Технологическая карта урока русского языка «Н и НН в именах прилагательных» (6 класс)
Технологическая карта урока
Предмет |
Русский язык |
Класс |
6 |
Тема урока |
Одна и две буквы н в суффиксах имён прилагательных |
Цели деятельности педагога |
Создание условий для ознакомления обучающихся с написанием одной и двух н в суффиксах имен прилагательных |
Тип урока |
урок открытия новых знаний |
Планируемые образовательные результаты |
Предметные: писать одну и две буквы н в суффиксах имён прилагательных, видеть орфограмму в словах, устно и графически объяснять условия выбора написаний. Метапредметные: способность осознания целей учебной деятельности и умение их пояснять; поставить цель и организовать её достижение; рефлексивное мышление, самоанализ, самооценка. Личностные: положительное отношение к правильной, точной и богатой устной и письменной речи как показателю общей культуры и гражданской позиции человека |
Методы и формы обучения |
Коллективная, самостоятельная, парная. Индивидуальная работа. Создание проблемных ситуаций. |
Образовательные ресурсы |
|
Оборудование |
Компьютер, мультимедийный проектор |
Демонстрационный материал |
Презентация по теме урока |
Организационная структура урока
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
УУД |
Мотивация к учебной деятельности. Цель: включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне |
Учитель предлагает учащимся восстановить фразу. 1) Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает… и отвечает на вопросы…. 2) Имена прилагательные изменяются по… 3) Прилагательные по значению делятся на разряды … 4) Основные способы образования имен прилагательных… Д.: Приставочный, суффиксальный, сложение. - Определите способы образования следующих прилагательных и слова, от которых образованы данные прилагательные. ЛЕБЕДИНЫЙ – ЛЕБЕДЬ (-ИН-) КОЖАНЫЙ – КОЖА (-АН-) ГЛИНЯНЫЙ – ГЛИНА (-ЯН-) ТРАДИЦИОННЫЙ – ТРАДИЦИЯ (-ОНН-) КЛЮКВЕННЫЙ – КЛЮКВА (-ЕНН-) КАМЕННЫЙ – КАМЕНЬ (-Н-) ОСЕННИЙ – ОСЕНЬ (-Н-) - Итак, каким способом образованы все эти слова? - От слов какой части речи все эти прилагательные образованы? - Что вы заметили в написании суффиксов этих прилагательных? Д.: Есть Н-НН. - Попробуйте самостоятельно сформулировать тему исследования. Д.: Правописание Н-НН в суффиксах прилагательных, образованных от имён существительных. - Какова цель нашего исследования? Д.: Выяснить правила написания Н-НН в суффиксах прилагательных, образованных от имён существительных. |
Выполняют задание, повторяют изученный материал. |
Личностные: положительное отношение к учебной деятельности. Познавательные: извлечение нужной информации, самостоятельное ее нахождение. |
II. Актуализация знаний и пробное учебное действие. Цель: готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия |
– Запишите ключевые слова, которые помогут вам закрепить знания и умения по теме «Правописание одной и двух букв н в именах прилагательных». (Орфограмма-буква, одна и две буквы н, суффикс прилагательного, опознавательный признак.) -Сформулируйте цель нашего урока, опираясь на тему и используя опорные слова: 1) Познакомиться с… 2) учиться… |
Запись ключевых слов Формулирование цели урока |
Регулятивные: фиксация затруднения, саморегуляция в ситуации затруднения. Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учет разных мнений. Целеполагание. |
Выявление места и причины затруднения. Цель: выявление и фиксация места и причины затруднения. Построение проекта выхода из затруднения. |
Работа с таблицей: - Прочитайте слова, расположенные в столбиках таблицы -Сформулируйте правило о правописании Н и НН в именах прилагательных -Прочитайте правило в учебнике, сравните с нашей формулировкой. -Расскажите правило о правописании Н и НН в именах прилагательных. Приведите свои примеры. |
Учащиеся наблюдают, анализируют слова и строят алгоритм рассуждения. Речевое проговаривание. Обозначение орфограмм. |
