Модель методической службы современного дошкольного учреждения
МОДЕЛЬ МЕТОДИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ СОВРЕМЕННОГО
ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Россия, Забайкальский край, город Чита
заместитель заведующей по УВР
МБДОУ «Центр развития ребенка - детский сад №28»
Цуканова Валентина Геннадьевна
Методическая служба дошкольного учреждения направлена на обновление содержания образования, повышение профессиональной компетентности педагогов, своевременное оказание им методической помощи. Важное условие успешной деятельности методической службы ДОУ – правильный выбор ее модели в зависимости от целей, задач и подходов, на основе которых она создается.
Методическая служба – связующее звено между деятельностью педагогического коллектива дошкольного учреждения, государственной системой образования, психолого-педагогической наукой, передовым педагогическим опытом. Она содействует становлению, развитию и реализации профессионального творческого потенциала педагогов.
Ориентируясь на гуманизацию целенаправленного процесса воспитания и обучения, методическая служба призвана обеспечить:
- достижение воспитанниками дошкольного учреждения установленных государством образовательных стандартов;
- адаптацию ДОУ к социальному заказу и особенностям развития воспитанников.
Во главе организации методической работы в ДОУ стоит заведующая ДОУ, контроль осуществляет над методической службой которая организует зам.зав по УВР через совет внедрения ФГОС, творческие группы, методический совет и рабочие группы.
Структура методической службы нашего детского сада позволяет рационально распределять функциональные обязанности педагогов, максимально использовать их сильные стороны, предотвращать конфликты, стимулировать четкое выполнение обязанностей каждым субъектом.
Методический совет – профессиональное объединение педагогов, которое создается для решения исследовательских задач, проектного решения конкретной, большой по значимости и объему методической задачи. Он формируется из опытных педагогов высокой квалификации, способных к творческой работе и возглавляет методическую службу.
Постоянная творческая группа педагогов – добровольное профессиональное объединение педагогов, заинтересованных во взаимном творчестве, изучении, разработке, обобщении материалов по заявленной тематике с целью поиска оптимальных путей развития изучаемой темы для непосредственной работы с детьми. Руководит группой воспитатель высшей категории.
Временные исследовательские, проектные микрогруппы – добровольное профессиональное объединение педагогов. Созданы для решения конкретной кратковременной творческой проблемы (например, подготовка к педагогическому совету, семинару и т. д.).
Также структурными компонентами методической службы дошкольного учреждения являются аттестационная комиссия ДОУ и психолого-медико-педагогическая комиссия.
Цель методической службы:
- Повышение профессиональн ой готовности педагогических работников к реализации ФГОС через создание системы непрерывного профессионального развития
- Создание условий для смены типа образовательной деятельности
- Успешная работа педагогического коллектива в режиме развития
- Педагогическая компетентность, творческие поиски коллектива
- Создание модели методического сопровождения перехода ДОУ на ФГОС
- Повышение педагогического мастерства
- Создание предпосылок для реализации ФГОС нового поколения в ДОУ
- Задачи методической рабо ты можно рассмотреть как три блока:
Создание условий для:
Развития вариативности и свободы выбора образовательной траекторий для субъектов образовательного процесса (воспитанников и их родителей, педагогов образовательного учреждения);
- Внедрения технологий системно - деятельностного, компетентностно - ориентированного подхода в образовании для обеспечения формирования базовых личностных качеств;
- Обеспечение в ДОУ современных условий образовательного процесса в соответствии с новыми ФГОС
Обеспечения научно-методического сопровождения разработки и реализации в ДОУ основной образовательной программы образования
Совершенствования деятельности координационного Совета по нового поколения: подготовка предложений по нормативной базе, согласование целей, задач всех элементов системы, планирование, анализ результатов, коррекция по итогам мониторинга и анализа выстраивание сетевого взаимодействия всех субъектов образовательного процесса.
Организаторам методической службы необходимо выработать систему методической работы, обеспечивающую развитие воспитательно-образовательного процесса в соответствии с новыми достижениями педагогической и психологической науки.
Система методической работы может быть спроектирована по следующей структуре: прогнозирование – планирование – организация – регулирование – контроль – стимулирование – коррекция – анализ. Успешность функционирования системы зависит от обоснованности и оптимальности выбора содержания методической работы, учета важных проблем и тенденций в развитии воспитательно-образовательного процесса ДОУ и профессионального мастерства педагогов. Содержание методической работы формируется на основе различных источников, как общих для всех дошкольных учреждений региона, так и исходя из реальных, неповторимых условий каждого дошкольного учреждения.
