Разработка урока на тему «Н и НН в именах прилагательных»
Урок открытия новых знаний в технологии деятельностного метода
Предмет: русский язык. 6 класс Учитель: Палаухина Н.Г.
Учебник: «Русский язык. 6 класс», Москва, «Просвещение», 2011 г., автор: М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова.
Название раздела, темы: Морфология. Прилагательное.
Тема урока: «Н-НН в суффиксах прилагательных, образованных от существительных»
Цели урока:
1. Образовательные: познакомить учащихся с условиями выбора орфограммы «Правописание суффиксов прилагательных».
2. Практические: совершенствовать умения писать слова с изученной орфограммой; формировать орфографическую зоркость.
3. Воспитательные: воспитывать чувство уважения и любви к Родине, природе, чувство прекрасного, приобщить к музыке, живописи, совершенствовать читательский вкус.
4. Развивающие: обогащать словарный запас учащихся; обучать сравнению, умению выделять главное, систематизировать, объяснять понятия; развивать творческие способности учащихся.
Тип урока: урок изучения новых знаний и способов действий
Планируемые результаты:
познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, выбор наиболее эффективных способов решения задач, структурирование знаний;
личностные УУД: установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, самоопределение;
регулятивные УУД: целеполагание, планирование, оценка результатов работы, внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;
коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Средства обучения: компьютер, проектор, учебник, карточки- задания, алгоритм;
Методы и приемы: словесные, наглядно – практические, проблемного изложения, самоконтроля.
Сценарий урока
1.Мотивация к учебной деятельности.
Эпиграф урока: «Под лежачий камень вода не течет».
Слайд. - Как вы понимаете смысл пословицы (применительно к учебной деятельности)?
- Над какой темой работали? Чем занимались на последнем уроке?
Слайд
На прошлом уроке я узнал(а)… Думаю, что эти знания помогут мне… |
2. Актуализация знаний и пробное учебное действие.
Слайд.
Преобразуйте словосочетания по схеме «прилаг. + сущ.» по образцу Образец: Сумка из холста –холщовая сумка Вода из ключа, платье из ситца, воротник из песца, бумага с глянцем, фигура из песка, шляпка из соломы |
Слайд.
Проверка выполнения задания Ключевая вода Ситцевое платье Песцовый воротник Глянцевая бумага Песчаная фигура Соломенная шляпка |
3. Выявление причины и места затруднения.
- Как справились с заданием? Возникли ли затруднения? Где? Почему?
- А кто написал правильно? Можете ли объяснить, почему надо писать именно так?
- Почему испытывали затруднения? (не можем…, не знаем….)
- Чего мы не знаем?
- Значит, какова тема урока? (Н и НН в именах прилагательных)
- Сформулируйте цель урока, опираясь на тему. Используйте опору.
Слайд.
Знать: правило о написании Н и НН в прилагательных ; Уметь: правильно писать Н и НН прилагательных |
4. Построение проекта выхода из затруднения.
- Тема есть, задачи поставлены. Наблюдение над словами.
Слайд
Образуйте прилагательные от существительных и выделите словообразовательные суффиксы: сон – соННый станция - станциоННый солома - соломеННый утка - утиНый песок - песчаНый нефть- нефтяНой |
- Какие предположения о написании Н и НН возникли?
- Теперь в соответствии с нашими наблюдениями сформулируйте правило (в устной форме), строя фразу следующим образом: «В прилагательном пишется Н, если….;
В прилагательном пишется НН, если ….
- Проверим себя по учебнику (с.133, анализ правила)
.
5. Реализация проекта (в группах, фиксация НЗ в речи и знаково – эталон, алгоритм; решение задачи, вызвавшей затруднение)
- Попробуем создать опорный конспект (работаем в группах) и представить его.
(После проговаривания во внешней речи эталон представляется учителем).
- Как будем применять правило? Каков алгоритм, последовательность действий?
- Вернемся к месту затруднения: песчаная фигура, соломенная шляпка. Объясняем правописание.
6. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи – всеми, в парах).
- Потренируемся в применении нового правила и поучимся формулировать условия написания Н и НН в прилагательных. ( 1-й пример разбираем вместе)
Задание №1: Докажите, что все прилагательные образованы от существительных и в них по правилу нужно писать столько Н, сколько написано.
Образец: картинная галерея (картина + н )
Шерстяное одеяло, гусиный крик, пенсионный возраст, петушиный гребень,, утиный пух, лунный свет, клюквенный морс, телефонный разговор. |
Задание №2: Вставьте Н или НН, обозначьте орфограмму. Проверьте по эталону.
Лебеди_ый, авиацио_ый, глиня_ый, осе_ий, травя_ой, бето_ый, стекля_ый, государстве_ый, лимо_ый, глуби_ый. |
(Задание выполняется на карточках)
Самопроверка по эталону (слайд)
ЛебедиНый, авиациоННый, глиняНый, осеННий, травяНой, бетоННый, стекляННый, государствеННый, лимоННый, глубиННый. |
Динамическая пауза.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
I вариант
1. Вставьте на месте пропусков буквы Н или НН
1. кури…ый |
7. ути…ый |
13. лет…ий |
2. деревя…ый |
8. серебря…ый |
14. тума…ый |
3. чугу…ый |
9. лебеди…ый |
15. шерстя…ой |
4. песча…ый |
10. ветре…ый ( день) |
|
5. голуби…ый |
11. мыши…ый |
|
6. глиня…ый |
12. лимо…ый |
Самооценка: «5» - 0 – 1 ошибка; «4» - 2-3 ошибки; «3» - 4-5 ошибок.
8. Включение в систему знаний и повторение.
-Чтобы выполнить следующее задание, нужно вспомнить правило правописания Не с прилагательными.
Слайд
Вовсе (не)со(н,нн)ый человек, очень (не)интерес(н,нн)ая книга, отнюдь (не)радост(н,нн)ая весть, (не)глиняный, а песча(н,нн)ый берег. |
Слайд: Самопроверка
Вовсе не сонный человек, очень неинтересная книга, отнюдь не радостная весть, не глиняный, а песчаный берег |
Домашнее задание: П.56, ОК. № 321.
9. Рефлексия деятельности (Фиксация нового знания; рефлексия учебной деятельности: затруднения, цель, результат; самооценка деятельности на уроке)
Слайд:
Итоги урока Наши цели: Мы смогли |
Слайд:
Оцени свои знания - Мне все было понятно и в моей работе нет ошибок. - Мне все было понятно, но в моей работе 1 -2 ошибки. - Я многое не понял (не поняла) и допустил (допустила) много ошибок. - Я ничего не понял (не поняла), у меня не было правильных ответов вообще. |