Урок истории в 8 классе «Народная война против армии Наполеона»
Министерство труда и социального развития
Краснодарского края
Государственное автономное общеобразовательное учреждение Краснодарского
края «Новолеушковская школа – интернат с профессиональным обучением»
Урок истории Отечества по теме:
«Народная война против армии Наполеона»
Урок проведен в 8 классе
Учитель: Грузинов Сергей Тимофеевич
Место проведения: кабинет истории
Пояснительная записка
На уроке по истории в 8а классе по теме: « Народная война против армии Наполеона» использовал следующие технологии:
а) технологию коррекционно-развивающего обучения; раздаточный материал-карточки для индивидуальной работы;
б) здоровьесберегающую технологию - организация класса, уточнение самочувствия у детей, напоминание техники безопасности при работе в кабинете, физминутка с использованием видео ролика «Гимнастика для глаз», проветривание кабинета;
в) современные компьютерные технологии – презентация с использованием интерактивной доски;
г) слайды презентации 8,9,10 и 11(рефлексия) составлены с использованием технологии учебно-игровой деятельности.
д) технологию интегрированного обучения - словарная работа, демонстрация портрета Д. Давыдова
Тема урока: « Народная война против армии Наполеона».
Цель
Дать сведения о мужестве и героизме всего народа в Отечественной войне 1812 г.
Задачи
Образовательные: формировать знания, что Отечественная война 1812 г. была справедливой войной народа за свободу и независимость своей Родины; привлечь внимание учащихся к героической борьбе русского народа за независимость.
Коррекционно-развивающие: развивать способности анализировать материал из художественной литературы; учить слушать учителя, одноклассников.
Воспитательные: воспитывать у учащихся чувство
патриотизма и национальной гордости за свою великую Родину.
Основные знания
Помощь партизан, народная война.
Основные термины и понятия
Партизанский отряд, рейд.
Оборудование и материалы
Карта «Отечественная война 1812 г.», портрет Д. Давыдова, карточки с заданиями, презентация, интерактивная доска.
Тип урока
Комбинированный.
Описание урока
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
|
Организационный Цель: психологический настрой учащихся; обеспечение нормальной обстановки на уроке. |
Уточнить состояние здоровья детей, провести подготовительную работу в классе |
Рапорт дежурного |
|
Повторение пройденного материала Цель: выяснить степень усвоения заданного на дом материала; определить типичные недостатки в знаниях и их причины; ликвидировать обнаруженные недочёты. |
Задаю вопросы по теме: «Оставление Москвы». Добиваюсь дачи полных ответов на поставленные вопросы. Демонстрирую слайд-2 презентации. Работа по слайду. |
Вспоминают тему и содержание предыдущего урока, дают полные ответы на поставленные вопросы. |
|
Актуализация знаний Цель: организовать и направить к цели познавательную деятельность учащихся. |
Вступительное слово учителя. Сообщаю тему урока. Контролирую запись темы урока в тетрадь |
Записывают тему урока в тетради. |
|
Изучение нового материала. Цель: организация внимания; сообщение учителем нового материала; обеспечение восприятия, осознания, систематизации и обобщения этого материала учащимися, использование ЦОР. |
Рассказ учителя о партизанской борьбе. Демонстрирую слайд-3 презентации. Словарная работа. Контролирую запись в тетрадях. Демонстрирую слайд-4 презентации. Работа по слайду. Продолжаю рассказ. Демонстрирую слайд-5 презентации «Василиса Кожина» Продолжение рассказа. Демонстрирую слайд-6. Чтение текста о борьбе партизан. |
Слушают объяснение учителя. Записывают в тетрадь Сообщении ученика, получившего опережающее задание . о Герасиме Курине. Работают по слайду. Описывают Василису Кожину. Один ученик читает, остальные следят. |
|
Физминутка. Цель: сохранение зрения, снятие усталости с глаз во время работы на уроке. Продолжение изучения нового материала |
Использую видео «Гимнастика для глаз». Показываю параллельно и слежу за правильностью выполнения. Работа с рассказом для дополнительного чтения «Денис Иванович Давыдов» Слайд-7. Работа с текстом учебника Кратко проговорив материал, делаю вывод по теме. |
Выполняют упражнения физминутки Один ученик читает указанные мною абзацы, остальные следят. Слушают вывод. |
|
Первичное закрепление нового материала. Цель: установить, усвоили или нет учащиеся новый материал, содержание новых понятий, закономерностей, закрепить у учащихся те знания и умения, которые они получили на уроке |
Закрепление материала провожу в виде использования игровых технологий. Используя слайды презентации 8,9, 10. |
Задания выполняют индивидуально в тетрадях. Используя слайды |
|
Подведение итогов Цель: подведение итогов работы на уроке и оценивание знаний учащихся. |
Подвожу итоги, выставляю и комментирую оценки учащихся. |
Слушают комментарии. |
|
Рефлексия. Цель: дать возможность каждому оценить свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы на уроке. |
Использую слайд презентации 11. |
Работают по слайду. |
|
Домашнее задание. Цель: задать домашнее задание, инструктаж по его выполнению; проверка понимания учащимися содержания работы и способов ее выполнения |
Сообщаю домашнее задание. Контролирую запись задания в дневник. |
Записывают задание в дневник. |
Ход урока
Организационный момент
уточнить здоровье детей
обратить внимание на осанку
проверить готовность к уроку
напомнить технику безопасности в кабинете
Повторение пройденного материала (Слайд-2.)
