Наглядные методы на уроках литературного чтения, как средства обучения и познания.

0
0
Материал опубликован 4 June

Наглядные методы на уроках литературного чтения, как средства обучения и познания.


В основе наглядных методов обучения лежит один из важнейших принципов дидактики – принцип наглядности, который находит своё отражение в применении на уроках разнообразных наглядных пособий.

Как писал Я. А. Коменский: «Пусть будет для учащихся золотым правилом: всё, что только можно, представлять для восприятия чувствам, а именно: видимое – для восприятия зрением, слышимое – слухом, запахи – обонянием, подлежащее вкусу – вкусом, доступное осязанию – путём осязания.

Начало познаний необходимо, всегда вытекает из ощущений (нет ничего в уме, чего ранее не было бы в ощущениях). А потому, следовало бы начинать обучение не со словесного толкования о вещах, но с реального наблюдения над ними. И только после ознакомления с самой вещью пусть идёт о ней речь, выясняющая дело более всесторонне».

Виды наглядности по линии возрастания их абстрактности можно, согласно концепции Т. А. Ильиной, разделить на:

естественную наглядность (предметы объективной реальности);

экспериментальную (опыты, эксперименты);

объёмную (макеты, фигуры);

изобразительную (картины, фотографии, рисунки);

звуковую (аудиозаписи);

символическую и графическую (карты, графики, схемы, формулы);

внутреннюю (образы, создаваемые речью учителя).

Наглядность обучения является важным дидактическим прин­ципом, согласно которому обучение строится на конкретных обра­зах, непосредственно воспринимаемых учащимися. На уроках литературного чте­ния имеются неисчерпаемые возможности применения нагляднос­ти во всех ее видах

непосредственное наблюдение окружающей жизни на экс­курсиях;

изучение коллекций, гербариев, макетов, муляжей и т.п.;

просмотр кино- и диафильмов;

рассматривание художественных картин и репродукций, ил­люстраций;

слушание музыки и грамзаписей текстов в исполнении ма­стеров художественного слова.

Кино- и диафильмы не должны подменять чтение художествен­ного текста. Они используются на уроках в виде фрагментов при повторном чтении для иллюстрирования или в целях подготовки к пересказу, а также в обобщающей беседе для пояснения анализи­руемого теста. Но при чтении научно-популярных статей диафильм, совпадающий с материалом чтения, предшествует чтению текста или соединяется с ним по этапам.

Репродукции и иллюстрации часто применяются на уроках чте­ния.

Иллюстрация - (от лат illustratio - освещение, наглядное изображение), изображение, сопровождающее, дополняющее и наглядно разъясняющее текст (рисунки, гравюры, фотоснимки, репродукции и т.п.), собственно как область искусства - изобразительное истолкование литературного и научного произведения. В строгом значении термина к иллюстрации следует относить произведения, предназначенные для восприятия в определенном единстве с текстом (то есть как бы непосредственно участвующие в процессе чтения)

По данным последних исследований специалистов РАН, 80% младших школьников относятся к визуальному типу восприятия, т.е. наиболее доступным источником информации для них является изображение. Это означает, что занятия, на которых учитель работает с иллюстративным материалом, более эффективны для обучения и развития обучающихся.

Основные дидактические функции учебных иллюстраций:

1) Иллюстрация может работать как пояснение текста.

2) Иллюстрация может заменить основной текст, самостоятельно раскрыть содержание учебного материала. Такой способ его представления способствует развитию у школьников аналитических навыков, развивает умение составлять развёрнутое высказывание на основе сжатого материала.

3) Иллюстрация призвана помочь выразить мысль, компенсировать то, что трудно выразить словами.

4) Иллюстрация может помочь ученику понять неизвестные слова, обозначающие предметы и явления.

5) Учебная иллюстрация должна воспитывать позитивное отношение к жизни, к окружающей действительности, уважение к своей стране, её святыням.

Учебные иллюстрации  являющиеся (или изображающие) произведениями изобразительного искусства (художественные иллюстрации, репродукции) позволяют :

1) развивать у учащихся наглядно-образное мышление;

2) способствуют развитию коммуникативных умений, совершенствованию речи школьников;

3) раскрывают (расширяют, уточняют) содержание текста;

4) помогают понимать и запоминать теоретические сведения;

5) раскрывают познавательные и воспитательные функции текста;

6) помогают осваивать практические навыки.

При подготовке к чтению картина используется для ознаком­ления с исторической обстановкой, новыми явлениями, для объяс­нения новых слов. На этапе анализа или при обобщении картина способствует восприятию содержания текста. Но при этом требует­ся достаточно времени, чтобы картина была воспринята в целом, разобраны ее компоненты, выяснена ее идея:

выяснение фактического содержания картины (Кто, что изображено?);

беседа по картине, в ходе которой выясняются характеры героев и средства их изображения;

чтение отрывков текста, соответствующих содержанию картины.

