Конспект НОД с детьми средней группы на тему «Познавательное развитие»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение «Детский Сад №180 «Почемучка»
общеразвивающего вида
Конспект НОД с детьми средней группы
Образовательная область «Познавательное развитие»
Разработчик: Кряжевских Н.А.
Барнаул, 2020 г.
Тема НОД: «Во саду ли, в огороде»
Цель: расширять и уточнять знания об овощах и фруктах, месте их произрастания.
Задачи:
Образовательные:
расширять и уточнять представление детей об овощах и фруктах, их признаках, месте произрастания, формирование обобщающих понятий «Фрукты» и «Овощи».
Развивающие:
развивать умение отгадывать загадки,
развивать зрительное восприятие, логическое мышление,
развивать память, слуховое внимание,
развивать творческое воображение и фантазию,
развивать мелкую моторику рук.
Воспитательные:
формировать доброжелательные отношения между детьми,
воспитывать умение слушать друг друга, работать в коллективе.
Предварительная работа c детьми: отгадывание загадок об овощах и фруктах, рассматривание осенних пейзажей, сада и огорода. Просмотр мультфильма «Лунтик и его друзья», экскурсия на огород детского сада. Настольно-печатные игры: «Вершки- корешки», «С какого дерева листок», «Времена года», «Сад-огород», «Узнай на вкус», «Чудесный мешочек», лото «Фрукты и овощи». Приготовление с детьми фруктового салата и винегрета, сюжетно-ролевые игры: «На даче», «В магазине», «Повара». Музыкально-дидактические игры: «Огородная-хороводная», «Мыши в кладовой». Драматизация сказки: «Вершки и корешки», «Репка»,
Материал и оборудование: мягкая игрушка (червяк) Корней Корнеевич, ноутбук (слайды с героями мультфильма), сок (апельсиновый, яблочный, ананасовый, грушевый, персиковый), разовые стаканы, трубочки для сока, осенний листок, муляжи фруктов и овощей для игры «Чудесный мешочек», осенние пейзажи, картинки сада и огорода (осенью), платок, картинки луж (4шт.), музыкальное сопровождение, детские вёдра и лопатки, игрушка Лунтик, мяч.
Словарная работа: Направлена на расширение понятийного словаря, введение новых слов в активную речь ребёнка (витамины, полезные, сырые, варёные, замораживать, консервировать), погода (дождливая, пасмурная, холодная, солнечная).
Вводная часть
Организационный момент
Мы- дружные ребята,
Возьмёмся за ладошки,
Подарим мы друг другу
Любви, тепла немножко (дети берутся за руки, улыбаются друг другу)
Основная часть
Воспитатель: Ребята, а вам хотелось бы узнать кого я встретила, когда к вам шла? (выслушиваются ответы детей). Отгадайте мою загадку
В земле всю жизнь свою живёт,
Там он и ест, и пьёт.
Как только дождик выпадает,
Он из земли тут выползает. (Червяк)
Воспитатель (показывает мягкую игрушку) А из какого мультфильма этот герой и как его имя? Верно, это Корней Корнеевич из мультфильма «Лунтик и его друзья»
Корней Корнеевич (воспитатель) Здравствуйте ребята! Пришёл я к вам поделиться со своей бедой. Прошёл дождик и затопил мою норку, и лопатка моя там осталась. А осенью у меня очень много дел на огороде.
Воспитатель: Ребята, а вы не сможете помочь нашему гостю? (выслушиваются ответы детей). А расскажите нам с Корнеем Корнеевичем, чем осенью заняты люди в садах и огородах? Если вы уверены в своих силах мы готовы отправляться в путь. А что мы с собой возьмём, чтобы освободить норку от воды? (вёдра и лопатки).
Я вам предлагаю превратиться в маленьких дождевых червячков. Мы посмотрим, как живут растения под землёй и что происходит на поверхности.
Раз, два, три червячки за мной беги!
Воспитатель: А сейчас я превращаю вас в детей.
Раз, два, три червячок покружись и в деток превратись!
Беседа с детьми. Дети рассматривают осенние пейзажи. Ребята, что интересного вы заметили когда были червячками? Какое время года у нас сейчас? А какая бывает погода осенью?
Словесная игра в кругу (с листочком) Сейчас передаём осенний листок и называем какая осенью бывает погода (дождливая, пасмурная, ветреная, холодная и т.д.) Осенью листочки на деревьях желтеют и опадают, трава засыхает.
Корней Корнеевич (воспитатель с игрушкой в руках): Ребята, нам пора в путь.
Остановка №1 Воспитатель: на нашем пути лужи после осеннего дождя. Какого они размера? (большие и маленькие, широкие и узкие) Посмотрите мы подошли к домику, интересно кто здесь хозяин? (появляется слайд - домик кузнечика). Отгадайте загадку
Что за это молодец?
По травинкам скок да прыг
Длинноногенький кузнец
Сидеть он просто не привык
(Кузнечик Кузя)
(Появляется слайд с изображением Кузи)
Воспитатель: Посмотрите в корзинку, что вырастил Кузя? (овощи и фрукты)
Он очень любит фруктовый салат помогите пожалуйста ему определить, где
овощи. В тарелку кладём на салат фрукты, а в кастрюлю овощи. А где у нас растут фрукты? (на дереве в саду), а овощи (на грядках в огороде). А почему необходимо есть человеку много фруктов и овощей? Правильно в них много витаминов, они полезны для роста и развития. Молодцы! Кузя вас благодарит за помощь. Отправляемся дальше.
Корней Корнеевич (воспитатель с игрушкой): Кузя, Лунтик, Мила, баба Капа и генерал Шер мои друзья. А друзьям нужно всегда помогать.
