Урок литературы в 11 классе «"Нам бы про душу не забыть…". Анализ рассказа "Сапожки" В.М. Шукшина»

5
2
Материал опубликован 19 November 2021 в группе

Урок литературы в 11 классе по творчеству В.М. Шукшина

«Нам бы про душу не забыть…» Анализ рассказа «Сапожки»

В. М. Шукшина


Кильмухаметова Л.М.,

учитель русского языка и литературы,

МОАУ «СОШ№86» г. Оренбурга


Цель урока: постигать законы художественного мира В. М. Шукшина, исследуя поэтику рассказа

Задачи урока:

Ι. Образовательные: познакомить учащихся с жизнью и творчеством В.М. Шукшина, с рассказом «Сапожки»»; формировать умение анализировать текст художественного произведения (проблематика, сюжетно-композиционные особенности, своеобразие художественных образов); развивать умение выражать свои мысли, оценивать поступки героев, делать выводы; формировать представление о героях произведения на основе сопоставления словесного и графического образов (иллюстраций); обогащать словарный запас с помощью художественных средств выразительности.

ΙI. Развивающие: развивать устную речь учащихся; навыки анализа образа литературного героя (умение видеть мир чувств и переживаний) и навыки сравнения героев произведения; формировать у учащихся собственное отношение к событиям и героям рассказа, способствуя развитию активной жизненной позиции, умения отстоять собственную точку зрения; развивать умение обобщать изученное.

ΙII. Воспитательные: воспитывать чуткое отношение к художественному слову; гуманное отношение к человеку; отношение к близким, к семье, к любви, как к некой высшей ценности, которая определяет духовный мир людей, воспитывать финансовую и социальную грамотность

Личностные УУД: формирование уважительного отношения к иному мнению, воспитание правильного отношения к чувствам другого человека, душевную чуткость и внимание; развитие мышления, внимания; развитие самостоятельности и личной ответственности за результаты своей деятельности, доброжелательности.

Метапредметные результаты:

– регулятивные УУД: самостоятельно формулировать тему и цели урока; иметь способность к целеполаганию;

– познавательные УУД: формировать умения осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения; излагать содержание прочитанного текста сжато, выборочно, умение инсценировать;

– коммуникативные УУД: формировать умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать; формировать умение договариваться, находить общее решение; владеть монологической и диалогической формами речи; слушать и слышать других, применение знаний в жизни.

Методы: развитее критического мышления, эвристический, частично-поисковый, метод групповой работы с текстом, метод мотивации учебной деятельности.

Приемы: диалог, комментированное чтение, фронтальный опрос, художественный пересказ, работа в группах.

Прогнозируемые результаты: учащиеся знают биографию писателя, темы, волновавшие автора, наиболее известные его произведения; определяют место В.М. Шукшина в мире современной литературы; умеют анализировать литературное произведение, обобщать и делать выводы; участвуют в беседе, используя полученные ранее знания по литературе и истории.

Тип урока: урок изучения нового материала


Ход урока

Эпиграф

Нам бы про душу не забыть...

Нам бы немножко подобрее быть...

Мы один раз, так уж случилось, живём на земле...

Но так и будьте повнимательнее друг к другу, подобрее...

В.М. Шукшин

Ι. Организационный этап

ΙΙ. Актуализация знаний

Сегодня на уроке мы поговорим о Василии Макаровиче Шукшине, удивительно талантливом и одарённом человеке – актёре, прозаике, режиссёре.

Василий Макарович говорил: «Хочется ведь что? Человека показать. Огромного, русского, настоящую силу, цельность, честность. Вот  такой вот он, человек настоящий! У него и судьба такая тяжелая, потому что он честен, открыт и говорит то, что есть».

ΙΙΙ. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности

Наверно, вам уже приходилось слышать имя Василия Макаровича Шукшина, смотреть фильмы, в которых он участвовал как актёр и режиссер. Сегодня нам предстоит познакомиться с Шукшиным - писателем, мастером короткого рассказа.

1.А каков был жизненный и творческий путь В.М. Шукшина? Вашему вниманию я предлагаю изучить презентацию, цель которой  рассказать об основных этапах жизни писателя, познакомить с основными произведениями. Ваша задача: составить хронологическую таблицу в тетрадях.

