Вводный урок музыки «Марш в истории музыкальной культуры» (8 класс)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 81 городского округа Тольятти
Конспект вводного урока
«Марш в истории музыкальной культуры»
(8 класс)
Выполнила учитель музыки
первой квалификационной категории
Ибрагимова Э.С.
Цель урока - обобщить представления учащихся о жанре марша и его разновидностях; рассуждать об эволюции жанров маршевой музыки в истории музыкальной культуры и жизни человека; исполнить песню «Марш веселых ребят» из к/ф «Веселые ребята».
Тип урока – Нетрадиционный, интегрированный, «Урок-путешествие».
Техническое обеспечение урока: ПК, проектор, экран, музыкальный центр, фортепиано.
Дидактическое обеспечение урока: презентация
Ход урока.
Звучит Марш веселых ребят (заставка).
- Ребята, сейчас прозвучала музыка, скажите, к какому музыкальному жанру можно ее отнести?
marche – (франц.) шествие, движение вперёд - один из самых древних музыкальных жанров инструментальной музыки, сложился в связи с необходимостью синхронизации движения большого числа людей: движения войск в строю, церемониальных и праздничных шествий.
- А по каким признакам мы с вами можем определить жанр марша?
- строгая размеренность ритма
- двухдольный размер (обычно они выдержаны в размерах 2/4, 4/4, 6/8)
- всегда квадратная структура построений
- аккордовое сопровождение
- марши имеют яркие, легко запоминающиеся мелодии
- значительная роль отводится духовым и ударным инструментам
Марш сформировался как жанр военной музыки в эпоху позднего средневековья на основе народной походной песни, военных сигналов, некоторых форм танцевальной музыки. Начиная с XVIII века в европейских странах для исполнения маршевой музыки стали специально создаваться военные инструментальные оркестры, состоящие из деревянных и медных духовых инструментов и барабанов. К началу XIX века к ним добавляются и металлические ударные - литавры, тарелки и т.п.
В России марш получил распространение при Петре I, в начале XVIII века. По примеру Западной Европы почти каждому полку русской армии, в качестве своеобразной музыкальной эмблемы, был присвоен свой марш, — известны, например, марши Преображенского, Семёновского и Измайловского полков.
Петр I служил в Преображенском полку и дослужился до звания полковника этого полка, чем весьма гордился. Несмотря на то, что каждый полк имел свой марш, Преображенский марш вскоре стал главным маршем российской армии. Фактически он стал неофициальным гимном. Он исполнялся в дни юбилеев побед в Северной войне, в дни торжественных выходов царских особ, на посольских приемах.
(звучит Марш преображенского полка)
Организующие, воодушевляющие свойства военно-духовой музыки отмечались многими военачальниками. А.В.Суворов писал, что «музыка удваивает, утраивает армию».
- А какие бывают марши?
Разновидности маршей:
· военно-строевой, походный - когда марширует войсковая часть или другая организованная колонна людей.
Распространение марш получил в армии, являясь одним из главных жанров военной музыки. Помимо организации движения войск, марш призван вселять в воинов бодрость, поднимать их боевой дух. Основные разновидности военного марша:
- строевой,
- походный
- встречный марш
спортивный - на физкультурных парадах и соревнованиях – «Олимпийский марш».
Слушание «Спортивного марша» и определение характерных особенностей.
траурный - «Похоронный марш» Фридерик Шопен (польский композитор) Особую разновидность представляет похоронный, или траурный марш.
Он обладает своими особенностями.
Траурный марш исполняется в медленном темпе и характеризуется:
- особым типом мелодики (меньшая роль «фанфарных» мелодических оборотов, выдвижение на 1-й план плавных, «стонущих» интонаций),
- фактуры (мерное чередование аккордов в сопровождении),
- его части пишутся в минорной тональности,
В мировой культуре есть целый ряд мелодий, которые практически каждый человек может узнать с первых аккордов. "Полонез" Огинского, "Лунная соната" Бетховена, и, конечно же, "Похоронный марш" Шопена. Он настолько глубоко вошел в погребальную культуру, что стало сложно представить похороны без него. Талантливому композитору удалось создать мелодию, в которой, кажется, сконцентрирована вся скорбь Мира.
