Урок истории в 8 классе «Крымская война»
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ИСТОРИИ ДЛЯ 8 КЛАССА.
ТЕМА УРОКА: КРЫМСКАЯ ВОЙНА.
«По долгу совести и чувству справедливости не могу
молчать о зле, открыто совершающемся передо мною и влекущем за
собою погибель миллионов людей, погибель силы и чести Отечества»
Л.Н.Толстой
ЦЕЛЬ: 1. познакомить с внешне- политической ситуацией средины XIX в. проанализировать ход войны, выяснить ее предпосылки и причины поражения России;
2. развивать общеучебные навыки – составление плана конспекта по лекции ; развивать логическое мышление, расширять кругозор;
3. воспитывать патриотизм, развивать познавательный интерес к истории родной страны, воспитывать информационную культуру.
ЗАДАЧИ:
Образовательная: рассмотреть причины, ход и итоги войны; познакомиться с героями войны;
Развивающая: формировать умения работать с текстом учебника, картой, выделять необходимую информацию, преобразовывать ее в схему, устанавливать причинно-следственные связи;
Воспитательная: на примере героизма защитников Севастополя воспитание патриотизма.
СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ: учебник, карта «Крымская война», портреты главнокомандующих армий, ИКТ-презентация.
ТИП УРОКА: урок отработки умений и рефлексии.
Этапы урока |
Ход урока |
Формируемые УУД |
||||||||||||||||||
Орг.момент. |
Приветствие учащихся. |
|||||||||||||||||||
Мотивация. |
В Севастополе стоит памятник затопленным русским кораблям. Монумент венчает бронзовая фигура двуглавого орла с распростертыми крыльями, несущего в клюве лавровый венок – символ славы. Он поставлен в память о трагедии, разыгравшейся во время Крымской войны. В севастопольской бухте на глазах плачущих моряков по приказу командования уходили под воду русские парусные корабли, чтобы заградить вход неприятельским судам и тем самым спасти город. На черном море, где проходили главные сражения крымской войны, господствовал англо-французский флот. |
Познавательные: - С помощью иллюстрации, рассказа учителя добывать информацию. |
||||||||||||||||||
Постановка проблемы. |
Почему же Россия, победоносно сражавшаяся с неприятелем на протяжении XVIII столетия, давшая отпор самому Наполеону, в середине XIX в. изведала горечь сокрушительного поражения в этой войне? |
|||||||||||||||||||
Определение темы. Планирование деятельности. |
ЗАПИСЬ ТЕМЫ В ТЕТРАДЬ. План. Причины войны. Ход военных действий. Итоги. Причины поражения. |
Коммуникативные: -уметь выражать свои мысли в устной форме; Регулятивные: -уметь определять и формулировать цель с помощью учителя; - планировать деятельность. |
||||||||||||||||||
Актуализация. |
Назовите направления внешней политики России в царствование Николая I ? Что представлял собой «Восточный вопрос» в период 1826 – 1849 гг.? В 50-е гг. этот вопрос обострился с новой силой. |
Познавательные: - С помощью иллюстрации, рассказа учителя добывать информацию. Коммуникативные: - уметь выражать свои мысли в устной форме. |
||||||||||||||||||
Открытие нового знания. |
Здравствуйте! Сегодня у нас урок на тему Крымская война. Мне очень хочется, чтобы этот урок запомнился, а события, о которых мы будем говорить останутся в вашем сердце! Давайте вспомним, что такое исторические термины «Восточный вопрос». (Показать на карте.) С конца 18в явно обозначилось распадение Османской империи. Входившие в ее состав славянские и другие нетурецкие народы все более активно вели борьбу за независимость. С другой стороны, начинали выходить из повиновения правители некоторых мусульманских провинций (Албании, Египта). Европейские державы по-разному воспринимали эти события, по-разному старались на них влиять. Кризис Османской империи породил запутанный клубок международных противоречий, получивший название Восточного вопроса. Три кризиса в Восточном вопросе
- Для России этот вопрос решался долго! Война – это не только причины и не только итоги. Это еще и судьбы людей, мужество и героизм. А задумывались ли вы когда-нибудь почему именно наша страна, наш народ одержал победу, почему в 1812г одержали победу над французами, почему даже когда наши войска отступали, то захватчики не испытывали радости от победы. Сегодня я хочу чтобы вы прочувствовали героизм и мужество русских солдат. Работа по учебнику: Открыли учебник на стр.151, самостоятельно выделите причины и повод к началу войны. Ответы записать в технологическую карту. Главное: 1) Причины войны - Восточный вопрос: это попытка заранее решить кто станет контролировать территории Османской империи после её распада, особенно Балканский полуостров, населённый славянами. Т. к. Европа не хотела дальнейшего усиления России на Европейском континенте. 