведения композитора - десять опер и три балета.
Слайд № 25
В декабре 1926 года в Перми родился ТРАМ. Это непонятное слово значит вот что - театр рабочей молодёжи. Он был один из первых в России и первый на Урале.
В 1939 году ТРАМ переименовали в Пермский драматический театр. Сейчас у него есть ещё одно почётное имя -академический. Такое имя присваивают театру, если интересен его репертуар, талантливы его артисты, если любят его зрители. А ещё говорят: «В стенах этого театра живёт высокое искусство». Долгое время театр располагался там, где сейчас находится ТЮЗ. Позднее для театра построили прекрасное здание, и он переселился на главную улицу города -улицу Ленина.
В репертуаре театра в последние годы появились детские спектакли. Для детей играют «Золушку» Е.Шварца, «Белоснежку и семь гномов» П.Устинова и О.Табакова, «Приключения Буратино в стране дураков» А.Толстого. Художественный руководитель театра - заслуженный деятель искусств, народный артист России Иван Бобылёв.
Слайд № 26
Есть в Перми ещё один удивительный музей — художественный. Имя ему - Пермская государственная художественная галерея.
Здесь хранятся богатейшие коллекции картин русских и зарубежных живописцев, работ скульпторов и графиков. А одна из коллекций просто уникальна, то есть другой такой нет нигде в мире. Это собрание пермской деревянной скульптуры -вырезанных из дерева изображений богов и святых. Задумчивые и печальные деревянные боги похожи на тех, кто их делал, - простых крестьян, народных мастеров. В глухих уголках нашего края, в деревнях и сёлах разыскивал удивительные эти творения собиратель коллекции Николай Николаевич Серебренников.
Галерея разместилась в здании кафедрального собора Спасо-Преображенского монастыря. Чтобы увидеть коллекцию деревянной скульптуры, надо по лестнице подняться под самый купол. Все, кто приезжают в Пермь, непременно спешат в залы галереи. Пермяки гордятся ею.
Слайд № 27
Пермскому областному краеведческому музею больше ста лет. А начинался он с семейных коллекций учёных-лесоводов Теплоуховых, врача Серебренникова, инженера Новокрещенных. Пароходчица Любимова подарила музею двухэтажный дом на улице Петропавловской. После революции 1917 года ему передали дом епископа (на углу нынешних улицы Орджоникидзе и Комсомольского проспекта). Около десяти лет назад музей получил большое здание на улице Сибирской.
Но музей - не просто дом. Музей - то, что в нём. А в нём -богатейшие коллекции, рассказывающие о природе и истории Прикамья.
Что было на месте нашего края миллионы лет назад? Какие древние животные его населяли? Какие растения росли? Как жили на этой земле люди сотни лет назад? Чем занимались? Как одевались? Какие события происходили в Прикамье десятки лет назад? Каков наш край сегодня? Что выпускают его заводы и фабрики? Чем отличается Пермская область от других частей России? Чем Пермь гордится?..
Можно задавать эти вопросы бесконечно - и музей даст ответ на каждый. Недаром он зовётся «краеведческий». Он о нашем крае ведает, то есть знает, всё.
Одна из выставок музея была предназначена для ребят. Она называлась «Остров детства моего». Это своеобразное путешествие в мир детей разных поколений. На выставке можно было увидеть игрушки, в которые играли малыши сто лет назад.
Пермяки любят свой музей за то, что он помогает им сохранять память о предках.
V. Первичное закрепление знаний.
Слайд № 28
VI. Рефлексия.
- Что нового узнали?
- Что вас больше всего впечатлило?
- О чем вы захотели узнать больше?
- Какие достопримечательности Перми вам захотелось посетить?
- Что вас заинтересовало больше всего?

Использованные источники и литература:


1. Князева Н.А. Краеведение в начальной школе. Методические материалы. – Пермь, Департамент образования и науки администрации Пермской области, ПОИПКРО, Пермь, 1999.

2. Князева Н.А. «Маленький пермяк»; Пермь, «Книжный мир», 2009.

3. Белавин А.М. Страницы истории земли пермской. – Пермь, «Книжный мир», 1997.

4. Ушакова О.Д. Этимологический словарик русского языка.
Санкт-Петербург, «Литера», 2005.


5. http://festival@1september.ru  


6. http://moi- amour.ru/load/predmety_nachalnoj_shkoly/prirodovedenie_i_okruzhajushhij_mir_vneklassnye_meroprijatija/vchera_i_segodnja_goroda_permi/37-1-0-1761 ?lnnn6y


7. http://moi- mummi.ru/publ/predmety_nachalnoj_shkoly/prirodovedenie_i_okruzhajushhij_mir_vneklassnye_meroprijatija/vchera_i_segodnja_goroda_permi/103-1-0-987   

                                                                                                      
Данную тему оптимально изучать с использованием презентации, для того, чтобы дети могли совершить «виртуальную» экскурсию по современному городу и «погрузится» в прошлое города.
На последующих уроках можно подробнее остановиться на каждом объекте, изученном на уроке. Например, театры Перми, музеи Перми и т.д.



Здесь будет файл: /data/edu/files/l1459956201.ppt (Вчера и сегодня города Перми.)

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.