Иллюстрации к тексту используются обычно для заданий по вы­борочному чтению, составлению плана, подготовке пересказа, обоб­щению. Но урок чтения не следует перегружать демонстрацией на­глядных пособий, чтобы не снизить роль самого литературного тек­ста. Иллюстрация — это

наглядное изображение того, что описано в тексте. В методической литературе выделяют четыре функции иллюст­рации: просветительскую, наглядности, художественную, воспитатель­ную. Постоянное внимание ко всем сторонам иллюстрации постепен­но способствует воспитанию у ребенка верного вкуса, художествен­ного чувства, помогает ему осмыслить и осознать прочитанное.

При подготовке к уроку с использованием иллюстраций учи­тель должен уяснить для себя, что выбрал художник в литератур­ном произведении для своих иллюстраций, на чем сосредоточил основное внимание, мимо чего прошел, чем это можно объяснить, как художник использовал различные графические и живописные средства. Кроме того, учителю необходимо ясно представлять себе, какую методическую задачу он будет решать с их помощью.

Работу с иллюстрацией можно организовать на различных эта­пах урока: возможно привлечение иллюстраций в процессе перво­начального знакомства с текстом, чаще при анализе художествен­ного произведения, а также при обобщении. Основными методи­ческими приемами работы с иллюстрациями в школе являются беседа, рассказ учителя, которые сопровождаются словесным и гра­фическим рисованием. Выделяют следующие моменты в работе силлюстрациями: рассматривание изображения самими учащимися, затем вопросы учителя:

— Что изображено на переднем плане, дальше, на втором плане?

— Что мы видим в центре, слева, справа?

— Что самое важное, существенное?

— Какую мысль выразил художник?

— Какие приметы жизни, события, явления представил?

— Как подчеркнул, выделил героя?

— Какие средства для этого использовал: цвета, размер, фор­мы и т.д.?

При анализе произведения иллюстрации используются в рабо­те над отдельным эпизодом. При этом уместны такие вопросы:

— Какой момент действия отражен на этой иллюстрации?

— Какие герои показаны и в какой обстановке?

— Как передано художником внутреннее состояние героев?

— В чем художник следует тексту, а в чем отступает от него? Почему?

Иллюстрации к отдельным эпизодам произведения, а также иллюстрации-пейзажи могут быть использованы для развития речи учащихся: по ним можно построить связный устный рассказ или выполнить несложную письменную работу. Можно предложить уча­щимся изобразить другие эпизоды из произведения.

Работа с иллюстрациями при рассмотрении образов-персона­жей позволяет подтвердить графическим изображением то пред­ставление о литературном герое, которое сложилось или готово сло­житься у учащихся после чтения. Беседу о действующем лице пос­ле рассматривания иллюстрации организуем так:

— Кто изображен на рисунке, из чего это видно?

— Какие черты характера, внешнего облика, отмеченные писа­телем, удалось передать художнику?

— Как художник использует графические средства для харак­теристики персонажа?

В своей работе я применяю следующие виды фронтальной и самостоятельной работы с иллюстративным материалом :

нахождение ответов на вопросы связанные с иллюстративным материалом (объяснить название, определить характер героя, настроение, как автор добился такого эффекта, подобрать свое название и т.п.);

сравнение и сопоставление схожего по теме сюжета у разных авторов;

работа с рисунком, схемой по плану, предложенному учителем;

подбор картинок (рисунков) на заданную тему или составление к ним  вопросов для остальных учащихся;

работа с фрагментом картины: какое место занимает в картине, что хотел этим подчеркнуть автор, выбор цвета и т.п. ;

самостоятельное заполнение схем, таблиц по прочитанному материалу;

подбор пословиц и поговорок к рисунку (иллюстрации);

подбор ключевых слов (терминов) по изображенному;

составление кроссвордов, ребусов, соотнесений с использованием иллюстративного материала;

заполнить таблицу (схему) иллюстрациями (картинками);

определить «звучание» картины (Какие звуки можно услышать при рассмотрении этой картины?);

«вхождение в картину» (Что бы вам хотелось совершить, сделать, если бы вы попали в эту картину?);

жизненные ассоциации (привести пример из жизни, из собственного жизненного опыта);

цветовое выражение своего восприятия (нарисуй свои ощущения, покажи цветом, что ты чувствуешь и т.п.);

составление синквейна;

составление фотоколлажа.

В.А. Сухомлинский считал, что первое важнейшее умение в начальной школе – умение наблюдать, удивляться, думать о том, чему ты удивился и рассказать об этом. При работе с иллюстрациями учителю важно не заострять внимание на биографии автора (фотографа, художника), т.к. детям интересно то, что они видят в данную минуту, то, что изображено. Дети живут чувствами: вижу и слышу. Пусть рассматривают, рассуждают, отстаивают свое мнение. Учителю важно направлять мысли детей, а не навязывать свое суждение. Он создает на уроке атмосферу учебного сотрудничества, не оценивает ответы детей во время дискуссии ни словом, ни взглядом, т.к. все мнения и высказывания детей во время работы ценны. В результате этого у детей исчезает страх ошибки, боязнь, что его мнение не соответствует мнению учителя, активизируется познавательная деятельность младших школьников.

Многоплановая роль иллюстрации, используемая учителем на уроках чтения, способствует развитию мышления, речи, вообра­жения у детей.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации