12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Бабышева Татьяна Яковлевна69
Учитель французского и немецкого языков
Россия, Хакасия респ., Абакан

Учитывая, что в настоящее время бурно развиваются процессы национального самосознания народа и все чаще возникают вопросы: «Кто мы?», «Каковы наши истоки?», «На каких национальных обычаях, традициях воспитывать наших детей?», «Как сохранить свою национальную индивидуальность», идет целенаправленное использование регионального компонента на уроках иностранного языка, что стимулирует интеллектуальную и эмоциональную сферы учащихся.

В преподавании иностранного языка большую роль приобретает связь с истоками малой родины. Социальное преобразование Хакасии внесли широчайшие возможности в культурное развитие ее народа. В ходе возрождения многовекового духовного наследия народов и приобщения к общечеловеческим культурным ценностям росли ряды хакасской творческой интеллигенции. В числе вышедших из среды народов ученых, писателей, поэтов, артистов, художников заметное место принадлежит мастерам музыкального искусства. Касаясь итогов их творческой деятельности с определенным основанием можно говорить о том, что ими заложен фундамент хакасского музыкального искусства. Существенно то, что это достижение является результатом творческой дружбы хакасских и русских музыкантов.

И так, переходим к музыкальной культуре Хакасии. Великий октябрь открыл широкую дорогу неиссякаемым родникам хакасского народного творчества, в том числе и музыкального.

При первом народном доме созданном в селе Усть-Абаканское в 1922 году работал струнный оркестр. В 1923 году коллектив национальной художественной самодеятельности представлял хакасское народное музыкальное творчество в Москве на всероссийской сельскохозяйственной выставке.

В 1931 году в Абакане проводилось первая областная олимпиада художественной самодеятельности, где в составе музыкально-хоровых коллективов выступали тахпахчы, хайджы – чатханисты, хомысисты.

В развитие хакасской музыкальной культуры в то время немалую роль сыграло абаканское педучилище, где велось преподавание музыки, действовал оркестр народных инструментов под руководством Д.И.Штыгашева. большой вклад в развитие музыкальной культуры внес хакасский национальный театр. Хакасская народная музыкальное творчество было неотъемлемой частью развивающегося театрального искусства.

С организацией в хакасии радиовещения началась массовая пропаганда народного музыкального творчества. Популяризуется хакасская народная песня, игра на музыкальных инструментах. Выступают сказители-хайджи, в числе первых – Анчиска Добров, позднее – С.Кадышев, А.Бурнаков. в 3-х, 40-х годах при радиокомитете действовал национальный коллектив художественной самодеятельности (хор и солисты).

В середине 20-х годов в музыкальном государственном издательстве в Москве вышли сборники хакасских народных песен в нотной записи Б.Сальмонта, Б.Сокальского с текстами на хакасском и русском языках: «Хакасские песни нового быта (для голоса без сопровождения), «Две хакасские песни (для среднего голоса в сопровождении фортепиано в обработке А,Дверина). В то же время выпущены первые грампластинки хакасской народной музыки.

В 1942 году в Абакане была открыта первая в Хакасии музыкальная школа.

Большую роль в собирании и изучении хакасского народного музыкального творчества сыграл Хакасский научно-исследовательский институт языка, литературы и истории, созданный в 1944 году.

Первой фольклорной экспедицией института 1945 году в районах области были записаны эпические, сказочные, обрядовые, трудовые песни. В настоящее время институт располагает обширным материалом о музыкальному фольклору хакасов. В 1948 году институтом впервые были приглашены из районов в Абакан хайджи К.Бастаев, С.Кадышев, Ф.Райков, Н.Боргояков. этим как бы было положено начало ставших впоследствии слетов сказителей-хайджи, народных певцов и музыкантов. В 1958 году в слете участвовало более 30 лучших исполнителей. Среди них выделялись уже известные тогда чатханисты С.П.Кадышев, П.В.Курбижеков, А.С.Бурнаков, певцы П.В.Сулекова, Е.П.Тыгдымаева, М.П.Бурнакова, В.И.Рудакова, С.И.Конгаров. на слете в 1972 году участвовало более 70 лучших певцов и музыкантов, сказителей хайджи.

Важным событием культурной жизни Хакасии явилось открытие в 1960 году абаканского музыкального училища. Подготовка квалифицированных кадров-музыкантов позволило расширить сеть детских музыкальных школ районов. Сейчас в области 17 школ, в которых обучаются свыше 2 тысяч детей.

Некоторые выпускники училища продолжают обучение в высших музыкальных учебных заведениях Новосибирска, Ленинграда. Несколько детей из Хакасии обучаются в средней специальной школе-интернате при Новосибирской государственной консерватории имени Глинки. Кадры учителей музыки и пения для общеобразовательных школ и детских дошкольных учреждений готовятся на музыкально-педагогическом отделении абаканского педагогического училища.

Самодеятельный народный ансамбль песни и танца «Жарки» областного Дома культуры завоевал добрую славу не только в Хакасии, но и за ее пределами.

Передачи о  хакасской музыки звучат в программах областного радио и телевидения. При областном Доме народного творчества действует творческое объединение композиторов. Местными авторами написано свыше 100 произведений вокального инструментального жанров. Особой популярностью пользуются песни Г.Челборакова «Весенние облака», «Счастье матери», «Белая береза» и др. Г.Челбораков – автор музыки к спектаклям «Айдо» С.Чаркова, «Ах, девушки!» Г.Саражакова, «Всходы» М.Кильчичакова и др. Им написан ряд инструментальных произведений.

Популярны также песни Н.Катаевой «Абаканские волны», «Весенний день», «Осенние ночи», Г.Колмакова «Зеленая тайга», «Тарина». Г.Колмаков один из первых авторов обратившихся к созданию хакасских хоровых песен и обработок народных мелодий для хора. Он написал музыку к танцам Хакасский платок», «В тайге», «Радость труда» и др.

Замечательным исполнителем хакасских народных и современных песен зарекомендовал себя заслуженный работник Тувинской АССР В.Чаптыков, он первый исполнитель арии «Чанар Хуса» из одноименной оперы А.Кенеля. Страстным пропагандистом хакасской песни является заслуженный работник РСФСР К.Сунчугашева. большой известностью пользуется дуэт В.Чаптыкова и К.Сунчугашевой. Они дважды в числе участников абаканского народного хора и ансамбля «Жарки» - совершили поездку в Бельгию.

В сокровищницу советского музыкального искусства вместе с искусством других народов нашей страны вливается музыкальное творчество хакасского народа.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.