План-конспект НОД по познавательному развитию в средней группе на тему «Народные игрушки»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 22 «Журавленок»
План-конспект
непосредственно-образовательной деятельности
по познавательному развитию
на тему «Народные игрушки»
в средней группе «Дружная семейка»
Подготовила:
Воспитатель: Борисова И.С.
Новочебоксарск, 2022
Задачи:
1.Образовательные:
- Продолжать знакомить с народными игрушками.
-Поощрять выражение эстетических чувств, проявление эмоций при рассматривании предметов народного и декоративно-прикладного искусства.
2.Развивающие:
- Развивать интерес к восприятию искусства.
-Развивать творческое восприятие, память, воображение, внимание.
3.Воспитательные:
-Воспитывать интерес к декоративно - прикладному творчеству.
Материал:
-демонстрационный: предметы народно-прикладного искусства_ матрешки, деревянные ложки, дымковская барышня, иллюстрации с изображением дымковских, филимоновских, городецких игрушек, предметные картинки «Народные промыслы»
-раздаточный: д/и «Разрезные картинки»
Методические приемы:
1.Организационный момент.
2. Беседа.
3. Отгадывание загадки.
4. Рассматривание игрушек.
5.Физкультминутка.
5. Рассказ воспитателя с показом иллюстраций.
7.Рефлексия
Ход занятия.
Организационный момент
Здравствуй небо голубое,
Здравствуй солнце золотое,
Здравствуй матушка – Земля!
Здравствуйте мои друзья!
Воспитатель:
Ребята, а вы любите игрушки? (Ответы детей). А что вы делаете с ними? (ответы детей). А где эти игрушки покупают ваши родители? (ответы детей). А давным-давно игрушки для своих детей родители делали своими руками или покупали на ярмарке. Ярмарка- это место, где можно купить товар, изготовленный своими руками. Люди ходят по ярмарке, рассматривают и любуются, а товара было так много, что глаза разбегаются. На ярмарке играет музыка, слышаться шутки, прибаутки. Дети катаются на лошадках, каруселях. Сегодня я хочу вас познакомить с интересными игрушками. А хотите узнать какими? (ответы детей). Узнаете, если отгадаете загадки.
Загадка.
Друг другу улыбаются,
Одна в другую ставятся,
Деревянные, как ложки!
Знаешь, кто это? (Матрешки)
Молодцы ребята, угадали. А вы ребята знаете из чего изготовлена матрешка? (ответы детей). Для изготовления матрешек мастера используют липу, березу. А сейчас давайте рассмотрим матрешек.
Воспитатель:
Ребята посмотрите сколько здесь матрешек (много)
А матрешка какая? (красивая, нарядная, расписная).
А почему матрешка такая красивая, расписная? (ответы детей).
Давайте еще посмотрим, что продавали на ярмарке.
Еще одна загадка, слушайте внимательно.
Воспитатель:
Весёлая белая глина, кружочки, полоски на ней.
Козлы и барашки смешные, табун разноцветных коней,
Кормилицы и водоноски, и всадники, и ребятня,
Собачки, гусары и рыбки… а ну, назовите меня? (Ответы детей)
Это дымковские игрушки. Сделаны они из глины. Называются дымковские, потому что их изготовили в селе Дымково. Лепили такие игрушки, чтобы украсить свой дом, порадовать друзей, детей. Глину привозили весной и хранили ее до осени. Затем ее замачивали, лепили игрушки, обжигали в печи и опускали в ведро с разведенным на молоке мелом. Расписывали самыми яркими красками.
Воспитатель:
А какие цвета использовали?
Дети: синий, желтый, красный, зеленый.
Воспитатель:
Назовите какими узорами украшали?
Дети: круг, точки, кольца, полоски, волнистая линия.
Сверху покрывали белком яйца. Ни одна поделка не повторялась.
Вижу я ребята вы подустали. А давайте немножко поиграем.
Физкультминутка:
Хлопают в ладошки
Дружные матрешки. (Хлопают в ладоши)
На ногах сапожки, (Руки на пояс, поочередно выставляют ногу на пятку вперед)
Топают матрешки. (Топают ногами)
Влево, вправо наклонись, (Наклоны телом влево – вправо)
Всем знакомым поклонись. (Наклоны головой влево-вправо)
Молодцы, ребята.
Еще на ярмарке продавали филимоновские игрушки. Зародилась эта игрушка в Тульской области. А свое название получила от деревни Филимоново. Кто и когда сделал здесь первые игрушки неизвестно. Известно только, что их начали делать очень давно. Одна из легенд рассказывает, что пришел в эти места гончар. Звали его Филимон. Он обнаружил залежи отличной глины и начал лепить из нее горшки да игрушки. Место, где он поселился, так и прозвали Филимоново.
Обратите внимание, ребята, у всех филимоновских игрушек длинные шеи, маленькие головы и короткие ноги. Узор росписи- цветные полосы.
Воспитатель:
Ребята, а какого цвета узоры на игрушках?
Дети: красные, желтые, зеленые.
Молодцы ребята. Еще один известный народный промысел – городецкая игрушка. Эту удивительную деревянную игрушку делают в Горьковской области, городе Городце. Отсюда и пошло название игрушки «Городецкая». Материалом для изделий служит древесина лиственных и хвойных пород.
Игрушки изготавливают на токарных станках, а также с помощью ножей.
Роспись выполняется масляными красками. При окончательной отделке изделие покрывают плотной и прочной пленкой лака. Обратите внимание, углы у игрушек заостренные.
Воспитатель:
Какие основные цвета преобладают в игрушках? (Ответы детей).
Характерная особенность городецкого промысла – исполнение рисунка на цветном фоне: желтом, зеленом, голубом. Вот с какими интересными игрушками мы с вами познакомились, узнали из чего они сделаны.
А теперь предлагаю вам поиграть. Дидактическая игра называется «Разрезные картинки». У вас на столах лежат разрезные картинки. Вам нужно из этих частей собрать одно целостное изображение филимоновской игрушки. Выбираете понравившуюся картинку и составляете изображение из более мелких деталей.
Молодцы, ребята, у всех все получилось. Вы очень старались.
Рефлексия.
Воспитатель:
Давайте вспомним с какими именно игрушками мы познакомились?
А тебе Полина какая игрушка понравилась?
Из чего сделаны эти игрушки?
Что используют мастера- умельцы, чтобы игрушки стали красивые?
А как нужно относиться к игрушкам и труду народных мастеров?
В какую игру вы играли?
Она вам понравилась?
Список литературы:
1.Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, 2015г.
2.И.А. Лыкова Авторская программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7лет «Цветные ладошки».-М.: «Карапуз-Дидактика».2007
Приложения.
Дидактическая игра «Разрезные картинки»
Цель: Умение детей собирать целостное изображение филимоновских игрушек из частей. Содействовать развитию наблюдательности, зрительного восприятия, мелкой моторики кисти ребенка.
Методическое сопровождение: картинки большого размера с целостным изображением композиций филимоновских игрушек; детали небольшого размера с фрагментами картинок.
Описание игры:
В игре участвуют один и более игроков (по количеству картинок). Дети берут картинку и составляют изображение из более мелких деталей.