Конспект урока по кубановедению в 4 классе: «Народные ремёсла и промыслы на Кубани»
Предмет: Кубановедение, 4 класс
Автор: Саттарова Виктория Владиславовна, учитель начальных классов 1-й квалификационной категории МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №7» г. – к. Анапа
УМК: «Школа России»
Тема урока: Народные ремёсла и промыслы на Кубани.
Тип урока: интегрированный
Цели: познакомить учащихся с народными ремёслами и промыслами, распространёнными на Кубани; научить различать понятия «ремёсла» и «промыслы»; развивать интерес у детей к народному прикладному искусству, воспитывать любовь к родному краю.
Планируемые результаты
Личностные: формирование активной жизненной позиции, приобщение детей к историческим и духовным ценностям родного края, воспитание уважения к труду народных умельцев.
Регулятивные: формировать умение определять и формулировать цель деятельности на уроке; адекватно используют речь для планирования и регуляции своей деятельности; выделяют и формулируют, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, определяют качество и уровень усвоения.
Познавательные: развивать у младших школьников навыки исследовательской работы; используют доступные способы изучения истории Кубани (наблюдение, запись, сравнение, классификация).
Коммуникативные: формировать умение устанавливать контакт и организовывать взаимодействие в решении общей задачи в группе, развивать умение составлять связный устный рассказ, с уважением относятся к России, родному краю, к своей семье, истории, культуре; адекватно оценивают собственное поведение и поведение окружающих.
Оборудование: презентация по теме урока, карточки – ремесло/промыслы, карточки с характеристиками символов изображений характерных для кубанской росписи (для дом.задания), запись казачьих песен, картинки с изображением предметов.
Ход урока
1. Организационный момент: поэтическая минутка
Каменщик строит жилище, Пекарь сапожнику к сроку
Платье – работа портного. Сшить сапоги поручает.
Но ведь портному работать Ну, а сапожник без хлеба
Негде без тёплого крова. Много ль нашьёт, натачает?
Каменщик был бы раздетым, Стало быть, так и выходит:
Если б умелые руки Всё, что мы делаем – нужно.
Вовремя не смастерили Значит, давайте трудиться
Фартук, и куртку, и брюки. Честно, усердно и дружно!
- Как вы думаете, ребята, что хотел автор сказать своим стихотворением?
2. Актуализация опорных знаний:
Работа с пословицами (слайд 1)
Чтение пословиц, их толкование.
- Какой темой можно объединить их? (темой труда, хорошей работы)
Найти слово, которое повторяется в каждой пословице.
Без ремесла - как без рук.
Умному человеку и семидесяти ремесел мало.
По ремеслу и промысел.
Ремеслу всегда надо учиться. (ответы детей)
- Большая часть казаков в конце 18 века попала на Кубань. И привезли они с собой не только своих детей, домашний скарб, но и свои навыки и умения, а самое главное, свои сильные, добрые и трудолюбивые руки. Им нужно было обустраиваться на новом месте, питаться, одеваться, защищаться от врагов. Наши земляки всегда были неутомимыми тружениками. Кубанская земля славилась своими мастерами, одаренными людьми, чего только не умеют кубанские мастера. Из простых материалов: дерева, металла, глины, лозы, ткани – создавались настоящие произведения искусства. Поэтому в каждой казачьей семье на Кубани знали и ремесло, и промысел. Часто казаки владели несколькими промыслами и ремеслами.
- Кто попробует назвать тему нашего урока?
Чему мы должны сегодня научиться и что узнать на уроке?
Словарная работа (слайд 2 - 3)
Ремесло – это изготовление каких-либо изделий ручным способом.
Промысел – это добыча чего-либо или охота. Это то, что можно взять у природы.
3. Открытие нового знания:
- (слайд 4) Да сегодня мы поговорим с вами о ремеслах, узнаем, чем занимались наши предки. Наряду с земледелием и скотоводством определенную роль в казачьем быту и занятиях играли различные промыслы и ремесла: кузнечное и гончарное, обработка дерева, лозоплетение, ткачество, вышивка, художественная обработка металла, изготовление изделий из кожи и войлочной шерсти. С конца XIX века в искусстве народных кубанских мастеров преобладают мотивы русских, украинских и кавказских традиций.
(слайд 5) Природа Кубани всегда была богата. Птица, зверь, рыба в изобилии водились в реках и лесах. Поэтому и промышляли наши с вами предки охотой, рыбной ловлей, добычей мёда, сбором ягод, лесных орехов. Но, конечно же, не везде. А только в тех районах края, где это было возможно.