2) Повод к войне Спор из-за палестинских святынь. В 1850 г. в Палестине возник конфликт между православным и католическим духовенством. Речь шла о том, кто будет блюстителем особо чтимых храмов в Иерусалиме и Вифлееме. Под давлением президента Франции Луи-Наполеона Бонапарта султан решил вопрос в пользу католиков. Это вызвало недовольство в Петербурге. Спор из-за палестинских святынь вновь обострил Восточный вопрос. Воспользовавшись спором султан решил вопрос в пользу католиков. Это вызвало недовольство в Петербурге. Воспользовавшись спором, Николай I усилил нажим на Турцию и ввел русские войска в Молдавию и Валахию. 3) Цели: Россия – пересмотр режима, усиления влияния, распространения влияния на Ближнем востоке Турция – подавление национально-освободительного движения, возвращение Крыма, черноморского побережья, желала ослабить Россию Англия и Франция – подорвать международный авторитет России, ослабить ее позицию на Ближнем Востоке Соотношение сил и военно-техническая готовность к войне
Вопрос классу : Исходя из приведенных в таблице данных сделайте вывод о соотношении сил и готовности к войне. В ходе войны можно выделить 3 этапа. На 1 – октябрь 1853- март 1854гг противником России была Турция, а военные действия проходили на Дунайском и Кавказском фронтах. Турецкий султан в октябре 1853 г. объявил России войну. Утром 18 ноября 1853 г. русская эскадра из 8 парусных кораблей, проскочила в бухту и в упор расстреляла турецкий флот. Командовал русским флотом Павел Степанович Нахимов. Через три часа русская эскадра потопила почти все турецкие корабли в Синопской бухте. Русское правительство отвергло ультиматум Англии и Франции об оставлении Молдавии и Валахии. 15(27) марта английская королева Виктория объявила России войну. Днем позже это сделал Луи Бонапарт, успевший к тому времени провозгласить себя императором Наполеоном III. 2 этап. Март – сентябрь 1854гг против России объединились Турция, Франция, англия, сардиния Работа с картой. Нападению подверглись: - На Черном море – Одесса - на Балтике – Аландские острова - на Баренцевом море – Соловецкий монастырь и Архангельск - на Тихом океане – Петропавловск – Камчатский 3 этап сентябрь 1854 – август 1855 Осада Севастополя. До русского командования доходили слухи о том, что союзники собираются высадиться в Крыму и взять Севастополь. Но А. С. Меншиков, командовавший русскими войсками в Крыму, не придал им значения. 60-тысячная армия союзников сразу же двинулась на Севастополь. 8 сентября 1854 г. она встретилась на реке Альме с 35-тысячной армией Меншикова, обошли русские войска с фланга и продолжили движение на Севастополь. .Адмиралы В. А. Корнилов, П. С. Нахимов и В. И. Истомин взяли на себя командование Севастополем. Гарнизон и население города были мобилизованы на строительство укреплений. Их схему разработали военные инженеры под руководством Э. И. Тотлебена. Защитники города затопили у входа в бухту несколько судов и преградили доступ в нее вражескому флоту. Война приобрела затяжной характер. В начале февраля 1855 г. Николай I простудился, слег и 18 февраля умер. Последним его распоряжением было отстранение от командования Меншикова и назначение на его место князя М. Д. Горчакова. На престол взошел старший сын Николая I Александр II. Русские войска обороняли Севастополь 349 дней. Среди героев оборонявших Севастополь не только адмиралы, матросы и солдаты, но и рядовые жители, сёстры милосердия и даже дети. 27 августа 1855 г. неприятель захватил Малахов курган и русские войска покинули город 349 дней обороны, 11 месяцев непрерывных боев Герои обороны Севастополя: Корнилов – драться до последнего, затопление кораблей, гибель 5 октября 1854г Нахимов – атака или отступление не колонной, а в рассыпном строю, защита орудийной прислуги щитами. Истомин- руководитель обороны Малахова кургана Тотлебен – инженерные сооружения Пирогов – хирург, впервые применивший наркоз в походных условиях Дарья Севастопольская – первая медсестра Петр Кошка – вылазки в расположение вражеских войск В Севастополь Толстой прибыл в ноябре 1854г и оставался здесь вплоть до конца осады. Полтора месяца провел на четвертом бастионе. В мае 1855 он был назначен командиром горного дивизиона и принимал участие в битве при Черной речке (11 августа) Он не бросил литературных занятий. Здесь были написаны «Севастопольские рассказы», «Рубка леса».. Причины поражения. Война беспощадно обнажила отсталость России в экономическом, социальном и военно-техническом отношении. a. Экономическая отсталость России. b. Военно-техническое отставание России. c. Отсутствие союзников у России, тогда как Турции помогали сильнейшие страны Европы.
