Публикация «Проектная деятельность: рекомендации молодому специалисту»

7
0
Материал опубликован 4 December 2021 в группе

О. А. Уманец

Проектная деятельность: рекомендации молодому специалисту

Перед молодым педагогом, пришедшим в учебное учреждение, ставятся многочисленные задачи. Среди них – осуществление проектной деятельности с обучающимися 9-х и 10-11 классов, которая заканчивается публичной защитой.

Как уверенно пройти по этому пути молодому специалисту и провести по нему с достойным результатом обучающихся, выбравших его как руководителя проекта?

«Всему, что необходимо знать, научить нельзя, учитель может сделать только одно – указать дорогу» (Ричард Олдингтон) [1]

Чтобы указать дорогу ученику, надо самому по ней пройти. Другими словами, наставник должен разбираться в том, что такое дорога под названием «Проект», а что такое дорога под названием «Исследование». Часто эти два вида деятельности не различаются педагогами.

Таблица №1 Различие проектной и учебно-исследовательской деятельности

Проектная деятельность

Учебно-исследовательская деятельность

Проект направлен на получение конкретного запланированного результата — продукта, обладающего определёнными свойствами и необходимого для конкретного использования.

В ходе исследования организуется поиск в какой-то области, формулируются отдельные характеристики итогов работ. Отрицательный результат - тоже результат.

Реализацию проектных работ предваряет представление о будущем проекте, планирование процесса создания продукта и реализации этого плана.

Результат проекта должен быть точно соотнесен со всеми характеристиками, сформулированными в его замысле.

Логика построения исследовательской деятельности включает формулировку проблемы исследования, выдвижение гипотезы (для решения этой проблемы) и последующую экспериментальную или модельную проверку выдвинутых предположений.

Ограничен во времени.

В результате исследования возникают новые вопросы, ответы на которые можно получить при проведении дальнейшего изучения.

Проектный путь:

t1638603516aa.png[2]

Исследовательский цикл:

t1638603516ab.png[2]

«Идеи представляют собой стержень мира мыслей» (Френсис Шеффер)[3]

Поиск идей для проекта отдельная тема. Прекрасно, когда ученик приходит к руководителю и предлагает свой вариант. Зачастую дети ожидают, что им преподаватель предложит какие-то варианты, из которых можно было бы выбрать то, на что откликнулось сердце или мозг. Поэтому любой учитель должен иметь заранее подготовленный список идей для проектов. Где их найти? Рецепт очень простой: много читать! Читать и записывать мимолётные мысли в специальный блокнот, чтобы не дать им вспорхнуть и улететь, а в последствии превратить в продукт. Что же читать и где читать? Лучше воспользоваться материалами тематических конференций, книжных фестивалей, университетских журналов, научно-образовательных порталов, базой данных научных публикаций, вебинаров для педагогов по проектной деятельности.

На этом отрезке пути возникает такое препятствие как плагиат. Именно от позиции руководителя, от его системы ценностей зависит, как к этой проблеме будет относиться наставляемый. Необходимо транслировать уважение к интеллектуальной собственности, как своей, так и чужой. И тогда проект имеет возможность стать уникальным именно для ребёнка. Однажды вкусив удовольствие от интеллектуальной победы, человек не захочет спускаться в нишу бездействия. Так будут достигаться не только предметные и метапредметные результаты, но и личностные. Борьба за уникальность и против плагиата - работа над ценностями молодого поколения. Ради этого и организуется проектная деятельность.

«Что делать?»

Вечный философский вопрос «Что делать?» требует ответа в начале проектной деятельности. Ответ на него поможет понять, правильно ли сформулирована тема, над которой хочется поработать. Возможна ли работа по данной теме? Бывает так, что ученики предлагают темы, которые не предполагают никакого продукта, кроме компиляции. Их надо отсеивать. Своеобразным ситом для проверки темы проекта и выбора продукта может послужить список продуктового результата, который можно предложить детям.

