Урок русского языка в 6 классе «Правописание Н и НН в именах прилагательных»
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
Тип урока: Урок открытия нового знания
Тема: Правописание Н и НН в именах прилагательных
УМК: под ред. В.В.Бабайцевой
Класс: 6
Приложение к уроку №1 – Презентация к уроку
Цели:
- деятельностные: развивать коммуникативные способности обучающихся (способность участвовать в речевом общении; обобщать изученный материал; строить рассуждение, обосновывать свою точку зрения), развивать регулятивные УУД (самоконтроль, коррекция), воспитывать стремление к речевому самосовершенствованию, интерес к изучению языка.
-содержательные: формировать навык написания Н и НН в суффиксах имён прилагательных, умение находить в тексте слова с заданной орфограммой, видеть условия выбора орфограммы; развивать умение обрабатывать информацию, учить аргументировать свою точку зрения.
Этап |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
УУД |
||||
1) Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности. |
Приветствует учеников, создаёт условия для включения в учебную деятельность. Прозвенел звонок – начинаем урок. Смотрим друг на друга, улыбаемся и за дело принимаемся. А начать урок я предлагаю загадками. Вы любите загадки? Я приготовила для вас два ребуса (сл. 1-2 - Прил. 1) Попробуем отгадать? В случае затруднения помогает наводящими вопросами. Случайно ли я вам задала именно эти ребусы? Какое отношение они имеют к нашему уроку. |
Приветствуют учителя и друг друга.
Отгадывают ребусы: прилагательное, орфография.
Высказывают предположения: изучаем имя прилагательное, слово «орфография» говорит о том, что будем изучать правописание прилагательных. |
Л.–развитие познавательных интересов, учебной мотивации
П. – развитие логического мышления
П.- построение речевого высказывания в устной форме |
||||
2) Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии. |
Организует работу с текстом (Прил. 2) - У вас на столах лежат распечатки текста.. Внимательно прочитайте текст. О чём он? Какова его основная мысль? - Слова какой части речи помогают увидеть это замечательное зимнее утро? А что вы уже знаете об имени прилагательном? Проводит игру «Подскажи словечко» - Часть речи, обозначающая признак предмета и отвечающая на вопросы какой, чей, называется… - Прилагательные зависят от… и согласуются с ними… (как?) - Правописание окончаний прилагательных надо проверять… - По форме прилагательные могут быть полные и … - По значению прилагательные делятся на разряды: … Выпишите из текста имена прилагательные, распределяя их по разрядам.
Организует взаимопроверку выполнения работы. А теперь обменяйтесь тетрадями с соседом по парте, проверьте друг у друга выполнение работы. Оцените работу: «5» - все прилагательные выписали и без ошибок, «4» - 1-2 ошибки, «3» - 3-4 ошибки. Контролирует оценивание. |
Читают текст, отвечают на вопросы учителя.
Дополняют высказывания учителя фронтально.
Выписывают прилагательные в 3 столбика. 2 учащихся у доски выполняют задания по карточкам (Прил. 3), 1 ученик решает тест (http://testedu.ru/test/russkij-yazyik/6-klass/razryadyi-imyon-prilagatelnyix.html )
Осуществляют взаимопроверку, 1 ученик озвучивает правильный ответ. Оценивают. |
Л.– формирование ценностных отношений обучающихся П. – выделение существенной информации из текста П. - построение рассуждения
П - анализ объектов, с целью выделения признаков
К. – контроль действий партнера Р. – оценка правильности выполнения действия |
||||
3) Этап выявления места и причины затруднения. |
Фиксирует тему и цели урока. Какие орфограммы в выписанных словах вам встретились? Все ли написания вы смогли объяснить?
Как вы думаете, что мы сегодня будем изучать? Кто может назвать тему урока? (сл. 3) А какие цели мы перед собой поставим? |
Комментируют по очереди орфограммы. Делают вывод, что слова с Н и НН объяснить не могут. Формулируют тему: Н и НН в прилагательных.
