Разработка урока на тему «Н и НН в именах прилагательных»

0
0
Материал опубликован 5 November 2016

Урок открытия новых знаний в технологии деятельностного метода

Предмет: русский язык. 6 класс Учитель: Палаухина Н.Г.

Учебник: «Русский язык. 6 класс», Москва, «Просвещение», 2011 г., автор: М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова.

Название раздела, темы: Морфология. Прилагательное.

Тема урока: «Н-НН в суффиксах прилагательных, образованных от существительных»

Цели урока:

1. Образовательные: познакомить учащихся с условиями выбора орфограммы «Правописание суффиксов прилагательных».

2. Практические: совершенствовать умения писать слова с изученной орфограммой; формировать орфографическую зоркость.

3. Воспитательные: воспитывать чувство уважения и любви к Родине, природе, чувство прекрасного, приобщить к музыке, живописи, совершенствовать читательский вкус.

4. Развивающие: обогащать словарный запас учащихся; обучать сравнению, умению выделять главное, систематизировать, объяснять понятия; развивать творческие способности учащихся.

Тип урока: урок изучения новых знаний и способов действий

Планируемые результаты:

познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, выбор наиболее эффективных способов решения задач, структурирование знаний;

личностные УУД: установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, самоопределение;

регулятивные УУД: целеполагание, планирование, оценка результатов работы, внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Средства обучения: компьютер, проектор, учебник, карточки- задания, алгоритм;

 

Методы и приемы: словесные, наглядно – практические, проблемного изложения, самоконтроля.

Сценарий урока

1.Мотивация к учебной деятельности.

Эпиграф урока: «Под лежачий камень вода не течет».

Слайд. - Как вы понимаете смысл пословицы (применительно к учебной деятельности)?

- Над какой темой работали? Чем занимались на последнем уроке?

Слайд

На прошлом уроке я узнал(а)…

Думаю, что эти знания помогут мне…

2. Актуализация знаний и пробное учебное действие.

Слайд.

Преобразуйте словосочетания по схеме «прилаг. + сущ.» по образцу

Образец: Сумка из холста –холщовая сумка

Вода из ключа, платье из ситца,

воротник из песца, бумага с глянцем,

фигура из песка, шляпка из соломы

Слайд.

Проверка выполнения задания

Ключевая вода

Ситцевое платье

Песцовый воротник

Глянцевая бумага

Песчаная фигура

Соломенная шляпка

3. Выявление причины и места затруднения.

- Как справились с заданием? Возникли ли затруднения? Где? Почему?

- А кто написал правильно? Можете ли объяснить, почему надо писать именно так?

- Почему испытывали затруднения? (не можем…, не знаем….)

- Чего мы не знаем?

- Значит, какова тема урока? (Н и НН в именах прилагательных)

- Сформулируйте цель урока, опираясь на тему. Используйте опору.

Слайд.

Знать: правило о написании Н и НН в прилагательных ;

Уметь: правильно писать Н и НН прилагательных

4. Построение проекта выхода из затруднения.

- Тема есть, задачи поставлены. Наблюдение над словами.

 

Слайд

Образуйте прилагательные от существительных

и выделите словообразовательные суффиксы:

сон – соННый

станция - станциоННый

солома - соломеННый

утка - утиНый

песок - песчаНый

нефть- нефтяНой

- Какие предположения о написании Н и НН возникли?

- Теперь в соответствии с нашими наблюдениями сформулируйте правило (в устной форме), строя фразу следующим образом: «В прилагательном пишется Н, если….;

В прилагательном пишется НН, если ….

- Проверим себя по учебнику (с.133, анализ правила)

.

5. Реализация проекта (в группах, фиксация НЗ в речи и знаково – эталон, алгоритм; решение задачи, вызвавшей затруднение)

- Попробуем создать опорный конспект (работаем в группах) и представить его.

(После проговаривания во внешней речи эталон представляется учителем).

- Как будем применять правило? Каков алгоритм, последовательность действий?

- Вернемся к месту затруднения: песчаная фигура, соломенная шляпка. Объясняем правописание.

6. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи – всеми, в парах).

- Потренируемся в применении нового правила и поучимся формулировать условия написания Н и НН в прилагательных. ( 1-й пример разбираем вместе)

Задание №1: Докажите, что все прилагательные образованы от существительных и в них по правилу нужно писать столько Н, сколько написано.

Образец: картинная галерея (картина + н )

Шерстяное одеяло, гусиный крик, пенсионный возраст, петушиный гребень,, утиный пух, лунный свет, клюквенный морс, телефонный разговор.

Задание №2: Вставьте Н или НН, обозначьте орфограмму. Проверьте по эталону.

Лебеди_ый, авиацио_ый, глиня_ый, осе_ий, травя_ой, бето_ый, стекля_ый, государстве_ый, лимо_ый, глуби_ый.

(Задание выполняется на карточках)

Самопроверка по эталону (слайд)

ЛебедиНый, авиациоННый, глиняНый, осеННий, травяНой, бетоННый, стекляННый, государствеННый, лимоННый, глубиННый.

Динамическая пауза.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

I  вариант


 

1. Вставьте на месте пропусков буквы Н или НН


 

1. кури…ый

7. ути…ый

13. лет…ий

2. деревя…ый

8. серебря…ый

14. тума…ый

3. чугу…ый

9. лебеди…ый

15. шерстя…ой

4. песча…ый

10. ветре…ый ( день)

 

5. голуби…ый

11. мыши…ый

6. глиня…ый

12. лимо…ый


 

Самооценка: «5» - 0 – 1 ошибка; «4» - 2-3 ошибки; «3» - 4-5 ошибок.

8. Включение в систему знаний и повторение.

-Чтобы выполнить следующее задание, нужно вспомнить правило правописания Не с прилагательными.

Слайд

Вовсе (не)со(н,нн)ый человек,

очень (не)интерес(н,нн)ая книга,

отнюдь (не)радост(н,нн)ая весть,

(не)глиняный, а песча(н,нн)ый берег.

Слайд: Самопроверка

Вовсе не сонный человек,

очень неинтересная книга,

отнюдь не радостная весть,

не глиняный, а песчаный берег

Домашнее задание: П.56, ОК. № 321.

9. Рефлексия деятельности (Фиксация нового знания; рефлексия учебной деятельности: затруднения, цель, результат; самооценка деятельности на уроке)

Слайд:

Итоги урока

Наши цели: Мы смогли

Слайд:

Оцени свои знания

- Мне все было понятно и в моей работе нет ошибок.

- Мне все было понятно, но в моей работе 1 -2 ошибки.

- Я многое не понял (не поняла) и допустил (допустила) много ошибок.

- Я ничего не понял (не поняла), у меня не было правильных ответов вообще.

 

 
Комментарии
Комментариев пока нет.