Урок русского языка в 6 классе «Правописание Н и НН в именах прилагательных»
Пояснительная записка к презентации
Тема урока: «Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных».
Цели урока:
знакомство с правилом правописания Н и НН в прилагательных, образованных от имен существительных;
развивать орфографическую зоркость, формирование умения выбирать Н и НН в суффиксах прилагательных;
воспитывать любовь и уважение к русскому языку
Ожидаемые результаты
Личностные:
ученик осознаёт необходимость проведённой на уроке работы для дальнейшего обучения.
Метапредметные:
Познавательные:
ученик способен построить произвольное и осознанное речевое высказывание;
ученик может построить логическую цепь рассуждений;
ученик может выдвигать гипотезы и их обоснование;
Коммуникативные:
ученик может планировать свою деятельность;
ученик способен с достаточной точностью выражать свои мысли.
Регулятивные:
ученик может осуществлять целеполагание; может осуществлять коррекцию действий.
Предметные
ученик применяет знания правильного написания Н и НН в суффиксах отымённых прилагательных;
ученик правильно производит морфемный анализ слов.
Задачи урока:
познакомить учащихся с правописанием -н-, -нн- в суффиксах прилагательных.
научить правильно писать прилагательные с одной и двумя буквами н.
рассуждать, устно и письменно объяснять условия выбора одной и двух букв н в суффиксах прилагательных.
Эпиграф
Будь внимателен:
Каждый шаг может привести
тебя к открытию.
Кумор Лешек
Ход урока
Организационный момент. Приветствие. (1 слайд эпиграф)
Подготовительный этап
Мотивация (2 слайд)
Знаете ли вы, что такое ОТКРЫТИЕ?
Как вы думаете, легко ли сделать открытие?
Кто может сделать открытие? Какие люди? ( смелые, умные, трудолюбивые)
А вы делали для себя когда-нибудь открытие?
Сегодня на уроке у каждого из вас будет такая возможность. Для этого мы должны выдвигать предположения и ни в коем случае не бояться даже самой трудной ситуации. Сегодня мы попробуем свои силы в роли настоящих ученых, готовящихся к настоящему открытию. У вас на столах лежат маршрутные листы, которые вы будете заполнять во время урока. Запишите дату.
Актуализация изученного.
Повторение изученного материала: фронтальный опрос, выполнение заданий
Ребята, скажите, пожалуйста, как называется раздел науки в русском языке, который изучает части речи (Морфология)
Какую часть речи мы изучаем? Что мы знаем об этой части речи?
А)«Подскажи словечко» (3 слайд)
Часть речи, обозначающая признак предмета и отвечающая на вопросы какой, какая, чей называется __( прилагательное ).
Прилагательные согласуются ____ ( с существительными ).
Правописание окончаний прилагательных следует проверять ____( по вопросу ).
По значению прилагательные делятся на __ ( качественные, относительные, притяжательные ).
Прилагательные имеют две формы ___( полную и краткую ).
Качественные прилагательные имеют сравнительную и превосходную _________( степени сравнения ).
Самый распространённый способ образования прилагательных _ ( суффиксальный ).
по 2 примера прилагательных разных разрядов ( по рядам)
( качественные – хмурый, таинственный; относительные – ледяные, стеклянные; притяжательные – гусиные, утиные)
Б)Работа с текстом (4 слайд)
Хорош3 русский зимний лес зимою4. В тихий зимний день выйдешь в лес на лыжах. Лежат под деревьями глубокие и чистые сугробы. Над лесными тропинками согнулись под тяжестью инея стволы молодых деревьев. Сорвется такая белая шапка с вершины высокой ели, рассыплется серебристой3 лёгкой пылью…
Спят высокие сосны. Синеватые тени их стройных стволов лежат на белых сугробах.