Озвучивают цели урока: 1) узнать, когда пишется Н, а когда НН; 2) научиться применять правило. |
Л. – формирование границ собственного знания и незнания П.- формулирование проблемы Р.– планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей |
||||
4) Этап построения проекта выхода из затруднения. |
Организует работу в малых группах (по 4 человека). Перед вами карточки-задания (Прил.4). Я предлагаю вам побыть некоторое время учёными, исследователями. Попробуйте сделать открытие: выясните, когда следует писать одну, а когда две Н. |
Выполняют задания и обсуждают в группах. |
Р. - принятие и сохранение учебной задачи П.- анализ объектов, с целью выделения признаков, подведение под понятие. К. - общение и взаимодействие с партнерами по совместной деятельности К.- учет разных мнений |
||||
5) Этап реализации построенного проекта. |
Побуждает к высказыванию результата работы групп. Я вижу, у вас есть какие-то идеи. Выберите представителя от группы, который расскажет классу о ваших идеях. Организует проверку гипотез. Вы хорошо поработали. А теперь проверим, какие ваши предположения верны, а какие ошибочны, и составим в тетрадях таблицу «Правописание Н и НН в прилагательных». (Демонстрирует интерактивную таблицу «Н и НН в прилагательных» сл. 4)
Легко запомнить правило вам помогут стихи-запоминалки (сл. 5): Онн, енн – пиши два Н; ан, ян, ин – пиши Н один! А чтобы запомнить слова-исключения, посмотрите на окно: в окне стеклянное стекло, деревянная рама и оловянные шпингалеты и ручки. |
Представители групп высказывают свои гипотезы.
Проверяют свои предположения, оформляют в тетради таблицу:
Повторяют 3 раза. |
П. – построение монологического высказывания П. – построение рассуждения в форме связи простых суждений.
П.– использование схем, таблиц для решения задачи
Л - развитие познавательных интересов, учебных мотивов |
||||
6) Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи. |
Акцентирует внимание на графическом обозначении орфограммы. Правило всем понятно? Давайте откроем учебники на с. 154 и посмотрим, как обозначается орфограмма. Нацеливает на выполнение творческого задания. Хочу предложить вам интересное, творческое задание. Я буду произносить словосочетания «сущ. +сущ.», а вы их должны преобразовать в словосочетания типа «прил. +сущ.». Например, плащ мамы – мамин плащ. А чтобы не ошибиться в написании одной или двух Н, обозначайте новую орфограмму графически. Диктует, контролирует выполнение задания. Пальто из кожи, мешок из полотна, яйцо курицы, кофта из шерсти, трели соловья, платье из льна, часы из серебра, грива льва, островок из песка, клюв утки, ведро из жести, портфель из кожи, шар из стекла, настил из травы, хлеб из ржи, ограда из камня, краски на масле, склад для дров, яд змеи, забор из дерева. Организует физминутку Мы немного устали, и я объявляю музыкальную паузу. Давайте встанем из-за парт и немного подвигаемся под весёлую песенку. Я вас приглашаю на передачу «Радионяня». Есть такая радиопередача, её ещё слушали ваши бабушки и дедушки и называли передачей для детей от 8 до 80 лет, потому что учиться никогда не поздно. Можете подпевать ведущим (сл.6). Организует коллективную работу с интерактивным тренажёром «Грибная полянка». Отдохнули? А теперь я вас хочу пригласить в лес за грибами. Поможем девочке Оле грибов набрать. Если будете правильно отвечать на вопросы, грибы сами в корзинку прыгать будут. |
Рассматривают запись орфограммы, образец записывают в тетради.
Записывают полученные словосочетания, комментируя по цепочке и обозначая орфограмму в прилагательных.
Двигаются под музыку, подпевают.
