Урок по истории в 8 классе «Крымская война»
Тема урока: «Крымская война» 8 класс /слайд 1
Цели урока:
Изучить причины, ход и последствия Крымской войны.
Показать, что война оказала значительное влияние на развитие международных отношений, показала слабость Российской империи, дала новый стимул к последующей модернизации.
Воспитывать чувство патриотизма, гордости и любви Родине на примерах отчаянной, мужественной обороны родной земли русскими солдатами, работы медиков в труднейших условиях осаждённого Севастополя.
Развивать навыки работы в группе, с документами, умение выделять главное, устанавливать причинно – следственные связи.
Оборудование: проектор, монитор, презентация к уроку, карта «Крымская война», фильм 4 минут о Крымской войне, сообщения учащихся, учащиеся сидят за 4 столами по 5 человек.
Ход урока:
Тема урока сегодня «Крымская война». Что бы вы хотели узнать по этой теме?
Причины войны.
Какие страны участвовали в этой войне.
Почему война называется Крымская.
Чем закончилась. / слайд 2
Учащиеся определяют проблему урока: «Героиз и мужество всегда приводит к победе?»
Причины войны:
Вспомните, что такое восточный вопрос? Какие события внешней политики России связаны с его решением?
Работа с учебником.
Причины войны заключались в противоречиях между европейскими державами. Найдите в учебнике, какие страны были участниками военных действий.(Россия, Турция, Англия, Франция)
Каждому столу даётся листок с названием страны – участницы. Нужно определить цели, которые она преследовала в войне.
Применяется структура Сингл Раунд Робин (обсуждение какого – либо вопроса по кругу один раз).Отвечает тот, кто сидит ко мне ближе.
Выступают с ответами по очереди. Правильный ответ после ответов на слайде презентации.
Российская империя – Пересмотр режимов черноморских проливов.
Усиление влияния на Балканском полуострове.
Османская империя – Подавление национально – освободительного движения на Балканах. Возвращение Крыма и черноморского побережья Кавказа.
Англия и Франция – Подорвать международный авторитет России, ослабить её позиции на Ближнем Востоке, отторгнуть от неё территории Польши, Крыма, Кавказа и Финляндии. Укрепить свои позиции на Ближнем Востоке, используя его как рынок сбыта. Укрепление личной власти через победоносную войну. / слайд 3
Записи в тетради
Участники войны:
Российская империя с одной стороны.
Османская империя, Англия, Франция – с другой.
Когда и при каких условиях Османская империя потеряла Крым и черноморское побережье Кавказа? / слайд 4
(В результате 4-х войн с Турцией – 1768-1774, 1783-1791, 1806-1812, 1828-1829)
Работа с учебником.
Прочитайте в учебнике и назовите событие, ставшее поводом к началу войны
Учащиеся дают правильные ответы. (поводом послужил спор о Вифлеемском храме в Палестине)
У России в Крымской войне не было союзников. На юге и западе находились страны готовые в любой момент вступить в войну.
Какое было состояние российской армии накануне Крымской войны?
Применение структуры СИ – ФИНК – Уандэ (посмотри – подумай – задайся вопросом – сложи в одно) /слайд 5
Рекрутская система формирования армии Содержание армии более 1 млн. чел. |
Большие расходы государства на содержание армии |
Отсутствие дееспособного генштаба ( скрыть от царя положение дел) |
Ошибки в разработке стратегических планов ведения войны |
Войска рассредоточены по всей территории страны. |
Много времени на переброску войск к театру военных действий. |
Отсутствие развитой системы железных дорог |
Низкая манёвренность войск. |
В армии процветает показная строевая выучка, проведение парадов |
Плохая подготовка сухопутных войск к ведению боевых действии под командованием А. С. Меньшикова |
Амуниция солдат весила 2 пуда с четвертью. |
Амуниция солдат мало приспособлена к ведению боя |
Плохое техническое оснощение армии(ружья, поражающие цель до 100-150 м., нарезные ружья, поражающие цель до 800 м. – 1880 единиц на 42 тыс. солдат) Из 21 военного корабля черноморской эскадры – 7 паровых, остальные - парусные. |
Необходимость вести ближний бой, что повышало уязвимость солдат при наличии у противника более совершенных, дальнобойных орудий. |
Отсутствие дееспособного генштаба. |
Ошибки в разработке стратегических планов ведения войны |
Запись в тетради
20 октября 1853 года – Николай I подписал Манифест о начале войны с Турцией.
18 ноября 1853 года - Синопское сражение.
Март 1854 года – Англия и Франция объявили войну России.
Сообщения учащихся:
«Синопская победа российского флота». / слайд 6
«Оборона Севостополя» / слайд 7
«Подвиг врачей в Крымской войне» / слайд 8
Работа с документами и беседа по вопросам. С. 100
1.Почему оборона Севастополя считается единственной для русской армии светлой страницей всей Крымской войны? / слайд 9
2.Почему, высказывая несогласие с решением главнокомандующего затопить корабли в Севастополе, В. А. Корнилов и П.С. Нахимов не только выполнили этот приказ, но и нашли слова для подчинённых, доказывающие правильность этого решения? /слайд 10
Работа с учебником
Прочитайте о решении Парижского конгресса. Назовите условия Парижского мирного договора. С. 99 / слайд 11
Запись в тетрадь дату и условия Парижского мирного договора.
Работа с документом
Вспоминая о Крымской войне, современник писал: «Чувствовалось, что нас победила Европа не храбростью, не личной доблестью, а посредством умственного развития» Как вы понимаете эту фразу? / слайд 12
Мы ответили с вами на все поставленные вопросы?
Раскрыли проблему?
Героизма и храбрости не достаточно, если у тебя нет союзников, и ты отстаешь в техническом развитии. А что этому мешает?
Крепостное право. А что нужно сделать ? Отменить крепостное право и провести военную реформу.
Рефлексия.
Структура: Билетик на выход. / слайд 13
Учащиеся в конце урока отвечают на 10 вопросов (да/ нет) и работы сдают учителю, а потом видят правильные ответы на слайде презентации.
Поводом к началу войны послужил конфликт Николая I с султаном о проливах. /Нет
В этой войне у России было много союзников. /Нет
В Синопской бухте турецкие корабли были потоплены русской эскадрой. /да
В марте 1854 года Англия и Франция объявили России войну./да
Сухопутными войсками командовал Корнилов В. А. / нет
Оборона Севастополя длилась 11 месяцев. / да
Подписание мирного договора состоялось в Лондоне. /нет
Оборона Севастополя закончилась после взятия Малахова кургана. /да
Главным итогом войны стал запрет для России иметь военный флот и укрепления на Черном море. /да
Война показала, что нужно сразу начинать готовиться к новой войне до победного конца. /нет
Просмотр фильма о Крымской войне 4 мин.
Домашнее задание:
П. 14 читать для всех. / слайд 14
Для желающих – написать сообщение или сделать презентацию о новых видах вооружения англичан и французов, сравнить их с тем вооружением, что было у русских.
Малямова Ирина Валерьевна