Таблица №2 Виды продуктового результата проектной работы [4]:

Продукт

Направления проектной деятельности

Социальный,

прикладной

Творческий

Информа-ционный


Исследова-тельский

Конструк-торский,

инженерный

Газета

+

+

+



Буклет

+


+

+


Листовка

+


+

+


Компьютерная анимация

+

+



+

Реклама

+

+

+



Экскурсия

+

+

+



Серия иллюстраций


+

+

+


Мультимедийный продукт

+

+

+


+

Журнал

+


+



Видеофильм

+

+

+

+


Анализ соц. опроса




+


Макет


+


+

+

Веб-сайт

+

+

+



IT- продукт

+

+



+

Карта

+





Игра

+

+




Коллекция


+




Модель

+

+


+

+

Прибор

+

+


+

+

Путеводитель

+


+



Справочник

+


+



Сценарий


+




Сказка


+




Стихотворение


+




Стенд

+

+

+



Музыкальное произведение


+




Реконструкция

+

+

+

+

+

Викторина

+


+




«Планы - это мечты знающих людей» (Э.Фейхтерслебен)

Составление плана – это дорожная карта ученика и руководителя, которая позволит прийти из пункта «А» в пункт «В». Планов может быть несколько, они могут и должны корректироваться. Первый план - это крупные периоды проектной деятельности с прописанными сроками выполнения:

1. Этап определения (выбор темы, цели, постановки задач).

2. Этап определения продукта, критерия результативности, определение доступных ресурсов.

3. Этап составления плана работы.

4. Этап обзора литературы.

5. Этап создания продукта.

6. Этап оформления пояснительной записки проекта.

7. Этап подготовки презентации и доклада для защиты проекта.

8. Этап защиты проектных работ обучающихся 9-х/ 10-11-х классов. [5]

t1638603516ac.png

Рис. №1 Этапы планирования проектной деятельности

Внутри каждого блока тоже может быть мини-план для решения поставленных задач. Важно, чтобы руководитель вместе с наставляемым создали план работы, чтобы по нему идти. План, как компас, помогает не сбиться в пути и прийти вовремя к пункту назначения «Защита проекта».

А дальше – консультирование. Нельзя оставлять ребёнка один на один с проектом. Для этого лучше составить расписание встреч, чтобы они были систематическими, чтобы промежутки времени между общениями не были длительными.

Помните советы психологов, например:

1. «Если ребенку трудно, и он готов принять вашу помощь, обязательно помогите ему. При этом возьмите на себя только то, что он не может выполнить сам, остальное предоставьте делать ему самому. По мере освоения ребенком новых действий постепенно передавайте их ему.
2. Завтра ребенок будет делать сам то, что сегодня он делал с вами, и именно благодаря тому, что это было «с вами». Зона дел «вместе» — это золотой запас ученика, его потенциал на ближайшее будущее.» [6]

Не все дети – отличники, не все самоактуализирующиеся личности, а значит, надо быть готовым идти с учеником по пути «Проект» в разных позициях: идти впереди, вместе, позади, наблюдая со стороны. Если школьник не имеет опыта проектной деятельности, с низким уровнем обученности, используйте тактику:

- я делаю, ты смотришь;

- вместе делаем;

- ты делаешь, я смотрю;

- ты делаешь сам.

Результат проектной деятельности обогатит как педагога, так и обучающегося. Учитель не отстанет от развития информационного образовательного пространства, овладеет новыми образовательными технологиями, повысит эффективность учебно-воспитательного процесса.

Ученик получит возможность делать что-то интересное, используя индивидуальные творческие возможности, приложит свои знания, принесёт пользу, покажет публично достигнутый результат и приобретёт бесценный опыт самообразования, саморегуляции и коммуникации.


Литература:

1. Frazy.su. Пятьдесят лучших фраз про учителей. [Электронный ресурс] URL: https://frazy.su/28533-citaty-ob-uchitele-i-pedagogicheskoy-professii/

2. Кузнецова Е.В., Бахарев И.В., Марков В.Л., Матвеев К.В., Седёлкин М.А., Сковородкин Д.А., Смирнов И.А., Фёдоров В.В. Проектная деятельность в образовании [Электронный ресурс]// DOCPLAYER URL: https://xn----7sbabi1azfdeybc2jva.xn--p1ai/data/documents/2_1_proektnaya_deyatel_nost_v_obrazovanii.pdf

3. 477 красивых цитат об идеях [Электронный ресурс]// BBF URL: https://bbf.ru/quotes/?page=3&tag=5945

4. Шлапокова П. С. Курс повышения квалификации о проектной и исследовательской деятельности. [Электронный ресурс]// Онлайн-школа Фоксфорд URL: https://foxford.ru/teacher-dashboard

5. Леонтович А. В. Курс повышения квалификации о проектной и исследовательской деятельности 2016г., 2019 г. [Электронный ресурс]// Онлайн-школа Фоксфорд URL: https://foxford.ru/teacher-dashboard

6. Гиппенрейтер, Ю. Б. Общаться с ребёнком. Как?/ Ю. Б. Гиппенрейтер–М.: АСТ: Астрель, 2010.- 238 с., ил.




в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.