- Итак, давайте разграничим понятия ремесло и промысел: работа по карточкам (взаимопроверка).
Ремёсла: ………………………. Промыслы: …………………… Вышивка, бортничество (добыча меда), вязание, плетение из лозы, охота, изготовление глиняной посуды, лов рыбы (тарань, белуга, осетр), изготовление оружия, сбор лесных ягод и орехов. |
- Знать народные ремёсла – это значит лучше понимать свой народ. В средние века ремесленники селились в городах по цехам - ремёслам: гончары, кузнецы, сапожники, перчаточники. (слайд 6) У каждого цеха было своё знамя, а на домах висели вывески с изображением тех изделий, которые изготавливались в цехах и мастерских: на доме сапожника висел сделанный из металла сапог, перчаточника – перчатка. Улицы тоже называли по роду ремёсел – Гончарная, Кузнечная, Поварская… Не только улицы, а даже станицы отличались друг от друга особым ремеслом.
Давайте заглянем в ремесленные цеха. А чтобы открылись городские ворота, выполните задание. Я прочитаю пословицы, а вы отгадайте, о каком ремесле идёт речь в каждой из них.
Не боги горшки обжигают. Гончар
Куй железо, пока горячо. Кузнец.
Не игла шьёт, а руки. Портной, швея.
Не бравшись за топор, избы не срубишь. Плотник.
Кто пахать не ленится, у того и хлеб родится. Пахарь, хлебороб.
- Молодцы, ребята! Ворота открыты, и мы отправляемся в путешествие в город Мастеров.
На каждой парте для каждого ученика лежит набор картинок с предметами. Как только вы услышите название ремесла: ваша задача записать это ремесло в тетрадь и рядом наклеить соответствующую картинку:
- (слайд 7) Как вы думаете, что находится за этой дверью? Правильно, здесь расположен гончарный цех. Давайте заглянем…Гончарное производство – типичный мелкий крестьянский промысел. В каждой кубанской семье имелась необходимая глиняная посуда: миски, горшки, макитры, кувшины. В творчестве гончара особое место занимало изготовление кувшина. Создание этой красивой формы было доступно не всем, для его изготовления требовалось умение и навык. Если сосуд дышит, сохраняя воду прохладной даже в сильную жару, значит мастер вложил частичку души в немудрёную посуду. Тому, кто видел, как работает мастер за гончарным кругом, надолго запомнится чудесное превращение комка глины в красивый сосуд.
- Итак, идем дальше. (слайд 8) Мы попали в … ткацкий цех.
Ткачество давало материал для одежды и украшения жилища. Уже с 7 - 9 лет в казачьей семье девочки приучались к ткачеству и прядению. До совершеннолетия они успевали приготовить для себя приданое из нескольких десятков метров полотна: рушники, настольники, рубахи. Сырьем для ткацкого ремесла служили в основном конопля и овечья шерсть. Неумение ткать считалось большим недостатком у женщин.
Неотъемлемыми предметами кубанского жилища были станы – ткацкие станки, прялки, гребни для изготовления нитей, буки – бочки для отбеливания холста. В ряде станиц холст ткали не только для своих, но и специально для продажи. Славилось ткацкое полотно станиц Некрасовской, Старощербиновской, Успенской, Казанской и др. Постепенно домашний холст вытеснялся фабричными хлопчатобумажными и шерстяными тканями. Но и до сих пор многие женщины, станичные и городские, умеют ткать холст, вязать на спицах носки, чулки, варежки.
- Итак, мы отправляемся дальше. Кто из ремесленников здесь работает?
Это цех кузнечного ремесла. (слайд 9)
Ребята, а вы знаете, что каждый шестой казак был профессиональным кузнецом. Кузнечным делом на Кубани занимались издревле. Умение ковать своих коней, оружие и прежде всего всякую домашнюю утварь, считалось таким же естественным, как возделывать землю. Заслуживает упоминания и мастерство художественной ковки. На Кубани она так и называлась – «ковань». Это тонкая и высокохудожественная обработка металла применялась при ковке решёток, козырьков, оград, ворот, для украшения ковали цветы, листья, фигурки зверей.