Остановка №2 (слайд с домиком Милы-Божья Коровка)
Отгадайте мою загадку и узнаете, кто здесь живет.
Это что за девочка?
Ходит в платье красном
Косы вверх, как стрелочки
Голосок прекрасный. (Божья Коровка Мила)
Воспитатель: Ребята Мила просит поиграть с ней, у неё сегодня день рождения. Она ждала Лунтика, но он опаздывает и ей очень грустно.
Физкультминутка (с музыкальным сопровождением)
«Яблоня»
Вот так яблоко!
Оно сока сладкого полно (дети показывают округлую форму яблока)
Руки протяните, яблоко сорвите (руки протягиваем вперёд, затем вверх на носочки)
Стал ветер веточку качать, (руки вверх качаем из стороны в сторону)
Трудно яблоко достать (разводят руки в стороны качают головой)
Подпрыгну, руку протяну
И быстро яблоко сорву (подпрыгивают показывают яблоко)
(Мила благодарит детей за интересную игру, в которую обязательно поиграет с Лунтиком) дети прощаются с Милой.
Остановка №3
Корней Корнеевич (воспитатель с игрушкой в руках): Ребята, нам нужно спешить, кажется дождик уже закончился. А вот еще домик. Отгадайте загадку, кто в нём живет (звучит музыка, на ноутбуке появляется слайд с домиком Пчелёнка)
Рано утром он встаёт
И кипит работа
Два ведра с собой берёт
Собирает туда мёд.
(Пчелёнок)
(на экране появляется слайд и изображением Пчелёнка)
Игра «Чудесный мешочек»
Воспитатель: Ребята Пчелёнок мне сказал на ушко, что он не может справиться с заданием Бабушки Капы. Нужно из «Чудесного волшебного мешочка» на ощупь выбрать овощи для борща. Что можно приготовить из овощей? Как вы думаете овощи и фрукты можно кушать сырыми или варёными? Корней Корнеевич утверждает, что полезнее всего овощи сырые. В сырых овощах и фруктах находится больше витаминов. А ещё бабушка Капа на зиму их консервирует и замораживает. (Дети берут из мешочка по одному овощу и кладут в грузовик) Корней Корнеевич, проверь пожалуйста все дети правильно определили овощи для борща бабушки Капы?
Остановка№4
Корней Корнеевич (воспитатель с игрушкой в руках): Молодцы, ребята вы очень хорошие друзья, всем помогаете. Я вижу ещё один домик. Вот моя загадка (на экране появляется дом Лунтика)
Знают взрослые и дети,
Что упал с другой планеты-фиолетовый зверёк,
Детям маленький дружок
(Лунтик)
(воспитатель вносит игрушку Лунтика)
Лунтик: Здравствуйте дети. Я очень рад Вас видеть и Корней Корнеевича.
Хорошо, что я вас встретил. Моя подружка Мила просила купить ей на день рождения яблочный сок, а я не могу определить какой он на вкус.
Воспитатель: Ребята из чего делают сок? (из фруктов, овощей, ягод).
(Дети с завязанными глазами по запаху, а затем на вкус определяют яблочный сок)
Словесная игра (с мячом в кругу) «Назови сок»
Сок из апельсина(апельсиновый), сок из моркови (морковный), сок из банана (банановый), сок из вишни (вишнёвый), сок из слив (сливовый), сок из томата (томатный), сок из клубники (клубничный), сок из свеклы (свекольный).
Лунтик благодарит детей и прощается с ними.
Корней Корнеевич (воспитатель с игрушкой в руках): Ребята мы с вами уже пришли к моей норе.
Остановка №5 (слайд с картинкой норки Корнея Корнеевича)
Воспитатель: Ребята, а где дождевая вода? Куда она исчезла, как вы думаете?
А кто или, что помогло высушить землю? Пока мы с вами путешествовали солнышко пригрело и вся вода впиталась в землю. Ведра и лопатки нам не понадобились.
Корней Корнеевич: Ребята хоть мы и не успели убрать воду из моей норы, но совершили много добрых дел. Большое спасибо, вы очень смелые, добрые отважные и дружные дети (звучит песенка музыкальной группы «Лёлик и Барбарики» «У друзей нет выходных». Дети и Корней Корнеевич –танцуют).
(Дети прощаются с героем и возвращаются в детский сад).
Заключительная часть. Воспитатель: ребята, что вам понравилось в нашем путешествии? Какие задания от героев мультфильма на ваш взгляд показались для вас трудными? Каких героев мы не встретили в нашем путешествии? А какие герои в этом мультфильме добрые (злые)? Мне тоже очень понравилось наше путешествие. Мы закрепили с вами знания о фруктах и овощах. Фрукты растут в саду на деревьях, а овощи на огороде на грядках. Их можно кушать сырыми и варёными, можно консервировать на зиму. Сейчас осень и люди собирают урожай на своих огородах и в садах, чтобы зимой готовить салаты, варить супы, компоты, варенье.
Всем спасибо, вы молодцы!
Методическая литература и интернет- ресурсы
1. Программа воспитания и обучения в детском саду/ Под ред. Васильевой М.А., Гербовой В.В. Комаровой Т.С.- М.: Мозаика-Синтез, 2015.-368с.
2. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром Л.Ю. Павлова.- М.: Мозаика-Синтез, 2011.-80с.
3. Николаева С. Н. Юный эколог. Система работы в средней группе детского сада .- М.: Синтез, 2005
4. Каменева Л.А., Кондратьева Н.Н., Маневцева М.М. Методика ознакомления с природой в детском саду: Учебное пособие для педагогических училищ по специальности «Дошкольное воспитание». –М.: Просвещение, 1991.
5. Дрязгунова В.А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. – М.: Просвещение, 1981.
6. Соломенникова О.А. Экологическое воспитание в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.