(Соколов- Микитов)
Тема и идея текста (Описание зимнего леса. Автор восхищается красотой природы зимой)
Докажите, что перед вами текст (тема, идея, стиль, автор, абзацы, план, можно озаглавить, предложения связаны по смыслу и стоят в определенной последовательности )
Определите стиль текста (художественный)
Определите тип речи (описание)
Назовите отличительную черту текста-описания (наличие в тексте прилагательных)
Какова роль прилагательных в тексте (делают речь образной, выразительной)
Прилагательные каких разрядов вам встретились в тексте (качественные, относительные). Перечислите их (качественные – хорош, тихий, глубокие, чистые, молодых, белая, высокими, синеватые, стройных; относительные – русский, зимний, ) В какой форме употреблены имена прилагательные в тексте (полной и краткой – хорош)
Задание выполняется у доски (пока класс работает с текстом)
Хорош3 русский зимний лес зимою4. (повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространенное)
(лес) хорош – (каков?) имя прилагательное, обозначает признак предмета
Н.ф.- хороший
Постоянные признаки: качественное
Непостоянные признаки: краткая форма, единственное число, мужской род
(каков?) Хорош
(пылью) серебристой – (какой?) имя прилагательное, обозначает признак предмета
Н.ф. – серебристый
Постоянные признаки: относительное
Непостоянные признаки: единственное число, женский род, Творительный падеж
(пылью) (какой?) серебристой
В)Ребята, какие способы образования имен прилагательных вы знаете? (суффиксальный, приставочный, сложение) приведите примеры (ситцевый, синеватый, неправильный, предобрый, русско-немецкий, железнодорожный)
Что перед вами изображено? (слайд 5)
После корня он стоит
Перед окончанием.
Его я если заменю,
Другое слово получу.
(Ответы детей – суффикс)
- ев - - ов - - ист - - ит - - овит- - к - - ск - - оват- - тельн - - чив - - ин - - ан - - ян - - енн - - онн - - н –
Правильно, это суффикс - часть слова (морфема), которая находиться после корня и служит для образования новых слов.
Г) Образуй словосочетание. Замените словосочетания существительное + существительное на словосочетания существительное + прилагательное (слайд 6,7 )
Решетка из чугуна - Чугун-н-ая решетка
Повидло из клюквы - Клюкв-енн-ое повидло
Шляпка из соломы - Солом-енн-ая шляпка
Замок из льда - Лед-ян-ой замок
Перо гуся - Гус-ин-ое перо
Ложка из серебра - Серебр-ян-ая ложка
Дом из дерева - Дерев-янн-ый дом
Посмотрим, с помощью чего образованы эти прилагательные. От какой части речи образованы эти прилагательные? Какие же суффиксы образовали эти слова? (Суффиксы –н-, -енн-, -ян-, -янн-, -ин-)
С какой же проблемой мы столкнулись?
Когда пишется Н, а когда НН в суффиксах прилагательных?
Давайте попробуем сформулировать тему нашего урока. Правописание Н и НН в суффиксах имен прилагательных.
Изучение новой темы
Работа в группах
Маршрутный лист
1. Станция « Исследователь ».
Материалы для наблюдения: соловей – соловь- ин –ый (суффиксальный способ), сон – сон – н –ый (суффиксальный способ)
Гус-ин-ый туман- н-ый
Земл-ян-ой революции-онн-ый
Песч-ан-ый клюкв-енн-ый
Задания для анализа предложенного словарного ряда:
Выделите суффиксы прилагательных.
Какие значения имеют эти суффиксы?
Какой суффикс всегда ударный?
В чём сложности правописания этих суффиксов?
Сравните слова в столбиках.
2. Станция « Теоретик».
Образуйте прилагательные от данных существительных, сделайте вывод о правописании –Н- и –НН- Используйте материал для наблюдений.
1группа Кожа, серебро, лебедь, зверь, телефон, старина, государство,
станция
2 группа Осень, песок, дерево, серебро, утро, традиция, лебедь, невежество
3 группа Старина, мужество, кость, пчела, глина, солома, станция, ветер
4 группа Нефть, лекция, чувство, тыква, лошадь, дрова, олово, лимон
Группы выступают. Подводим итог. Формулируем правило
Правило
-НН- в суффиксах прилагательных пишется:
1. на стыке образующей основы на –Н- и суффикса –Н-;
2. в прилагательных, образованных от существительных с помощью суффиксов –ОНН- и –ЕНН-. Исключения: ветреный, свиной, юный.
-Н- пишется в прилагательных:
1. с суффиксами –АН-,-ЯН-;
2. с суффиксом –ИН-. Исключения: стеклянный, оловянный, деревянный.
