Статья «Направления деятельности методической службы района»
Направления деятельности методической службы района
Зигангерова Миляуша Василовна, заведующая
Информационно-методического сектора по Вахитовскому и Приволжскому районам Управления образования г. Казани
Муниципальная методическая служба – организационная структура в муниципальной системе образования, объединяющая субъектов образовательной деятельности, реализующая функции их методической поддержки и сопровождения в целях обеспечения новых образовательных результатов. Деятельность муниципальных методических служб за последние годы стала более сложной, разнообразной по своим задачам, содержанию, формам и методам реализации. Наряду с традиционной работой, которой занимается любой методический центр, муниципальные методические службы обеспечивают научно-методическое сопровождение педагогических инноваций, устанавливая тесные связи с вузами, научными учреждениями.
Деятельность методической службы нашего района строится на принципах сетевой организации, субъектами взаимодействия которой выступают методическая служба, образовательные организации, предметные методические объединения педагогов, творческие группы, педагоги-тьюторы. Она направлена на:
- обеспечение качественной реализации Программы развития, дополнительных общеобразовательных, общеразвивающих программ;
- создание условий и организация повышения профессионального -мастерства, квалификации педагогов, формирование созидательной педагогической среды, повышения качества педагогической деятельности;
- изучение, систематизацию, внедрение, распространение новых педагогических технологий и методик в системе образования;
- создание и наполнение банков данных программно-методического обеспечения, педагогического опыта, нормативно-информационного сопровождения, воспитательно-образовательного процесса.
Работа учебно-методического сектора планируется с учетом условий формирования и развития личности педагога, его профессионального роста. Для организации непрерывного образования педагогов в районе используются разнообразные формы работы:
самообразование педагогов;
методические объединения;
школы передового опыта, творческие группы;
семинары-практикумы;
конкурсы профессионального мастерства;
педагогические чтения;
работа творческих групп;
предметные десанты;
ресурсные и консалтинговые центры.
Для усиления мотивации, учета индивидуальных особенностей педагогов в районе используются различные методы и подходы:
1. Постоянно действующий режим консультирования
Консультирование осуществляют лучшие педагоги образовательных организаций Вахитовского и Приволжского районов на базе консалтинговых центров. Консультирование может осуществляться в индивидуальном режиме, а также проводиться по мере возникающих у ряда педагогов профессиональных затруднений.
2. Проблемно-ситуационное обучение
Является перспективным видом обучения и проводится путём использования реальных, живых, только что возникших ситуаций, в режиме заседаний РМО
3. Проектное или программное обучение
Группа педагогов определяет для себя направление деятельности, разрабатывает программу, реализация которой осуществляется совместно или каждым в отдельности, но при совместном обсуждении достигнутого и неудавшегося в режиме работы ресурсных центров
4. Информационно – методическое сопровождение участия педагогических работников в грантах, конкурсных программах
Работа с кадрами, непрерывное повышение профессионального мастерства педагогов и руководителей является главной составляющей повышения качества образования. С целью формирования и развития профессиональной культуры руководителей методическая служба района участвует в реализации городских проектов «Вектор успеха», «Офисное проектирование», «Школа молодого руководителя». В условиях инновационной деятельности приоритетными направлениями работы с руководителями считаем научно-методическое сопровождение реализации федеральных государственных образовательных стандартов, создание необходимых условий для разработки и введения в учебный процесс педагогических инноваций, что, в конечном итоге, способствует росту педагогического мастерства руководителей, раскрытию их творческого потенциала.
Серьезное внимание методической службой уделяется созданию условий для адаптации молодых специалистов, их профессиональному становлению и организации работы по методическому сопровождению и оказанию им практической помощи. В районе устойчивая тенденция закрепления молодых кадров. В образовательных организациях района на сегодняшний день работает 30 % молодых специалистов от общего количества по городу. В рамках реализации районного проекта «Наш молодой коллега» методистами учебно - методического сектора оказывается практическая помощь молодым учителям в повышении их педагогического мастерства в области преподаваемого предмета, уровня общедидактической и методической подготовленности педагога к организации и ведению учебно-воспитательной работы. В течение года для них проводятся обучающие семинары, семинары-тренинги и практические занятия. К работе с молодыми кадрами активно привлекаются учителя-наставники, участники республиканского проекта «Школа наставничества», а также учителя - обладатели Грантов профессионального МО и Н РТ.
В целях повышения качества подготовки выпускников 9-х и 11-х классов к государственной итоговой аттестации созданы центры консалтинговой поддержки по подготовке к промежуточной и государственной итоговой аттестации: по математике (Г №52, Л№131), по русскому языку (Гим№96, Гим№139), по обществознанию (Л№186), по информатике (Лицей имени Н.И.Лобачевского КФУ), по подготовке к ВПР в начальной школе (Гим№6), по родному языку (СОШ №39). В центрах организована работа с учителями-предметникам по подготовке учащихся к ГИА: проводятся семинары-практикумы, мастер-классы, участие в вебинарах, индивидуальное консультирование. На базе консалтинговых центров и в рамках заседаний РМО с каждым учителем отрабатываются пробелы в знаниях содержания учебного предмета, особое внимание уделяется индивидуальному наставничеству.
Одной из действенных форм работы с педагогами является работа районных методических объединений учителей-предметников. На базе УМС ИМО функционирует 20 предметных РМО. Планы работы районных методических объединений составляются с учётом анализа результатов государственной итоговой аттестации. В течение учебного года организуются и проводятся заседания, направленные на развитие предметной и методической компетентности учителей – предметников. Основной целью работы методического объединения является совершенствование методического и профессионального мастерства педагогов, развитие их творческого потенциала, организация взаимопомощи для обеспечения современных требований к обучению и воспитанию обучающихся.
В связи со сложившейся эпидемиологической ситуацией в условиях распространения новой короновирусной инфекции (COVID-19) на территории Республики Татарстан, в целях создания условий для системного повышения качества и расширения возможностей непрерывного образования для педагогических кадров общеобразовательных организаций района реализуется проект «Сетевая школа методиста». Сетевое взаимодействие педагогов дает сегодня возможность повысить качество ИКТ компетенций, развивать коммуникативные навыки общения с коллегами онлайн, возможность создания системы массового непрерывного обучения, всеобщего обмена опытом работы и информацией. Методическая работа в онлайн режиме совмещает в себе принципы тьюторства, профессионального обучения, норм законодательства и трудового права в сфере образования.
Секретами успешного профессионального развития невозможно делиться только на теоретических семинарах. Эта работа возможна в условиях диалога между коллегами. Профессиональный диалог - важная часть непрерывного профессионального развития, которая должна стать частью постоянной работы методической службы. Как отметил в своём исследовании Д.Е.Фишбейн «сегодня школа не должна становиться кладбищем профессиональных интересов учителя». Поэтому считаем одним из приоритетных направлений методической службы - создание условий для открытого профессионального диалога между педагогами. Только тогда произойдёт обогащение практики учителя, возрастёт интерес к вопросам профессионализации.