-А в этом цехе трудятся люди, занимающиеся художественной обработкой дерева (слайд 10). Посмотрите на их чудесные изделия, всё это сделано из дерева! Искусство художественной обработки дерева имеет на Кубани глубокую традицию и в настоящее время широко развивается. Лесные богатства Кубани издавна сделали дерево наиболее доступным и любимым материалом в народных промыслах: тележном, колесном, обозном, корытном, клепочном и других. Деревянная посуда – бочки, ведра, корыта, чаши, ложки, ступы, мешалки и другие предметы изготавливались во всех горных и предгорных станицах, богатых лесом. Из дерева казаки любили мастерить мебель, резные зеркала, наличники окон, деревянные резные надкрылечные зонты, сундуки с росписью.
- (слайд 11) Следующий ремесленник занимается редким делом - это лозоплетение.
Это одно из древнейших народных промыслов восточных славян... На Кубань оно было завезено черноморскими казаками из Украины в конце XVIII века. Значительную часть домашней утвари – от овощных корзин до плетней и хозяйственных построек жители Кубанских станиц делали из лозы. Всевозможные верши, корзины, разнообразные плетни, кошели (емкости для хранения зерна), овчарни плелись из гибкой, золотистой ивовой лозы. Даже первые кордонные постройки изготавливали казаки из лозы.
- (слайд 12) Одним из распространенных видов ремесел была обработка кожи, изготовление поясов, обуви, сёдел.
В состав мужского костюма входили сапоги и ноговицы. Праздничной обувью были сапоги. Одним из показателей зажиточных кубанцев были сапоги из хромовой и шагреневой кожи. В начале XX века среди молодёжи распространилась мода на лакированные сапоги.
Словарная работа:
Хромовая кожа -мягкая тонкая кожа, выработанная хромовым дублением; используется для
изготовления пальто, пиджаков, курток, головных уборов, верха обуви.
Выделывается из шкур овец, свиней и телят (для одежды), шкур крупного
рогатого скота и лошадей, свиней.
Шагреневая кожа -
мягкая шероховатая кожа (козлиная, баранья, конская); также технология тиснения кожи, используется при обработке кож с природными дефектами для изготовления обуви и отдельных видов одежды.
- (слайд 13) Искусство вышивания всегда ценилось на Кубани.
Вышитые узоры не только украшали одежду и бытовые предметы из ткани, но и служили оберегами от злых сил. В каждой семье, независимо от социального положения, женщины должны были владеть различными видами рукоделия: ткачеством и вышивкой. В домах князей, бояр, богатых людей на Руси и зажиточных казаков Кубани имелись вышивальные и ткацкие мастерские, где проводили свой досуг все женщины дома. Как правило, творческим процессом руководила хозяйка дома.
- (слайд 14) Ребята, а знаете вы, что такое бортничество?
А это название промысла сбора меда. Кроме этого на Кубани занимались (слайд 15) рыболовством и охотой.
Взаимопроверка: а теперь, ребята, поменяйтесь тетрадками и проверьте правильность выполнения задания.
Молодцы!
4. Физкультминутка:
- А сейчас мы немного поиграем, встаньте. Мы будем изображать ремесленников и повторять их действия.
Представим себя ткачами и ткачихами перед нами стоит станок, а мы наблюдаем за ниточкой слева направо глазками. А теперь тоже самое только закрытыми глазами.
Теперь мы гончары - движение кистями.
А сейчас у нас в руках рубанок - это инструмент для обработки дерева. Начали.
Ну и, конечно, кузнец. Приготовились.
Вышивальщицы.
А теперь я вам называю ремесло, а вы сами повторяете движение.
Молодцы. Садитесь.
5. Закрепление пройденного материала:
Проектная работа
- Я бы хотела познакомить вас с редким видом народного искусства – Петриковская роспись. Петриковку 230 лет назад основал Петр Калнышевский. И сразу же в этом вольном казацком селе возник интересный обычай: женщины стали расписывать стены хат красочными цветочными узорами.
Их рисовали кистями, сделанными из кошачьей шерсти, спичками, обмотанными мягкой материей, и просто пальцами. Хозяйки соревновались друг с другом, стремясь сделать свой дом самым живописным, и ревниво заглядывались на чужое искусство. О самых удачных росписях говорили: красиво, как в церкви. А вот если хата оставалась белой, с хозяйкой переставали здороваться, как с чужой.
Самых прилежных хозяюшек в Петриковке называли “чепурушками”.
Основным элементом петриковских орнаментов является цветок — символ пышной природы. Чаще всего шедевры народного искусства украшают мальвы, пионы, астры, различные полевые цветы.
Не редко цветы и ягоды сочетаются с птицами, иногда используются изображения животных и людей, которые традиционно имеют несколько фантастический вид. Часто в «петриковке» используется образ жар-птицы — мифического существа, приносит счастье, с фантастическими узорами по всему туловищу.
