Урок русского языка в 7 классе «Наречие как часть речи»

2
2
Материал опубликован 7 October 2017

Тема урока: Наречие как часть речи.

Цели урока: обучающие: 1) повторить и пополнить сведения о наречии, полученные

учащимися ранее; формировать умение определять значение наречий, их

морфологические признаки и синтаксическую роль; учить находить

наречия в тексте;

2) орфография: правописание безударных гласных в корне слова, нн в

причастиях, проверяемых согласных;

3) пунктуация: знаки препинания при причастном и деепричастных

оборотах, однородных членах;

4) развитие речи: роль наречий в тексте как средства выразительности;

развивающие: развивать все виды памяти, внимание, логическое

мышление учеников;

воспитывающие: прививать интерес к работе с наречием как средством

выразительности речи, к урокам русского языка.

Ход урока:

1.Организационный момент.

2.Проверка домашнего задания.

На двух предыдущих уроках мы выполняли контрольную работу по теме

«Деепричастие» и работу над ошибками. А сегодня начнем изучать новую тему,

но сначала выполним синтаксический разбор предложения.

Поэт горячо аплодировал, радостно переговариваясь с молодыми

людьми, окружавшими его.

(Устно дается характеристика предложения, объясняется пунктуация в

предложении).

3.Изучение нового материала.

Словарный диктант

Сейчас, сегодня, вправо, влево, вперед, вверх, медленно, справа, слева, вскоре,

здесь, издалека, отовсюду, никогда.

- Какими частями речи являются записанные слова?

- Как вы это определили?

( Учащиеся перечисляют вопросы, на которые отвечают наречия (где? когда?

откуда? почему? как?, вспоминают , что наречие – неизменная часть речи,

доказывают это (повернул вправо, поверни вправо, повернешь вправо).

Задания классу.

- Разберите по составу наречия медленно, вправо.

- Подберите наречия с корнями верх, перед, прав, лев.

(Вверх, сверху, вверху; впереди, вперед; справа, вправо, направо; слева, влево,

налево.) Обозначьте их состав.

- Что важно помнить о правописании наречий?

 

У: Наречие – очень сложная по правописанию часть речи, в некоторых наречиях

приставки пишутся раздельно, например: на лету, без умолку, с разбегу; в других

– через дефис, например: по – видимому.

Чтобы усвоить правила правописания наречий, надо уметь узнавать их в

тексте, отличать от других частей речи, в чем – то с наречием сходных. Но

сначала надо научиться определять наречие как часть речи. Это цель

сегодняшнего урока и нескольких следующих.

2. Запись темы урока.

У: Ребята, какое наречие вы услышали в моих последних фразах?

(Сначала надо научиться.)

Открывается записанный на доске текст.

Работа с текстом.

 

Вот солнце к…снулось тихой воды у берега. Восходя всё выше, оно

благословляет, греет оголен…ую, озябшую землю.

Я вид…л восход солнца в этом месте десятки раз, и всегда (передо) мною

рождался новый мир, по новому красивый.

У: Вставьте пропущенные буквы в словах, объясняя условия выбора орфограммы.

- Объясните знаки препинания, графически обозначая условия их подстановки.

- Прочитайте выразительно текст. Как можно его озаглавить? Какова его

главная мысль?

(солнце это жизнь).

- Каково лексическое значение глагола благословляет?

1. Напутствовать. 2. Воздать благодарность кому – то. 3. У религиозных

людей: перекрестить (как бы передавая этим знаком покровительство,

пожелание удачи. Ожегов С.И. Словарь русского языка). Каков состав этого

слова (Благословляет).

У: Произошло оно от греческого eulogein (eu – благое, logeib – слово, говорить).

Этимологически родственны ему по первому корню слова благополучие,

благоприятный, благородный).

Рассуждение о наречии как части речи.

У: Выпишите наречия с теми словами, к которым они относятся.

всходя выше

по – новому красивый.

люблю особенно

 

как – то особенно

- Сделайте вывод о том, от каких частей речи зависит наречие.

(Вывод 1: наречия сочетаются с глаголами, деепричастиями и причастиями, а

также с прилагательными и другими наречиями).

У: Ребята, наречия могут сочетаться и с именами существительными: взгляд

исподлобья, яйца всмятку, кофе по – турецки.

Термин «наречие» произошел от греческого epi – на, rema – глагол, т.е.. прямой

перевод дал слово на – реч- ие. Так как глагол – речь, слово, глаголить – говорить,

некоторые лингвисты называют наречие приглаголием.

- Вспомните, что обозначает имя существительное, имя прилагательное, глагол,

причастие и деепричастие? А наречие? Каково его грамматическое значение?

(Наречие показывает, где, когда, куда, откуда, почему, зачем и как происходит

действие. Делается вывод, что наречие обозначает признак действия).

- В нашем предложении это какие случаи?

(Восходя выше, люблю особенно).

А в других случаях какое значение наречий? (признак признака). А в примерах,

записанных отдельно?

(Взгляд исподлобья – признак предмета, т.е. то же значение, что и у имени

прилагательного.)

- Какое главное слово в значении наречия? – Признак! – Какой это признак?

Вывод 2: Наречие обозначает признак действия, реже – признак признака и признак

предмета.

Учитель: Обычно наречия обозначают время, место, причину, цель и образ действия.

- По каким ещё признакам мы узнаем часть речи? Вспомните, как

делается разбор каждой части речи?

(По грамматическим признакам – постоянным и непостоянным, по

синтаксической роли в предложении).

- Какова синтаксическая роль наречий? Разберем по членам предложения.

Я как – то особенно люблю солнце. Вот солнце коснулось тихой воды у

берега.

Вывод 3. В предложении наречие обычно является обстоятельством.

Учитель: Иногда наречие может быть определенным

(Я люблю кофе по – турецки), может быть и сказуемым (Сегодня холодно).

- Как убедиться, что перед нами наречие, если вопрос как к

прилагательному?

(Изменяем существительное: взгляда исподлобья, взглядом исподлобья;

зависимое слово не изменяется вместе с главным, а прилагательное всегда

изменяется, значит, это не прилагательное. Это неизменяемая часть

речи.)

- Посмотрите предложение, Вот солнце коснулось… Почему вы не

считаете слово (у) берега наречием, хотя оно отвечает на вопрос где?

(Оно обозначает предмет, второй вопрос как к части речи у чего?,

изменяется по числам и падежам).

У: Ребята, как мы убеждаемся, что наречие – неизменяемая часть речи?

(В словосочетании изменяем главное слово; если изменяется и зависимое – это не

наречие; если зависимое не изменяется – это наречие).

Вывод 4: наречие – неизменяемая часть речи.

У: Ребята, сверим наши выводы о наречии как части речи с материалом учебника на стр.

- Есть ли в учебнике какие либо дополнительные сведения о наречии?

4. Закрепление изученного.

У: Ребята, я приглашаю вас на «встречу по интересам». Перед вами столики, за

которыми соберутся наречия вместе с теми частями речи, от которых они

образованны. Но мы должны им в этом помочь.

За первым столиком сидят существительные верх, даль, дом. За вторым –

прилагательные простой, чистый, новы. За третьим – числительные два, трое. За

четвертым – местоимения мой, наш. За пятым – наречия завтра, ныне, вчера. За

шестым – деепричастия стоя, лежа. За седьмым – причастия вызывающий,

потрясающий.

- Образуйте наречия от данных частей речи и рассадите их за столики.

(Верх – сверху, даль – вдали, дом – домой; простой попросту, чистый – чисто, новый

– заново; два – дважды, трое – втрое; мой – по – моему, наш – по – нашему; завтра

– назавтра, ныне – отныне, вчера – позавчера; стоя – стоя, лежа – лежа;

вызывающий – вызывающе, потрясающий – потрясающе).

У: Ребята, вы обратили внимание, что на одном столике стоит табличка с

вопросительным знаком. Это справочная, где наречия могут навести справки о своем

происхождении. И вот первый посетитель. Это наречия нечаянно и отчаянно. Им

хочется узнать, не приходятся ли они родственниками существительному чай?

(Выслушиваются мнения детей)

У: Никаких родственных отношений у них с этим существительным нет. Они

образованы от прилагательных нечаянный и отчаянный, которые в свою очередь

связаны по происхождению с глаголом чаяти (ждать)

А вот и следующий гость. Наречие восвояси. Это наречие образовалось на основе

выражения «во своя веси», то есть «в свои деревни» (весь – это деревня). Так что

«вернуться восвояси» первоначально значило «вернуться в свои деревни», то есть

вернуться к себе домой?

- Ребята, а не вернуться ли нам восвояси, то есть к книге?

Работа с учебником. Выполнение упражнения 170 с поэтапной проверкой.

- Какую смысловую роль играют наречия в данных предложениях? (Уточнение места

действий – сзади, далеко впереди, далеко влево; показывают неожиданность

действия – вдруг; делают высказывание более выразительным – тихо принялось за

работу, трудно оторваться, мягко картавя, плавно взмахивая).

У: Ребята, давайте взглянем в игротеку. Я буду загадывать загадки, а вы будьте

внимательны т.к. в ответе должно быть наречие.

1. Снег на полях, 2. Солнце печет,

Лед на реках, Липа цветет,

Вьюга гуляет, Рожь поспевает,

Когда это бывает? Когда это бывает?

 

Тает снежок, 4. Пусты поля,

Ожил лужок, Мокнет земля,

День прибывает, Дождь поливает,

Когда это бывает? Когда это бывает?

5. Подведение итогов урока.

- С какой частью речи мы сегодня познакомились?

- В чём его особенность?

- По каким признакам будем определять его в тексте?

6. Домашнее задание.

Придумайте сказку о жизни наречия.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Забавное д/з! И как, придумывают?

8 October 2017

Здорово, конечно... а почему бы не указать автора книги, из которой Вы взяли урок? Федорова Маргарита Владимировна только порадовалась бы!

3 November 2019