2. Беседа с опорой на новый материал.

1) Что вы узнали о личности Шукшина?

2) Как вы думаете, какой характер скрывался за простоватой внешностью этого человека?

ІV. Работа над темой урока

1.Работа с эпиграфом урока: обратимся к эпиграфу урока.

Что хотел рассказать Шукшин людям?

О чем он хотел сказать читателя?

Как в эпиграфе раскрывается основная тема творчества писателя?

Какие нравственные ценности его интересуют?

2.«Мозговой штурм» (в группах)

Задание для 1-й группы. Герои рассказов Шукшина – деревенские люди. Какие они?

Задание для 2-й группы. Охарактеризуйте деятельность В.М. Шукшина как сценариста. Какие темы и образы особенно привлекают его внимание?

Главная тема его творчества - судьба простого, русского, деревенского жителя. В небольших рассказах, очень емких по содержанию, он изображает простых людей из народа, с их неустроенным бытом, заботами и тревогами, немного чудаковатых.

3.Просмотр отрывка из кинофильма «Сапожки».

4. Решение проблемного вопроса: "Как вы понимаете фразу «Нам бы про душу не забыть…»?

Каков жанр произведения?

Автор выбрал любимый им жанр рассказа, короткого литературного произведения. Жанр предусматривает несложный сюжет, ограниченное число действующих лиц.

Перескажите сюжет. (В форме беседы.)

Сергей Духанин, шофёр, приехав в город за запчастями, зашёл в магазин и неожиданно купил дорогие для него (целых шестьдесят пять рублей) сапожки для жены. Сапожки оказались малы, их отдали старшей дочери Груше. Вот и всё?
Нет, не всё.

Рассказы Шукшина только на первый взгляд несложные, незамысловатые. То, что мы называем сюжетом, - это верхняя плёнка рассказа. (Сюжет – «ход повествования о событиях, способ развертывания темы или изложения фабулы»). За простеньким сюжетом у Шукшина – мир сложных человеческих чувств.
Итак, Сергей Духанин увидел в магазине сапожки и, как говорит автор, «потерял покой: захотелось купить такие жене». Кажется, в чём же трудность:
заплати – и бери. Однако с самого начала возникают проблемы, которые герою трудно разрешить. Дело в том, что шестьдесят пять рублей для простого деревенского шофёра – деньги немалые. Кроме того, герой не привык бросать деньги ветер. Каждая покупка в семье – событие. Крестьянская основательность и рассудительность заставляют Сергея подумать, «обмозговать». Нужны ли жене Клавдии такие сапожки? В деревне – грязь, носить их некуда, разве что раз в месяц «и наденет-то – сходить куда-нибудь». С другой стороны, Сергей понимал, что жена – в трудах и заботах – мало видела радости. Представлял, «как заблестят глаза у жены при виде этих сапожек. Она иногда, как маленькая, до слёз радуется». Слёзы радости на глазах Клавдии – это та деталь, которая сыграет свою роль в повествовании. С этого момента автор открывает композиционный круг. Слёзы на глазах Клавдии появятся в конце рассказа.

Почему рассказ называется «Сапожки»?

Для героя рассказа красующиеся на прилавке сапожки – не только красивая вещь. Это символ, это знак другой жизни, другого мира: мира мечты, желаний. Сапожки заставляют героя осмыслить свою жизнь, задуматься, для чего живёт человек? Время идёт, «сорок пять лет уже». А что успел увидеть, много ли радости было? «И так и пойдёшь к той ямке, в которую надо ложиться, - а всю жизнь чего-то ждал. Спрашивается, какого дьявола надо было ждать, а не делать такие радости, какие можно делать?»
Сапожки заставляют Сергея Духанина отвлечься от обыденности, подумать о счастье, о возможности маленького, но всё же праздника в их семье.

Так что же такое эти сапожки? Это тот кусочек красоты, который, по мнению автора, способен изменить если не мир, то хотя бы жизнь героев рассказа. Пусть будет минута – но счастья, радости.

Какова идея произведения? Что хотел автор донести до читателей?
Здесь мы подходим к понятию идеи рассказа. В.Шукшин предлагает читателю задуматься о том, что такое жизнь, из чего она складывается; что ее украшает, делает привлекательной, а что – губит, уродует. Автор задает глубинные, философские вопросы, а отвечает на них просто, ясно, взяв для осмысления маленький эпизод из жизни героев. В этом маленьком эпизоде, как в капле воды, сконцентрировались извечные проблемы бытия, которые так трудно решать. Василий Шукшин предлагает не замахиваться на необъятное: принеси радость близким, освети, как лучиком, хоть один день их жизни. Такие радости не забываются, из них и составляются лучшие воспоминания о прожитом.

Слово учителя
В процессе истолкования рассказа замечается, что Шукшин умело совмещает в своем произведении два пласта. Первый – это несложный сюжет – покупка сапожек. Второй пласт интереснее и глубже: это внутренняя жизнь Сергея Духанина, его размышления, отношение к людям. Два пласта идут в рассказе параллельно.

Как Шукшин описывает процесс покупки сапожек?

С юмором. Разговор с продавщицей, недоброй, хамоватой, всё более  раскрывает характер героя. Сергей — простой рабочий человек, не прочь иногда выпить, однако в нём есть чувство собственного достоинства, спокойная уверенность в себе. Столкнувшись с грубостью молодой продавщицы, Сергей не грубит ей в ответ. Наоборот, её несдержанность кажется ему странной: почему она не помогает ему в покупке вещи, не советует, не объясняет? „Белая ненависть" стояла в её глазах. „Больная, наверно," - пожалел Сергей. Не рассердился, не отчитал, а пожалел. Герой с юмором, неожиданным для продавщицы, обращается к ней: „Да не гляди ты  на меня, не гляди, милая, — женатый я". Сергей открыто улыбается, разговаривает по-доброму — и этим даёт отпор хамству. Такие люди идут по миру с открытым сердцем и притягивают к себе других.

Какой прием использует автор в описании данного эпизода?

Шукшин использует градацию, действие развёртывается, становясь всё более напряжённым.

5. Индивидуальные задания в группах.

Первая группа учащихся работает с фрагментом текста. Задание: перед вами классическая ситуация морального выбора, с его необходимостью принимать решение здесь и сейчас, с необходимостью принести некую жертву во имя другого. Выбору сопутствует диалог соблазна и совести. Учащимся нужно заполнить заранее подготовленную таблицу, в левую колонку которой следует выписать цитаты «голосов соблазна», пытающихся воздействовать на Сергея в его решимости подарить чудо-сапожки, а в правую самостоятельно сформулированный ответ на вопрос: «Что позволяет Сергею одолеть эти искушения?»

Вторая группа должна попытаться обнаружить богатую символику названия рассказа, ее многослойность, выделив главный смысл.

Третья группа - обратиться к личному опыту, ответив на следующие вопросы: «Возможно, вам доводилось делать подарок, по трудности сопоставимый с подарком Сергея ... Почему это делать непросто? И откуда в результате радость?»

Учащиеся зачитывают результаты. Выводы

6. Беседа

Из рассказа в рассказ у Шукшина кочуют две антагонистические пары, составляющие в совокупности два столпа, на которых зиждется шукшинское творчество. Первая - это простой человек, деревенский или не так давно переехавший в город, и человек города, набросивший на себя цивилизационные покровы из образования и культурных привычек. Эта «ошибка» города и деревни, их культурное противостояние были для автора личной болью, его ахиллесовой пятой, комплексом человека, попираемого городом. Шукшин упорно сталкивает людей этих типов и выявляет, дотошно исследует правду и неправду тех и других. А что происходит в нашем рассказе?

Речь идет о душевном превосходстве Сергея в его порыве сделать подарок жене и - высокомерии городской продавщицы. Герой попадает в ад человеческой души, погруженной в гордыню, и выбирается оттуда потрясенный, безуспешно пытаясь ответить на трудный вопрос о бытийном зле, гнездящемся в душах человеческих.

Вторая антагонистическая пара в рассказах писателя - это муж-­«чудик» и неласковая, злая жена. «Кто из них живет бытом, и только им, а кому из них доступны бытийные зовы?»

В «Сапожках» можно понять: Клавдия, хоть и далеко не самый яркий образ злой жены, но и она до поры до времени не исключение (герой побаивается ее реакции на «непрактичный» подарок и т. д.). Но происходит чудо: героиня преображается. Она ни словом ни вздохом не упрекает мужа, ругая только свою «проклятущую толстую ноженьку». Она оказалась достойной дара. Еще одно чудо.


Какие средства выразительности использует автор при описании Клавдии? Найдите их в тексте и запишите.

Автор использует в её характеристике сравнения: „она иногда, как маленькая, до слёз радуется; они с утра до ночи, как заводные; тряхнула головой, как она делала когда-то, когда была молодой". Итак, жена открыла коробку: „...из коробки выглянули сапожки". В выборе слов автор точен: „выглянули", как будто и сапожки не уверены в том, как к ним здесь отнесутся.

Какие еще средства художественной выразительности вы нашли в тексте?

Автор использует яркие эпитеты («ласково блестящую подошву, белоснежную, нежную внутрь сапожка», «белый, пушистый мирок» и др.) , олицетворение: и сапожки оживают, приобретают собственный характер. Они притягивают к себе Сергея, заставляют постоять у прилавка, выйти на улицу, встать в очередь к пивному ларьку, снова вернуться в магазин. В.Шукшин неоднократно обращается к метонимии, чтобы усилить впечатление от сказанного, вызвать определенную ассоциацию: «…она таких сапожек во сне не носила; нога-то в нём спать будет».

7. Чтение записи из рабочей тетради Шукшина чернового проекта будущего рассказа: «Как муж жене сапожки покупал. Измучился, изнервничался ... а привез - они ей не подходят. Они вместе прокляли ее толстые ноги. Горе».

Задание: найти в окончательной редакции произведения отличия приводит учащихся к главному выводу: результат покупки не горе, а радость. В семье устанавливается та гармония, которая столь редко дается отнюдь не только героям Шукшина

V. Итоги урока

Ответ на проблемный вопрос, поставленный в начале урока: Как вы понимаете фразу «Нам бы про душу не забыть…»? Мнения обучающихся.

Правильный ли выбор сделал герой рассказа, купив сапожки на огромную сумму?

Сапожки принесли в дом не горечь разочарования, а то чувство, что именуется любовью. Сапожки - это любовь.

С детства нас учат бережно относиться к своим финансам. Герой рассказа всю получку потратил на сапожки для жены. Можно ли осуждать героя за его поступок?

Никакие деньги не заменят чувства любви и радости. Важно иметь душевное богатство, нежели владеть огромными деньгами. Нет ничего лучше и прекраснее в мире, как простое человеческое тепло и доброта. Поэтому герой поступил правильно, сделав выбор в пользу преподнесения радости своей жене. Раз в жизни можно порадовать себя и своих близких, но не забывать о правильном расходовании денег.


Заключительное слово учителя

Мне очень хочется верить, что вы смотрите на мир неравнодушными глазами и видите то, о чем должна болеть душа у любого нормального человека. «Нам бы про душу не забыть ..Нам бы немножко подобрее быть… Мы один раз, так уж случилось, живем на земле… Но так и будьте повнимательнее друг к другу, подобрее…»


VI. Домашнее задание

1.Подготовить индивидуальные сообщения

2. Прочитать рассказ «Чудик»




Использованная литература

1. Арефьева И.Н., Фрик М.В. Литература 20 века на уроках русского языка. – М.; ФОРУМ, 2006. – с.339-342

2. Красовский, В.Е. Литература. Для поступающих в вузы и подготовки к ЕГЭ / В.Е. Красовский, А.В. Леденев; под общей редакцией В.Е. Красовского. – М.: АСТ: СЛОВО: Полиграфиздат, 2011. – 736 с. 3. Литература. 11 класс. Учебник в 2 ч. Под ред. Журавлева В.П. 17-е изд. - М.: Просвещение, 2012. Ч.1 - 399с.; Ч.2 - 455с.

3. Фильм «Сапожки» https://www.youtube.com/watch?v=wExbdi8re-8


​​​​​​​


презентация "Жизнь и творчество Шукшина
PPT / 2.52 Мб

 


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Большое спасибо за работу!

19 November 2021

Спасибо! Никогда не брала этот рассказ на урок. Надо исправить положение.

20 February 2022