Итак, этот марш написал Фридерик Шопен в 1837 году, как часть "Сонаты для фортепиано № 2 си-бемоль минор", созданной композитором за два года (1837-1839). Всего Соната состоит из четырех частей, а марш является третьей из них.
Похоронный марш стал одним из знаковых, а также символичных произведений в жизни композитора. Во время его создания у музыканта впервые проявились признаки болезни легких, от которой он и скончался в 1849 году, в возрасте 39 лет.
Еще одним плохим знаком можно посчитать случай, произошедший за год до смерти Шопена. Во время исполнения марша в одном из английских салонов Фридерику привиделось, как из его фортепиано появляются некие демонические существа. Музыкант в ужасе покинул салон, и этот случай впоследствии стали считать предзнаменованием его скорой смерти.
Он стал первым человеком, на похоронах которого был сыгран «Похоронный марш». По завещанию Шопена, в последний путь на кладбище его проводили под звуки собственного сочинения.
«Не смерть одного лишь героя оплакивается здесь... пало целое поколение», — писал об этом «Похоронном марше» Ференц Лист.
Подобно Бетховену, Шопен насыщает музыку своего марша огромной глубиной чувства. Однако, в отличие от бетховенского прототипа, который выражает не образ шествия, а философское размышление на смерть героя, шопеновский марш пронизан ассоциациями с движущейся процессией, с подлинным траурным шествием.
· сказочный - марш Черномора из оперы "Руслан и Людмила" М.И.Глинка. «Шествие чуд морских» из оперы «Садко»
Уже на относительно раннем этапе развития марш вышел за пределы выполнения чисто прикладных задач и стал также жанром сценической (опера и балет), бытовой и концертной музыки. Это привело к расширению его формы, усложнению выразительных средств, обогащению содержания.
· юмористический - "Любовь к трём апельсинам" С.С.Прокофьев
· игрушечный - "Марш " из балета «Щелкунчик» П.И.Чайковского
Марши встречаются в операх Г. Ф. Генделя, К. В. Глюка, В. А. Моцарта, Л. Бетховена, Л. Керубини, Г. Спонтини, Ш. Гуно, Дж. Мейербера, Р. Вагнера, Дж. Верди, Дж. Пуччини, И. Глинки, П. И. Чайковского, Н. А. Римского-Корсакова, С. С. Прокофьева и других.
Среди инструментальных сочинений И. Гайдна, В. А. Моцарта, Л. Бетховена, Ф. Шуберта, Ф. Мендельсона, Р. Вагнера, Р. Штрауса, Э. Грига, П. И. Чайковского, Н. А. Римского-Корсакова, А. К. Глазунова и других.
· песня-марш - "Вместе весело шагать" Автор текста: Михаил Матусовский Композитор: Владимир Шаинский. Исполняет Детский хор Солист: Сережа Парамонов
Обобщение темы урока.
Подведем итог сегодняшнего урока: Для чего нужен марш? В чем его основная идея? Где мы можем услышать марш?
Исполнение песни «Марш веселых ребят».
Домашнее задание:
Прочитать отрывок из былины «Садко», послушать «Шествие чуд морских» из оперы «Садко» Н.А. Римского-Корсакова и подобрать иллюстрации к прослушанной музыке.
Список использованной литературы:
1)Г.П. Сергеева, И.Э. Кашекова, Е.Д. Критская. УМК « Искусство» для учащихся 8 классов общеобразовательных учреждений
2)Примерная образовательная программа по музыке для 8 класса
3)Статья «Из истории «Похоронного марша» Шопена. Музей мировой погребальной культуры http://musei.ru
4)Статья «Биография Петра Первого» http://all-biography.ru
5)https://yandex.ru.Картинки