Отвечают фронтально: называют букву (буквы) и обосновывают выбор. |
П.– установление причинно– следственных связей
Р.- принятие и сохранение учебной задачи
К.– адекватное использование речевых средств для решения коммуникативных задач
Л.- развитие познавательных интересов, учебных мотивов
К. – формулирование собственного мнения |
||||
7) Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону. |
Даёт задание на поиск в тексте слов с изучаемой орфограммой (сл.7). Коллективно вы работаете хорошо. Проверим, как вы самостоятельно справитесь с заданием. Прочтите текст и выпишите прилагательные в 2 столбика: с одной и с двумя Н. Организует самопроверку (сл.8). Проверьте себя по ключу и оцените, насколько хорошо вы справились с этим заданием. Контролирует оценивание. Проводит экспресс-тест. Есть у меня магический квадрат (Прил. 5), который поможет вам проверить свои знания. Я буду диктовать слова, а вы записывайте только буквы – Н или НН – в ячейки квадрата. Всего 9 слов, заполняйте по рядам: первый ряд, затем второй и третий. Диктует. Свиной, оловянный, ветреный; багряный, кожаный, ржаной; ,гусиный, клюквенный, серебряный. А теперь соедините клеточки с одной Н. Что видите? У кого буква Н получилась, может смело поставить себе «5». Контролирует оценивание. |
Выбирают и распределяют в 2 столбика прилагательные.
Осуществляют самопроверку и самооценку.
Заполняют ячейки.
Соединяют ячейки, проверяют, оценивают. |
Р.– планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей П.- самостоятельное создание способа решения проблемы
Р. – оценка правильности выполнения действия
Л.- развитие учебной мотивации
П. - владение рядом общих приемов решения задач
Р – контроль и оценка процесса и результатов деятельности |
||||
8) Этап включения в систему знаний и повторения. |
Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности (приём «Я учитель»). Ребята, мы хорошо поработали сегодня, и, я думаю, что вы поняли новый материал настолько, что и сами сможете уже объяснить эту тему тому, кто плохо усвоил правописание Н и НН. Кто хочет немного побыть учителем? |
2-3 ученика выступают в роли учителя: объясняют правописание Н и НН с опорой на таблицу (сл. 9). |
Л.- развитие «Я- концепции» К – построение монологического высказывания |
||||
9) Этап рефлексии учебной деятельности. |
Обеспечивает положительный настрой на конечный результат деятельности на уроке. Ребята, мне с вами сегодня понравилось работать. И в конце урока хотелось бы узнать ваше мнение об уроке. Можно попросить помощи у дерева, оно подскажет вам некоторые слова, если вы затрудняетесь (сл. 10). Достигли ли мы целей, поставленных в начале урока, как вы считаете? Даёт комментарий к домашнему заданию. Теперь я уверена: с домашним заданием вы все справитесь без труда. Запишите задание на дом: Упр. 414, Т. - §105 и на выбор: практическое задание П. – упр. 414 или творческое задание - сочинить лингвистическую сказку про Н и НН (сл. 11). Производит оценивание деятельности обучающихся на уроке. Вы весь урок оценивали себя и товарищей. Кто оценил себя на «5» три и более раза? Поставьте себе за урок «5» Кто оценил себя на «4» и «5», поставьте себе за урок «4». Завершает урок. Прошу всех встать, посмотреть друг на друга, улыбнуться. Урок закончен. Успехов вам! |
Высказывают своё мнение. Соотносят цели и результат.
Записывают домашнее задание.
Оценивают свою деятельность на уроке. |
Р – контроль и оценка процесса и результатов деятельности К – формулирование собственного мнения
П – построение речевого высказывания в письменной форме
Л.- самооценка личности |
Использованные ресурсы:
https://botan.cc/prepod/russkii_yazyk_literatura/osllh7ha.html
http://testedu.ru/test/russkij-yazyik/6-klass/razryadyi-imyon-prilagatelnyix.html
https://infourok.ru/kartochki-k-uroku-russkogo-yazika-klass-1180872.html
Легоцкая Вера Сергеевна
Надежда Владимировна Кучмина
Ефимова Алла Ивановна
Надежда Владимировна Кучмина
Светлана Лушникова (Кузнецова)
Надежда Владимировна Кучмина
Валентина
Федяева Татьяна Геннадьевна
Хвойнова Наталья Михайловна
Надежда Владимировна Кучмина
Селиванова Галина Геннадьевна