Прогнозирование и планирование содержания работы можно определить как деятельность методической службы по оптимальному выбору реальных целей, программ их достижения посредством совокупности способов, средств и воздействий, направленных на перевод ДОУ в новое качественное состояние.
Информационно-аналитическая функция методической службы ДОУ:
- Анализ собственной деятельности и работы всего педагогического коллектива
- Вычленение факторов и условий, положительно или отрицательно влияющих на конечный результат деятельности
- Оценка качества педагогического процесса в целом, осознание общих и частных задач
- Установление преемственности между прошедшим и новым учебными годами
- Анализ актуальных и перспективных потребностей населения, воспитанников и их родителей в образовательных услугах
- Анализ потребности в развитии ДОУ, осуществление инноваций
- Поиск идей развития ДОУ, перспективы возможностей в области инновационных преобразований
- Изучение передового педагогического опыта
Важнейшими функциями методической службы являются прогнозирование и планирование.
Организация процесса управления на диагностической основе ведет к личностной ориентации, в соответствии с которой весь педагогический процесс строится от личности педагога и ребенка, их опыта, знаний, умений, склонностей, и интересов.
Прогностическая функция предусматривает:
1. Прогнозирование целей и задач деятельности ДОУ
2. Определение вариантов моделей выпускника
3. Формирование содержания, методов, средств и организационных форм воспитания, обучения и развития дошкольников
4. Моделирование новых форм существования ДОУ
5. Проектирование процессов развития дошкольного учреждения
6. Проектирование последствий запланированных инновационных процессов
Успешное выполнение задач методической службы ДОУ зависит и от того, на сколько методист знает свой коллектив, его психологию, индивидуальные особенности каждого педагога. Управление методической службой в условиях личностно - ориентированного подхода - это создание условий для стимулирования саморазвития каждого воспитателя, для его самореализации, проявления в педагогической работе важнейших функций личности: выбора ценностей, понимания (рефлексирования) смысла своей деятельности, реализации своих потребностей и задатков. Руководителю важно изучить личность каждого педагога в деятельности (его отношение к окружающей действительности, интеллектуальные, волевые, эмоциональные черты характера, темперамент), определить профессиональные способности.
Задача методиста, как менеджера по персоналу – умение организовать работу педагогического коллектива, распределить обязанности в коллективе с учетом личных качеств каждого педагога, а та проявить принципиальность в достижении поставленной цели.
Современные формы работы методической службы – традиционные (педсоветы, семинары, практикумы, консультации, уголки воспитателя, аттестация, самообразования, мониторинги и т.д.) и нетрадиционные (мастер класс, школа педагогического мастерства,, презентация методических разработок, проектная деятельность и др.)
Действенную помощь каждому педагогу можно оказать лишь при дифференцированном подходе. Такой подход обеспечивает педагогическая диагностика. С этой целью используются карты диагностики профессионального мастерства, где рассматриваются уровень профессиональной подготовки, профессиональные умения, результаты педагогической деятельности, личностные качества педагога, педагогический стаж.
Очень важным в методической работе является рефлексивный компонент, который позволяет сделать непрерывным процесс получений новых знаний.
С целью оценки деятельности, внесения корректив и определения дальнейших путей развития методическая служба проводит самоанализ своей работы. Эффективность нашей деятельности оценивается в трех направлениях: для ребенка, родителей, педагогов.
Для этого были определены критерии эффективности работы методической службы:
эффективность для ребенка:
положительная динамика качества обучения и воспитания;
отсутствие отрицательной динамики в состоянии здоровья воспитанников;
дифференцированный подход к каждому ребенку;
эффективность для родителя:
положительная оценка деятельности ДОУ, педагогов со стороны родителей;
готовность и желание родителей помогать ДОУ;
высокая степень информированности о состоянии дел в ДОУ среди родителей;
эффективность для педагога:
положительный психологический климат в коллективе;
заинтересованность педагогов в творчестве и инновациях;
удовлетворенность педагогов собственной деятельностью;
качественно организованная система повышения квалификации;
высокий уровень профессиональной деятельности.
Каждый участник педагогического процесса должен иметь представление не только о характере собственной деятельности, но и о том, какие знания, умения и навыки ему необходимы, чтобы обеспечить развитие детей, а также сохранить и укрепить их здоровье.
Таким образом, выбранная нами модель методической службы позволяет обеспечивать рост педагогического мастерства и развития творческого потенциала каждого педагога, осуществлять на высоком уровне педагогический процесс с учетом потребностей воспитанников и запросов родительской общественности.