Обучающиеся сравнивают собственные выводы с теоретическими материалами, обращаются к учебнику, составляют опорный конспект в тетрадях, затем проверяют себя по образцу:
Алгоритм (слайд 8)
Н и НН в суффиксах прилагательных
Определи, от какой части речи образовано слово
От существительного
Да
Определи, какой суффикс прибавлен к основе?
-онн, -енн, -н -ан, -ян, -ин
Да Да
Пиши - НН Пиши – Н
Исключения: ветреный, Исключения: стеклянный,
но (безветренный) оловянный, деревянный
(слайд 9,10 слова-исключения)
Оценочно –рефлексивный этап. Применение новых знаний в практической учебной деятельности.
3. Станция « Практик ». (слайд 11)
Слово учителя:
Здесь вы можете проверить свои умения применять правило на письме. Вам предлагается выбрать задание первого или второго уровня и выполнить его в тетради. Время выполнения заданий - 3 минуты.
Задания 1 уровня
Вставьте пропущенные буквы, выделите суффиксы
а). утре..ий, мыши..ый, кури..ый, бесчувств..ый
б). кожа..ый, пламе..ый, оловя..ый, каме..ый
в). жестя..ой, це..ый, дли..ый, дли..ый
Задания 2 уровня
Вставьте пропущенные буквы, распределите слова на два столбика: 1) – н- ; 2) – нн-
Революцио…ый, орли…ый, восторже…ый, овся…ый, шерстя…ой, обеде…ый, оловя…ый, кожа…ый, деревя…ый, звери…ый, торфя…ой, экскурсио…ый, письме…ый, стекля…ый, авиацио…ый, песча…ый, костя…ной, обыкнове…ый.
Задания 3 уровня
Образуйте прилагательные от существительных, объясните графически выбор –Н- и –НН-
а).береста, чугун, глина, клюква;
б). лимон, кость, кухня, телефон;
в).журавль, петух, дерево, серебро.
Задания 4 уровня
Словосочетания сущ. + сущ. Замените на сущ. + прилаг., выделите суффиксы имен прилагательных
Изделие из серебра, солдатик из олова, ремень из кожи, песня соловья, шкурка от лимона, кувшин из глины, мука из ржи, свитер из шерсти, дорожка из песка, морс из клюквы.
Правописание н –нн в кратких прилагательных. Ребята, мы с вами рассмотрели правописание н-нн в суффиксах полных прилагательных. А сколько же н пишется в суффиксах кратких прилагательных? (слайд 12)
Краткая форма прилагательных имеет столько же –Н сколько и полная Ценная вещь – вещь ценна Ветреная погода – погода ветрена |
|
Различай |
|
Масляный Разведённый на масле, работающий на масле (печенье, двигатель) Соляной Состоящий из соли (столб) Ветряной (двигатель, оспа) связанный с движением |
Масленый Намазанный маслом, пропитанный маслом (блин, руки, каша) Солёный Содержащий соль (каша) Ветреный (День, человек ) связанный с ветром |
Учащиеся узнают, что краткая форма как полная: ценная вещь – ценна, ветреная погода –ветрена.
Обращаю внимание ребят на правописание слов ветреная – ветряная.
Правописание этих слов зависит от значения. Попутно знакомлю и с другими такими словами: масляный – масленый, соляной – солёный.
Закрепление изученного материала (слайд 13,14)
Вставьте пропущенные буквы, объясните правописание
Чугу…ая решётка, ветре…ый день, багря…ые закаты, гуси…ые лапки, маши…ое отделение, болезне…ое чувство, дикови…ое происшествие, стари…ые часы, ю…ое лицо, ледя…ая гора, холсти…ый мешок, петуши…ые бои, жестя…ая коробочка, жизне…ая драма, величестве...ая колонна, лебеди…ая песня
V. Подведение итогов урока.
1. Прочитайте цели урока.
2. Как вы считаете, цели урока достигнуты?
Рефлексия (слайд 15)
Как бы вы оценили результаты своей работы на уроке:
а) я всё понял, могу этот материал объяснить другому;
б) я сам всё понял, но объяснить другому не возьмусь;
в) для полного понимания мне нужно еще все повторить;
г) я ничего не понял
Домашнее задание:составить таблицу с опорным материалом по изученной теме; выписать имена прилагательные из художественных текстов и распределить по столбикам Н и НН.
/data/files/s1538301239.pptx (Правописание Н и НН в именах прилагательных)