Петриковская роспись традиционно выполняется на белом фоне (побелены стены и белая бумага), однако современные мастера выполняют росписи на фоне различных цветов, в том числе черного, синего, зеленого, красного.
- Ребята, попробуйте представить себя мастером - художником.
На листочках, которые лежат у вас на партах, выполните роспись казачьей печи.
Под музыку всегда работать веселее, послушайте песни в исполнении Кубанского казачьего хора.
Театрализация.
В начале XX века в крае стала развиваться торговля. Где ремесленник мог продать свой товар? ( На ярмарке, базаре). На ярмарках люди не только покупали или продавали товар, но и веселились, шутили, играли.
Вот и вы сейчас как настоящие ремесленники, тоже попробуете продать товар. А чтоб товар лучше покупали, что для этого надо делать? (Расхвалить, разрекламировать).
Посмотрим, кто лучше справится с заданием.
Ну что ж, молодцы, хорошо справились. Какие красивые получились изделия.
6. Подведение итогов:
- Ребята, чему вы учились на уроке? Нравится ли вам выполнять творческую работу самостоятельно? Почему? Кто такие ремесленники? Какие промыслы и ремёсла распространены на Кубани?
Сегодня на уроке мы заглянули в прошлое и узнали, чем занимались кубанские умельцы. Это наша история, мы должны знать прошлое нашей малой родины. Ведь без прошлого нет настоящего и нет будущего.
Я думаю, что многие из вас захотят стать преемником многих традиций Кубани и может быть, в будущем, своим трудом прославят своё имя и свой край…
7. Рефлексия:
Ребята, я думаю, что не важно, какую профессию вы выберете в будущем. Главное – быть человеком!
Чтение стихотворения Н.К. Питенко « Будь человеком!»
Богата талантами наша станица –
Всмотрись в эти мудрые добрые лица,
Согрей тёплым взором рабочие руки,
Не знавшие лени, безделья и скуки.
В тот час, когда многие сладко уж спали,
Усталые ручки носочки вязали,
Перчатки внучонку, салфетку девчонке.
Крестом, яркой розой постель расшивали,
Под древние песни детишек качали.
Тот пишет стихи, а та барыню пляшет,
А этот землицу и сеет и пашет…
И в каждом талант, только ключик найдите,
И в мир доброты щедро дверь распахните.
Корзинка из ивы, гармошки разливы,
Комбайн на покосе, пирог на подносе…
На всё это надо так много терпенья
К любому труду, как к себе, уваженья.
Не станет великой певицей девчонка,
Не станет Рублёвым вихрастый мальчонка,
Но это, поверьте, не столь уж и важно.
Рисуйте, пишите, творите отважно.
Рисунок из сказки, грибочек из глины-
Ребячьи поделки душе нашей милы.
Познать не зазорно любые ремёсла
И вам, малышам, и седеющим взрослым!
8. Домашнее задание:
Домашнее задание (на выбор) – расписать 1. кубанский дом 2. резные наличники на окнах 3. ворота |
Солнышко – основа всей жизни, источник света, символ роста и счастья. |
Звезда – счастье. |
Дерево – приносит счастье, побеждает тёмные силы. |
Роза – оберег от злых сил. |
Тюльпан – символ будущего и настоящего одновременно. |
Сердце – любовь. |
Цветы – доброта. |
Хвойное дерево – крепкое здоровье. |
Птица – весна, хороший урожай. |
Паук – терпение, исцеляющие силы, счастье. |
Список используемой литературы
1. Пословицы http://poslovitsa.yaxy.ru/kontext/1400.html
2. Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия» 2005г
3. Толковый словарь Ожегова http://d-pankratov.livejournal.com/155452.html
4. Казак Н. Где народные умельцы узоры искали. – М.: Малыш, 1985 г.
5. Родная Кубань. Страницы истории/под ред. Проф. В.Н. Ратушняка. – Краснодар: ОИПЦ «Перспективы образования», 2004 г.
Приложение:
Слайд 1:
Без ремесла - как без рук. Умному человеку и семидесяти ремесел мало. По ремеслу и промысел. Ремеслу всегда надо учиться. |
Слайд 2: Слайд 5:
Слайд 3: Слайд 6:
Слайд 4: Слайд 7:
Слайд 8: Слайд 12:
Слайд 9: Слайд 13:
Слайд 10: Слайд 14:
Слайд 11: Слайд 15:
Петриковская роспись: