Приёмы и методы, помогающие повысить мотивацию на уроках литературного чтения

1
0
Материал опубликован 17 November 2020 в группе

Зеленкова Е.И.

учитель начальных классов

МБОУ «Кировская СОШ №2



Приёмы и методы, помогающие повысить мотивацию на уроках

на уроках литературного чтения

Учебная мотивация - это сложное, системное образование, состоящее из познавательных и социальных мотивов учения. Формирование учебной мотивации можно назвать одной из центральных проблем современной школы. В соответствии с Федеральным

государственным образовательным стандартом начального общего образования одним из базовых требований к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования, является готовность и способность к саморазвитию, формирование мотивации к обучению и познанию. Доказано, что мотивация школьников – один из критериев эффективности педагогического процесса.

Формирование учебной мотивации начинается в младшем школьном возрасте. В этот период главной задачей педагогов является поддерживать стремление и желание учиться у младших школьников. В младшем школьном возрасте становление учебной мотивации идёт путём смещения акцентов с социальных на познавательные мотивы, с дальнейшим укреплением их в качестве ведущих.

На уроках литературного чтения я использую способы и приёмы, которые позволяют формировать и развивать мотивацию. Эти приёмы могут быть использованы и на других предметах.


Приёмы формирования мотивации

1. Психофизическая тренировка, эмоциональный настрой на урок

-Я рада вновь видеть ваши лица, ваши глаза. И думаю, что сегодняшний урок принесет нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удачи! С каким настроением вы начинаете урок? "Просигнальте" мне, пожалуйста. (Дети поднимают карточку - "настроение" в виде смайлик.)


2. Приём «Светофор»

«Светофор» — это всего лишь длинная полоска картона, с одной стороны красная, с другой — зеленая.

ФОРМУЛА: при опросе ученики поднимают «светофор» красной или зеленой стороной к учителю, сигнализируя о своей готовности к ответу.

Красный сигнал означает «Я не знаю!» Это — сигнал тревоги.

Зелёный сигнал — «Знаю!»


3. Приём «Лист защиты»

Перед каждым уроком, всегда в одном и том же месте, лежит “Лист защиты”, куда каждый ученик без объяснения причин может вписать свою фамилию и быть уверенным, что его сегодня не спросят


4. Приём «Кто играет в прятки?»

На листке написаны буквы. Но среди случайного набора букв вдруг появляются слова. Дети находят и узнают, кто же играет с ними в прятки: звери, птицы, насекомые, растения, грибы и т.д.

Пралисатьмлосьздкуенотх

Ншмельромухавпекуосагорлпчелаи


5. Приём «З-Х-У»

Благодаря этому приёму можно составить комментарий к любому тексту.

З – что мы знаем, Х – что мы хотим узнать, У – что мы узнали, и что нам осталось узнать.


6. Приём «Задай вопрос автору».

До изучения произведения и после, о чём спросили бы автора.


7. Приём «Создай паспорт».

Приём составления обобщенной характеристики изучаемого явления по определенному плану. Может быть использован для создания характеристик: на литературном чтении – героев литературных произведений. Опорные слова для паспорта выбираются самими школьниками. Например, паспорт из произведения Ю.Олеши «Три толстяка»:

Паспорт

Имя – Тибул

Создатель – А. Волков

Прописка – сказочная повесть «Три толстяка»

Внешний вид – красивый юноша

Личные качества – смелый, мужественный, отважный.


8. Приём «Рюкзак»

Используется чаще всего на уроках после изучения большого раздела. Суть - зафиксировать свои продвижения в учебе, а также, возможно, в отношениях с другими. Рюкзак перемещается от одного ученика к другому. Каждый не просто фиксирует успех, но и приводит конкретный пример. Если нужно собраться с мыслями, можно сказать "пропускаю ход".


9. Приём «Удивляй»

Учитель находит такой угол зрения на изучаемый материал, при котором даже обыденное становится удивительным. Речь идет о постановке проблемы на уроке, а точнее, о создании ситуации противоречия и ее осознании учениками.


10. Приём «Раскадровка»

При чтении сказки дети карандашом или фломастером рисуют «мультик» – схематичное изображение событий, происходящих в сказке. Таким образом, на основе обобщённого восприятия, дети могут увидеть и понять логику сюжета. Перечисляя события, изображённые в «мультике», дети усваивают план пересказа.


11. Приём «Да-Нет»

Суть приёма сводится к разгадке некоторой тайны, заданной ведущим. Для этого дети должны задавать ведущему вопросы. Единственное ограничение: вопрос должен быть таким, чтобы ведущий мог ответить «Да» или «Нет». Благодаря этому тренингу вырабатывается умение осмысленно задавать вопросы по сюжету.


12. Приём «Хорошо – плохо»

Определяем для кого «хорошо», а для кого «плохо». Чем «хорошо» и чем «плохо».


13. Приём «Загадалки»

Проанализировав произведение можно предложить детям составить «Загадалки» про героев этого произведения. За основу берётся модель: «кто-то сделал что-то, и получилось это», «кто-то был каким-то, и случилось что-то». На основе мини-исследований, которые проводятся детьми по сюжету произведений, составляется копилка черт героев, паспорта самого произведения и его героев, паспорта волшебных предметов.


14. Приём «Характеристика»

Охарактеризуйте своих героев используя только прилагательные.

Например, сказка Г.Андерсена «Дюймовочка»

Дюймовочка -маленькая , красивая и хрупкая; мать Дюймовочки - добрая и тихая; Жаба и ее сын - страшные и уродливые; Майский жук -важный и самоуверенный.

Если бы у вас была возможность стать героем этой сказки, кем бы вы хотели стать и почему?!


15. Приём «Интервью»

Ребята составляют вопросы герою произведения.


16. Приём «Три подсказки»

Назовите фамилию писателя, используя три подсказки.

Кто это?

1 Получил блестящее образование.

2 Участвовал в войне 1812 года.

3 Всю жизнь воспитывал племянника, занимался творчеством.

( Это Антоний Погорельский – Алексей Алексеевич Перовский)


17. Приём «Мозговой штурм»

Проводится на начальных этапах урока, когда за короткий промежуток времени важно получить как можно больше ответов, идей.


18. Приём «Тонкие и толстые вопросы»

Перед изучением учебного текста учащимся формулируется целевая установка: составить к тексту список вопросов. Иногда целесообразно оговорить их количество и содержание.

«Тонкие вопросы» требуют простого, однозначного ответа. «Толстые» вопросы - это проблемные вопросы, предполагающие неоднозначные ответы.

Вопросы

1 Вопрос по содержанию. (Какое увлечение было у Маленького принца?)

2 Вопрос о характере героя, его переживаниях, поступках и их мотивах.

( Каким был Нильс до путешествия? )

3 Вопрос – «почемучка».

( Почему Алиса превращалась то в большую, то в маленькую? )


19. Приём «Создание ситуации успеха»

Технологические операции создания ситуаций успеха:

1. Снятие страха («Мы все пробуем и ищем, только так может что-то получиться»; «Контрольная работа довольно легкая, этот материал мы с вами проходили»).

2. Авансирование успешного результата («У вас обязательно получится»; «Я даже не сомневаюсь в успешном результате»).

3. Скрытое инструктирование младшего школьника в способах и формах совершения деятельности («Возможно, лучше всего начать с...»; «Выполняя работу, не забудьте о...»).

4. Внесение мотива («Без твоей помощи твоим товарищам не справиться...» ).

5. Персональная исключительность («Только тебе я и могу доверить...»; «Ни к кому, кроме тебя, я не могу обратиться с этой просьбой...» ).

6. Мобилизация активности или педагогическое внушение («Нам уже не терпится начать работу...»; «Так хочется поскорее увидеть...» ).

7. Высокая оценка детали («Больше всего мне в твоей работе понравилось...»; «Наивысшей похвалы заслуживает эта часть твоей работы» ).


20. Игровые приёмы

На уроках провожу разнообразные игры.

1) Игра«Крестики-нолики».

Можно играть в команде или индивидуально.

Правила игры просты: для того, чтобы поставить свой знак на поле, необходимо правильно ответить на вопрос. В одиночной игре знак играющего – крестик. Соответственно неверный ответ – нолик.

В командной игре одновременно могут играть две команды. Игроки по очереди ставят на свободные клетки поля3*3 знаки (одна команда ставит крестики, другая всегда нолики. Первый ход делает команда «Крестики». Команда, выстроившая в ряд 3 свои фигуры по вертикали, горизонтали лил диагонали, выигрывает. Однако нет смысла прерывать игру, лучше доиграть до конца, тогда посчитать очки и по количеству знаков на поле.

2) Игра «Гонка за лидером»

-Я думаю у каждого из вас в этой сказке есть любимый отрывок. Откройте учебник и найдите его. Предлагаю поиграть в игру «Гонка за лидером» Напомните, как проходит эта игра? ( Лидер начинает читать отрывок, класс пытается найти его и подстроится за чтением « лидера», по сигналу ведущего «гонка» прекращается.)

3)Игра «Лото»

На столе лежат шесть конвертов с вопросами. Играющие по очереди выходят к столу и бросают шестигранный кубик с точками на гранях от 1 до 6. Ведущий достаёт вопрос из того конверта, цифра которого совпала с цифрой на грани кубика. Время на размышление – 5 секунд. Правильно ответивший на вопрос получает жетон и имеет право выйти к столу ещё раз. Неответивший участник садится на мксто и может продолжить игру только среди зрителей. Зрители тоже активно играют: тот, кто первый поднял руку и правильно ответил, также получает жетон. По второму и так далее разу выходят к столу бросать кубик только те, у кого уже есть жетоны. Выигрывает тот, кто первым соберёт 6 жетонов.

4) Игра «Герои книг приходят в гости»

Необходимо угадать литературного героя по его ответам на вопросы, задаваемые членами команды. Чем меньше прозвучит вопросов, тем больше баллов заработает команда. Максимально допустимое количество вопросов – 8. Отвечающий от лица героя во время ответа на вопросы находится за ширмой. При ответе он должен избегать имён собственных. В заключении, подтверждая или опровергая версию игроков, герой выходит из своего укрытия. При этом необходимо продемонстрировать деталь костюма и произнести фразу, которая характерна для данного персонажа и напоминает сюжет произведения. При выставлении оценки жюри учитывает: количество вопросов, их логику, интуицию игроков.

Примерные вопросы герою:

1 Автор произведения – русский писатель или зарубежный?

2 Герой книги – взрослый или ребёнок?

3 Герой произведения мужского или женского пола?

4 Герой произведения положительный или отрицательный?

5 Где он живёт?

6 Чем он занимается?

7 Каково его окружение?

8 Последний вопрос должен быть очень конкретным. Например, для Вольки Костылькова: «Это тот самый герой, который освободил из заточения старика Хоттабыча?»


21. Приём «Синквейн»

Правила написания синквейна:

-1 строка - тема (одно существительное);

-2 строка - описание предмета (два прилагательных);

-3 строка - описание действия предмета (три глагола);

- 4 строка - фраза из четырех слов, выражающая отношение к предмету;

- 5 строка - синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы (одно слово).

(Пример: Повесть Интересная, увлекательная Читать, узнавать, воображать Я восхищаюсь мудрой повестью Это зеркало жизни!)



Методы формирования мотивации

1. Метод «Соревнование»

Это метод, при котором естественная потребность школьников к соперничеству направляется на воспитание нужных человеку и обществу свойств. Соревнуясь между собой, школьники быстро осваивают опыт общественного поведения, развивают физические, нравственные, эстетические качества.

В классе проводим соревнования: «Мы – читатели», «Знаток книги», «Самый активный читатель», «Лучшая иллюстрация».


2. Метод «Создание проблемной ситуации»

Создание проблемной ситуации возможно через формулирование проблемных вопросов, задач, заданий поискового характера. На каждом из этапов урока можно использовать проблемные вопросы: вопросы, адресованные ученикам, в которых сталкиваются противоречия; вопросы, требующие установления сходства и различия. Чем менее очевидно это различие или сходство, тем интереснее его обнаружить; вопросы по установлению причинно-следственных связей. Открытие каждой причины - шаг к более глубокому пониманию.


3. Метод проектов

Проектная деятельность представляет собой развёрнутую структуру учебной деятельности. Возможные продукты проектной деятельности младших школьников: журнал, книжка-раскладушка, памятка, тест по теме, презентация, сочинение рассказа, сказки, коллаж, стенгазета, сувенир-поделка, инсценирование.


Коллективные формы обучения

Формированию мотивации младших школьников к учебной деятельности, на мой взгляд, способствует использование в учебно - воспитательном процессе коллективных форм обучения. Формы коллективной учебной работы обучающихся, используемые в педагогической деятельности могут быть следующими: работа в парах постоянного и сменного состава, работа в микрогруппах (тройках, четверках), работа в группах (5— 7 человек), коллективная работа (класс делится на 2-3 группы или выполняется общая для всего класса работа).


Приёмы формирования мотивации через организацию домашнего задания

1) Приём «Открытые домашние задания».

(Например, подготовить сообщение о своем домашнем питомце; просмотреть периодическую литературу, телепередачи и подготовить сообщение о любимом виде спорта).

2) Приём «Задание массивом»

Например, учитель задает прочитать рассказы Носова Н.Н. и оговаривается с детьми о количестве прочитанных рассказов и отметке.


3)Приём «Задание для любознательных»

Задание выполняется по желанию.

4) Приём «Особое задание»

Продвинутые ученики получают право на выполнение особо сложного задания. (Учитель всячески подчеркивает свое уважение к решению школьника воспользоваться таким правом.) Получение этого задания необходимо заслужить. Выполнение этого задания может длиться неделю-две в зависимости от сложности. Отметка за выполнение задания не ставится ниже «4». Отметка «4» переносится в журнал только по желанию выполнившего работу. Освобождаются ли эти учащиеся от обычных домашних заданий, решает учитель в зависимости от конкретных условий.


5) Приём «Идеальное задание»

Учитель не дает никакого определенного задания, но функция домашней работы выполняется. Младшим школьникам предлагается выполнить дома работу по их собственному выбору и пониманию.


6) Приём «Разноуровневое задание»

Можно предложить три уровня сложности домашнего задания:

- обязательный минимум. Оно должно быть абсолютно понятно и посильно для любого ученика;

- тренировочный. Его выполняют ученики, желающие хорошо знать предмет, и без особой трудности осваивают программу.

- творческий. Обычно оно выполняется на добровольных началах и стимулируется учителем высокой оценкой и похвалой. Диапазон творческих заданий широк (сочинить сказку, составить кроссворд, плакаты - опорные сигналы и др.).

Такие задания я составляю к урокам внеклассного чтения.

Так выглядит задания на тему «Сказки-несказки В.В.Бианки»

Всем:

Читайте «Чей нос лучше?»

«Кто чем поёт?»

«Чей хвост лучше?»

«Лесные домишки»

«Плавунчик»

«Красная горка»

«Первая охота»

По прочитанному составить познавательный вопрос, записать его в тетрадь.

Командам:

1команда Подготовить рассказ об авторе.

2 команда Подготовить сценку.

3 команда Подготовить вопросы по содержанию

4 команда Составить загадку- описание героя

5 команда Составить кроссворд.

Любознательным:

Сделать игровую закладку.


Приёмы формирования мотивации через самооценку, взаимную оценку

Немаловажна в формировании мотивации младшего школьника отметка. Не все дети начальных классов хорошо понимают её объективную роль. Непосредственная связь между отметкой и знаниями устанавливается лишь немногими. В связи с этим, возникает необходимость оценки деятельности так, чтобы школьник рассматривал её как показатель уровня знаний и умений.

1 «Листы самооценки»

Лист самооценки

ФИ

Высказывал предположения по теме


Составил «тонкий» вопрос»


Составил «толстый» вопрос»


Отвечал на вопросы


Составлял пересказ


итого баллов



отметка


1-2 балла – «3», 3-4 балла –«4» 5 баллов –«5»




2 «Листы взаимной оценки»

Фамилия имя

Дом. задание

Работа на уроке

Творческое задание

Прилежание

Итог



























Перечисленные выше приёмы методы формирования мотивации младшего школьника побуждают все виды познавательных мотивов, вызывают разного рода положительные эмоции от новых более «взрослых» форм работы, от новых типов взаимоотношений с учителем, создают атмосферу непринужденности и раскованности школьников на уроках, активизируют процессы целеполагания, когда школьники не боятся ставить самостоятельные цели.

Таким образом, целенаправленное и систематическое применение разнообразных форм, методов и приёмов развития учебной мотивации у младших школьников укрепляет желание детей овладевать знаниями и формирует устойчивый интерес к большинству изучаемых предметов.



Литература:

Т.Г.Галактионова. Учим успешному чтению.М.:Просвещение, 2011

В.Б. ЛебединцевН.В. Литературное чтение 1-4 классы методический инструментарий формирование ключевых умений Волгоград:Учитель, 2013

Н.В.Лободина, С.В.Ламмерт Внеклассное чтение 3-4 классы. Волгоград:Учитель, 2011

А.В.Миронов Как построить урок в соответствии с ФГОС Волгоград:Учитель, 2013



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.