—Какую тему изучали на предыдущем уроке? О чем шла речь на уроке?
—На что рассчитывал Наполеон, заняв Москву?
—Расскажите, как вели себя французские солдаты в Москве.
—Сколько времени провела французская армия в Москве?
—Почему Наполеон решил уйти из Москвы?
—Что понял Наполеон, покидая Москву?
Учащиеся вспоминают тему и содержание предыдущего урока. Дают ответы на вопросы.
Актуализация знаний, объявление новой темы.
Вступительное слово. На прошлом занятии вы узнали о том, как армия Наполеона грабила и разоряла Москву, ожидая послов от Александра I. В это время Кутузов отвел свою армию по Рязанской дороге к селу Тарутино. Там он и расположил свой лагерь.
С начала вторжения наполеоновской армии в Россию стала развертываться народная война против врага. Стихийно возникали крестьянские партизанские отряды. Народная война охватила всю оккупированную противником территорию.
Сообщение темы урока; «Народная война против армии Наполеона».
Записывают тему урока в тетрадь
Изучение нового материала
Рассказ учителя. (Слайд – 3)
— Какую помощь оказывали партизанские отряды русской армии?
Рассказ о партизанской борьбе. (Чтение текста учебника о борьбе партизан.)
Крестьяне вооружались и уничтожали захватчиков, брали их в плен. Нападали на небольшие отряды французов, не давая им возможности грабить мирное население.
— В чем заключалась польза партизанской войны?
Словарная работа: рейды, партизанские отряды.
Опережающее задание.
— Где воевал отряд Герасима? (Слайд – 4)
— Чем были вооружены крестьяне из отряда Герасима?
В смоленских лесах действовал партизанский отряд под командованием Василисы Кожиной - вдовы сельского старосты. (Слайд – 5)
- властная и строгая женщина
- отряд захватил немало французских солдат
- захватывали французские обозы
Продолжение рассказа. Кутузов придавал большое значение этой «малой войне», которая изматывала силы противника, поднимала дух населения. В этой войне прославились отважные партизанские офицеры Д.И. Давыдов, А.Н. Сеславин, А.С. Фигнер. (Слайд – 6)
Физминутка.
Гимнастика для глаз: Чаще всего устают глаза, мелкие мышцы рук, позвоночник. Ребёнок перестаёт думать об уроке, нарастает напряжение, наваливается усталость. Это самый подходящий момент для отдыха.
Чтобы отдохнули глаза, можно не вставая с места посмотреть вверх, вниз, направо, налево, нарисовать глазами круг или первую букву своего имени.
Для более эффективного проведения применяю видео физминутку.
Упражнения выполняются под контролем учителя.
Использую видео «Гимнастика для глаз»
Работа с рассказом для дополнительного чтения «Денис Иванович Давыдов». (Слайд – 7)
Демонстрация портрета Давыдова.
— Где родился Денис Давыдов?
— Какие склонности имел Денис Давыдов?
— Какие человеческие качества вам понравились в этом герое?
— Что вы узнали о Денисе Давыдове?
Работа с текстом учебника.
— Найдите в тексте слова, говорящие о любви Дениса Давыдова к Отечеству.
— Какое значение имела народная война?
Кратко проговорив изученный материал, делаю вывод по теме
Первичное закрепление материала.
Ввиду обширности содержания урока проверку знаний можно провести по основным вопросам и заданиям в течение 5 минут.
Задание 1. Кто такие партизаны? ( Слайд – 8)
Выберите правильный ответ.
Мирные жители или военные, ведущие борьбу с врагами в его тылу
Род войск в армии
Военная профессия
Задание 2. Дополните, в чем состояла помощь партизан. (Слайд - 9)
Перехватывали военные запасы
Брали в плен
Задание 3. Соотнесите имена людей и их дела в партизанской борьбе. Соедините стрелками
Задание выполняют индивидуально-письменно (Слайд – 10)
Василиса Кожина Офицер партизанского отряда
Денис Давыдов Возглавила отряд, состоящий из
женщин и подростков
Подведение итогов.
Рефлексия (Слайд-11) Удалить лишнее.
На уроке работал активно пассивно
Материал урока был понятен не понятен
Своей работой на уроке я доволен не доволен
Урок для меня показался коротким длинным
Комментарии, объявление оценок за работу
Домашнее задание. Сообщение домашнего задания.
Записывают домашнее задание в дневники.