Познавательные: преобразование информации из одной формы в другую. Регулятивные: коррекция, контроль. Коммуникативные: умение ориентироваться в системе знаний, осуществлять анализ объектов. |
Реализация построенного проекта. Цель: построение и фиксация нового знания. |
Работа в парах.Вставьте на месте пропусков Н или НН, пользуясь опорной таблицей. Произведите взаимопроверку Соловьи___ая песня, соколи___ый взгляд, стекля___ая ваза, глиня___ый горшок, мужестве___ый человек, ветре___ый день, коллекцио___ая марка, дискуссио___ый вопрос, павли___ий хвост, зелё___ый лист. Работа с учебником. Упр. 365,366 – развивается умение находить изученную орфограмму в словах, правильно писать слова с этой орфограммой, графически обозначать условия выбора написания. Выполняется письменно по группам (группа записывает одно предложение). Взаимопроверка между группами (передают одну из тетрадей на проверку другой группе). |
Работают в парах, группах. Выделяют изучаемую орфограмму. Проводят взаимопроверку. Выполняют задания учебника |
Познавательные: самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера. Коммуникативные: выражение своих мыслей с полнотой и точностью, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учет разных мнений. Регулятивные: контроль, коррекция, оценка. Личностные: оценивание усваемого содержания. |
Динамическая пауза (этап физической зарядки) Цель: сменить вид деятельности. |
Релаксационное упражнение. Послушайте загадку: «Солнце печет, липа цветет, рожь поспевает. Когда это бывает?» (Летом.) Представьте, что сейчас лето, наши руки и лица греет ласковое солнышко. (Дети имитируют расслабление.) Солнышко спряталось, стало прохладно, сожмитесь в комочек. (Дети напрягаются.) Опять засветило солнышко, нам тепло, приятно. (Дети показывают расслабление и удовольствие.) Повторяется несколько раз. |
Учащиеся выполняют упражнение |
Личностные: установка на здоровый образ жизни и ее реализация на уроке. |
Первичное закрепление с комментированием во внешней речи. Цель: применение нового знания в типовых заданиях. |
Объяснительный диктант: Вставь на месте пропусков Н или НН, пользуясь опорной таблицей Кожа…ый портфель, жизне…ый вопрос, лимон…ый напиток, жестя…ая кружка, мысле…ый взор, тыкве…ое семя; царстве…ый жест, торфя…ые болота, мыши…ый писк, песча…ый берег, тума…ый день, стекля…ый шар, берестя…ой ковш, глиня…ая ваза, витами…ый набор, ветре…ый день; льви...ое семейство, тополи...ый пух, травя…ой покров, таинстве…ый шорох. |
Учащиеся выполняют упражнение, выделяют орфограммы |
Коммуникативные УУД 1. Свободно излагать свои мысли в устной форме в выбранном стиле. 2. Адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач. 3. Взаимодействовать в группе, осуществлять речевой самоконтроль. 4. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.
Познавательные УУД 1. Владеть разными видами аудирования. 2. Представлять информацию в разных формах (текст, таблица). 3. Устанавливать аналогии. |
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Цель: самопроверка умения применять новые знания в типовых условиях. |
Учитель предлагает учащимся поработать в рабочей тетради к учебнику М.Т.Баранова Упражнения 69,70,72 По окончании - взаимопроверка |
Учащиеся выполняют самостоятельную работу. Выделяют изучаемую орфограмму.. |
ТОУУ Самостоятельно выполнять работу, производить самоконтроль в процессе работы и взаимооценку по окончании выполнения. |
Рефлексия. Цель: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания. |
- Поставьте себе оценку за проделанную работу на уроке. Продолжите предложения: Я сегодня себя могу похвалить за … Мне необходимо поработать над … Упр. 286 или 287 (по выбору учащихся). |
Учащиеся отвечают на поставленные вопросы, продолжают предложения |
Познавательные: рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Личностные: самооценка, адекватное понимание успеха или неуспеха в УД. Коммуникативные: уметь слушать и понимать речь других. |