Парижский мир. Вскоре, в Париже открылся мирный конгресс. В его работе приняли участие представители Франции, Англии, России, Австрии, Турции и Сардинии. Русские дипломаты ставили своей целью свести до минимума территориальные потери. По Парижскому мирному договору, подписанному в марте 1856 г., Россия потеряла только острова в дельте Дуная и прилегающую часть южной Бессарабии. Самые тяжелые для России пункты договора касались так называемой «нейтрализации» Черного моря: оно объявлялось нейтральным, вход в него запрещался для военных судов, а на берегах нельзя было иметь военно-морские арсеналы. Практически это означало, что Россия не может держать на Черном море военный флот. Итоги войны. Для русского общества поражение в войне было шоком, поскольку давно уже русские не проигрывали войн, они гордились мощью своей армии. После Крымской войны понизился международный авторитет Российской империи как великой державы, ослабло ее влияние на Балканах и Ближнем Востоке. a. Подписание унизительного Парижского мира b. Смерть императора Николай I c. понизился международный авторитет Российской империи как великой державы d. ослабло влияние России на Балканах и Ближнем Востоке. e. всему обществу было ясно, что стране необходимы срочные социально-экономические реформы. |
Познавательные: - с помощью текста учебника, карты находить и выделять главную информацию, делать выводы; - устанавливать причинно-следственные связи – на простом и сложном уровне. Регулятивные: - определять цель, проблему в деятельности; - работать по плану, сверяясь с целью; - оценивать степень и способы достижения цели в учебных ситуациях, исправлять ошибки. Коммуникативные: - уметь выражать свои мысли в устной форме, взаимодействовать в группе. |
||||||||||||||||||
Применение нового знания. |
Выступление учащегося Выступление учащегося Оборона Севастополя. Современников потрясало мужество солдат, офицеров, защитников города. Чем вы можете объяснить тот дух русских солдат, который проявился в годы войны? У любой войны есть свои герои, которые делают все возможное, чтобы спасти свою страну от врага. Герои. Итоги. Какое значение она имела для России? (Подорван международный авторитет России; Поражение ускорило преобразования в стране; Началась борьба балканских народов). Возвращение к проблеме. Почему же Россия, победоносно сражавшаяся с неприятелем на протяжении XVIII столетия, давшая отпор самому Наполеону, в середине XIX в. изведала горечь сокрушительного поражения в этой войне? |
Регулятивные: - оценивать степень и способы достижения цели в учебных ситуациях, исправлять ошибки. Коммуникативные: - уметь выражать свои мысли в устной форме. |
||||||||||||||||||
Рефлексия. |
Что показала война? Какие выводы из ее итогов мы можем сделать? |
Коммуникативные: - уметь выражать свои мысли в устной форме. |
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: подготовить рассказ о Крымской войне по технологическим картам, прочитать и пересказать «Севастопольские рассказы» Л.Н.Толстого
Чтение наизусть стихотворения учеником:
Крымская война
Не веселую, братцы, вам песню спою,
Не могучую песню победы,
Что певали отцы в Бородинском бою,
Что певали в Очакове деды.
Я спою вам о том, как от южных полей
Поднималося облако пыли,
Как сходили враги без числа с кораблей,
И пришли к нам, и нас победили.
А и так победили, что долго потом
Не совались к нам с дерзким вопросом;
А и так победили, что с кислым лицом
И с разбитым отчалили носом
Я спою, как росла богатырская рать,
Шли бойцы из железа и стали
И как знали они, что идут умирать,
И как свято они умирали!
И одиннадцать месяцев длилась резня,
И одиннадцать месяцев целых
Чудотворная крепость, Россию храня,
Хоронила сынов ее смелых…
Л.Апухтин
Учащиеся в ходе урока заполняют Технологическую карту урока.
Причина войны _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Повод __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Планы сторон __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Этапы |
Противники России |
Основные события |
|
||
|
Герои войны _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Итог войны ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________